Развивающие технологии "Игра-путешествие"
Одной из развивающих технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является организация занятий в форме игры-путешествия в реальный мир природных объектов и явлений, в воображаемый мир детских представлений. Цель таких занятий в развитии любознательности, познавательного интереса к объектам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_tehnologii.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – путешествие» Развивающие технологии.
Стрельникова Стефа Ивановна
учитель – дефектолог МДОУ д/сад комбинированного вида
№ 20 «Дельфин», г.Саяногорск Республика Хакасия
Одной из развивающих технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является организация занятий в форме игры – путешествия в реальный мир природных объектов и явлений, в воображаемый ребенком мир детских представлений.
Цель таких занятий состоит в развитии познавательного интереса к объектам природы. Любое занятие – путешествие строится из 3-х этапов:
- подготовительного (представленного как совместная деятельность детей и педагога),
- самого путешествия (специально организованный – обучающий, познавательный вид игровой деятельности),
- заключительного (результативного, как воспоминание о путешествии).
Темы этих занятий могут быть самыми различными. Согласно лексическим темам, которые разбиты на весь учебный год, я составила перспективный план, включив в него занятия – путешествия по темам: «Путешествие в Волшебную Страну и знакомство с Мудрой Совой», «Кто живёт у нас в лесу», « В гости к Лесовичку», «Полет в космос», «В гостях у феи Математики» и др.
Новизна этих занятий в том, что дети свободно чувствуют себя, перемещаясь в развивающем пространстве, допускается свободная форма общения педагога с детьми в виде вопросов и ответов, развивается монологическая и диалогическая речь.
Специально организованные занятия проводятся в раскрепощенной форме и способствуют развитию у детей любознательности, познавательного интереса, обогащают знания детей, формируют чувство коллективизма, умение слушать детей и педагогов, воспитывают самостоятельность.
Занятия – путешествия тщательно готовятся, продумываются атрибуты и дидактический материал. На таких занятиях вместо реальных предметов можно брать заменители или модели, их заменяющие, можно использовать схемы, планы. Например, на занятии – путешествии в Волшебную Страну к Мудрой Сове мы использовали план – схему путешествия. Форма проведения занятий – путешествий самая разнообразная. На занятиях могут использоваться приборы – компас, лупа, песочные часы, магнит, которые формируют естественно – научные представления у детей. В процессе занятий – путешествий педагог может внести элементы эксперимента: сравнение свойств 2-х простейших предметов, например: изучение и сравнение металла и дерева, стекла и пластмассы.
Таким образом, на этих занятиях решаются сразу несколько задач: образовательные, коррекционные, воспитательные. Большое значение имеют воспитательные задачи, т.к. воспитывают у детей интерес, умение находить решение проблемы, действовать самостоятельно.
Предлагаем игры – путешествия:
«Путешествие в Волшебную страну» на формирование элементарных математических представлений через развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
«Кто живёт у нас в лесу» - тематическое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития.
Литература:
1. Белошистая А.В. Развивающие занятия с детьми 1 – 2ой коррекционной подготовительной группы (на математическом материале). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.: «Школьная Пресса». №4. 2003.
2.Дыбова О. А. Что было до… Игры – путешествия в прошлое. М.: ТЦ «Сфера».2002.
3. Петухова Е.Н. Формирование пространственного ориентирования у дошкольников с нарушением интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М. «Школа – Пресса». №5 – 2003.
4.Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В. Путешествие по Стране Правильной Речи. С- Петербург. «Детство – Пресс». 2002.