ЗОЖ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
города Глазова
«Согласовано» «Утверждено»
Протокол № __ Руководителем ОУ
От __________ приказ №________
Заседания ШМО от______________
«Принято»
Городской экспертной
комиссией
Протокол №_____
От_____________
Программа ориентационного курса
Здоровый образ жизни.
Для учащихся 9 классов
Глазов, 2012
Составитель:
Учитель биологии
1 категории МБОУ «СОШ №13»
Толстикова Ольга Анатольевна
Пояснительная записка.
Самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - здоровье. Здоровье - это сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческими взлетами и падениями.
Но несмотря на это, следует указать на парадоксальный характер отношения современного ученика к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия ― с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Предлагаемый ориентационный курс рассчитан на 17 часов учебного времени для учеников 9 класса. В соответствии с концепцией модернизации школьного образования предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Курс направлен на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет свое здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовать свой режим дня и свободное время; учащиеся плохо представляют, как окружающая среда влияет на человека.
Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что его здоровье – это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к себе и своему здоровью, а также осознать то, что здоровье человека напрямую связано с факторами окружающей среды. На протяжении всего курса учащиеся должны выяснить, что значит «быть человеком?».
Цели курса.
- Предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
- Сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей среды зависит от гармоничного единства личности, общества и природы.
- Умение сохранить свое здоровье как компонент общечеловеческой культуры.
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
- Развитие у школьников мотивов бережного отношения к природе, ко всему живому как главной ценности на Земле.
- Подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и здравоохранения, психологических службах.
Задачи курса.
- Сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящий ущерб здоровью людей, сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению здоровья, особенно их труда и быта.
- Научить детей основам правильного питания.
- Развить умение использовать теоретические знания в жизни.
- Научить улучшать собственное физическое и психическое состояние.
- Сформулировать отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
- Формирование адекватного поведения, направленного на выздоровление в случае болезни, особенно хронической.
- Воспитание интереса к получению знаний о человеке как явлению природы.
- Развитие творческого потенциала учащегося: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ.
Данный ориентационный курс был разработан на основе и учебного пособия Б.Т. Величкоского, В.И. Кирпичева, И.Т. Суравегина «Здоровье человека и окружающая среда».
Преподавание данного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. В ходе изучения тем курса учащиеся выполняют творческие задания, участвуют в семинарах, выполняют практические работы, пишут рефераты.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | практ | семин | ||||
1. | Жизнедеятельность здорового человека. | 1 | 1 | Анкетиро- вание | ||
2. | Здоровье и наследственность. | 5 | 2 | 2 | 1 | Решение задач |
3. | Среда жизнедеятельности человека. | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре | |
4. | Организм защищается от загрязнений. | 1 | 1 | Тестиро- вание | ||
5. | «Вредные привычки» | 2 | 1 | 1 | Написание рефератов, игра "Как сказать "Нет!" | |
6. | Культура питания. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа "Составление рациона питания" | |
7. | Культура движения. | 1 | 1 | Практичес кая работа "Составление комплекса утренней зарядки". | ||
8. | Гигиена быта. | 1 | 1 | 1 | Написание рефератов, практическая работа "Мой любимый подоконник" | |
9. | Связь биологии с практической деятельностью человека. | 1 | Анкетиро- вание |
Содержание курса.
Жизнедеятельность здорового человека (1ч).
Связь жизнедеятельности организма со здоровьем. Метаболизм. Системы органов. Потребление кислорода. Крово- и лимфообращение. Нервная система: центральная и периферическая, вегетативная и соматическая, рефлекс.
Лекция 1. Жизнедеятельность здорового человека.
Здоровье и наследственность (5ч).
Стандартные признаки человека, средний человек. Человек в пространстве и времени.
Связь видовых признаков и свойств человека с жизнью в открытых пространствах, прямохождением и сложной биологической организацией. Последствия прямохождения.
Основные черты адаптации человека к условиям внешней среды. Роль гормонов в осуществлении стрессовой реакции. Польза и вред стрессовых реакций. Дезадаптация.
Наследственные заболевания. Предупреждение наследственных заболеваний: дородовая диагностика, защита окружающей среды, антимутагены, профилактика, планирование семьи.
Лекция 1. «Средний человек». Является ли человек совершенным существом.
Лекция 2. Стресс – наследственная реакция адаптации. Предупреждение наследственных болезней.
Среда жизнедеятельности человека (2ч).
Биологические ритмы и их значение для организма. Особенности сред обитания человека, компоненты сред. Влияние факторов природной среды: космических, ландшафтных, климатических на состояние здоровья. Способы улучшения реального природного окружения вашей местности.
Лекция 1. Природа биологических ритмов.
Организм защищается от загрязнений (1ч).
Ксенобиотики, система барьеров, тканевые депо, транспортные системы, ферментные системы.
Лекция 1. Организм защищается от загрязнений.
«Вредные привычки» (2ч).
Понятие «вредные привычки». Основные группы вредных привычек.
Курение. Влияние курения на организм человека: анемия, нарушение зрения, заболевание сердечно-сосудистой системы, аллергия, ухудшение памяти, нарушение работы пищеварительной, половой системы, влияние на будущее потомство, психическая и физическая зависимость от никотина.
Алкоголь. Влияние алкоголя ни системы органов, алкогольная болезнь печени, цирроз. Возможность лечения людей, страдающих алкогольной зависимостью.
Наркотики. Состояние эйфории, физическая и психическая зависимость человека.
Лекция 1. Заболевания, связанные с вредными привычками.
Игра "Как сказать "Нет!"
Культура питания (2ч).
Состав пищи, питательные вещества. Витамины, гиповитаминозы и их последствия для организма. Значение минеральных солей и воды, влияние нитратов, нитритов, пестицидов и солей тяжелых металлов на организм.
Рациональное питание, культура питания. Нормы потребления продуктов. Энергетическая ценность пищи. Диеты.
Лекция 1. Гигиена питания.
Практическая работа "Составление рациона питания"
Культура движения (1ч).
Движение, значение движения. Гиподинамия, ее последствия. Рост и развитие. Физические упражнения. Двигательная активность. Связь движения с эмоциональным состоянием организма.
Лекция 1. Движение – жизнь.
Гигиена быта (1ч).
Гигиена света; зрение. Величина оконных проемов и размещение мебели, светильников, соотношение количества лампочек и их мощности в помещении. Влияние цвета на организм человека, подбор цветовой гаммы для жилых помещений. Оборудование рабочего места школьника.
Температурный режим и влажность воздуха в жилых помещениях, вентиляция; влияние запыленности и плесневых грибков на организм.
Опасные вредители в доме. Влияние шум на организм человека. Санитарные требования к оборудованию кухни.
Комнатные растения и их влияние на организм.
Лекарственные растения, их влияние на организм. Народная медицина – нужна ли она.
Лекция 1. Экосистема дома.
Практическая работа "Мой любимый подоконник", с элементами игры.
Связь биологии с практической деятельностью человека (1ч).
Профессия – врач. Заботы эколога. Сельское хозяйство. Биологические достижения.
Список литературы.
Литература для учащихся.
- Батуев Л.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек. Основы физиологии и психологии: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Дрофа, 2000.
- Винокурова Н.Ф. Природопользование: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек школьников. М.: Педагогика, 1984.
Литература для учителя.
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
- Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
- Анастасова Л.И., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 1997.
- Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Вентана – Граф, 2004.
- Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье / под ред. А.Я. Щелкунова. М.: Первое сентября, 2000.
Приложение 1
Анкета для учащихся 8-11 классов.
1. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны? Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).
Материальное благополучие [ ], качественное образование [ ], хорошее здоровье [ ], привлекательная внешность [ ], любимая работа [ ], возможность общаться с интересными людьми [ ], благополучная семья [ ], свобода и независимость [ ].
2. Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.
Хорошая наследственность [ ], хорошие экологические условия [ ], выполнение правил здорового образа жизни [ ], возможность консультации и лечения у хорошего врача [ ], знания о том, как заботиться о своем
здоровье [ ], отсутствие физических и умственных перегрузок [ ], регулярные занятия спортом [ ], достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. [ ].
3. Что из перечисленного присутствует в Вашем распорядке дня?
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда | |
Утренняя зарядка, пробежка | |||
Завтрак | |||
Обед | |||
Ужин | |||
Прогулка на свежем воздухе | |||
Сон не менее 8 часов | |||
Занятия спортом | |||
Душ, ванна |
4. Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?
Вполне достаточно [ ], не вполне достаточно [ ], недостаточно [ ].
5. Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
Очень интересна и полезна [ ], довольно интересна и полезна [ ], не очень интересна и полезна [ ], неинтересна и не нужна [ ].
6. Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
Часто | От случая к случаю | Никогда | |
От родителей | |||
От друзей | |||
В школе | |||
Из журналов и книг | |||
Из передач ТВ | |||
Через интернет |
7. Как Вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?
Интересно | Не всегда интересно | Неинте ресно | |
От родителей | |||
От друзей | |||
В школе | |||
Из журналов и книг | |||
Из передач ТВ | |||
Через интернет |
8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в Вашем классе? Какие из них Вы считаете интересными и полезными?
Проводятся | Интересно | Неинте- ресно | |
Специальные уроки | |||
Лекции | |||
Показ видеофильмов | |||
Спортивные соревнования | |||
Работа спортивных секций | |||
Тематические вечера |
Приложение 2.
Вопросы к семинарскому занятию по теме «Среда жизнедеятельности человека».
- Космос и здоровье.
- Погода и самочувствие.
- Ландшафт и здоровье.
- Природная среда – источник инфекционных заболеваний.
- Природно-очаговые болезни.
- Неинфекционные эндемичные заболевания.
- Человек в экстремальных природных условиях: высокогорье, пустыни, тропические леса.
- Человек и море.
- Человек в невесомости.
- Стрессы в современном мире.
- Образ природы в культуре России.
- Поселение как среда жизни.
Приложение 3
Как сказать «НЕТ!»
Сценарий игры.
Цель: ознакомить с физическими и психическими последствиями курения; научить выдвигать убедительные аргументы против курения в реальных жизненных ситуациях; сформировать у подростков стереотип здорового образа жизни
Ведущий. Сегодня, ребята, мы поговорим о том, почему опасно курение и как сказать «НЕТ!» этой опасной привычке.
Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Когда болит, то заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы отдавая по часам.
Курить или не курить? Как сказать нет этой привычке? Как себя чувствуют курящие люди? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться. К нам в гости пришли специалисты, которые расскажут нам о последствиях для организма курения.
Биохимик.
Терапевт.
Детский врач.
Доказано влияние никотина на половые железы. Если самцу кролика вводить в организм никотин, то у него уменьшается размер яичек, происходят нарушения в половых клетках (сперматозоидах). Подобные же явления могут наблюдаться у длительно курящих мужчин, ощущающих преждевременное угасание половой функции. 129,97,59.
Ведущий. Мы провели анкетирование, результаты которого я хотела бы зачитать.
Курение приводит к возникновению серьезной зависимости. Помимо физической зависимости от никотина, существует и психологическая зависимость, которая, как правило, сильнее. Именно поэтому курильщикам приходится часто идти на изменение своего образа жизни. Но кроме этого, от этой привычки страдают не только сами курильщики, а и окружающие их люди. Мы представляем вам рубрику «Письмо сверстнику». Помогите ответить вашему сверстнику.
Дорогой сверстник!
Я и мой друг имеем серьезные намерения. Мы даже пару раз говорили о том, чтобы пожениться. Нам повезло в том, что наши мнения во многом совпадают. Но, когда мы заговорили о детях, мы чуть-чуть поспорили. Дело в том, что мы оба курим. Я знаю, что это может нанести вред мне и ребенку, поэтому я решила бросить, и мой друг меня целиком поддерживает. Однако он считает, что его курение не принесет вреда никому. Прав ли он?
С уважением, Будущая мама.
Дорогой сверстник!
Мне четырнадцать лет. Моя мама и мой старший брат курят, и я тоже решил попробовать. После первого раза меня стошнило, в следующий раз у меня только кружилась голова. К несчастью, моя мама почувствовала запах табака в моей комнате и ужасно рассердилась. Она вынудила меня дать обещание никогда в жизни этого больше не делать. Но это не легко, когда в доме все курят. Мне кажется, я имею право сделать свой собственный выбор, не так ли?
Искренне твой, Единственный некурящий.
Дорогой сверстник!
Мой папа умер от сердечного приступа два года назад. Причины тому были разные, но основная – курение. Я сам не курю, но курят мой друзья, даже мои лучшие друзья. Конечно, я все равно буду дружить с ними, даже если они будут продолжать курить, только вот всякий раз, когда они закуривают сигарету, я злюсь и расстраиваюсь. Как мне сказать все, что я думаю, без нравоучений?
Твой несчастный Друг курильщиков.
Игра «Марионетки».
Игра проводится с тремя учениками. Перед классом ставится два стула. На один садится ученик. Второй словами пересаживает его на другой стул.
- Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
- Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями и учителями.
- Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
Приложение 4
Сценарий мероприятия: «Мой любимый подоконник».
Цель: познакомить с разнообразием комнатных растений.
Задачи: 1) Познакомить с многообразием комнатных растений, правилами выбора растений и их расстановкой.
2) Развивать умение правильно выбирать растения для себя и правилами посадки комнатных растений.
3) Воспитывать бережное отношение к растениям и эстетическую красоту.
Оборудование: комнатные растения, карточки с описанием растений, горшки с землей, черенки комнатных растений.
Класс делится на группы.
1 конкурс «Домашнее задание».
Каждая команда представляет свое растение, которое они приготовили дома.
2 конкурс «Мой любимый подоконник».
Каждой команде предосталяются карточки с описанием растений. Учащиеся должны составить набор растений для одного человека, с учетом его здоровья, знака зодиака, людей проживающих с ним и положение комнат.
АЛОЭ ДРЕВОВИДНОЕ — повышает иммунитет, защищает от болезней, укрепляет силу духа, помогает перенести одиночество.
БАЛЬЗАМИН — сглаживает в доме напряжение, оберегает от уныния, развивает способность видеть хорошее.
БЕГОНИЯ КОРОЛЕВСКАЯ — полезна для медлительных людей тех, кто не умеет принимать решения.
ГЕРАНЬ (пеларгония по научному)- тушит огонь ярости, гнева, развивает чувство юмора, помогает людям, на которых сильно давят жизненные обстоятельства. Служит замечательным гармонизатором и нейтрализатором неблагоприятных зон. Розовая - благоприятствует любви, защищает от злых сил. Белая герань способствует рождению детей.
ДЕКАБРИСТ — полезен там, где живут грубые, злые люди. Наполняет атмосферу новым настроением, пробуждает в человеке проявление заботы о ближнем.
РОЗА --- Влияние: впитывает в себя энергию лени, дарит созидание, противостоит агрессивности, останавливает ссоры и драки, помогает женщинам стать более самостоятельными.
САНСЕВИЕРИЯ --- поглощает энергию жестокости и грубости, облагораживает, погает быстро достичь цели, развивает находчивость и предприимчивость.
Традесканция - универсальное средство от «сглаза», нейтрализует зависть, приносит чувство радости, погает пережить неприятные моменты. В вашем доме бывает слишком много людей? И не все из них доброжелательны и откровенны? Заведите традесканцию, под её влиянием злые люди забудут дорогу в ваш дом. Традесканция- источник радости и вдохновения. Она способна заряжать энергией, обострять чувство юмора, дарить нажежду. Кроме всего прочего она хранит своих хозяев от заболеваний верхних дыхательных путей.
Калла в доме - источник бодрости и враг уныния. Она дарит своему хозяину способность к красноречию, что помогает последнему сделать карьеру и завоевать уважение и признание. Если кто-то в семье страдает болезненным самолюбием, калла и здесь поможет, избавит от этого недостатка.
Орхидея - целительница. Считается, что она способна очистить и оздоровить людей, даже самый больной организм. Орхидея наведет порядок в мыслях, успокоит, если нужно, подарит надежду на лучшее, научит радоваться жизни. Разные по цвету орхидеи различаются и по своим свойствам. Например, красные - снабжают силой и энергией, белые- делают хорошего человека еще лучше, розовые- дарят любовь нужного человека, желтые- склоняют к творчеству.
Кактус - просто незаменим в том доме, где частые ссоры и размолвки, развивает остроту ума. Использование: Выращивают в саду для защиты от краж со взломом и от непрошеных гостей.
Если вы действительно хотите, чтобы в доме воцарился мир и лад, заведите кактус, он остудит гнев и снимет раздражение. Еще одно бесценное этого невзрачного на вид растения - его умение бороться с нечистой силой. Именно поэтому маги рекомендуют устанавливать кактус в тех местах, где есть контакт с внешним миром- у дверей и на подоконниках.
Азалия создает в доме положительную энергетику. Если у вас в семье нет мира, постоянно происходят мелкие стычки из-за мелочей, азалия поможет вам восстановить атмосферу любви и понимания. Если вы занимаетесь серьезным, впечатляющим делом, азалия и тут придет к вам на помощь. Она поможет найти силы для решения достаточно сложных вопросов.
Цикламен - миротворец. Он способен подавлять и сводить на нет конфликты, успокаивать капризных детей, основные свойства: любовь, защита от злыхых сил, в том числе энергетических, способность к деторождению. Влияние: отгоняет дурные сны, развитые страхи. Для женской переменчивой сущности просто незаменим. Цикламен помогает преодолеть комплексы, замкнутость, застенчивость. Этот цветок способен дарить надежду отчаявшимся.
Монстера способна упорядочить и систематизировать мысли своего хозяина, разложить все по полочкам. Для тех, у кого вечный беспорядок в доме, она просто незаменима. Хороша монстера и для тех, кто постоянно одержим неосуществимыми идеями, хватается за ту работу, которая им не под силу. Кроме того, монстера предохраняет людей от отравлений.
Влияние растений на знаки зодиака.
Водолей.
Если вы — человек творческий, обязательно посадите у себя растения водолея. Это абутилон (комнатный клен) полосатый и гибрилный, алоказия Сандера, бокарнея отогнутая (нолина), драцена Годсфера; калатея (Лубберса, полосатая, украшенная, Макоя, замечательная), каллистемон лимонно-желтый, кокколоба ягодоносливая, колеус (карликовый, Блюме, Вершаффельта), крестовик Роули, маранта трёхцветная («молитвенное дерево»), пуансеттия прекраснейшая (молочай прекраснейший), рео пестрое, строманта приятная, фитония (серебристожилковая, Вершаффельта), ятрофа подагрическая.
Рак.
Бегония МэнсонаТелец.
Персидский цикламен, узумбарская фиалка.
Близнецы
Традесканция, папоротники, перистые пальмы, плющи
Лев
Китайская роза, калла (зантедесхия), недотрога (бальзамин).
Овен - неотразимый огненный из всего многообразия цветочной гаммы выбирает красный цвет. Это могут быть георгины, герберы, гвоздики, маки, тюльпаны и, конечно же розы.
Телец - больше всего любит то, что вырастет само собой — маргаритки, анютины глазки, колокольчики. Не выносит остро пахнущих растений.
Близнецы - у этих больших оригиналов нужно спрашивать не какие цветы они любят, а какие еще не видели. Потому что самый дорогой для них цветок тот, который они видят впервые. В роли такого цветочка могут выступать все экзотические растения от орхидеи до верблюжьей колючки.
Рак - выбирая для него букет, обходите стороной все сомнительные ларьки. Этот знак - настоящий ценитель цветов, поэтому букет должен быть свежим, прекрасным и благоуханным. Розы с капельками росы, безупречные белые лилии, орхидеи... Дорого и со вкусом.
Лев - его знак в гороскопе Друидов - подсолнух. Можно именно поэтому Лев любит все желтое. Букет золотых шаров хризантемы, желтые кувшинки, мимоза и чайные розы - есть из чего выбирать.
Дева - предпочитает цветы скромные, но изящные и обязательно соответствующие сезону. Весной это могут фиалки, ландыши. Летом- ромашки, садовые тюльпаны и дикие нарциссы. Осенью — астры. Зимой — веточка багульника или мимозы.
Весы - цветы для этого знака выращиваются в космосе. Стрелиция, фрезия, калея, гиацинт, японский гладиолус... Если какой-то покажется вам привезенным с какой- то далекой планеты, смело несите его знакомым весам.
Скорпион - больше любит дарить цветы сам, чем получать их. Согласно гороскопу, Друидов, цветы Скорпиона — фрезии, орхидеи и пионы. Считается, что это цветы с напором, с большой энергетикой, как и хозяева. И как они красивы!
Стрелец - для него смысл и форма букета важнее каждого отдельного взятого цветка. Стрелец способен оценить все ухищрения флористов, ему нравится гармоничные композиции из растений и предметов, сухих и искуственых цветов. И, конечно же, обертка. Не вздумайте подарить Стрельцу букет, перевязанный кое-как.
Козерог - любит большие цветы. Идеально, если вы гармонично соберете в букет все, что можете сорвать по дороге с поля: лютик, душистый горошек, вереск, иван-чай, кустик земляники. Изысканные растения- не его страсть.
Водолей- тонкий почитатель цветов. Он может любоваться одним-единственным цветком от его рождения до увядания (цветка). Так что не гонитесь за количеством. И не забудьте о сладостях.
Рыбы - терпеть не могут, когда умирают цветы. Поэтому в качестве подарка преподнесите Рыбам горшочек с каким-нибудь комнатным растением, и они окружат его поистине материнской заботой.
Кроссворд.
По вертикали.
- Универсальное средство от «сглаза».
4. Нужна тем, у кого вечный беспорядок.
5. Она поможет если вы очень часто ссоритесь.
6. Растение знака близнецов.
По горизонтали.
- Развивает остроту ума.
- Благодаря этому растению дети перестают капризничать.
7. Повышает иммунитет.
Кроссворд.
По вертикали.
1. Универсальное средство от «сглаза».
4. Нужна тем, у кого вечный беспорядок.
5. Она поможет если вы очень часто ссоритесь.
6. Растение знака близнецов.
По горизонтали.
- Развивает остроту ума.
- Благодаря этому растению дети перестают капризничать.
7. Повышает иммунитет.
Кроссворд.
По вертикали.
- Универсальное средство от «сглаза».
4. Нужна тем, у кого вечный беспорядок.
5. Она поможет если вы очень часто ссоритесь.
6. Растение знака близнецов.
По горизонтали.
- Развивает остроту ума.
- Благодаря этому растению дети перестают капризничать.
7. Повышает иммунитет.
Кроссворд.
По вертикали.
- Универсальное средство от «сглаза».
4. Нужна тем, у кого вечный беспорядок.
5. Она поможет если вы очень часто ссоритесь.
6. Растение знака близнецов.
По горизонтали.
- Развивает остроту ума.
- Благодаря этому растению дети перестают капризничать.
7. Повышает иммунитет.
Кроссворд.
По вертикали.
- Универсальное средство от «сглаза».
4. Нужна тем, у кого вечный беспорядок.
5. Она поможет если вы очень часто ссоритесь.
6. Растение знака близнецов.
По горизонтали.
- Развивает остроту ума.
- Благодаря этому растению дети перестают капризничать.
7. Повышает иммунитет.