Самообразование
Главное - не останавливаться на достигнутом!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю заведующий МБДОУ д/с №5 «Березка» _____________________/Н.М.Федорина/ «_____»______________________2021 г.
Образовательно - методическая траектория на 2021 - 2023 учебные года
Воспитателя МБДОУ детский сад №5 «Берёзка»
_Журавлевой Оксаны Владимировны
Тема: Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к окружающему природному миру.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к окружающему природному миру, создать условия для формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста;
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей к формированию экологической культуры у детей.
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Литература
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
- Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
- Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
- А.И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
- Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.
- Н.А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
- О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
- В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»
- Интернет-ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/;http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/., www. dovosp. Ru, www.1 september.ru, www. solnet., www.maam/ru.
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство, к сожалению, воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем, что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению, мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно-важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению, не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем, очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия, помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Сроки | Форма работы | Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ, изготовление пособий и т.д.). |
Сентябрь2020г. | Подбор и изучение методической литературы по теме |
|
Октябрь 2020г. | Пополнение РППС группы |
- дидактические игры: «Дерево погоды», «Кто спрятался», «Рыбалка», «Времена года. Признаки», «Найди чей хвостик», «Где чей след?», «С какого дерева листок» - карточки «Берегите природу», «Можно и нельзя», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Цветы», «Грибы», «Насекомые», «Деревья» - лэпбуки «Времена года», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы» - макеты », «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
|
Ноябрь 2020г. | Работа с родителями |
|
Декабрь 2020г. | Работа с педагогами |
|
Январь 2021г. | Работа с детьми |
"Кто живёт на суше, а кто в воде", "Наша семья", "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку"
|
Февраль 2021г. | Работа с родителями |
|
Март 2021г. | Работа с детьми |
|
Апрель 2021г. | Работа с родителями |
|
Май 2021г. | Работа с педагогами |
|
Сентябрь – ноябрь 2021г. | Реализация среднесрочного проекта на тему: «Чистый мир» | Для детей: Тематические беседы Беседа «Для чего нужна вода?», «Деревья в нашем саду», «Лекарственные растения», «Мы дружим с птицами» Презентации «Птицы нашей местности», «Что такое природа?», «Мусор нам не нужен!», «Земля - наш общий дом» Просмотр мультфильма «Береги природу» Пальчиковая гимнастика «У пруда», «Цветок проснулся», «Улитка», «Дом за кустом», «Есть у каждого свой дом» Дидактические игры «Что это такое?», игра с мячом «Воздух, земля, вода», «Купание куклы», «Кто где живѐт», «Собирайка», «Группируем по признакам», «Вершки корешки», «Волшебный поезд», «Один-много», «Узнай по голосу», «Хорошо – плохо», «В мире животных» Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мыльные пузыри», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу», «Зайка», «Поймай комара», «По ровненькой дорожке», «Звери вышли на зарядку», «Воробышки и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Воробушки и кот», «К названному дереву беги» НОД Рисование «Осенний дождик», «Яркие листочки», рисование песком «Травка для зайчика» Лепка «Тучка и дождик», «Корм для птички» Аппликация «Осенний ковер» Рассматривание иллюстративного материала «Вода в природе», «Деревья нашей местности», «Последние цветы», «Кому нужны деревья», «Птицы нашего двора» Наблюдения «Листопад», наблюдение за деревьями, наблюдение за насекомыми, «Наблюдение за воробьем», «За ветром» Чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая», Потешка «Водичка-водичка», К.Чуковский «Мойдодыр» Е. Благининой «Дождик» , К.Ушинский «Утренние лучи», Е.Чарушин «Лисята», «Медвежата», Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей», Я. Драгунский «Земля», А. Прокофьев «Берѐзка» Экспериментирование: «Узнаем какая вода», «Утонет - не утонет?», «Солнечные зайчики», «Проращивание фасоли» Сюжетно- ролевые игры «Искупаем куклу Машу», «Садовник» Театрализация «Репка», «Теремок» Совместное творчество детей и родителей «Мы друзья природы». Для родителей:
Для педагогов:
Дополнить развивающую среду:
Итог проекта: Экологический праздник ««Земля наш общий дом» |
Декабрь 2021г. | Работа с родителями |
|
Январь 2022г. | Работа с детьми |
|
Февраль 2022г. | Работа с педагогами |
|
Март 2022г. | Работа с детьми |
|
Апрель 2022г. | Работа с родителями |
|
Май 2022г. | Работа с детьми |
|
Работа с педагогами | Отчет о проделанной работе, презентация «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к окружающему природному миру». |
Предварительный просмотр:
Утверждаю заведующий МБДОУ д/с №5 «Березка» _____________________/Н.М.Федорина/ «_____»______________________2019 г.
Образовательно - методическая траектория на 2019 - 2021 учебные года
Воспитателя МБДОУ детский сад №5 «Берёзка»
_Журавлевой Оксаны Владимировны
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники, создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники.
Задачи:
- создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;
- совершенствовать диалогическую форму речи у детей;
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить детей (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать у детей умение составлять свои рассказы из личного опыта;
- развивать речь детей в игровой деятельности;
- развивать словесно-логическое мышление, речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Литература
- Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми //
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51 -54.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (библиотека Логопеда).
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176с. – (библиотека Логопеда).
- Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
- Интернет-ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/;http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/., www. dovosp. Ru, www.1 september.ru, www. solnet., www.maam/ru.
Актуальность темы:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Требования законодательства и ФГОС ДО гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Зачастую мы, педагоги, слышим от родителей такие слова: «У нас стихи не запоминаются! Ребенок не может быстро запомнить текст, переставляет слова местами». Действительно, если предложить ребенку рассказать стихотворение, он первым делом вспомнит строчки из стихотворения с последнего праздника или развлечения.
Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я решила использовать в работе по речевому развитию технологию мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры стихотворения, рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Недостаточно обогащен активный словарь; достаточно слабо развита связная, грамматически правильная диалогическая речь; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Необходимо в следующем учебном году продолжать вести работу по обогащению у них словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Выявлена необходимость развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Правильно произносить гласные и согласные звуки.
Сроки | Форма работы | Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ, изготовление пособий и т.д.). |
Сентябрь2019г. | Подбор и изучение методической литературы по теме |
|
Октябрь 2019г. | Создание условий для развития детей |
- дидактические игры: «Ассоциация», «Что лишнее», «Подбери к картинке карандаши», «Найди отличия», «Найди одинаковые картинки» и др.; - мнемологические таблицы-схемы; - игры на дыхание («Огненный дракончик», «Веселый мяч», «Дуйбол»). - лэпбук по развитию речи «Волшебная страна».
|
Ноябрь 2019г. | Работа с родителями |
|
Декабрь 2019г. | Работа с педагогами |
|
Январь 2020г. | Работа с детьми |
|
Февраль 2020г. | Работа с родителями |
|
Март 2020г. | Работа с детьми |
деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». |
Апрель 2020г. | Работа с родителями |
|
Май 2020г. | Работа с педагогами |
|
Сентябрь – ноябрь 2020г. | Реализация среднесрочного проекта на тему: «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» | Для детей: Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Для родителей:
Проведение индивидуальных бесед с родителями; Для педагогов:
Дополнить развивающую среду:
|
Декабрь 2020г. | Работа с родителями |
|
Январь 2021г. | Работа с детьми |
|
Февраль 2021г. | Работа с педагогами |
|
Март 2021г. | Работа с детьми |
|
Апрель 2021г. | Работа с родителями |
Проведение открытого занятия «Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
|
Май 2021г. | Работа с детьми |
|
Работа с педагогами |
|
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МБДОУ д/с №5 «Березка»
____________________/Н.М.Федорина/
«_____»______________________2018 г.
План работы по самообразованию 2018/2019 учебный год
Воспитателя МБДОУ детский сад №5 «Берёзка»
_Журавлевой Оксаны Владимировны
Тема: «Проектный метод в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников»
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам духовно - нравственного воспитания старших дошкольников в условиях проектной деятельности, создать условия для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
- Разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания дошкольников через проектные технологии, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей.
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края.
- Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в духовно-нравственном воспитании малых фольклорных произведений.
- Обогащать словарный запас детей
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи
Литература:
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ Детство-пресс 2012.
- Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
- Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
- Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
- А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.
- Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
- Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
- Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.
- Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
- Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91
- Интернет-ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/;http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/., www. dovosp. Ru, www.1 september.ru, www. solnet., www.maam/ru.
Актуальность
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Сроки | Форма работы | Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ, изготовление пособий и т.д.). |
Сентябрь | Подбор и изучение методической литературы по теме | Изучение литературы по данной теме. Составление каталога методической литературы по теме самообразования. Составление каталога литературы по проектной деятельности. Составление перспективного планирования по духовно - нравственному воспитанию старших дошкольников в условиях проектной деятельности. Составление картотек: «Пословицы и поговорки о добре», «Игры по духовно-нравственному воспитанию», «Стихи и рассказы о родине», "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через годовой цикл праздников", «Добрые игры», «Игры на нравственное развитие старших дошкольников». |
Октябрь - декабрь | Разработка проекта на тему: «Нижний Новгород – столица Поволжья» | Для детей: - рисование «Герб города»; - аппликация «Флаг города»; - коллективное моделирование «Улица нашего города»; - Посиделки в музее «Как жили наши предки»; - Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Нижнего Новгорода»; - Фотовыставка на тему: «Любимые места в Нижнем Новгороде»; - Викторина (совместно с родителями) «Знай свой город» Для родителей: - оформление стенда «Достопримечательности Нижнего Новгорода» совместно с детьми; - акция по сбору краеведческой литературы, фотографий, открыток о городе Нижний Новгород; - организовать конкурс для детей и родителей «Дары земли Нижегородской» (Поделки из природного материала); - Оформление папки - передвижки по теме: "Азбука нравственности". Для педагогов: - Выступление на педсовете с презентацией проекта «Нижний Новгород – столица Поволжья» Дополнить развивающую среду: - центр патриотического воспитания: дидактические игры: «Выложи герб Нижнего Новгорода из фрагментов», «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию», «Угадай, где я нахожусь?», «Найди отличия»; - центр творчества: трафареты Кремля, различные дома, башни, деревья; - центр книги: книги и иллюстрации «Все о Нижнем Новгороде»; Итог проекта: совместный праздник «Город мастеров» |
Январь - март | Разработка проекта на тему: «Россия – Родина моя» | Для детей: - рисование «Люблю березку русскую», - аппликация "Выход в космос", «Цветы России», «Русская березка», «Орнаменты для сарафанов и кокошников» - лепка «Дымковская игрушка», «Матрёшка» с последующей росписью. - рисование "Герб моей страны"; -Конкурс на лучший рисунок "Россия - Родина моя"; - Конкурс чтецов «Люблю Россию я»; Для родителей: - Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине» Буклет «Русская мудрость о воспитании детей». Для педагогов: Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через реализацию пректа «Россия – Родина моя»» Дополнить развивающую среду: - центр эстетического развития: Сарафаны и кокошники, музыкальные инструменты (трещетки); - центр книги: серия картинок «Золотое кольцо России»; - центр творчества: Раскраски «Растения и животные средней полосы России» «Выложи узор на кокошнике», «Выложи узор на сарафане»; - центр патриотического воспитания: Дидактические игры: «Найди флаг России», "Узнай наш герб", "Кто, чем управляет", «Найди среди гербов разных стран, герб России», «Чей костюм», «Мир профессии», " С какого дерева листок", "У кого какой домик", "Когда это бывает"; Итог проекта: совместно с родителями проведение праздника «Папа и я - русские богатыри» |
Апрель - май | Разработка проекта на тему: «Во имя жизни на земле…» | Для детей: - рисование: «Мирное небо», «Пасха Красная», "Они сражались за Родину"; - аппликация: «Пасхальное яйцо», «Вербное воскресенье»; - лепка: «Солдат на посту», «Пасхальный кулич» - Совместно с родителями создание книги памяти группы «Наши герои»; - конкурс рисунков "Мы правнуки твои, Победа!" Для родителей: - Памятка: "9 Мая. День Победы» - Консультация «Пасха - главный православный праздник года» Дополнить развивающую среду: - центр патриотического воспитания: Дидактические игры: «Наши праздники», «Найди пару», «Найди яйцо», «Катание яиц»; - центр творчества: раскраски на тему: «Светлый праздник Пасхи!», «Мои защитники»; - центр книги: дидактическая игра «Собери пословицу», книги и иллюстрации о войне и Пасхе; Итог проекта: Участие детей и родителей в праздничном концерте посвященному Великой Отечественной войне. |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ детского сада №5 «Березка» ______________________________ Федорина Н.М Приказ №________от ________________20_____ |
План работы по самообразованию
воспитателя МБДОУ детского сада №5 «Берёзка»
Журавлевой Оксаны Владимировны на 2022/2023 учебный год
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей 4-5 лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками»
Цель: повышать профессиональное мастерство и компетентность по вопросу, воспитание нравственных качеств детей 4-5 лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками, создать условия для нравственного развития детей.
Задачи:
- Разработать и апробировать модель нравственного воспитания дошкольников через изучение русских народных сказок, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
- Интегрировать содержание нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей.
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения русских народных сказок
- Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
- Разработать систему мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
- Развивать у детей интерес к русским народным сказкам;
- Обогащать словарный запас детей.
- Сформировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
- Приобщать родителей к воспитанию ребенка в семье с помощью русских народных сказок.
- Оказать родителям воспитанников педагогическую помощь с целью, принятия ценности сказки, ее особой роли в нравственном воспитании ребенка.
Литература:
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика-синтез, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М., Просвещение, 2009
- Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2006
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010
- Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
- Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
- Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
- А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.
- Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
- Интернет-ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/;http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/., www. dovosp. Ru, www.1 september.ru, www. solnet., www.maam/ru.
Актуальность
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребенка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится все чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье все реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребенка в волшебный мир сказки. Все чаще дети остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребенка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Сроки | Форма работы | Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ, изготовление пособий и т.д.). |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме Создание условия для нравственного развития детей | Составление каталога методической литературы по теме самообразования. Изучение опыта работы по данной теме. Составление картотек:
русских народных сказок»
Альбомы для рассматривания:
Просмотр вебинаров по теме «Воспитание нравственных качеств детей 4-5 лет в процессе ознакомления с русскими народными сказками» |
Октябрь - | Пополнение РППС группы | Пополнение центра речевого развития Дидактические игры:
Кольца Луллия:
Пополнение центра театральной деятельности:
Пополнение центр изодеятельности:
|
Ноябрь | Работа с родителями | Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Памятка «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников»Оформление папки-передвижки на тему «Какие сказки читать на ночь» Буклет «Десять почему необходимо читать детям» Родительское собранием «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка» Анкетирование «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Работа с педагогами | Консультации: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»Буклет «Сказка — это важно» |
Январь | Работа с детьми | Изготовление атрибутов и разучивание слов для сказки «Теремок» Инсценировка сказки «Теремок» |
Февраль - март | Разработка проекта на тему: «По дорогам сказок» | Для детей: Тематические беседы
Пальчиковая гимнастика
Дидактические игры
Подвижные игры
НОД Художественно-эстетическое развитие:
Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстративного материала Чтение художественной литературы «Петушок – золотой гребешок» Экспериментирование: игра-экспериментирование с природным материалом «Угощение для Винни-Пуха»; Сюжетно- ролевые игры
Театрализация инсценировка сказок
Совместное творчество детей и родителей
Для педагогов: Мастер-класс «Театр своими руками» Дополнить развивающую среду: лепбук «В гости к сказкам» Итог проекта: развлечение «По страницам сказок» |
Апрель | Работа с родителями | Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» |
Май | Работа с педагогами отчет о проделанной работе | Выступление на педагогическом совете «Воспитание нравственных качеств детей 4-5 лет по средством русских народных сказок» Развлечение совместно с родителями «Спасем сказочных героев» |