Рабочие программы по предметам: история, обществознание.

Никонорова Татьяна Владимировна

Рабочие программы и тематическое планирование  по истории и обществознанию составлены на основе ФГОС и в соответствии с Примерной программой основного общего образования. Разработка учебного курса "История" для 10-11 классов является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе среднего  общего образования  (ФГОС) муниципального автономного общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ХМАО

10-11 КЛАССЫ

на 2021-2022 учебный год

Составитель:

Бобров Д.Г., учитель истории и обществознания,

Никонорова Т.В., учитель истории и обществознания

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа среднего общего образования по истории ХМАО – Югры является  составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2020-2021 г.

Цель Рабочей программы: создание условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса истории ХМАО –Югры среднего общего образования в полном объеме.

        Задачи:

  1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами истории.
  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Программа составлена на основе УМК История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс. Учеб. Пособие для общеобразовательных организаций. В 2ч./ Е.И. Гололобов. – М Просвещение, 2019. – 222 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по истории  ХМАО - Югры для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава обучающихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный региональным компонентом государственного образовательного стандарта  по истории ХМАО - Югры.

Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого  образовательного компонента  в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

        Изучение курса на уровне среднего  общего образования  является особенно актуальным. Старшая школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся старших классов готовятся к взрослой жизни. Курс  является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые обучающимися, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

 В основу организации образовательного процесса положены следующие технологии:

технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «задачный» подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

Предметом регионального  компонента   по истории  является историческое  прошлое обско-угорских народов в его конкретности и неповторимости. Данный  предмет дает преимущественно «вертикальный» срез истории региона. Ведущим  направлением   познавательной  деятельности  является исторический подход к изучению истории  Югры.

Объект изучения  региональной  истории —  реальная история Ханты-Мансийского автономного округа в ее естественном и историческом развитии (человек - природа - общество) и взаимосвязи с историей России, всемирной историей.

Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение. На уроках истории в рамках регионального компонента учащиеся знакомятся с прошлым округа. В содержание учебных занятий включаются сведения о родном городе, районе, селе, прошлом семьи. У обучающихся разных территорий округа конкретные знания о родном крае, «малой родине» будут различными и вариативными. История «малой родины» рассматривается как часть истории Югры, истории России/

 Основные  содержательные линии среднего общего образования по истории Югры охватывают:

I.        Историческое время. Счет лет и периодизация событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха); цикличность в истории; синхронность и асинхронность исторического движения  на уровне  страны и региона.

II.        Историческое пространство.Карты локально-исторических цивилизаций, центр и периферия в развитии цивилизаций. Динамика географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества; изменение геополитической карты своего  региона,  страны  и мира.

III.        Историческое движение.

  • Человек в истории - развитие человека в различные исторические эпохи: а) потребности, интересы, мотивы действий; б) восприятие мира, ценности;    в) условия жизни и быта.
  • Эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального производства, техники. Изменение характера экономических отношений между людьми в истории.
  • История человеческих общностей в разные эпохи: этнические общности (племя, народность, нация).
  • История познания человеком окружающего мира, общественной мысли, научных идей и развитие идеологии (религиозные и светские учения).
  • История   культуры народов: материальная и духовная культура, многообразие и динамика этических и эстетических систем ценностей, историческая преемственность и культурное наследие,  вклад народов Югры в отечественную и мировую культуру.
  • История отношений между народами, цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.). Проблема  войны и мира в истории.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип.  Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить  правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

В соответствии с приказом о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 г № 99. отводится для обязательного изучения предмета «История ХМАО-Югры» в 10- 11 классах – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В   результате   изучения   региональной  истории   на базовом   уровне ученик должен знать/понимать:

  • Соотношение истории родного края и истории России. Роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
  • Взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
  • Особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, обусловленные относительной мягкостью русской колонизации Сибири.
  • Основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств,

русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).

  • Быт и культура народов края (по периодам).
  • Знакомство с основными историческими источниками по истории региона.
  • Выдающиеся общественно-политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
  • Сопоставление знания истории родного края с современными проблемами  развития  округа.
  • Знание хронологии и топонимики Югры.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской и мировой истории;
  • работать с историческими и географическими картами региона;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах плана, тезисов, конспекта, сообщения, рецензии, реферата;
  • описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, жителя Югры и гражданина России.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории ХМАО предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10 – 11 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры)

Курс  является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Данный курс должен способствовать приобщению подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям.  

В процессе изучения предмета обучающиеся, получают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Введение

Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь».Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории.

Глава 1. Наш край в древности.

Север Западной Сибири в  каменном веке.

Север Западной Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека

Сибирь в энеолите и бронзовом веке. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке.

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства.

Мировоззрение обских угров. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.

Глава 2 Югорское средневековье

Север Западной Сибири в железном веке.  В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики.

Западносибирская прародина венгров. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины».

Торговые связи Югры в раннее средневековье. Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Булгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры.  

Открытие Югры новгородцами.Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре.

Угорские княжества.Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обскихугров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население.

Государство сибирских татар. Тюменское ханство.Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Югорский край в средние века"

Взаимоотношения Москвы и Сибири. Укрепление Московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в.- раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы  в середине XV в. Зауральские походы московских войск. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в.

Поход Ермака в Сибирь. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции.

Основание первых русских городов. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в.

Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVIХVII вв.Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения кодского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества.  Обдорское княжество.  Пелым и Конда.  Сургутские княжества.

Глава 3 Сибирское взятие  

Вхождение Угорской земли в Московское государство. Сибирские татары 16 века. Поход Ермака в Сибирь. Первые русские города и остроги. Угорские княжества в 16-17 веках.

Глава 4Под сенью Двуглавого орла (6 часов)

Северо- Западная Сибирь под властью Русского государства в XVII в.Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII.Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители.

Этнополитическая картина края в XVII в. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские.

Язычество и христианство на обских берегах.Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

Судьба властелинов Приобской тайги.

Глава5 Первые 100 лет в составе Российской империи (XVIII-XIX вв.)

Народы края в XVIII в. Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне.

Административное устройство и управление края в XVIII в.Административное устройство и управление края в начале XVIIIв. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края.

Государственные повинности

Секретные узники Березово

Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.

Культура и быт народов края

Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Особенности планировки и застройки кварталов жилыми и общественными зданиями, особенности интерьера этих зданий. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Образование. Монастырские школы. Латинская духовная школа в Самарове. Домашнее образование.

Создание местной светской системы образования в XIX в. Березовское уездное училище и Сургутская казачья школа — важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев.

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме "Югра в 18 веке". Промежуточная аттестация.

Глава 6 Век великих реформ

Изменение в структуре населения в 19 веке.

Преобразования административно-территориальной системы. Реформирование местных органов власти в 1803—1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Структура и функции управления в рамках комиссарств. Деятельность М.М. Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821 г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.

Экономическое развитие края в XIX в. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVHI в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок. Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла.

11 класс

Глава 1 Югра в XIX веке

Изменение в структуре населения в 19 веке. Социальная структура, русификация, этнография. Русское население.

Преобразования административно-территориальной системы. Структура, реформа, кризис. Административно-территориальное деление Западной Сибири. Изменения в самоуправлении

Развитие экономики края в XIX веке. Рыбный промысел, Изменения в  охотничьем промысле, кедровый промысел, скотоводство, опыты развития земледелия.

Культура и быт, общественная жизнь народов края в  18-19 веках. Создание местной системы образования, Сургутская казачья школа. Круг чтения народов края, бытовые традиции и новаторство северян, политические взгляды жителей севера и переселенцев.

Повторение

Глава 2В годы социальных потрясений (7 часов)

Социально-экономическое. Политическое развитие Севера на рубеже 19-20 веков. Акция политического неповиновения, политическая  ссылка, колонизация. Рыболовство, охота, скотоводство, земледелие, торговля, ремесла.

Культурная и общественная жизнь края в к. 19 н. 20 века. Школы, развитие краеведения и научные изыскания в крае, здравоохранение.

Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти. Революционные события 1917 года. Переход власти к Советам. Гражданская война. Антибольшевистское восстание.

Повторение

Глава 3Край в межвоенный период (1921 – 1941 гг) (7 часов)

Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти. Поиск новой административной системы. Изменения в системе управления и судопроизводства. Создание  национального округа.

Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. Переход к мирной жизни. Охотничий промысел. Создание лесной промышленности, транспорт и связь, сельское хозяйство, цена преобразований в народном хозяйстве.

Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере. Система образовательных учреждений, национальные СМИ, литература, искусства.

Повторение

Глава 4 Округ в годы Великой Отечественной войны  и послевоенное двадцатилетие (8  часов)

Великая война в судьбе края. Все для фронта, все для победы. Роль округа в годы войны, добыча и переработка рыбы, охотничий промысел, сельское хозяйство. Участие северян в боевых действиях. Вначале испытаний, дорогами войны. Преодолевая военные невзгоды. Помощь фронту,  образование и культура, национальная и социальная политика государства на территории округа.

Первое послевоенное двадцатилетие: социально-экономическое развитие округа. Административные преобразования, рыболовство и рыбопереработка, лесное хозяйство, нефтегазовая промышленность, кооперативная промышленность, сельское хозяйство охотничий промысел, транспорт и связь.

Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края. Социально-политическая обстановка, изменение в жизни коренных народов.Образование. Медицина. Культура.Народное образование, медицинское обслуживание, культурная жизнь.

Повторение.

Глава 5

Второе «открытие» Югорской земли

Экономическое развитие ХМАО-Югры в 1960-1980 годы. Становление нефтегазового комплекса, кризисные явления в отрасли, развитие других отраслей. Эпоха «большой нефти»

Социальное развитие округа в  1960-2010 годы: свершения и проблемы.  Демографические изменения и их последствия, противоречия социального и культурного развития, проблемы национальной политики и экологии в округе.

Нефтегазовая промышленность, энергетика и лесное хозяйство. Становление автономного округа как субъекта Р.Ф. Социальный портрет современной  Югры.

Повторение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

Раздел

Количество

часов

Введение

1

Введение в историю Югры  

4

Древняя история Югры

5

Югра в Средние века

5

Вхождение Югры в состав Российского государства (к XVI – XVII в.)

6

Административное устройство и экономика Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века)

2

Социокультурное развитие Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века)    

5

Югра в XIX в.

7

ВСЕГО

35 часов

11 класс

Раздел

Количество

часов

Югра в XIX веке

6

В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год)

7

Край в межвоенный период (1921 - 1941 гг.)

7

Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 -1965 гг.)

8

Второе «открытие» Югорской земли (1965-2010 гг.)

7

ВСЕГО

35 часов

Тематическое планирование по истории ХМАО

10 класс

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение.

1

Введение в историю Югры  (4ч)

2

Изучение прошлого: историческая наука.

1

3

Источники по истории Югры

1

4

Историческая география Севера Западной Сибири

1

5

Обобщающий урок

1

Древняя история Югры (5 ч)

6

Начало заселения и освоения региона

1

7

Югра в каменном веке

1

8

Освоение территории современной Югры в бронзовом веке

1

9

Югра в раннем железном веке

1

10

Повторительно-обобщающий урок

1

Югра в Средние века (5 ч)

11

Югра в эпоху раннего Средневековья

1

12

Югра и внешний мир в средние века

1

13

Военно-политические объединения народов таежной зоны Западной Сибири в Средние века

1

14

Мифология обско-угорских и самодийских народов

1

15

Повторительно-обобщающий урок

1

Вхождение Югры в состав Российского государства (к XVI – XVII в.) (6 ч)

16

Поход Ермака в Сибирь

1

17

Начало Русского освоения территории современной Югры. Строительство городов и острогов

1

18

Югра в системе государственного управления Российского государства

1

19

Российское государство и коренное население края

1

20

Культура и быт народов региона

1

21

Повторительно-обобщающий урок

1

Административное устройство и экономика Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века) (2 ч)

22

Административное устройство и управление регионом (XVIII - начало XX века)

1

23

Социально-экономическое развитие Югры в XVIII - начале XX века

1

Социокультурное развитие Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века)    (5 ч)

24

Политическая ссылка и ее влияние на развитие региона

1

25

Православие на территории Югры

1

26

Изучение Югры отечественными и зарубежными учеными

1

27

Образование, медицина, повседневная жизнь и быт населения Югры

1

28

Повторительно-обобщающий урок

1

Югра в XIX в.(7ч.)

29

Изменения в структуре населения в XIX веке.

1

30

Преобразования административно- территориальной системы.

1

31

Развитие экономики края в XIX веке.

1

32

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIII - XIX вв.

1

33

Итоговое собеседование

1

34

Повторение по теме: «Югра в XIX веке»

1

35

Повторительно-обобщающий урок «История ХМАО-Югры»

1

Тематическое планирование по истории ХМАО

11 класс

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Югра в XIX веке. 6 часов

1.

Изменения в структуре населения в XIX веке.

1

2.

Изменения в структуре населения в XIX веке.

1

3.

Преобразования административно- территориальной системы.

1

4.

 Развитие экономики края в XIX веке.

1

5.

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIII - XIX вв.

1

6.

Повторение по теме: «Югра в XIX веке»

1

В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год) 7 часов

7.

Социально-экономическое и политическое развитие Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XXвв.

1

8.

Социально-экономическое и политическое развитие Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XXвв.

1

9.

Культурная и Общественная жизнь края в конце XIX - начале XX вв.

1

10.

Культурная и Общественная жизнь края в конце XIX - начале XX вв.

1

11.

Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти в крае.

1

12.

Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти в крае.

1

13.

Повторение: «В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год)»

1

Край в межвоенный период (1921 - 1941 гг.) 7 часов

14.

Административная система и национальная политика в первые десятилетия Советской власти.

1

15.

Административная система и национальная политика в первые десятилетия Советской власти.

1

16.

Проблемы развития народного хозяйства на новых основах.

1

17.

Проблемы развития народного хозяйства на новых основах.

1

18.

Культурные преобразования на Обь-иртышском Севере

1

19.

Культурные преобразования на Обь-иртышском Севере

1

20

Повторение: «Край в межвоенный период (1921-1941 гг.)»

1

Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 -1965 гг.) 8 часов

21.

Великая война в судьбе края.

 1

22.

Великая война в судьбе края.

 1

23.

Великая война в судьбе края.

1

24.

Великая война в судьбе края.

1

25.

Первое послевоенное 20-летие: социально- экономическое развитие округа.

1

26

Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края.

1

27.

Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края.

1

28.

Повторение: «Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 - 1965 гг.)»

1

Второе «открытие» Югорской земли (1965-2010 гг.) 7 часов

29.

Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-1980-х гг. Эпоха «большой нефти»

1

30.

Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-1980-х гг. Эпоха «большой нефти»

1

32.

Социальное развитие округа в середине 1960- 1980-х гг.: свершения и проблемы.

1

31.

Социально-демографические процессы и межнациональные отношения в современной Югре

1

33.

Политические процессы в Югре в 1990-2010-е гг.

1

34.

Экономическое развитие Югры на рубеже веков и роль Югры в современной России

1

35

Итоговое собеседование.

1