Рабочие программы по предметам: история, обществознание.
Рабочие программы и тематическое планирование по истории и обществознанию составлены на основе ФГОС и в соответствии с Примерной программой основного общего образования. Разработка учебного курса "История" для 10-11 классов является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6-9_fgos_.pdf | 640.01 КБ |
vseobshchaya_istoriya_5-9_fgos.pdf | 699.82 КБ |
obshchestvo_6-9_fgos.pdf | 949.21 КБ |
10-11_kl_istoriya_fgos_1.pdf | 786.4 КБ |
10-11_obshchestvo_fgos.pdf | 494.25 КБ |
10-11_fgos_istoriya_hmao.docx | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования (ФГОС) муниципального автономного общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ХМАО
10-11 КЛАССЫ
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Бобров Д.Г., учитель истории и обществознания,
Никонорова Т.В., учитель истории и обществознания
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего общего образования по истории ХМАО – Югры является составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2020-2021 г.
Цель Рабочей программы: создание условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса истории ХМАО –Югры среднего общего образования в полном объеме.
Задачи:
- Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами истории.
- Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа составлена на основе УМК История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс. Учеб. Пособие для общеобразовательных организаций. В 2ч./ Е.И. Гололобов. – М Просвещение, 2019. – 222 с.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по истории ХМАО - Югры для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава обучающихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный региональным компонентом государственного образовательного стандарта по истории ХМАО - Югры.
Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа с Древности до наших дней» является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образовательного компонента в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Изучение курса на уровне среднего общего образования является особенно актуальным. Старшая школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся старших классов готовятся к взрослой жизни. Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые обучающимися, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
В основу организации образовательного процесса положены следующие технологии:
технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «задачный» подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.
Предметом регионального компонента по истории является историческое прошлое обско-угорских народов в его конкретности и неповторимости. Данный предмет дает преимущественно «вертикальный» срез истории региона. Ведущим направлением познавательной деятельности является исторический подход к изучению истории Югры.
Объект изучения региональной истории — реальная история Ханты-Мансийского автономного округа в ее естественном и историческом развитии (человек - природа - общество) и взаимосвязи с историей России, всемирной историей.
Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение. На уроках истории в рамках регионального компонента учащиеся знакомятся с прошлым округа. В содержание учебных занятий включаются сведения о родном городе, районе, селе, прошлом семьи. У обучающихся разных территорий округа конкретные знания о родном крае, «малой родине» будут различными и вариативными. История «малой родины» рассматривается как часть истории Югры, истории России/
Основные содержательные линии среднего общего образования по истории Югры охватывают:
I. Историческое время. Счет лет и периодизация событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха); цикличность в истории; синхронность и асинхронность исторического движения на уровне страны и региона.
II. Историческое пространство.Карты локально-исторических цивилизаций, центр и периферия в развитии цивилизаций. Динамика географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества; изменение геополитической карты своего региона, страны и мира.
III. Историческое движение.
- Человек в истории - развитие человека в различные исторические эпохи: а) потребности, интересы, мотивы действий; б) восприятие мира, ценности; в) условия жизни и быта.
- Эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального производства, техники. Изменение характера экономических отношений между людьми в истории.
- История человеческих общностей в разные эпохи: этнические общности (племя, народность, нация).
- История познания человеком окружающего мира, общественной мысли, научных идей и развитие идеологии (религиозные и светские учения).
- История культуры народов: материальная и духовная культура, многообразие и динамика этических и эстетических систем ценностей, историческая преемственность и культурное наследие, вклад народов Югры в отечественную и мировую культуру.
- История отношений между народами, цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.). Проблема войны и мира в истории.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
В соответствии с приказом о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 г № 99. отводится для обязательного изучения предмета «История ХМАО-Югры» в 10- 11 классах – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения региональной истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- Соотношение истории родного края и истории России. Роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
- Взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
- Особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, обусловленные относительной мягкостью русской колонизации Сибири.
- Основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств,
русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
- Быт и культура народов края (по периодам).
- Знакомство с основными историческими источниками по истории региона.
- Выдающиеся общественно-политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
- Сопоставление знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
- Знание хронологии и топонимики Югры.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской и мировой истории;
- работать с историческими и географическими картами региона;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах плана, тезисов, конспекта, сообщения, рецензии, реферата;
- описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, жителя Югры и гражданина России.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории ХМАО предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10 – 11 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры)
Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Данный курс должен способствовать приобщению подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям.
В процессе изучения предмета обучающиеся, получают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Введение
Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь».Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории.
Глава 1. Наш край в древности.
Север Западной Сибири в каменном веке.
Север Западной Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека
Сибирь в энеолите и бронзовом веке. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке.
Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства.
Мировоззрение обских угров. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.
Глава 2 Югорское средневековье
Север Западной Сибири в железном веке. В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики.
Западносибирская прародина венгров. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины».
Торговые связи Югры в раннее средневековье. Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Булгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры.
Открытие Югры новгородцами.Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре.
Угорские княжества.Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обскихугров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население.
Государство сибирских татар. Тюменское ханство.Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.
Повторительно-обобщающий урок по теме "Югорский край в средние века"
Взаимоотношения Москвы и Сибири. Укрепление Московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в.- раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XV в. Зауральские походы московских войск. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в.
Поход Ермака в Сибирь. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции.
Основание первых русских городов. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в.
Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI—ХVII вв.Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения кодского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.
Глава 3 Сибирское взятие
Вхождение Угорской земли в Московское государство. Сибирские татары 16 века. Поход Ермака в Сибирь. Первые русские города и остроги. Угорские княжества в 16-17 веках.
Глава 4Под сенью Двуглавого орла (6 часов)
Северо- Западная Сибирь под властью Русского государства в XVII в.Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика
Русское население Северо-Западной Сибири в XVII.Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители.
Этнополитическая картина края в XVII в. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские.
Язычество и христианство на обских берегах.Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).
Судьба властелинов Приобской тайги.
Глава5 Первые 100 лет в составе Российской империи (XVIII-XIX вв.)
Народы края в XVIII в. Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне.
Административное устройство и управление края в XVIII в.Административное устройство и управление края в начале XVIIIв. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края.
Государственные повинности
Секретные узники Березово
Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.
Культура и быт народов края
Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Особенности планировки и застройки кварталов жилыми и общественными зданиями, особенности интерьера этих зданий. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Образование. Монастырские школы. Латинская духовная школа в Самарове. Домашнее образование.
Создание местной светской системы образования в XIX в. Березовское уездное училище и Сургутская казачья школа — важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев.
Повторение
Повторительно-обобщающий урок по теме "Югра в 18 веке". Промежуточная аттестация.
Глава 6 Век великих реформ
Изменение в структуре населения в 19 веке.
Преобразования административно-территориальной системы. Реформирование местных органов власти в 1803—1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Структура и функции управления в рамках комиссарств. Деятельность М.М. Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821 г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.
Экономическое развитие края в XIX в. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVHI в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок. Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла.
11 класс
Глава 1 Югра в XIX веке
Изменение в структуре населения в 19 веке. Социальная структура, русификация, этнография. Русское население.
Преобразования административно-территориальной системы. Структура, реформа, кризис. Административно-территориальное деление Западной Сибири. Изменения в самоуправлении
Развитие экономики края в XIX веке. Рыбный промысел, Изменения в охотничьем промысле, кедровый промысел, скотоводство, опыты развития земледелия.
Культура и быт, общественная жизнь народов края в 18-19 веках. Создание местной системы образования, Сургутская казачья школа. Круг чтения народов края, бытовые традиции и новаторство северян, политические взгляды жителей севера и переселенцев.
Повторение
Глава 2В годы социальных потрясений (7 часов)
Социально-экономическое. Политическое развитие Севера на рубеже 19-20 веков. Акция политического неповиновения, политическая ссылка, колонизация. Рыболовство, охота, скотоводство, земледелие, торговля, ремесла.
Культурная и общественная жизнь края в к. 19 н. 20 века. Школы, развитие краеведения и научные изыскания в крае, здравоохранение.
Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти. Революционные события 1917 года. Переход власти к Советам. Гражданская война. Антибольшевистское восстание.
Повторение
Глава 3Край в межвоенный период (1921 – 1941 гг) (7 часов)
Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти. Поиск новой административной системы. Изменения в системе управления и судопроизводства. Создание национального округа.
Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. Переход к мирной жизни. Охотничий промысел. Создание лесной промышленности, транспорт и связь, сельское хозяйство, цена преобразований в народном хозяйстве.
Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере. Система образовательных учреждений, национальные СМИ, литература, искусства.
Повторение
Глава 4 Округ в годы Великой Отечественной войны и послевоенное двадцатилетие (8 часов)
Великая война в судьбе края. Все для фронта, все для победы. Роль округа в годы войны, добыча и переработка рыбы, охотничий промысел, сельское хозяйство. Участие северян в боевых действиях. Вначале испытаний, дорогами войны. Преодолевая военные невзгоды. Помощь фронту, образование и культура, национальная и социальная политика государства на территории округа.
Первое послевоенное двадцатилетие: социально-экономическое развитие округа. Административные преобразования, рыболовство и рыбопереработка, лесное хозяйство, нефтегазовая промышленность, кооперативная промышленность, сельское хозяйство охотничий промысел, транспорт и связь.
Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края. Социально-политическая обстановка, изменение в жизни коренных народов.Образование. Медицина. Культура.Народное образование, медицинское обслуживание, культурная жизнь.
Повторение.
Глава 5
Второе «открытие» Югорской земли
Экономическое развитие ХМАО-Югры в 1960-1980 годы. Становление нефтегазового комплекса, кризисные явления в отрасли, развитие других отраслей. Эпоха «большой нефти»
Социальное развитие округа в 1960-2010 годы: свершения и проблемы. Демографические изменения и их последствия, противоречия социального и культурного развития, проблемы национальной политики и экологии в округе.
Нефтегазовая промышленность, энергетика и лесное хозяйство. Становление автономного округа как субъекта Р.Ф. Социальный портрет современной Югры.
Повторение
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Раздел | Количество часов |
Введение | 1 |
Введение в историю Югры | 4 |
Древняя история Югры | 5 |
Югра в Средние века | 5 |
Вхождение Югры в состав Российского государства (к XVI – XVII в.) | 6 |
Административное устройство и экономика Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века) | 2 |
Социокультурное развитие Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века) | 5 |
Югра в XIX в. | 7 |
ВСЕГО | 35 часов |
11 класс
Раздел | Количество часов |
Югра в XIX веке | 6 |
В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год) | 7 |
Край в межвоенный период (1921 - 1941 гг.) | 7 |
Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 -1965 гг.) | 8 |
Второе «открытие» Югорской земли (1965-2010 гг.) | 7 |
ВСЕГО | 35 часов |
Тематическое планирование по истории ХМАО
10 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
Введение в историю Югры (4ч) | ||
2 | Изучение прошлого: историческая наука. | 1 |
3 | Источники по истории Югры | 1 |
4 | Историческая география Севера Западной Сибири | 1 |
5 | Обобщающий урок | 1 |
Древняя история Югры (5 ч) | ||
6 | Начало заселения и освоения региона | 1 |
7 | Югра в каменном веке | 1 |
8 | Освоение территории современной Югры в бронзовом веке | 1 |
9 | Югра в раннем железном веке | 1 |
10 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Югра в Средние века (5 ч) | ||
11 | Югра в эпоху раннего Средневековья | 1 |
12 | Югра и внешний мир в средние века | 1 |
13 | Военно-политические объединения народов таежной зоны Западной Сибири в Средние века | 1 |
14 | Мифология обско-угорских и самодийских народов | 1 |
15 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Вхождение Югры в состав Российского государства (к XVI – XVII в.) (6 ч) | ||
16 | Поход Ермака в Сибирь | 1 |
17 | Начало Русского освоения территории современной Югры. Строительство городов и острогов | 1 |
18 | Югра в системе государственного управления Российского государства | 1 |
19 | Российское государство и коренное население края | 1 |
20 | Культура и быт народов региона | 1 |
21 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Административное устройство и экономика Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века) (2 ч) | ||
22 | Административное устройство и управление регионом (XVIII - начало XX века) | 1 |
23 | Социально-экономическое развитие Югры в XVIII - начале XX века | 1 |
Социокультурное развитие Югры в составе Российской империи (XVIII - начало XX века) (5 ч) | ||
24 | Политическая ссылка и ее влияние на развитие региона | 1 |
25 | Православие на территории Югры | 1 |
26 | Изучение Югры отечественными и зарубежными учеными | 1 |
27 | Образование, медицина, повседневная жизнь и быт населения Югры | 1 |
28 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Югра в XIX в.(7ч.) | ||
29 | Изменения в структуре населения в XIX веке. | 1 |
30 | Преобразования административно- территориальной системы. | 1 |
31 | Развитие экономики края в XIX веке. | 1 |
32 | Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIII - XIX вв. | 1 |
33 | Итоговое собеседование | 1 |
34 | Повторение по теме: «Югра в XIX веке» | 1 |
35 | Повторительно-обобщающий урок «История ХМАО-Югры» | 1 |
Тематическое планирование по истории ХМАО
11 класс
п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Югра в XIX веке. 6 часов | ||
1. | Изменения в структуре населения в XIX веке. | 1 |
2. | Изменения в структуре населения в XIX веке. | 1 |
3. | Преобразования административно- территориальной системы. | 1 |
4. | Развитие экономики края в XIX веке. | 1 |
5. | Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIII - XIX вв. | 1 |
6. | Повторение по теме: «Югра в XIX веке» | 1 |
В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год) 7 часов | ||
7. | Социально-экономическое и политическое развитие Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XXвв. | 1 |
8. | Социально-экономическое и политическое развитие Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XXвв. | 1 |
9. | Культурная и Общественная жизнь края в конце XIX - начале XX вв. | 1 |
10. | Культурная и Общественная жизнь края в конце XIX - начале XX вв. | 1 |
11. | Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти в крае. | 1 |
12. | Отзвуки революционных событий 1917 года. Гражданская война и мероприятия советской власти в крае. | 1 |
13. | Повторение: «В годы социальных потрясений (конец XIX века - 1921 год)» | 1 |
Край в межвоенный период (1921 - 1941 гг.) 7 часов | ||
14. | Административная система и национальная политика в первые десятилетия Советской власти. | 1 |
15. | Административная система и национальная политика в первые десятилетия Советской власти. | 1 |
16. | Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. | 1 |
17. | Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. | 1 |
18. | Культурные преобразования на Обь-иртышском Севере | 1 |
19. | Культурные преобразования на Обь-иртышском Севере | 1 |
20 | Повторение: «Край в межвоенный период (1921-1941 гг.)» | 1 |
Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 -1965 гг.) 8 часов | ||
21. | Великая война в судьбе края. | 1 |
22. | Великая война в судьбе края. | 1 |
23. | Великая война в судьбе края. | 1 |
24. | Великая война в судьбе края. | 1 |
25. | Первое послевоенное 20-летие: социально- экономическое развитие округа. | 1 |
26 | Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края. | 1 |
27. | Общественно-политические и национальные отношения. Социально-культурная сфера в жизни края. | 1 |
28. | Повторение: «Округ в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное двадцатилетие (1941 - 1965 гг.)» | 1 |
Второе «открытие» Югорской земли (1965-2010 гг.) 7 часов | ||
29. | Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-1980-х гг. Эпоха «большой нефти» | 1 |
30. | Экономическое развитие Ханты-Мансийского округа в середине 1960-1980-х гг. Эпоха «большой нефти» | 1 |
32. | Социальное развитие округа в середине 1960- 1980-х гг.: свершения и проблемы. | 1 |
31. | Социально-демографические процессы и межнациональные отношения в современной Югре | 1 |
33. | Политические процессы в Югре в 1990-2010-е гг. | 1 |
34. | Экономическое развитие Югры на рубеже веков и роль Югры в современной России | 1 |
35 | Итоговое собеседование. | 1 |