Для коллег

Краснова Любовь Александровна

Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ

 

   С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье, в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его потребностям. Именно поэтому поступление ребенка в детский сад, его расставание с родными людьми нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением речевой, игровой, двигательной активности и даже заболеваниями. Следовательно, актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.

   Уже с первых дней жизни  у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, а к 2 годам и довольно устойчивый стереотип поведения. При поступлении в ДОУ привычные условия  жизни в семье (режим, микроклимат, характер питания и стиль воспитания) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень сложной задачей и часто приводит к стрессу: у детей могут нарушаться сон, аппетит, эмоциональное состояние, иногда повышается температура, у некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Все это приводит к снижению иммунитета, физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

   Проблема приспособления ребенка к условиям общественного воспитания привлекала внимание ученых разных стран.

  Исследования К.Л. Печоры (1998) показали , что только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6%-не готовы,75,8%-условно готовы.

   Под  АДАПТАЦИЕЙ принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды; приспособление человека к социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент.

   Родители осознают значимость проблемы подготовки ребенка к школе, но игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению.

   Исследования ученых и опыт практических работников показывают, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин:

   1) возраст ребенка;

   2) предшествующий жизненный опыт малыша;

   3) особенности нервной системы ребенка;

   4) характер поведения и потребность в общении;

   5) достигнутый уровень психического и физического развития;

   6) состояние здоровья;

   7) степень закаленности;

   8) сформированность навыков самообслуживания;

   9) уровень тревожности и личностные особенности родителей.

   Врачи и психологи различают три степени адаптации:

1)    Легкая адаптация-поведение нормализуется в течение 10-15 дней. Ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца.

2)    Адаптация средней тяжести-сдвиги нормализуются в течение месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

3)    Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить физическое и психическое истощение организма.

    Признаки  окончания адаптационного периода: стабилизация эмоциональной сферы; адекватная реакция на предложение взрослого; нормализация аппетита, сна; сокращение частоты и длительности заболеваний.

   Адаптация – длительный процесс и задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поощрять и поддерживать его в этот период. Задача персонала - помочь родителям адаптировать малышей.

  Процесс адаптации можно разделить на два этапа, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

1) Первый этап – подготовительный.   За 2 месяца до поступления детей в группу администрация нашего дошкольного учреждения проводит  родительское  собрание, на котором осуществляется знакомство с сотрудниками  д\с и персоналом группы.  Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей, родителям дают рекомендации, которые помогут им подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение:

   -привести домашний режим  в соответствие с режимом группы;

   -познакомиться с меню и ввести в рацион новые для него блюда;

   -по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

    -обогащать жизненный социальный опыт ребенка при взаимодействии со  взрослыми и детьми;

    -формировать положительное отношение к детскому саду, ни в коем случае не пугать ребенка детским садом.

     На индивидуальных консультациях перед поступлением детей в группу педагог-психолог и старшая медсестра дают установочные рекомендации.

  2) Второй – основной этап адаптационного периода начинается с момента поступления детей в группу.

     Совместно с родителями  стараемся следовать принципу постепенного вхождения ребёнка в детский сад.

1)     Первое знакомство с дошкольным учреждением  проводим на прогулке и длиться оно не более 15-20 минут.

2)     Со временем ребенок  начинает  гулять более длительное время, а к обеду уходить домой.

3)     Затем предлагаем приводить  малыша к началу игр в групповом помещении (после завтрака).

4)      Со временем ребенок будет оставаться обедать в группе.

5)     Потом ребенок будет приходить к завтраку и оставаться в группе до обеда.

6)     Только к окончанию адаптационного периода он останется на дневной сон.

   Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важно сотрудничество и взаимопонимание воспитателя и родителей.

  Используем  следующие формы организации взаимодействия с  родителями:

1.                Анкетирование помогает  сбору   данных о семье каждого воспитанника, особенностях воспитания и выстраиванию тактики взаимодействия.

2.                Познавательные беседы, консультации  способствуют изменению взглядов  родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

3.                Присутствие родителей во время адаптационного периода на прогулке, в группе способствуют налаживанию доверительных отношений  как  с ребенком,  так и с членами семьи.  

  

    А в результате адаптационный период сокращается и  обеспечивается эмоциональное благополучие  каждого воспитанника.