Для коллег
Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ
С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребенок воспитывается в семье, в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его потребностям. Именно поэтому поступление ребенка в детский сад, его расставание с родными людьми нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением речевой, игровой, двигательной активности и даже заболеваниями. Следовательно, актуальное значение имеет задача создания оптимальных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания, адаптации.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, а к 2 годам и довольно устойчивый стереотип поведения. При поступлении в ДОУ привычные условия жизни в семье (режим, микроклимат, характер питания и стиль воспитания) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень сложной задачей и часто приводит к стрессу: у детей могут нарушаться сон, аппетит, эмоциональное состояние, иногда повышается температура, у некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Все это приводит к снижению иммунитета, физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Проблема приспособления ребенка к условиям общественного воспитания привлекала внимание ученых разных стран.
Исследования К.Л. Печоры (1998) показали , что только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6%-не готовы,75,8%-условно готовы.
Под АДАПТАЦИЕЙ принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды; приспособление человека к социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент.
Родители осознают значимость проблемы подготовки ребенка к школе, но игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению.
Исследования ученых и опыт практических работников показывают, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин:
1) возраст ребенка;
2) предшествующий жизненный опыт малыша;
3) особенности нервной системы ребенка;
4) характер поведения и потребность в общении;
5) достигнутый уровень психического и физического развития;
6) состояние здоровья;
7) степень закаленности;
8) сформированность навыков самообслуживания;
9) уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Врачи и психологи различают три степени адаптации:
1) Легкая адаптация-поведение нормализуется в течение 10-15 дней. Ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца.
2) Адаптация средней тяжести-сдвиги нормализуются в течение месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
3) Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить физическое и психическое истощение организма.
Признаки окончания адаптационного периода: стабилизация эмоциональной сферы; адекватная реакция на предложение взрослого; нормализация аппетита, сна; сокращение частоты и длительности заболеваний.
Адаптация – длительный процесс и задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поощрять и поддерживать его в этот период. Задача персонала - помочь родителям адаптировать малышей.
Процесс адаптации можно разделить на два этапа, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
1) Первый этап – подготовительный. За 2 месяца до поступления детей в группу администрация нашего дошкольного учреждения проводит родительское собрание, на котором осуществляется знакомство с сотрудниками д\с и персоналом группы. Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей, родителям дают рекомендации, которые помогут им подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение:
-привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
-познакомиться с меню и ввести в рацион новые для него блюда;
-по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
-обогащать жизненный социальный опыт ребенка при взаимодействии со взрослыми и детьми;
-формировать положительное отношение к детскому саду, ни в коем случае не пугать ребенка детским садом.
На индивидуальных консультациях перед поступлением детей в группу педагог-психолог и старшая медсестра дают установочные рекомендации.
2) Второй – основной этап адаптационного периода начинается с момента поступления детей в группу.
Совместно с родителями стараемся следовать принципу постепенного вхождения ребёнка в детский сад.
1) Первое знакомство с дошкольным учреждением проводим на прогулке и длиться оно не более 15-20 минут.
2) Со временем ребенок начинает гулять более длительное время, а к обеду уходить домой.
3) Затем предлагаем приводить малыша к началу игр в групповом помещении (после завтрака).
4) Со временем ребенок будет оставаться обедать в группе.
5) Потом ребенок будет приходить к завтраку и оставаться в группе до обеда.
6) Только к окончанию адаптационного периода он останется на дневной сон.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важно сотрудничество и взаимопонимание воспитателя и родителей.
Используем следующие формы организации взаимодействия с родителями:
1. Анкетирование помогает сбору данных о семье каждого воспитанника, особенностях воспитания и выстраиванию тактики взаимодействия.
2. Познавательные беседы, консультации способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
3. Присутствие родителей во время адаптационного периода на прогулке, в группе способствуют налаживанию доверительных отношений как с ребенком, так и с членами семьи.
А в результате адаптационный период сокращается и обеспечивается эмоциональное благополучие каждого воспитанника.