Конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Дымковской игрушкой
Конспекты занятий, стихи, потешки, загадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспекты занятий, стихи, потешки, загадки | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с Дымковской игрушкой
Дымковская игрушка
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Экскурсия в музей детского сада
Цели":
Образовательные:
• Рассказать детям историю дымковской игрушки
• Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора
Воспитательные:
- Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев
- Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами
Развивающие:
- Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке
- Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании
Материалы для занятия '
- Изделия дымковского промысла
- Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек
- Кусочек красной глины
Подготовка к занятию. К занятиям цикла «Знакомство детей с русскими народными промыслами» требуется очень серьезная подготовка. Прежде всего необходимо найти изделия того народного промысла, о котором идет речь, подготовить выставку этих изделий. Хорошо, если в детском саду данный промысел представлен достаточно широко и полно. Но как быть, если мало?
В таких случаях я прошу помощи у родителей: на время — самое большее на месяц—они могут принести изделия народных промыслов из дома. Кроме того, использую многочисленные иллюстрации.
Выставку нужно оформить в отдельном помещении — фольклорной студии, изостудии, музыкальном зале, помещении музея детского сада, в любом кабинете, куда можно привести детей и где все экспонаты будут хорошо видны. Особенностью музея детского сада должна быть возможность не только посмотреть экспонаты, но и потрогать, ощупать их, осмотреть со всех сторон. Воспитатель должен объяснить это детям перед тем, как привести их в музей.
Ход занятия
Часть 1 Введение
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду.
А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Москве музеев много. Самые большие из них — Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Зоологический музей. Есть еще музеи, посвященные разным писателям и поэтам. Есть и музей кукол. Все музеи очень разные, в них собрано много экспонатов.
А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизнивидишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее — различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.
А мы сегодня пойдем не в большой музей, а в музей нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.
Часть 2 Экскурсия по музею
Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.
Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Часть 3
Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»
С удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали —пели, не скучали... Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки. Под руками глина — слой натри аршина. Стали шарики катать, как снежки, бывало... Глину щупать, глину мять — жирная, как сало! В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал
Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много краснрй глины, Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка сталатвердой.
Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?
А как они передали нам свое радостное настроение?
Возьмите каждый по игрущке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Танечка, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изображен? Каким цветом нарисованы круги, полоски?
Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить, каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.
Часть 4 Заключение
Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он предлагает детям пойти в группу и слепить такие же игрушки.
Занятие по лепке
Тема: «Дымковская лошадка»
Цель:
- Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
Задачи:
- показать пластичность передачи движений в лепке;
- продолжать учить детей лепке из целого куска глины по типу народных
- глиняных игрушек;
- обратить внимание детей на тесную связь народных традиций,
- декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного творчества
Материалы для занятия:
- Дымковские лошадки (игрушки и иллюстрации)
- Глина
- Клеенки или подставки для лепки
- Тряпочки для вытирания рук, стеки
Ход занятия
Воспитатель показывает детям дымковского коня и предлагает подумать, как можно его вылепить, какие приемы при этом ' применить. Голову и шею коня можно слепить из одного куска глины, шея затем плавно переходит в туловище. Передние и задние йоги можно слепить отдельно, разделяя их при помощи стеки, затем примазать к туловищу. Воспитатель обращает внимание детей на соразмерность всех частей туловища коня.
Гриву и хвост коня также можно оформить с помощью стеки, стараясь придать им развевающийся вид. Это поможет передать движение коня.
Перед началом работы воспитатель обязательно напоминает детям, как правильно работать с глиной, как содержать одежду и рабочее место в порядке. Во время лепки воспитатель старается помогать детям советами, редко прибегая к прямому вмешательству или показу.
Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии. Можно предложить детям прослушать пьесу Свиридова «Тройка», где в музыке великолепно переданы характер стремительного движения коней, и обсудить ее с ребятами.
После окончания работы игрушки выставляются на просушку. При оценке работ и анализе занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Можно предложить каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Какой у тебя получился конь? Озорной, игривый или усталый, много поработавший и желающий отдохнуть. Какой у него характер — открытый, доброжелательный или немного диковатый? Пусть дети немного пофантазируют.
В заключение воспитатель напоминает детям, что после того как игрушки подсохнут, их обязательно надо будет раскрасить.
Занятие по лепке
Тема: «Дымковский индюк»
Цель:
Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду
Задачи:
- Продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания
- Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей
Материалы для занятия:
- Дымковский индюк (лучше, если не один)
- Глина
- Клеенки или подставки для лепки
- Тряпочки для вытирания рук, стеки
Ход занятия
Воспитатель показывает детям дымковского индюка, предлагает внимательно рассмотреть его и потрогать. Обсуждается вопрос, из каких деталей состоит фигурка индюка, в какой последовательности лучше его лепить. Сложные детали — борода, гребень, хвост—требуют тщательной проработки. При их лепке можно прибегнуть к помощи стеки, применить приемы прищипывания, оттягивания глины.
Во время работы детям предоставляется возможность поэкспериментировать с глиной, изготавливая эти детали. Воспитатель просит детей подумать, как можно передать характер индюка. Для этого дети сначала должны вообразить1, какие черты характеры присущи их индюку: может, он зазнайка и хвастун, а может быть, он добрый и застенчивый; а вдруг он драчун; а может, немного трусоват? Как передать эти особенности в глине? Воспитатель помогает детям советами, указаниями. К показу или непосредственной помощи педагог прибегает редко. Ребенок, экспериментируя с глиной, должен сам найти нужную форму, испытать радость настоящего открытия.
При обсуждении работ воспитатель опять предлагает детям сказать несколько слов о получившихся у них фигурах.
Работы выставляются на просушку для дальнейшего раскрашивания;
Рисование
Тема: ЗНАКОМСТВО С ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ
Практическое содержание:
- воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей;
- познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой;
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
- уметь видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
- познакомить с элементами: прямая линия, точки-горошины;
Воспитатель (читает стихотворение).
Веселая, белая глина, Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка, А ну отгадайте: кто я?
Ребята, вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они прекрасными дымковскими узорами. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Игрушку называют дымковской по месту изготовления. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
И вот - на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Необыкновенный был праздник: весь город три дня гулял - с музыкой, качелями и каруселями, с плясками, песнями и с непрерывным заливистым свистом. Оттого и прозвали этот весенний праздник - «Свистунья».
Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Свое умение бабушки передавали внучкам, а внучки своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Вятке, в его центре, - художественные мастерские дымковской игрушки.
Когда наблюдаешь за работой мастериц, кажется все просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины, расшлепала ее в лепешку, свернула воронкой -оказалось, это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник... и поставила сушиться. А дальше обжигают в печи, белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать. Если посмотреть на узор - он необычно прост: кружочки, простые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки-горошины... Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие...
Мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой кистью. Хотите стать мастерами и попробовать, как можно украсить игрушку?
Сегодня я познакомлю вас с элементами росписи - прямой линией, которая наносится концом кисточки вертикально по отношению к листу бумаги (кисть держится тремя пальцами), и точками-горошинами (узор наносится тычком).
Предложить пальцем нарисовать в воздухе узоры, рассмотреть образцы.
Попросить детей повторить, как рисовать прямую линию, точку-горошину.
Индивидуальная работа обязательно проводится в ходе всего занятия.
Вопросы для анализа.
Трое ребят выбирают работы, где прямая линия и точки-горошины нарисованы аккуратно.
- Почему выбрали эту работу?
- Какое качество работы (аккуратная, красивая)?
Рисование
Тема: «ВОЛШЕБНЫЕ ЛОШАДКИ»
Практическое содержание:
- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;
-упражнять в рисовании знакомых элементов (прямая линия, точки-горошины), познакомить с новыми элементами (волнистая линия, круги);
- развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.
Предварительная работа: рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.
Материал: краски, кисти.
Ход занятия
Дети находятся в группе. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.
П е ч к и н. Здравствуйте, ребята! Дети здороваются.
Печкин. Я принес вам письмо издалека, а прислала его Марья-искусница. Хотите знать, что там написано?
Дети. Хотим.
Печкин читает письмо, в котором Марья-искусница приглашает детей в страну мастеров.
Воспитатель. За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?
Дети. Да, хотим.
Воспитател ь. Вот только как найти туда дорогу?
Печкин. Для вас Марья-искусница прислала игру с заданием, и если ребята правильно его выполнят, то найдут дорогу в страну волшебных мастеров.
Д/и «Парные картинки» (дымковские игрушки).
Печкин прощается и уходит. Дети выполняют задание.
Воспитатель. А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедем на лошадках. Дети.
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»,
Бьет копытом у ворот. поочередное поднимание ног,
На ветру играет гривой, согнутых в колене, покачи-
Пышной, сказочно красивой. вания головой, подскоки на
Быстро на седло вскачу, месте.
Не поеду – полечу
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок,
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой! Помахать руками.
Дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница.
Марья-искусница. Здравствуйте, гости дорогие! Дети. Здравствуйте.
Марья-искусница. Добро пожаловать в страну волшебных мастеров, нашу страну называют село Дымково. В нашем селе в далекую старину зародилась дымковская игрушка.
Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.
Марья-искусница.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?
Дети. Хотим.
Марья-искусница. Я вам приготовила силуэты лошадок, украсьте их дымковскими узорами.
Воспитатель. Вспомните, какие элементы дымковской росписи мы знаем. (Прямая линия, точки-горошины.)
Воспитатель. Я вам покажу новые элементы дымковской росписи: волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем пальчиком нарисовать в воздухе.
Дети вместе с воспитателем выполняют задание.
Воспитатель. Какие краски используют, когда рисуют дымковские узоры?
Ответы детей.
Воспитатель. Теперь распишем своих лошадок, но сначала разогреем свои ладошки.
Ритмичные хлопки - повтор за воспитателем
Воспитатель. А теперь приступим к работе.
Дети работают под музыку, воспитатель проводит индивидуальную работу.
Кто из ребят закончил работу, вместе с Марьей-искусницей играют в русскую народную игру «Подушечка», остальные дети присоединяются к игре после окончания работы.
Марья-искусница. Потрудились вы на славу, все лошадки хороши.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.
А теперь, детвора,
Руки вперед, «пружинка». Плавно руки в стороны. Наклоны вперед.
В детский сад спешить пора.
Дети.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой!
Вот река, широка и глубока,
Не достать до дна.
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица!
Постучим копытцем! Притоп ногой.
Эй лошадки, все за мной!
Поскакали все домой. Прыжки на месте.
ГОП-гоп-гоп-гоп!
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Понравилось путешествие в страну мастеров?
Ответы детей.
Вопросы для анализа:
- Какие элементы росписи мы использовали?
- Какими красками рисовали узоры?
- Аккуратно ли выполнены работы?
Воспитатель. Марье-искуснице понравились ваши работы, и мы их обязательно покажем вашим родителям.
Рисование
Тема: «РАСПИШЕМ НАРЯДЫ КОЗЛЯТАМ»
Цель:
продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой;
Задачи:
- вызывать интерес к народному творчеству, развивать у детей отческое восприятие, чувство цвета;
- учить составлять узор на данной форме из простейших элементов дымковской росписи;
- закрепить знания цветов, используемых в дымковской росписи и уметь сочетать их;
- закрепить технические умения: концом кисти рисовать круги, прямую и волнистую линию, точки-горошины, мазки, клетки;
- пробудить желание помочь козе и козлятам.
Предварительная работа: рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, чтение потешек, рисование вне занятий.
Материал: краски, кисти, формы платья, рубашки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я шла на работу в детский сад и встретила почтальона, а он мне передал из леса письмо от козы и козлят. Она пишет, что у козлят скоро будет день рождения, а у них нет нарядной одежды. Коза узнала, что вы умеете рисовать дымковские узоры, и попросила, чтобы вы им прислали в лес красивые наряды.
Ребята, вы хотите помочь козе и козлятам?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Тогда давайте сядем с вами за столы и распишем красивые платья и рубашки для козлят. Несколько нарядов я уже расписала, вот досмотрите, какие красивые, ну а теперь вы постарайтесь.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети. Волнистая линия, прямая линия, круги, точки - горошины, мази, клетки.
Воспитатель. А каким цветом рисуют дымковские узоры?
Дети. Красным, синим, зеленым, оранжевым и т. д.
Воспитатель. А теперь выбирайте, кто какой наряд будет расписывать, и начинайте работу.
По ходу занятия воспитатель проводит индивидуальную работу: следит за осанкой детей, за правильным положением кисти, напоминает, чтобы не брали много воды, промывали кисти и т. д., поощряет детей.
Работа детей.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые наряды. Я думаю, что коза и козлята будут очень довольны.
Мне нравится вот это платье (объясняет почему). А какие наряды нравятся вам? Почему?
Стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, кто-то к нам пришел, пойду посмотрю. (Возвращается с козой.) Вот и коза пришла за нарядами. Все они очень нравятся ей.
Коза благодарит ребят.
Коза. Я вам в подарок цринесла запись с веселой музыкой, под которую хочу с вами потанцевать.
Танцуют под веселую музыку. Коза уходит в лес с нарядами, благодарит ребят.
Занятие по аппликации
Тема: «Дымковский петушок»
(коллективная работа в технике мозаики, выполненной обрыванием)
Цель:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобные игрушки.
Задачи:
- Продолжать развивать интерес к методу обрывания;
- воспитывать эстетическое восприятие предмета;
- воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе бумаги нужного цвета для выполнения аппликации;
- воспитывать умение работать коллективно;
- продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора, форму игрушек.
для занятия
- Дымковские игрушки;
- фотоиллюстрации;
- листы бумаги формата A3, на которых изображен контур петушка;
- цветная бумага;
- клей;
- кисточки для клея.
Организация детей на занятии. Дети разбиваются на подгруппы из 4—5 человек, каждая подгруппа будет выполнять свою работу. Здесь важно умение детей договариваться о распределении работы, располагаться за рабочим столом так, чтобы не мешать друг другу, определять последовательность выполнения работы, какой узор будет украшать петушка. Воспитатель берет на себя роль координатора коллективных усилий детей.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель предлагает детям украсить нарисованного на листе бумаги петушка необычным способом — с помощью аппликации. Он напоминает детям о технике выполнения аппликации-мозаики: сначала намазывается клеем небольшой участок контура, затем на него быстро наклеиваются обрывки бумаги нужного цвета. Чем мельче будут эти обрывки и чем теснее они будут располагаться внутри контура, тем интереснее и выразительнее получится аппликация.
Затем рассматриваются фигурки дымковских петушков или иллюстрации с их изображением, чтобы выделить элементы узора, украшающего фигурку.
Детям предлагается самостоятельно выбрать цвет бумаги для выполнения аппликации. Допускается вырезание отдельных деталей узора (например, кругов) с помощью ножниц.
По окончании работы воспитатель обращает внимание детей на то, что наиболее удачными аппликации получились у тех подгрупп, в которых дети смогли быстро договориться друг с другом, сообща выполняли работу.
Дымково
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно светла.
И видна в ней радость молодая ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету в игрушки яркие вложил?
О. Левицкий
Пестрый хоровод
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадушку, я ее поглажу
И седельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим — ив печь! А.потом распишем.
Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.
А в печи — не калачи, а в печи — не куличи,
Не пышки, не ватрушки, в печи — игрушки!
Не кастрюли, чугуны — а лошадок табуны.
За лошадками — козел, из печи — и прыг на стол!
Вылезай, скорей, медведь! В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают утушек-свистулек стаи,
А за ними в свой черед — кукол пестрый хоровод.
Распишу я утушку разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами.
Модница-нарядница, вы куда идете?
С зонтиком и с сумочкой глиняная тетя.
Поглядите, каковы! И нарядны, и новы Расписные сани.
Медведь с гармошкой, солдат с усами,
Козел-золотые рожки да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Короткие стихи-потешки
Индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой: красный, белый, золотой.
………………………………………………………………………………...
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой, а на спине — Егорка.
………………………………………………………………………………...
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
Ты играй, мой Ванечка,
Просит друга Танечка.
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал.
Засвистал и поскакал.
………………………………………………………………………………
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фыо-ти, фыо-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фьи-ти, гнезда вью.
………………………………………………………………………………...
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
………………………………………………………………………………...
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-красавица по улице пешком.
………………………………………………………………………………...
Барашек-свисток, левый рог—завиток,
Правый рог — завиток, на груди—цветок.
………………………………………………………………………………...
Утка Марфутка бережком идет,
Уточек Марфуточек купаться ведет.
………………………………………………………………………………...
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
………………………………………………………………………………
Конь бежит—вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
………………………………………………………………………………...
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Русские потешки, которыми можно «оживить» дымковские игрушки
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Ты зачем рано встаешь да и громко поешь?
Зачем громко поешь, детям спать не даешь?
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький!
Ходит бочком, ушки торчком,
Хвост крючком, нос пятачком!
Загадки
Кофточки цветные, юбки расписные,
Шляпы трехэтажные— статные и важные.
(Дымковские барышни)
Хвост узорами, сапоги со шпорами,
Очень рано встаю, детям спать не даю.
(Петушок)
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.
( Синица)