Родителям и воспитателям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Безопасность ребенка
в зимний период
.
Подготовила: воспитатель -эколог
Дергоусова Анастасия Васильевна
Безопасность
ребенка на прогулке в зимний период
(памятка для родителей)
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.
Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.
Одежда для зимней прогулки
Собираясь на прогулку, заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть ребенка, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняяобувь как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штаны, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку
Зимние забавы и безопасность
У каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.
Катание на лыжах
В целом, катание на лыжах - наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.
Катание на коньках
В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском.
Необходимо иметь в виду следующее:
- Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах.
- Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик.
- Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду.
- Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.
Катание на санках, ледянках
Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее.
- Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей.
- Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.
- Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.
- Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
- Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.
- Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.
- Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.
Игры около дома»
Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.
Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до мусорки – да все что угодно!
Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.
При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!
Опасности, подстерегающие нас зимой
Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыш домов. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны.
Осторожно, гололед!
Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.
Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!
Осторожно, мороз!
Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.
Зимой на водоеме
Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.
Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.
Как и когда обучать детей безопасному поведению?
- «Курс безопасности» для ребёнка лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем детстве, остаётся в нашей памяти на всю жизнь;
- Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений;
- Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
- Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
- Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений.
- Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
- Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.
Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.
Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка 5 для родителей. 1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов. 2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал. 3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. 4. Какие слова или выражения запомнились ему? 5. Чему учит эта книга? 6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть. Как приобщить ребенка к чтению Памятка 1 для родителей. 1.Читайте вслух с ребенком не менее 10 — 15 минут в день. 2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. 3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку. 4. Хвалите ребенка за чтение. Памятка 2 для детей. 1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово. 2. Читай вслух выразительно—соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы. 3. Читай вслух бегло — произнося первый слог, смотри на второй Памятка 3 для детей. 1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух}. 2. Те места, которые легко читать, читай быстрее. 3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз. Памятка 4 для детей и родителей. 1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации. 3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям. 4. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 . Читайте вслух с ребенком не менее 10 — 15 минут в день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребенок устал, проведите физкультминутку. Хвалите ребенка за чтение. 2 Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово. Читай вслух выразительно—соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы. Читай вслух бегло — произнося первый слог, смотри на второй Как приобщить ребенка к чтению ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух}. Те места, которые легко читать, читай быстрее. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам. 3 До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. Какие слова или выражения запомнились ему? Чему учит эта книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Как сделать так, чтобы малыш с самого раннего детства пристрастился к хорошей литературе? Многое зависит от родителей и самой тактики приобщения ребенка к чтению. Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются, что чадо не оторвать от телевизора и от компьютера. А вот хорошей книжкой его увлечь очень и очень сложно. Поэтому как можно раньше научите малыша общаться с книгой, и он обязательно полюбит читать! Дошколенок — особый читатель. Было бы правильнее назвать его слушателем. Ведь читают ему взрослые, да и выбор книг для малышей целиком и полностью зависит от родителей Как выбрать книгу для ребенка? От того, какие книжки появятся первыми на полке вашего ребенка, зависит и то, станет ли он настоящим, увлеченным и вдумчивым читателем, знатоком хорошей литературы. Детской литературой завалены не только книжные магазины, но и уличные лотки. Так что, казалось бы, недостатка в книгах сейчас нет. Но приглядишься и поймешь: в некоторых детских книгах много ошибок, неточностей, опечаток, содержание « пустое » и непонятное для малыша. Или перевод не очень высокого качества, или картинки ужасные … Поэтому не стоит покупать книжку, полагаясь лишь на советы продавца. Не пожалейте времени и внимательно изучите издание перед покупкой. Главное правило при приобретении книжек для самых маленьких — до 70 процентов площади страницы должна занимать иллюстрация. Детям до 1,5-2 лет сложно усидеть на месте, какая бы занимательная ни была история, а вот интересные картинки их привлекут. Так что иллюстрации — это первое, на что надо обратить внимание. Малыши любят яркие контрастные цвета, без полутонов. Им понравятся картинки, сделанные в теплых тонах. Яркие красный, оранжевый — вот те цвета, на которые маленькие дети обращают внимание в первую очередь. Интересно, что на полутона, смешанные цвета человек начинает реагировать лишь после 7 лет! В книгах, адресованных детям до 3 лет, должны быть узнаваемые рисунки. Например, если рассказ о собачке, то и изображена должна быть собака, а не порождение жутковатой фантазии художника. На лицах героев должны быть четко прорисованы все эмоции. Любоваться мимолетной улыбкой Джоконды вашему малышу еще рановато. Хотя это вовсе не исключает раннего знакомства с замечательными образцами живописи. Кому-то шедевры, возможно, и западут в душу. В рисунках должна быть простая композиция. Главный герой посередине, а все остальные — вокруг, поскольку в этом возрасте кроха еще не может решить, кто главный, а какие персонажи второстепенные.
Какие книги читать детям? Содержание книг для детей разного возраста довольно сильно различается. До 1,5 лет малышам лучше читать короткие ритмичные стихи. Выбирайте книги как классиков детской литературы — Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Зои Александровой, так и современных писателей. Например, Ренаты Мухи. Хороши русские народные потешки и побасенки. А как же традиционное детское чтение — сказки? По сути, сказка — это выработанная веками народная мудрость, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Поэтому выбирайте только простейшие сказки: « Колобок » , « Репка » , « Теремок » , « Курочка Ряба » . В них совсем не прописаны психологические особенности характеров героев, зато сделан акцент на последовательность действий, повторение названий, что будет способствовать развитию ребенка и обогащению его словарного запаса.
Правила чтения для ребенка В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать от 15 до 30 минут в день. Читать нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории. Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам. Обсуждайте с крохой прочитанное. Понять мораль сказки ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно. Когда ребенку исполнится 5 лет, просите его самого искать значения слов в толковом словаре. Так он научится самостоятельно справляться со сложностями, отыскивая новые слова. С первой книжкой прививайте малышу и культуру чтения. Постоянно обращайте его внимание на обложку с названием произведения и именем автора. Если иллюстрации ребенку понравились, обратите внимание крохи на фамилию художника. Ну а если иллюстрации, к примеру, принадлежат классику жанра — Виктору Васнецову, чем не повод посетить музей с ребенком художника или посмотреть иллюстрации в альбоме? Именно в период совместного чтения у ребенка закладываются: культура чтения; бережное отношение к книге; умение организовать место для чтения (установить правильное освещение, соблюдать нужное расстояние до глаз). Ну а когда малыш научится читать сам, следите за тем, что он читает, и формируйте его вкус. В комнате малыша столько интересных вещей — кукол, машинок, конструкторов, головоломок, пирамидок. А ведь есть еще телевизор с видеоприставкой и DVD-плеером, лежат диски с мультфильмами и видеоиграми. Сколько искушений! К тому же не надо напрягаться, включать воображение. Нажал кнопку, телевизор заработал — и воспринимай героев такими, какие они на экране. Кроме того, если кроха видит, что его родители проводят все вечера у телевизора или у компьютера, а на прикроватной тумбочке у папы в лучшем случае лежит вчерашняя газета, то и он вырастет равнодушным к книгам. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к чтению, очень важен ваш личный пример. Но помните, что излишняя настойчивость может только отвратить малыша от чтения или от любого другого дела.
В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать от 15 до 30 минут в день. Читать нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории. Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам. Обсуждайте с крохой прочитанное. Понять мораль сказки ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно. Когда ребенку исполнится 5 лет, просите его самого искать значения слов в толковом словаре. Так он научится самостоятельно справляться со сложностями, отыскивая новые слова. С первой книжкой прививайте малышу и культуру чтения. Постоянно обращайте его внимание на обложку с названием произведения и именем автора. Если иллюстрации ребенку понравились, обратите внимание крохи на фамилию художника. Ну а если иллюстрации, к примеру, принадлежат классику жанра — Виктору Васнецову, чем не повод посетить музей с ребенком художника или посмотреть иллюстрации в альбоме? Именно в период совместного чтения у ребенка закладываются: культура чтения; бережное отношение к книге; умение организовать место для чтения (установить правильное освещение, соблюдать нужное расстояние до глаз). Ну а когда малыш научится читать сам, следите за тем, что он читает, и формируйте его вкус. Правила чтения для ребенка
Мудрые мысли Вопрос: - Зачем вообще нужны уроки литературы и детская книга? Ответ: - Для того, чтобы передавать радость жизни от поколения к поколению. Поэзия не старится, Сказка не отстает. Сердце о сказку греется Тайной ее живет. О. Берггольц
" СКАЗКИ. ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ? Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно" Влияние сказок на психическое развитие ребенка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге. Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну. Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им. Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой. Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы. Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста. Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья. Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Приносит пользу только постоянное разностороннее чтение. Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам. Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но прежде всего Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
А как хороши сказки для семьи! Пройдут годы, ваш малыш, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра. Советуем тем, кто не спешит расстаться с прочитанной книгой... Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев. Можно оживить героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д. А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки. И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида
городского округа Стрежевой
(МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
Обучающий семинар
«Огород на подоконнике»
Подборку выполнила:
воспитатель Дергоусова А.В.
Стрежевой-2020
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, удовлетворить детскую любознательность и привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.
Для чего нужен огород в детском саду
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят
Правила организации огорода:
Для того чтобы создать огород в детском саду, необходимо придерживаться следующих правил:
- место должно быть хорошо освещено;
- для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более шестидесяти сантиметров;
- длина одной грядки около трех метров;
- между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров, чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас.
Что сажать на огороде в детском саду
Общий огород в детском саду можно организовать для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Овощные культуры на грядках групп желательно не дублировать. Если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже.
Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и т.д.).
На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:
В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
В средней группе выращиваем те же огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
В старшей и подготовительной группах выращиваем следующие культуры:
- травяные: укроп, салат, щавель и др.;
- луковые: лук - батун, чеснок, лук репчатый;
- капустные: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная;
- плодовые: огурец, томат, перец;
- корнеплоды: морковь, редис, свёкла;
- клубнеплоды; картофель;
- бобовые: горох, фасоль;
- хлебные злаки.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.
Варианты посадки семян различны:
- можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы), дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в лунку семя;
- для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.
Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Занятия в детском саду на огороде
Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:
В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.
Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения (преимущественно в младших группах), коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку. Если работы много, то привлекается вся группа.
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
Огород на подоконнике
Огороды в помещении могут быть представлены разными вариантами. Удобнее всего выращивать овощные культуры в небольших ящиках на подоконниках. Можно просто насыпать в ящики земли, а можно поставить туда разнообразные горшочки с растениями, разместив их на разной высоте (многоэтажный огород), заполнив пустоты керамзитом или другими камешками. Такие мини-огороды могут стать составной частью макета сельскохозяйственного подворья, их можно оградить плетеным (из веточек) забором, различными фигурками. И тогда огород станет не только местом для выращивания растений, но и послужит наглядным пособием для бесед, игр, в том числе театрализованных. На таких огородах можно создавать и необычные фигурки: ежиков с иголками из проросших побегов овса или выращивать волосы для «Чиполлино».
«Прозрачный огород» можно разместить в любой, желательно плоской стеклянной емкости. В этом случае растения растут на особой почве, размещенной слоями: на дне находятся мелкие камешки, затем следует слой песка или глины (переходы между слоями должны быть постепенными). Сверху размещается верхний слой плодородной почвы, которую можно взять с вашего огорода. Такая действующая модель помогает, с одной стороны, познакомить ребенка с особенностями строения почвы, похожей на слоеный пирог, с другой - исследовать различные культуры. Посаженные в такие емкости растения, например, традиционный лук, дают возможность наблюдения за ростом корней. А еще сюда можно запустить на время дождевых червей, чтобы убедиться, как они помогают почве на огороде стать более богатой, рыхлой. Для этих целей нужно сверху положить разнообразные прошлогодние листья и содержать емкость во влажном состоянии в затемненном месте. Дождевые черви будут втягивать листья в внутрь почвы, рыхлить ее и переползать из одного слоя в другой, оставляя за собой хорошо различимые по цвету дорожки.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних группах дети помогают, например воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно:
1 этап. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2 этап. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3 этап. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями. Выращивание овощей в жилых помещениях полезно ещё и тем, что оно способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь.
Этот интерес часто используют в дошкольных учреждениях, выращивая огород на подоконнике для детей, фото его оригинального оформления остаются в архиве детского сада. Так как этот огород каждый год получается разным благодаря различным декорациям и фантазии детей и воспитателей.
Итак, для создания мини-огорода на окне нам потребуются:
- контейнеры разных размеров (лучше использовать широкие и не очень глубокие горшки);
- качественный грунт для рассады овощей;
- полиэтиленовые пакеты или специальные колпаки (для создания парникового эффекта);
- пульверизатор или лейка с маленькими отверстиями для полива;
- жидкое удобрение для овощей;
- лампы дневного света для подсветки посадок.
Наполните контейнеры землей и полейте, чтобы промочить грунт. Равномерно посейте семена любимых зеленых культур (все вместе, или каждую культуру в отдельный контейнер). Прикройте тонким слоем земли, еще раз полейте и уплотните поверхность грунта. Поставьте контейнер в теплое темное место и прикройте пластиковым пакетом или колпаком для поддержания высокого уровня тепла и влажности. Когда появятся маленькие росточки, снимите укрытие и перенесите контейнеры на теплое светлое место.
Работа на «огородах» начинается весной. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе.
Происходящие на огороде изменения быстрые, яркие, наглядные: положили в землю семечко, сказали волшебные слова - глядишь, через несколько дней пробились к свету ростки. День за днем набирают они силу, растут, радуя детей своей зеленью. Веселый «огородик» - здесь есть все, что должно быть в настоящем огороде: домик, забор, колодец с ведерком для полива, огородное пугало для острастки ворон и собачка в будке, охраняющая хозяйство…
Эти крошки - огородики устроены не только с учетом естественно - научных требований и задач и экспериментирования. Они грамотны с психологической точки зрения: ведь сказка в сознании маленького ребенка тесно переплетена с реальностью.
А если воспитатель - выдумщик и сумеет превратить маленький огородик на окне в сказочную страну, заселенную сказочными героями , это место станет самым «волшебным» в группе, и от него будет просто невозможно отвести глаз..
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОСТОМ И РАЗВИТИЕМ РАСТЕНИЙ
Название растения:
Сорт:
Фото растения
п/п | Этапы роста растения | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
3арисовка этапов роста растения: