родительское собрание
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Как развить у ребенка работоспособность?»
Форма проведения: Лекция с применением информационно- коммуникационных технологий, предназначена для родителей учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Задачи: способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.
Уважаемые папы и мамы.
Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете задать вопрос: а как это относится к теме нашего собрания? Могу сказать, что это относится на прямую. Человек, который не умеет трудиться, заниматься домашним хозяйством, очень часто становится одиноким.
На обрекаемом ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночестве постоянно трудиться?
Домашний труд, повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку – 6-8 час., на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласись, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение выполнять все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
В нашей жизни многое изменилось. Произошли изменения и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня не просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подержание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать те же самые дела. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением не умений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счёте, это не такие уж сложные дела.
Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребёнок, когда вырастет. Привычка трудиться, умение делать - что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии.
Основная цель домашнего труда ребёнка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Дети младшего возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней роботе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
Приобщение к труду через само – обслуживание;
Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
Обучения трудовым операциям;
Формирование у ребёнка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
Учёт индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка при распределении трудовых поручений;
Поощрение прилежного выполнения поручения, проявления самостоятельности и инициативы;
Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?
Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в труде лишь средство к достижению какой – то нетрудовой цели. («Вот подметёшь пол, уберёшь со стола, тогда пойдёшь гулять»). Конечно, такие мотивировки тоже нужны, и ребёнок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок» (потрудился) – «награда», «плохой поступок» (отказался от выполнения трудового поручения) – наказание.
В результате своими действиями они отдаляют ребёнка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребёнка награда, тем сильнее разовьётся у него потребность в труде. Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд всё больше лишается для ребёнка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребёнку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами, и передают ребёнку своё собственное отношение к таким скучным занятиям, как мытьё посуды, чистка обуви…
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: застёгивать пуговица, складывать игрушки,…
При выполнении бытовых обязанностей родители привлекают детей, кропотливо формируют привычку трудиться. У ребёнка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
В трудовом воспитании детей важен ПРИМЕР. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребёнку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С той целью необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать?
Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведёшь порядок в своей комнате». Причём родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребёнка не станет привычкой сначала делать то, что « надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребёнка к слову «нельзя» – значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию и самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собрано, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации деятельности. Основным принципом развития способности к организации является предоставление ребёнку самому, путём преодоления ошибок, осваивать предстоящую работу.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается, раскрывать её внутренний смысл: зачем что – делают, какие задачи при этом решают, какие способы используют, зачем нужен контроль за качеством исполнения.
Ребёнку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует трудовых усилий. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребёнком домашних дел.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт. Прежде всего, это умение выполнять требование взрослого, простейшее его поручение.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённый круг обязанностей без напоминания взрослых.
Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.
Как правило, среди наиболее распространённых трудовых поручений дети отличают такие:
- помогаю родителям в уборке квартиры;
- мою посуду;
- покупаю хлеб, молоко;
- вынесу мусор;
- кормлю домашних животных;
- гуляю с собакой, кошкой;
- ухаживаю за младшей сестрёнкой, братом;
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность.
В связи с этим для формирования трудовых привычек чрезвычайно важны следующие требования:
- Определить детям в семье постоянные трудовые обязательности, которые будут им по силам.
- Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребёнок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
- Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.
- Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.
- Не прибегать к наказанию трудом.
- Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
- Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых, раскрывать практическую значимость труда.
Помните. Если родители не воспитают трудолюбие с детства, в более зрелые годы наверстать будет сложно, а порой и невозможно.
Вы любите своего ребёнка? Вы желаете ему добра? Хотите, чтобы его любили в детстве и уважали, когда он станет взрослым? Тогда возьмите себе в помощники ТРУД. Без умения увлечённо трудиться не может быть у человека ни людского уважения, ни личного счастья.
Итак, успехов вам и вашим воспитанникам.
Воспитание ребёнка – это труд, труд каждодневный и непрерывный, без выходных и отпусков.
Родительское собрание «Роль семьи в развитии
работоспособности ребёнка»
Цели:
Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Сформировать у родителей отчѐтливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Подготовка:
1. Провести индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:
1.Помогаешь ли ты дома?
2.Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
3.Охотно ли ты их выполняешь?
4.Поощряют ли тебя за это родители?
5.Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?
6.В котором часу ты обычно встаѐшь в выходной день?
7.Вспомни, пожалуйста, как ты провѐл последние выходные дни, и
перечисли всѐ, чем занимался в эти дни.
8.В котором часу ты обычно в выходные дни ложишься спать?
9. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
10. В чѐм заключается эта помощь?
2. Провести анкетирование родителей:
1.Помогает ли ваш ребѐнок по дому?
2.Есть ли у вашего ребѐнка постоянные поручения по дому? Если они существуют, то, какие?
3.Охотно ли ваш ребѐнок их выполняет?
4.Приходится ли вам повторять просьбу?
5.Поощряете ли вы ребѐнка за выполнение домашних обязанностей (поручений)?
6.Наказываете ли вы ребѐнка за невыполнение поручения? Если да, то каким образом?
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме собрания и подобрать книги и журналы для выставки.
3. Составить на основе публикаций памятки для родителей, приготовить листы с заданиями для микрогрупп.
Оборудование:
выставка книг, памятки родителям: « Садимся за уроки», «Как приучить ребѐнка к самостоятельности в приготовлении уроков?» листы с заданиями для каждой микрогруппы, написанный на классной доске и прикрытый к началу собрания листами ватмана примерный режим выходного дня школьника:
7.00-7.30 Подъѐм, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели.
7.30-9.30 Привели в порядок причѐску, одежду, сели завтракать. Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьѐ посуды, уборка кухни. Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка, рисование, чтение.
9.30-12.30 «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» (катание на лыжах с родителями, игры в мяч, бег)
12.30-13. 15 Подготовка к обеду, обед.
13.15-15.00 Подготовка домашних заданий, чтение книг.
15.00-15.15 Закаливающие процедуры.
15.15.-16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьѐм чай.
16.30-18.30 Прогулка. Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в природе.
18.30-20.30 Приготовление к ужину, ужин. Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
20.30-21.00 Подготовка ко сну (младшие дети)
21.30-22.00 Подготовка ко сну (старшие дети)
1.На доске помещается плакат со словами К.Д.Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
2.В центре доски изображается дерево (без листьев и плодов)
3.На столе находятся:
А) изготовленные в форме листьев дерева таблички со следующими надписями:
--«Цель»
--«Задачи»
--«Труд не понарошку»
--« Домашние поручения»
---«Уроки дома»
--«Полезные советы»
Б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.
Ход проведения.
«На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. На столе лежат таблички, изготовленные в форме листьев. Надписи на табличках означают названия этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева, и мы с вами постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.
Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и «Задачи». Это значит, что мы начнѐм коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребѐнка в семье.
Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчѐркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжѐлый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребѐнка. Но как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко даѐтся обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения. Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на 1 этапе нашего собрания. ( Педагог прикрепляет листья - таблички «Цель» и «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5-7 минут),
Вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.
Мнения родителей записываются на доске напротив прикреплѐнных табличек.
2 этап « Труд не понарошку»
«Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающиеся слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И всѐ-таки результаты проведѐнного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьѐзные расхождения в ответах детей и родителей.
Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос, какие трудовые поручения могут и должны быть у ребѐнка в семье. (Педагог прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей.)
Педагог составляет перечень называемых родителями поручений и при необходимости дополняет этот список своими предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие поручения:
-оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
-наводить порядок на своѐм столе и в своей комнате.
-заботиться о младшем брате или сестре.
-мыть чайную посуду.
-следить за чистотой обуви.
-выносить мусор.
-кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
-погулять с собакой, кошкой.
-покупать хлеб, молоко.
( педагог прикрепляет на доску листья-таблички «Учим уроки дома» и «Режим выходного дня»)
«Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребѐнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести еѐ, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя
ненастроенность ребѐнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьѐзной помехой. Что же делать, если ваш ребѐнок не может «усидеть за уроками»? (касается
младших школьников)
Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребѐнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребѐнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идѐт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребѐнок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения. Полезно для ребѐнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз.
Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребѐнок вытирает, можно вместе прилаживать что-то или чинить, можно читать книгу: страницу вы, страницу ребѐнок.
Можно выработать у ребѐнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребѐнку игнорировать родительские указания в чѐм бы то ни было. Необходимо приучать
ребѐнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьѐзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время
еды ребѐнок играет с хлебом, пошѐл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всѐ необходимое ребѐнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня.
Специальные исследования, проведѐнные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твѐрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твѐрдо придерживаются. Ребята признались, что когда приближается
час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведѐнного для занятий времени. Это не случайно.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твѐрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учѐбе. Режим дня не
должен изменяться в зависимости от количества уроков, оттого, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Затем родители составляют примерный режим дня школьника в выходной день. Педагог затем открывает написанный на доске режим дня и комментирует его.
Ребѐнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всѐ равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребѐнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий. Почему же у ребѐнка должно быть не просто удобное место для занятий, а
постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определѐнное время, но и на
определѐнное место работы. Когда такая установка у ребѐнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всѐ, что не имеет отношения к ним.
Хорошо бы установить чѐткий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придѐтся пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя, учебники, тетради, дневник-справа. Всѐ, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определѐнное место.
Полезно вместе с ребѐнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения, каких заданий необходимо
начинать: с устных или письменных, с трудных или лѐгких, с интересных или скучных?
Лучше всего научить ребѐнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путѐм сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы:
Какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым -трудное или лѐгкое.
С самого начала ребѐнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях.
Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребѐнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъѐмом именно в самом начале, а не в конце, ему
целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более лѐгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лѐгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, « неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что
именно на это время приходится наивысший подъѐм продуктивной умственной работы.
4 этап. « Полезные советы»
«Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельѐ или связать красивые и тѐплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своѐм деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.
Педагог прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение дерева и записывает на доске предлагаемые родителям советы. А затем педагог дополняет составленный перечень советами, подготовленными педагогом до родительского собрания. Советы могут быть такие:
-Будьте последовательны в своих требованиях.
-учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
-Прежде чем поручить что-либо ребѐнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
-Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
-Учите ребѐнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
-Тактично оценивайте результаты труда ребѐнка.
Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять.
5 этап « Удивительный плод».
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма
наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, -это трудолюбие» И тогда наше дерево будет плодоносить
( Педагог помещает на изображение дерева листки бумаги в форме яблок с иллюстрациями участия детей в различных видах трудовой деятельности.)
Решение собрания:
1.Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.
2.Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы педагогов и предложения родителей, высказанные на собрании.
3.Родителям совместно со своим ребѐнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
4.Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
«Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий» Цель: формирование мотивации у родителей по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий. Форма проведения: тематическое сообщение. Участники: родители учащихся 2-3 класса. ХОД СОБРАНИЯ Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий. Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе – проблема непростая и для него самого, и для его родителей. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем. Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок может: ∙ Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить; ∙ Спланировать очередность действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.; ∙ Распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание); ∙ Понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; ∙ Применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; ∙ Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности. Сегодня мы с вами рассмотрим, какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности. Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности. Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему». Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Составляя подобное расписание, делайте все вместе с ребенком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить. Итак, для составления подобного расписания берется большой плотный лист бумаги. Нужно карандашом разделить его на шесть равных частей по дням недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Воскресенье сюда не вносится. Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков. Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой. Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жестко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и, в какое время выполняются. Принимайтесь составлять такое расписание недели через две после начала четверти. Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет. На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса. Перед домашним заданием каждого урока должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов. Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут. Распределите домашние задания равномерно по дням недели. Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков. Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть. Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание. Повесьте его на стенку. Одна из самых интересных особенностей этого расписания – наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом. В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности. Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Это может быть совместная прогулка, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость родителей своим волевым и целеустремленным ребенком. И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку. Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Но оно поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом и т.п. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
|