Мои размышления
Предварительный просмотр:
Ностальгические признания выпускников
Горжусь и радуюсь
А задумывались ли вы когда-нибудь, что значит для вас школа, в которой вы учились? Школа, в которой теперь учатся ваши дети? Школа, в которой вы работаете? Это место для меня совершенно особенное.
1 сентября 1979 года я пришла в первый класс средней школы №2. Моей первой учительницей была Сергеева Мария Григорьевна. Именно этот человек научил меня читать, писать, считать. И не только: она дала мне путевку в профессию. С первых же уроков Марии Григорьевны я решила, что стану учителем. Она настолько знала и любила нас, настолько велико было её желание передать все свои знания нам, что мне казалось было бы предательством не продолжить её дело.
Нас в классе было 44 человека. Стульев и парт не хватало, но школьная жизнь была дружной и веселой. Вместе собирали макулатуру и металлолом, всем классом ходили в парки и в кино, ходили друг к другу на дни рождения. Разумеется, случались и ссоры. Мальчишки дергали девочек за косички, девочки били мальчишек портфелями по голове… Но все плохое быстро кончалось, мы тут же мирились
В четвертом классе, моим классным руководителем стала Саттарова (Басханова) Земфира Анваровна, учитель английского языка. На протяжении трёх лет она была нашим добрым другом. Надо сказать, что у нас был очень непослушный класс, в то же время очень дружный. Мы даже с уроков сбегали вместе из солидарности.
Учиться в старших классах было непросто, но трудности насне пугали. Кроме учебы я ходила ещё и в театральный кружок, которым руководила Герасимова Евгения Петровна. Занятия включали постановку речи, дикцию отрабатывали перед зеркалом. Итогом обучения сценическому искусству был спектакль, к которому мы все очень основательно готовились: брали напрокат костюмы, парики, нас гримировали настоящие профессионалы. На этих спектаклях собиралась вся школа. Надо ли говорить, что мы очень волновались. Наградой для нас были овации и восхищенные возгласы.
Запомнились и новогодние вечера, которые устраивались в актовом зале. Привозили большую елку, учителя вместе с учениками устанавливали и наряжали её.
Почти все учителя были женщины. В нашем классе биологию преподавала Светлана Феликсовна Матрунецкая, историю - Нина Сергеевна Липовецкая, математику - Александр Егорович Иванов, физику - Ханифа Акмаловна Сафарова, литературу - замечательный учитель, легенда нашей школы Евгения Петровна Герасимова, английский язык - Земфира Анваровна Саттарова и Нина Андреевна Гауф. Директорствовала Луиза Ахметовна Хатибуллина, её заместителем была-Вера Николаевна Переверзина. Влияние всех этих интересных людей не могло не привязать к школе навсегда. Хотя, конечно, самую важную роль в моей биографии сыграла Луиза Ахметовна. Не только как блистательный учитель, но и как благороднейший, умнейший, замечательный человек.
В те времена было много всяких комсомольских дел: мы выпускали газеты, участвовали в субботниках и прочих общественных мероприятиях. Была у нас и своя радиостанция. В передачах с самого раннего утра рассказывалось о новостях школьной жизни.
Существовал еще и такой предмет - "Начальная военная подготовка". Наверное, он был очень нужный и серьезный, но я помню о нем только то, что нам было невероятно весело, и, видимо, вследствие этого, нас все время ругали за несерьезное поведение. А еще в рамках именно этой учебной дисциплины мы ходили в школьный тир, находившийся тогда в подвале, и стреляли из винтовок из положения "лежа". Тоже незабываемое событие. Маршировали , как правило, за школой. Там, по-моему, до сих пор на асфальте, на плацу сохранилась белая разметка.
В столовой были вкусные булочки и рогалики (это помимо горячих блюд) и на переменах мы все устремлялись в столовую, снося с ног учителей и чьих-то родителей. Ругать нас было бесполезно. Мы не были голодными - важен был сам процесс. Буфет у нас был, конечно, похуже, чем сейчас, но тоже ничего, и я до сих пор помню, что лакомились там коржиками, предпочитая полноценному обеду всякую печеность.
Что касается выпускного вечера, я, честно говоря, помню его не очень отчетливо. Весь вечер проговорили с учителями, и совсем не хотелось танцевать под "живую" музыку. Трогательно прощались друг с другом, не осознавая еще до конца, что со многими увидимся не скоро.
Как удивительно все в нашей жизни! Много лет назад мы стремились как можно скорее закончить школу - нам хотелось быть взрослыми… И только когда ты покинул эти стены, понимаешь, что это самое счастливое и беззаботное время не повторится больше никогда. И «вредные» учителя - это прекрасные люди, о которых ты вспоминаешь с теплотой и благодарностью и всегда рад встрече с ними.
Думается, что школа, учителя, пионервожатые, походы и уроки, кружки и факультативы остались на всю жизнь в моей памяти и в памяти моих бывших одноклассников. Гимназия открыла нам дорогу в жизнь, по которой мы продолжаем с честью идти в наше нелегкое время.
Вообще-то у меня нет ощущения, что я уходила из школы. Вся моя дальнейшая жизнь связана с нею.
После окончания Белебеевского педагогического училища в августе 1992 года я пришла работать в свои «родные пенаты» учителем начальных классов.
С первой минуты было ощущение, что я переступила через порог родного дома. И вот уже 19 лет это чувство не покидает меня. За эти годы школа стала мне еще ближе и роднее.
Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: "Кто я?" и, не раздумывая, отвечала: "Я - учительница". Наверное, это неправильно. Правильнее было бы сказать: "Я - мать", "Я - женщина", "Я - человек". И все-таки говорю себе: "Я - УЧИТЕЛЬНИЦА!" Думаю, что это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, перед самим собой, а прежде всего - перед учеником. Причем не просто учитель... Я - первая учительница, которая входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня во многом зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками. Много лет я незримо буду присутствовать в семье каждого ученика. И очень важно не растерять то доверие, которое так щедро дарят мои ученики и их родители?
Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства каждого ученика. Я считаю, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. А еще нужно просто любить свою работу. "Работа - лучший способ наслаждаться жизнью", - утверждал И. Кант.
Я живу тем, что завтра я снова пойду на работу в свою любимую гимназию, чтобы «наслаждаться жизнью». А еще я иду туда за тем, чтобы по окончании уроков снова и снова услышать от самого "беспокойного" и активного ученика класса, Агадуллина Руслана, такие простые слова: "Спасибо за уроки, Галина Петровна!" И это, думаю, наивысшая оценка моего труда, которая, надеюсь, дает мне право сказать заветные слова: "Я - учитель!"
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по давней традиции,
Которая, завтрашней жизни под стать,
Учителем надо сначала родиться,
И только после этого стать!
Именно благодаря своей профессии я расту сама, набираюсь мудрости, учусь терпению и чувствую себя совершенно счастливым человеком. Это так здорово, когда идешь в школу не просто работать, а продолжать жить. И что очень важно: я работаю в школе, в которой это делать легко.
У нас работают замечательные учителя - мастера своего дела. В школе сложился сильный коллектив единомышленников. Царит атмосфера теплоты и доброжелательности. Мы всегда стараемся помогать друг другу, поддерживать в трудную минуту. Мне приятно видеть каждый день добрые и светлые лица своих коллег, готовых в любую минуту прийти на помощь. А ведь простое человеческое общение - это важный фактор для познания и творения самого себя. Вместе со мной работают Ольга Александровна Гилязетдинова, Сания Назаровна Бинкулова (Хазипова). В школе их ласково называют «наши ветераны» и относятся к ним с большим уважением. А все мы окружены теплом и заботой администрации нашей гимназии. А ещё рядом с нами работают замечательные люди, умудренные жизнью, это и дворники, и технички, которые с любовью облагораживают помещения, двор школы, ухаживают за клумбами. С ними охотно общаются дети, помогают им. Это и повара, которые, по мнению многих ребят, готовят лучше, чем их родители.
Успехи учителя во многом зависят и от домашней обстановки. Я думаю, мне повезло с моей семьёй, с моими родителями. Любые трудности в работе мы преодолеваем вместе. Часто повторяю слова: «Счастлив, тот, кто каждый день спешит на работу, а после работы домой». Мой дом - моя крепость, моя семья - мой надёжный тыл. Спасибо моим близким за заботу и терпение. И в этом их немалая заслуга!
А мой профессиональный путь продолжается…
В 50-летний юбилей хочется сказать огромное спасибо и любимой школе, директору Ирине Степановне Войтко, моим коллегам. Хочется пожелать нашей гимназии дальнейшего процветания, пусть она и впредь пополнялась такими же сильными и талантливыми учителями.
И последнее. Моя дочь Русакова Елизавета учится в моей родной школе, и что примечательно некоторые предметы ей преподают мои учителя. Мне очень хочется, чтобы не прерывался этот круг - и наши дети приводили сюда своих детей, чтобы школа гордилась своими учениками, а ученики - своей школой.
С днем рождения, гимназия !
Русакова (Максимова) Галина, выпускница 1989 года,
учитель начальных классов.