Приёмы педагогической технологии работы с понятиями.
Алгоритм работы с понятиями.Методы работы с понятийным аппаратом.Приёмы, формирующие навыки мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ponyatiynogo_apparata_na_urokah_istorii.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм работы с понятиями. Первый шаг. Вот как может быть организована работа над понятием " государство " Предложим учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определяли понятие "государство", и мы получим: народ, население, люди, флаг, герб, гимны, земля, территория, власть, закон, управление, казна, собственность, независимость, суверенитет .
Алгоритм работы с понятиями. Второй шаг. Выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки: Территория, население, управление, власть, суверенитет.
Алгоритм работы с понятиями. Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятий "государство". Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью .
Методы формирования понятий Ассоциативный метод Дедуктивный метод умения проводить мыслительные операции: наблюдение, анализ, синтез, сравнение. Недостаток в том, что уровень представлений о предметах будет у учеников разным, так как представления всегда индивидуализированы и зависят от характера и психологических особенностей ученика. Однако понятия должны иметь у всех учеников одинаковые, понятные каждому определения. Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на уровень теоретического осмысления. Когда у школьников нет начальных представлений. Это метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.
Формы работы по усвоению понятий 1 . Создание словаря. ПОНЯТИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ ПО КУРСУ ДРЕВНИЙ МИР (5 КЛАСС). ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ . Человеческое стадо - группы первобытных людей, объединялись для совместного выживания; собирательство - занятие древних людей, позволявшее добыть в основном растительную пищу; рубило - примитивное орудие труда - изготовляли из камня или при помощи камня; землевладение - возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей; скотоводство - возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей; ремесло - изготовление различных изделий, требующее определенного навыка; религия - вера в сверхъестественные силы; духи - сверхъестественные существа; идолы - изображение богов и духов; государство - власть, которая нуждается в применении силы; родовая община - совместная жизнь большими коллективами родственников; колдовской обряд - поражение копьями нарисованное на песке животное;
ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ Клинопись - особое письмо Двуречья , значки в виде клинышков алфавит - совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке; Ветхий Завет- первая наиболее древняя часть Библии; заповеди – правила, по которым должны жить верующие люди; ростовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты; таран - тяжелое бревно с окованным железом наконечником, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме с84 ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ джунгли - густые, труднопроходимые места; Касты - деление населения на разные сословия, группы; Будда - основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение; компас - прибор для определения сторон света; раджа - титул правителя в Древней Индии; сатрап - высокопоставленный персидский чиновник, правитель крупной области Персидского царства; император - титул правителя Древнего Китая;
2 . «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка , может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме. У – учитель ○ – ученик Учитель делит класс на учеников и учителей. Дает карточки : на первые парты № 1 на вторые парты № 2 на третьи парты № 3 на четвертые парты № 4 Если 4 карточки, то 4 термина с определением. Например: карточка № 1 (Холодная война – это противостояние общественных систем социализма и капитализма во главе с сверхдержавами –СССР И США в 1946 –). карточка № 2 (Фашизм– это …). карточка № 3 (Тоталитаризм– это …). карточка № 4 (Социализм– это …). По команде учителя идет работа в парах смешанного состава. В паре учитель задает вопрос, а ученик отвечает без карточки. Учитель смотрит на определение, данное на карточке и проверяет ученика. По сигналу преподавателя ученик движется дальше по схеме до тех пор, пока не расскажет все четыре термина и получает в тетради четыре оценки от учителей за каждый термин. Затем учителя и ученики меняются ролями. Можно использовать на уроке изучения новой темы, закреплении и контроле.
Денотатный граф I этап- вычленение из текста ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. II этап-подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки III этап –подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы.Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки. Является опорным конспектом, по нему легко рассказать тему, закрепить материал.
3 . Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ. а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова. 1________-это наука, которая изучает прошлое 2________ с древнейших времён и до наших дней по историческим 3_______: устным, 4__________ и 5______. Отцом 6________считается греческий 7______ . Вещественным,письменным,человечества,истории,Геродот,источникам,история.
б)понятийный диктант. В 5 -7 классах с целью экономии времени и избегания орфографических ошибок учитель называет определение, ученики записывают понятие; в 8 – 11 классах учитель называет понятие, ученики записывают определение.
Выберите правильный ответ- в) Выбрать правильный ответ Учитель предлагает 3 варианта ответа, один из которых правильный. Выберите правильный ответ- Выберите правильный ответ-
г) Тест – найдите соответствие. Задания на соотношения понятий и определений Например, в 5 классе на контрольной работе по теме « Человек в обществе» предлагается такой вид задания. Ответ: 1 Г 2 Б 3 А 4 Д 5 В 1. Гендер А) человек, принадлежащий к определённому государству на законных основаниях. 2.национальность Б) принадлежность человека к определенной нации, народу. 3. гражданин В) обеспеченная государством возможность делать всё, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей. 4. здоровый образ жизни Г) социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе. 5. права человека Д) образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Ответ: 1 Г 2 Б 3 А 4 Д 5 В
д ) Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ(№5) и государство (№7)
е) Задание на обобщение группы понятий Даны слова, определить, что между ними общего. Пример : федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства . Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне Пример : найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане. Обобщающим является «религия».
4. Активные формы а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях . Проводится урок обобщения знаний по определённой теме (урок-кроссворд), на котором каждый ученик не только решает кроссворд, подготовленный другим учеником, но и выступает в качестве проверяющего учителя. Этот вид работы имеет большое значение для развития памяти.
б) Игра-домино. «Домино» Учащиеся предварительно получают карточки – домино ( в зависимости от численности детей – по одной или по две карточки). Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задает стартовый вопрос, и он же дает финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задает свой вопрос и т. д. В зависимости от типа и целей урока возможны два варианта развития событий в случае неправильного ответа одного из учеников. Если позволяет время, можно дать возможность ученикам убедиться в том, что допущена ошибка, так как происходит сбой в цепочке ответов, и кто-то из ребят не может воспользоваться своей карточкой. Если времени мало, то учителю целесообразно указать на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Можно использовать в начале урока как актуализацию знаний фронтально (занимает минут 5), можно дать индивидуальное задание одному ученику (или двум в паре) во время проверки домашнего здания, они на парте собирают в логическом порядке (принцип «домино»).
в) Аукцион знаний Лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития. Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.
г) Историческое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.
д ) Создание кластеров Создание кластер (графическая форма). (Кластеры – растущие гроздьями). Этот прием самый простой вид классификации и систематизации знаний. На первом этапе знакомство с кластером выполняется фронтально, а потом можно в группах, в паре, с последующим обсуждением. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Реформы Избранной рады. Боярское правление Укрепление центральной власти Реформы местного управления Военная реформа Пока бояре растили Ивана Грозного, Елена Глинская взошла на престол. Ввела единую денежную единицу –московский рубль После смерти великой княгини началась ожесточённая борьба боярских родов за власть Царь хочет сформировать централизованное государство В 1549 году царь собирает Земкой собор -собрание всех представителей русских земель В 1550 году был принят новый Судебник. В 1551 году состоялся церковный собор. Им руководил митрополит Макарий. В 1556 году была проведена реформа местного управления . В 1550 году была произведена военная реформа В 1556 году было принято «Уложение о службе». Таким образом, реформы Ивана IV и Избранной рады были Направлены на централизацию страны
е) Создание синквейна . « Синквейн » (японский стих). Стихотворная форма, маленькая по объему – 5 строк, рифма не обязательна. 1 строка – 1 существительное; тема или понятие. 2 строка – 2-3 прилагательных; его признаки, характеристика. 3 строка – 3 глагола; деепричастие, функции. 4 строка – 4 слова; идея автора, высказывание, суждения по теме. 5 строка – 1 существительное; оценочное слово, которое проявляет смысл, значение для нас, для человека, для вселенной. После написания в группе или в паре, идет афиширование. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Примеры: История. Гуманитарная, интересная. Исследует, узнает, изучает. Наука, занимающаяся изучением прошлого. Люди. Человек. Сильный, умный. Охотился, овладевал, выживал. Не все смогли приспособиться. Сила .
Игра «Слова» , «Почта» - кармашки по темам. Игра «Слова», «Почта» – кармашки по темам. Цель : формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты . Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Объяснить смысл понятий. Игровые формы обучения – это как правило всегда высокая активность учащихся.
Угадайте понятие и дайте ему определение. Пример: М- - Е- - - З- - -Я Модернизация – существенное обновление в каких – либо областях. К- -Ф- - - - - М Конформизм – приспособление к существующим взглядам, мнениям.
Игра «Что лишнее?» Играющим раздаются карточки с группами анаграмм. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы . Определить , какое слово в группе лишнее. Арьлом . Оравп . Дьолжоме . Икатэ . Мораль. Право. Молодежь . Этика.
Упражнение «Найти ошибку» ученикам предлагается найти ошибки в тексте: Мотыга - примитивное орудие труда - изготовляли из камня или при помощи камня. Рубило - кремневое орудие, использовавшееся первобытными людьми для обработки шкур. Скребок - орудие труда первых земледельцев, в виде палки с сучком. Правильные ответы: 1. Рубило. 2. Скребок. 3. Мотыга. Ученики должны найти и исправить ошибки, при этом аргументируя и обосновывая свою точку зрения.
Словесно-логическая игра «Составь предложение» (фрагмент урока) ученикам можно предложить из приведённых слов составить определение и назвать понятие. Пример: Очень, камня, большое, служившее, по, фараона, размеру, пирамида, сооружение из, гробницей, для. Задание можно усложнить включением в его содержание слова, не относящиеся к определению.
Словесно-логическая игра «Составь рассказ» (фрагмент урока) Из предложенных понятий и терминов составить рассказ. Например, в 5 классе на уроке «Древнейшие люди» ученики составляют небольшое повествование о древнем человеке, используя такие понятия и термины как древние люди, орудия труда, «человек умелый»,австралопитек, пещеры, стадо ,собирательство, охота,огонь , факел, копьё, отщепы , рубило, копьё. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо знать определение названных понятий и терминов.
Рассказ ученика. Австралопитеки жили 2 млн. лет назад. Древних людей, которые использовали орудия труда, ученые называют «человек умелый». Люди умелые жили в пещерах стадами. Основным занятием древних людей было собирательство. Первым орудием было рубило. Древними орудиями были отщепы , гарпун. Древние люди занимались охотой. Для охоты применяли огонь, делали копья, при помощи факелов загоняли животных в загон.
Нарисовать понятие. Этот вид задания применяется в 5 – 6 классе и с интересом воспринимается учениками. Например, на уроке в 5 классе по теме «Орудия труда первобытных людей» ученики с удовольствием рисуют примеры различных орудий труда. Затем можно обменяться рисунками в паре. Ученик подписывает название орудия труда.
Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение. Создание юмористических рисунков по определениям понятий.
5. Провести анализ понятий. а ) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные. б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.
6.Конструирование понятия Из приведенных слов составить обществоведческое определение: Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход ( уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс )
7. Проблемно-поисковое изучение терминов . Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем используя карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре? Встречается ли этот термин в других предметах?
Д ифференциация форм работы по уровням сложности I. уровень сложности 1.Создание словаря терминов по определенной теме. «Почтовые ящики». 2 . Тестовые задания (выбрать правильный ответ, найти соответствие при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Пример : аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства. 3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. « Третий лишний» и т.д.
Дифференциация форм работы по уровням сложности II . уровень сложности 1.Кроссворды , ребусы. 2.Дуэль . Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность. 3.Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать правильный ответ, но здесь задание более сложное, пример: какое социально-экономическое понятие в настоящее время уступило место понятию «устойчивое развитие» и варианты ответов: прогресс , ускорение, модернизация, реформизм, и конечно, другие виды заданий). 4.Карточки-задания . Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.
Дифференциация форм работы по уровням сложности III . уровень сложности. 1.Задания на обобщение группы понятий. 2.Конструирование понятия. 3.Построение схем.
Систематическая понятийная работа должна пронизывать весь процесс обучения . Её цель – формирование умения активно пользоваться историческими терминами и понятиями, употреблять их в своей речи. Приведенные упражнения направлены на развитие критического мышления обучающихся, формированию навыков выделения признаков общественных, исторических явлений. В результате целенаправленной работы с понятиями и терминами успешнее решаются задачи обучения . По мере того, как речь школьников приобретает всё большую содержательность , расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности . Обучающиеся не испытывают дискомфорта в дискуссиях , приобретают навыки написания эссе на поставленную проблему, работы с научным текстом , что важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории.