Учитель года Республики Мордовия - 2016
Республиканский конкурс "Учитель года Республики Мордовия - 2016" проводится в рамках Всероссийского конкурса "Учитель года России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РМ - 2016»
Учитель биологии
МБОУ «Торбеевская СОШ №1»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Мишина Елена Александровна
Конкурсное задание «Интернет-ресурс».
http://www.proshkolu.ru/user/eamishina/
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РМ - 2016»
Учитель биологии
МБОУ «Торбеевская СОШ №1»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Мишина Елена Александровна
Конкурсное задание «Методический семинар». Пояснительная записка.
«Формирование экологической культуры школьников через активизацию их самостоятельной деятельности».
История человечества неразрывно связана с историей природы. «Человек и природа» звучит гордо. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда, она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.
Бурное развитие промышленного производства в последнее столетие привело к нарушению природного равновесия и резкому изменению окружающей среды, что в свою очередь вызвало существенное изменение видового состава животного и растительного мира, а также условий его существования.
Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненно необходимой. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!». Актуальность экологического воспитания заключается в том, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президентом страны В.В.Путиным был подписан указ о том, что 2017 год станет Годом экологии. В связи с этим возникает необходимость в обеспечении соответствующего образования нового поколения.
Согласно ФГОС в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
Экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом является формирование экологической культуры обучающихся.
Новизна моего опыта состоит в применении инновационных педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное развитие экологической культуры у обучающихся, формирования умения воспринимать красоту природы, ценить и беречь её.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали выдающиеся мыслители прошлого: Ж. -Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, А.Гумбольд, К.Д. Ушинский. Они видели в природе уникальность и могучий источник знаний.
В.И.Вернадский одним из первых подошел к проблеме экокультуры. Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.
Мне ближе по содержанию работа Ж.-Ж. Руссо, в книге "Эмиль, или О воспитании" он предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". При этом воспитание должно происходить естественно, так как ребенок – это чистый лист, на котором можно написать всё, что угодно.
Поэтому для меня как для учителя главная цель экологического воспитания – воспитать личность, обладающую эволюционным мышлением, экологической культурой, ориентирующуюся в области научной картины мира, владеющую знанием методов практического применения.
Считаю, что в образовательной школе учащиеся должны усвоить основную заповедь человека по отношению к природе – не навреди. Этому способствует решение следующих задач экологического образования:
- Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Над проблемой «Формирование экологической культуры школьников через активизацию их самостоятельной деятельности» я работаю второй год. Учебно-воспитательную работу осуществляю по следующим направлениям:
1. Экологическая пропаганда. Разработка обучающимися плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды, пропаганде здорового образа жизни.
2. Экологическое просвещение. Проведение экологических мероприятий, акций, классных часов, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны. Например, «Всемирный День Земли», «День чистой воды», «Экологическая тропа» и т.п.
3. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках и во внеурочной деятельности. В 5 классе мы определяем содержание белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах, составляем рацион полноценного питания школьника. В 6 классе изучаем условия и сроки прорастания семян, определяем их всхожесть, говорим о многообразии растений. В 7 классе рассматриваем экологию животных различных систематических групп, в 8 классе говорим о ценности здоровья человека, в старших классах - изучаем биотические и абиотические факторы среды обитания, даём описание экологических систем, определяют воздействие антропогенного фактора.
К.Д. Ушинский писал: "Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием.” Поэтому при проведении занятий применяю разнообразные формы работы с детьми: индивидуальную, работу в парах и микрогруппах, фронтально- коллективную. Использую следующие виды деятельности: урок-дискуссия, лекция, семинар, игра, ИКТ, проект и исследование, экскурсия, конференция.
Часто свои уроки начинаю с красивой музыки, стихотворения, сказки, письма или беседы, использую наглядные и мультимедийные средства обучения. На моих уроках царит атмосфера увлеченности, творчества и ситуации успеха.
Благодаря разнообразным формам и методам работы, информационно – коммуникативным технологиям происходит обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Повышению результативности способствует применение различных видов самостоятельных работ. Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о временах года, растениях, животных, подбирают интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи.
Индивидуализация позволяет помочь обучающимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им как биологическим существам. Для этого процесс обучения строю с опорой на анатомо-физиологические, сенсорные и перцептивные особенности учеников, чтобы их чувства и эмоции были также важны, как факты и концепции.
Наиболее чётко это прослеживается во время проведения экскурсий. Используя ведущий метод – наблюдения, знакомлю детей с объектами живой природы в естественном виде, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы. В естественной обстановке дети видят большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, загрязненные водоёмы). Стараюсь научить обучающихся чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Считаю, что знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Обучающиеся разрабатывают и затем защищают на уроках биологии свои исследовательские работы. В ходе их выполнения решается сразу несколько задач: развитие навыков, творческих способностей обучающихся, стимулирование их к самостоятельной познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется исследование. Дети учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения, делать выводы. Это способствует установлению истинности их биологических знаний.
На формирование творческих способностей обучающихся оказывают влияние такие факторы, как: уверенность каждого в себе, возможность проявить себя, самостоятельно действовать, оценивать себя и одноклассников.
Исследовательская работа способствует появлению у школьников экологических знаний и опыта поведения в окружающей среде. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.
Обучить школьника экологической культуре только на уроке нельзя. Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у обучающихся нужно многократное повторение знаний, умений, навыков на практических мероприятиях. Важным для меня является проведение экологических акций, вечеров, спектаклей, ролевых игр, субботников. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования по стандартам ФГОС ООО.
Итогом моей педагогической деятельности является участие обучающихся в муниципальных и республиканских конкурсах, научно- практических конференциях.
Баландова Алёна – призер 2015 года республиканского этапа Всероссийской олимпиады по биологии, призёр 3 открытой олимпиады по биологии МГПИ им.М.Е.Евсевьева.
Клебнева Алина- победитель районного конкурса «Подрост», «Экология лесных животных».
Тюляев Евгений – призёр заочной республиканской олимпиады по биологии среди 5-6 классов.
Кидяева Полина и Диденко Аня – участники V открытой республиканской учебно- практической конференции «Юный исследователь».
Мониторинг качества подготовки обучающихся по биологии в 10-х классах общеобразовательных учреждений Республики Мордовия показал, что выполнили работу на «5» – 45%, на «4» – 50 %, на «3» – 5% обучающихся.
Следствием работы по развитию у обучающихся навыков самостоятельности в научном поиске, творчества в исследовании и эксперименте является тот факт, что выпускники нашей школы связывают свое дальнейшее обучение, профессиональное становление со специальностями, в основе которых лежат знания биологии: в 2015 году их было 11 человек.
Результаты анкетирования показали, что во II полугодии 2015-2016 учебного года в 8 «А» классе, в котором я являюсь классным руководителем, повысился процент обучающихся с высоким уровнем экологических знаний. Это лишь подчеркивает эффективность воспитания экологический культуры в моём классе.
Основа экологического воспитания, которую мы заложим в детей сегодня, станет фундаментом здания недалекого будущего всего человечества, а первые результаты можно будет увидеть уже через несколько лет. Ведь от внутренних убеждений маленького человека, уровня сознательности и ответственности, а главное, от развития его духовной культуры, зависит реальность завтрашнего дня.
Дети – будущее, которое мы в состоянии сделать лучше! Я считаю, что миссия педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен, и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РМ - 2016»
Учитель биологии
МБОУ «Торбеевская СОШ №1»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Мишина Елена Александровна
Конкурсное задание «Эссе».
«Я - учитель».
Забытая деревня у реки стоит
И пустыми окнами на меня глядит.
Хочется ей многое обо мне сказать,
О моей судьбе немного рассказать.
1988 год. Атяшевский район. Капасово. Богом забытая деревня. Со старой деревянной школой. Но родной и до боли близкой и далекой мне. Потому что именно по скрипучим ступенькам этой школы 1 сентября я вошла в свой 1- ый класс, где меня встретила наша школьная мама, первая учительница.
Каким был тот день? Честно, помню смутно. Шел дождь, дул легкий осенний ветерок. Солнца не было. Но от радостных волнений душа трепетала. И теперь, 27 лет спустя ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает образ: мягкая улыбка, карие глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Марины Викторовны Кабаковой. Она сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая?
А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1992-1998. Мой классный руководитель и учитель русского языка и литературы Валентина Ивановна Слугина. И для меня, и для моих одноклассников она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим постижением родного слова. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как Она, но желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.
И, конечно, навсегда в памяти останется та, которая определила мой дальнейший жизненный выбор. Это моя тётя, Кузнецова Лидия Васильевна, учитель биологии и химии, которая 35 лет жизни отдала школе. Беседы с ней, её увлекательные книги по предмету, совместные прогулки по родным капасовским местам запомнились мне на всю жизнь. Именно ей, настоящему профессионалу, знающему своё дело, любящему детей, я обязана тем, что отдала предпочтение естественным наукам.
На Востоке говорят: «У человека два колена. Одно, чтобы преклонить его перед врачом, другое – перед учителем». Мудрая истина. А я ведь тоже хотела сначала быть врачом, но потом поняла: я могу стать учителем врачей. А это намного выше!
И вот 2003 год. Я – учитель. И не просто учитель, а преподаватель биологии и химии в ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». А вот и студенты. И не просто юные, а почти мои ровесники (всего лишь на 3 года моложе меня). Любопытные глаза с интересом вглядываются в моё лицо. Рассматривают. Делают первые выводы. Разные лица, разные глаза. Кто они? Кем станут в будущем? Как сложится наша совместная работа, наше взаимоотношение? Их ум ещё не напитался многими знаниями, но духовный мир гораздо богаче порой некоторых взрослых. И общение с ними, пожалуй, - то главное, из чего начинает складываться педагог.
Но передо мной сразу возникло несколько вопросов: С чего начать? Как заинтересовать? Чем увлечь? По какому пути пойти? По старому, который известен моим учителям? Нет! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!
Да, я выбрала новый путь, свой. У каждого учителя есть свои личные, годами проверенные заповеди, обеспечивающие успешность его работы. Мои заповеди таковы:
- вникни в проблему ученика;
-создай благоприятные условия для обучения, воспитания, творчества;
- не унижай;
- возвышай.
Для себя я решила: чтобы получать хорошие результаты обучения и воспитания, нужно «зажечь» детей, а для этого «гореть» самому, постоянно совершенствоваться. Откуда брать силы и энергию? Существует такое понятие – «учительское счастье». Когда я захожу в аудиторию и вижу, что студенты рады встрече со мной, когда на перемене они не разбегаются, а активно обсуждают решение домашних заданий, когда интересуются биологией, когда хорошо пишут контрольную, с увлечением выполняют лабораторную работу и в итоге успешно сдают экзамены, когда не хотят уходить со звонком, когда говорят: «Всё было хорошо. Спасибо за урок». В моей профессиональной деятельности таких « хороших когда» много, и ради этого стоит работать учителем. Вот оно – моё «учительское счастье».
Но время быстротечно. И в жизни всё меняется. Теперь я учитель. Учитель биологии МБОУ «Торбеевская СОШ № 1». И это мне ближе.
Да, не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует колоссального труда, большого опыта работы, огромного терпения, любви к детям, интереса к своей профессии. Как точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Следовательно, профессия учителя – это и труд, и призвание.
Я понимаю, что передо мной не просто ученик, а ребёнок, со своими проблемами, интересами, что он хочет видеть во мне друга, старшего наставника, помощника. И каждый раз, входя в класс, я вижу глаза детей, такие разные: у одних взгляд игривый и весёлый, у других– любознательный, у третьих – почему-то грустный, задумчивый. И их переживания становятся моими. Невозможно построить успешного обучения, не зная внутреннего мира ребёнка, его семьи, его друзей. Какому учителю он откроется? Наверное, такому, кто честен, кто живет по законам добра и справедливости. Как не прост путь к сердцу каждого! Но «мы в ответе за тех, кого приручили». На уроке я как садовник, который сначала возделывает почву, подбирает инструменты для своей работы, затем создает условия для роста своих питомцев. Настойчивые, самостоятельные, уверенные в себе, способные к сотрудничеству ученики – это мой урожай. Именно такие нужны в современном обществе, поэтому я стремлюсь вырастить единомышленника, друга, свое продолжение, свою смену.
Но нельзя, отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к собственным открытиям. А это ли не современные стандарты! А иначе – незачем!
Мои восьмиклассники, отвечая на вопрос анкеты, каким должен быть современный учитель, назвали такие качества: добрый, справедливый, весёлый, понимающий, идущий в ногу со временем и, конечно, профессионал в своей области знаний.
Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только универсальные учебные действия, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя умение жить в изменяющемся мире: жизненный опыт, ценности, смысл, традиции, миропонимание.
«Учитель! Воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться». Учитель каждодневно творит будущее. И все зависит от него, от его самоотдачи, мыслей, бессонных ночей, неустанного желания понять, а значит, принять. Со временем мои выпускники разлетятся по всему свету, но я знаю: они принесут пользу в этом мире. Я радуюсь, когда они взрослеют, и восхищаюсь, как они умнеют, и, проводив от школьного порога, я вслед шепчу: «Удачи! С Богом!».