Дисциплина "Информатика" 2 курс

Сомова Юлия Юрьевна

Дисциплина "Информатика" для 2 курса всех специальностей

Общее количество часов на дисциплину - 96 часов
Теоретические занятия - 46 часов
Практические занятия - 50 часов
Итог изучения курса - экзамен на 4 семестре. Вопросы к экзамену
Конспект лекций по дисциплине "Информатика" можно  скачать здесь
Методические указания по выполнению практических работ скачать здесь
Темы творческих работ по дисциплине "Информатика" смотри здесь
Рамки для курсовых и дипломных проектов скачать здесь

В рамках всероссийских мероприятий по цифровой грамотности обучающихся в колледже проводятся уроки по цифровым технологиям. Материалы урока можно посмотреть на сайте https://урокцифры.рф
 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Теоретическое занятие №1 - Роль информационной деятельности в современном обществе. Основные этапы развития информационного общества.
Материалы у занятию: Конспект лекций стр.4-12 (готовый конспект лекций скачать себе на компьютер, ссылка на этой странице сверху). Этапы развития информационного общества: скачать здесьПрезентация к урокускачать здесь
Д/Ззаполнить таблицу об информационных ресурсах на 31 слайде презентации к уроку и сдать на проверку преподавателю на электронную почту Yuliya.Somova@tularegion.org с темой "Учеба - Фамилия студента, группа"
Подготовить информацию об основных изобретениях, с которыми связаны четыре информационные революции в виде творческой работы.
 Раздел 2 Информация и информационные процессы

Теоретическое занятие №2 - Информация: понятие, носители, виды, количественное измерение, кодирование. Информатизация общества, развитие вычислительной техники
Материалы к занятию: Конспект лекций стр.10-15. Презентация к уроку: 
скачать здесь  Видео для урокасмотреть здесь
Д/З: Конспект лекций  стр. 10-13 изучить, основные определения и формулы выписать в тетрадь,  задачи на количество информации (стр.13-15) решить в тетради, сфотографировать и выслать для проверки преподавателю на электронную почту Yuliya.Somova@tularegion.org с темой "Учеба - Фамилия студента, группа".
Теоретическое занятие №3 - Представление информации в двоичной системе счисления. Системы счисления, используемые в компьютере. Представление информации.
Материалы к занятию: Способы записи чисел, системы счисления - 
скачать здесьвидео
Для любознательных студентов - смотри здесь и здесь
Конспект лекций стр.12-26. 
Видео для урока - 
кодирование символьной информациикодирование графической информациикодирование звуковой информации.
Д/З:
1) изучить материал по теме "Способы записи чисел, системы счисления",
2) в тетради записать все определения, способы преобразования чисел в различные системы счисления,
3) в письменном виде на отдельных листках решить задачи на стр. 19-21 и 23-26 (сдать на проверку)
Теоретическое занятие №4 - Арифметические основы работы компьютера.
Материалы к занятию:  теоретическая часть и задачи 
скачатьвидео
дополнительный материал смотри на сайте http://book.kbsu.ru/theory/chapter4/1_4.html
Д/З: записать в тетради основные определения и алгоритм перевода чисел в различные системы счисления, решить задачи.
Решить кросснамбер, записать в тетради все ответы и принести на занятие.
Теоретическое занятие №5 - Логические основы работы компьютера.
Материалы к занятию:  теоретическая часть скачать
Д/З: внимательно прочитать теоретическую часть урока.
Составить письменно конспект по материалам теоретической части урока, в котором осветить следующие вопросы:
1. Дать определение термина "Алгебра логики"
2. Дать определение термина "Логическое высказывание", привести примеры логических высказываний.
3. Дать определение термина "логический элемент", перечислить все логические элементы, применяемые в компьютере.
4. Дать определение таблицы истинности
5. Что такое "операция конъюнкции"
6. Что такое "операция дизъюнкции"
7. Что такое логическое отрицание или инверсия
8. Что такое Функция отрицании от логического умножения
9. Что такое Функции отрицании от логического сложении
10. Что такое "операция импликация"
11. Что такое "операция эквиваленция"
В тетради выполнить все задания из теоретической части урока.
Практическая работа №1 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Материалы к урокукодирование текстовой информациикодирование звуковой информациикодирование графической информации. 
Теоретическая и практическая часть работы скачать 
Домашнее задание: в тетради составить отчет по работе, где отразить: тему практической работы, цель работы.
Дать определения:кодирование, декодирование, аналоговый и дискретный способ кодирования, кодирование растровых изображений, кодирование векторных изображений.
Закодировать свои фамилию имя и отчество в кириллице и в кодировке Windows.
Ответить на контрольные вопросы:
1      Чем отличается непрерывный сигнал от дискретного?   
2      Что такое частота дискретизации и на что она влияет? 
3      В чем суть FM-метода кодирования звука?
4      В чем суть Wave-Table-метода кодирования звука?
5      Какие звуковые форматы вы знаете?
6      Какие этапы кодирования видеоинформации вам известны?
7      Какие форматы видео файлов вы знаете?
Теоретическое занятие №6 Алгоритмы и способы их описания
Материалы к уроку: теоретическая часть
Домашнее задание: Составить алгоритм решения задач из теоретической части урока.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Дать определение алгоритма
2. Перечислить и охарактеризовать свойства алгоритма
3. Перечислить и охарактеризовать способы описания алгоритмов.
Подготовить сообщение на тему "Ученый, в честь которого алгоритмы получили свое название"

Теоретическое занятие №7 Конструкции ветвления. Циклические алгоритмы
Материалы к уроку: теоретическая часть
Домашнее задание:  Составить алгоритм решения задач из теоретической части урока. 

Практическая работа №2 Выполнение вычислений в стандартной программе Калькулятор
Материалы к уроку: порядок выполнения работы скачать
Домашнее задание: письменно оформить отчет по работе, где отразить: тему практической работы, цель работы, алгоритм выполнения и результаты вычисления всех заданий, предложенных для самостоятельного выполнения.
 Практическая работа № 3 Алгоритмические конструкции линейного и разветвляющегося типа.
Материалы к уроку: программа конструирования алгоритмов скачать на компьютер в свою папку.
Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму. Порядок выполнения работы скачать.
Презентация с пояснениями скачать
Домашнее заданиеписьменно в тетради оформить отчет по работе, где отразить: тему практической работы, цель работы, алгоритм выполнения и результаты вычисления всех заданий, предложенных для самостоятельного выполнения.
Письменно в тетради ответить на контрольные вопросы
1        Что такое алгоритм?
2        Назовите исполнителей алгоритма?
3        Что называется системой команд исполнителя?
4        Перечислите свойства алгоритма.
5        Перечислите способы описания алгоритма.
6        Когда запускается программа «Конструктор алгоритмов»?
7        Какую команду необходимо выполнить, чтобы приступить к разработке блок-схемы?
8        Какие функции используются для ввода синуса, косинуса, модуля, квадратного корня?
9        Какая комбинация клавиш служит для ввода степени?
10    Что такое линейный алгоритм?
11    Что такое разветвляющийся алгоритм?
Практическая работа № 4 Алгоритмические конструкции циклического типа. Смешанные алгоритмические конструкции. 
Материалы к урокуВыполнить практическую работу по приведенному алгоритму. 
Порядок выполнения работы скачать.
Домашнее задание: письменно оформить отчет по работе, где отразить: тему практической работы, цель работы, алгоритм выполнения и результаты вычисления всех заданий, предложенных для самостоятельного выполнения

Практическая работа № 5 Знакомство со средой программирования
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму. 
Порядок выполнения работы скачать.
Домашнее задание: письменно оформить отчет по работе, где отразить: тему практической работы, цель работы, алгоритм выполнения и результаты вычисления всех заданий, предложенных для самостоятельного выполнения
Практическая работа № 6 Реализация линейных алгоритмов и конструкций в среде программирования
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 13-19.
Практическая работа № 7 Реализация циклических алгоритмов в среде программирования.
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 19-26.
Практическая работа № 8 Построение графиков функции в среде программирования.
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 42-46.
Тема 2.3 Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров
Теоретическое занятие №8 Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК: обработка, хранение, поиск и передача информации. Управление процессами. Автоматические и автоматизированные системы. 
Материалы к уроку:
  Курс лекций по дисциплине "Информатика". Параграф 1.4 Информационный процесс. Стр.15-18.
  Презентация к уроку
Составить развернутый конспект в тетради:
1 Дать определение понятия "Информационный процесс"
2 Перечислить и охарактеризовать каждый вид информационного процесса.
3 Структурная схема информационного процесса
Практическая работа № 9  Работа с архивами данных. Запись информации на различные виды носителей
Порядок выполнения работы и домашнее задание смотри здесь     архив для задания скачать здесь.
Практическая работа №10  Демонстрация возможностей АСУ на практике 
Порядок выполнения работы: 
архив для задания - скачать здесь.
алгоритм выполнения работы: смотри здесь . Рамки для дипломных и курсовых проектов здесь
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий
Теоретическое занятие №9   Архитектура и структура вычислительных систем.
Материалы к занятию: Конспект лекций стр.28 - 30
Д/З: ответить на контрольные вопросы из Конспекта лекций письменно в тетради. 
Теоретическое занятие №10  Многообразие внешних устройств, подключенных к компьютеру. Виды и характеристики.
Материалы к занятию: Конспект лекций стр.30-42
Видеоролик о многоядерных процессорахhttp://woocomp.ru/vsya-pravda-o-mnogoyadernyx-processorax 
Д/З: Подготовиться к опросу по изученной теме.
На основе видеоматериала подготовить обзор современных процессоров.
Подготовить презентацию по темам на выбор «Развитие средств ВТ», «Структура персонального компьютера», «Магистрально-модульный принцип построения компьютера».
Теоретическое занятие №11  Внешние устройства ПК
Материалы к занятиюКонспект лекцийстр. 43- 71.
Д/З: Подготовить сравнительные таблицы по следующим типам внешних устройств: принтеры, мониторы, манипуляторы, графопостроители. (указать типы, назначение, ведущие марки, достоинства и недостатки).
Подготовиться к самостоятельной работе по теме "Компоненты компьютера"
Теоретическое занятие №12 Программное обеспечение ПК. Обзор операционных систем: подробно Windows и ее аналоги.
Материалы к занятиюКонспект лекций стр. 72-83. Презентация к уроку  Обзор сервисных программ
Видео 1 "программное обеспечение и кс"  https://youtu.be/1qdrnbSp-eg     Видео 2
Д/З: изучить материалы лекции и записи в тетради, подготовиться к опросу. Подготовить сообщение на тему: "Обзор современных операционных систем" тип ОС выбрать из списка, размещенного на последнем слайде презентации к уроку. Сообщение предоставить в электронном виде на проверку на первом уроке после учебной практики.
Теоретическое занятие №13  Файловая система. Понятие файла, каталога (папки). Путь к файлу. Работа с каталогами и файлами. Инсталляция программ. 
Материалы к уроку: презентация
1. http://citforum.ru/operating_systems/sos/glava_10
2. http://yura.puslapiai.lt/archiv/per/fsinf.html
3. https://yandex.ru/video/search?filmId=CTiV3HTtUXI&text=файловые%20системы%20основные%20типы%20характ...- видеоуроки по теме "Файловая системы"
Д/З: изучить материалы и подготовиться к самостоятельной работе по  теме "Программное обеспечение" 

Теоретическое занятие № 14 -Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальной сети. Типы компьютерных сетей, назначение и принципы организации КС. Топология локальной сети, типы топологий.
Материалы к уроку: Текст лекции Видео смотреть: видео 1  Презентация
Д/ЗКонспект лекций  стр. 100- 104. Подготовиться к опросу по теме: Локальная компьютерная сеть 
Письменно в тетради ответить на контрольные вопросы
1 Что называется компьютерной сетью?
2 Для каких целей создается компьютерная сеть?
3 По каким признакам классифицируются компьютерные сети?
4 В чем смысл одноранговой сети?
5 Какой компьютер называется сервером?
6 Что такое рабочая станция?
7 Дать определение "Топологии компьютерной сети"
Теоретическое занятие №15  - Глобальная сеть - Интернет. интернет -технологии.
Материалы к занятиюКонспект лекций стр.104-107
Дополнительный материал: презентация к занятию
ссылка №1,  ссылка №2,  ссылка №3 ссылка №4 ссылка №5    ссылка№6
Д/З: подготовиться к контрольной работе по разделу Сетевые технологии. Письменно в тетради ответить на контрольные вопросы  на стр. 107
Web Квест "ПРОВАЙДЕРЫ г.Новомосковска" материалы скачать
 Теоретическое занятие №16  - Защита информации. Вирусы и антивирусная защита.
Материалы к занятию: смотри следующие ссылки 
Обзор вредоносных программ
Логические бомбы
Классификация компьютерных угроз
Компьютерные вирусы
Д/З: Д/З: Конспект лекций стр.95-99. Законспектировать в тетради раздел  "Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации", ответить на контрольные вопросы на стр. 97. Составить конспект по теме "Обзор вредоносных программ" в письменном виде.
Практическая работа №11 Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Антивирусная защита, проверка дисков на наличие вирусов.
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 57-60.

Теоретическое занятие №17 Программы для работы с текстом. Обзор текстовых редакторов, технология создания текстовой документации.
Д/з: составить презентацию "Обзор текстовых редакторов. Достоинства и недостатки" Материалы к уроку
Практическая работа №12 - Набор и форматирование текста. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 60-65.
 Практическая работа №13 - Работа с таблицами, списками. Вставка и редактирование объектов внутри текстового документа. Гипертекстовое представление информации.
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр. 66-70.
 Практическая работа №14 - Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. 
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.70-71
Теоретическое занятие №18 - Возможности динамических (электронных) табличных процессоров, Математическая обработка числовых данных.  Материалы к уроку
Д/з: составить презентацию "Обзор табличных процессоров. Достоинства и недостатки"
Практическая работа №15 - Использование различных возможностей динамических
(электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей 
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.72-77
Практическая работа № 16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.77-82
Практическое задание № 17 Проведение сложных вычислений с помощью «Мастера функций», понятие «абсолютная и относительная адресация»
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.82-85      Шаблон задания скачать - задание

Теоретическое занятие №19 - Представление об организации баз данных и система обработки ими. Обзор СУДБ: основные представители, понятия и принципы организации
Презентация к уроку
Д/з: составить презентацию "Виды систем разработки и поддержки баз данных. Достоинства и недостатки"
       Материалы к уроку  

Практическая работа № 18  Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.85-89    Исходные данные для создания базы данных "Космос" скачать.  Методика выполнения практической работы: Создание БД "Космос"

Теоретическое занятие №20 - Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. Обзор программных продуктов для презентаций и разработки рекламной продукции.
 Материалы к урок по графике 
 по презентациям смотри : http://monobit.ru/programmy-dlya-prezentaczij.html
http://web-academy.com.ua/stati/14-stati/52-top-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-ani
http://inftech.webservis.ru/it/multimedia/ar10.htm
Д/з: составить презентацию "Обзор мультимедиа редакторов. Достоинства и недостатки"
Практическая работа №19 "Создание компьютерных презентаций с элементами гиперссылок"
Материалы к уроку:  материалы описания алгоритма выполнения работы.
Практическая работа №20 "Создание сложной презентации по тематике специальности с использованием тригеров и макросов".
Материалы к уроку:  материалы описания алгоритма выполнения работы.
Практическая работа № 21 Создание графического объекта с помощью растрового редактора Paint
Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.91-93.

Практическая работа № 22 Работа в векторном редакторе Компас

Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.93-95.
Практическая работа № 23 Создание эскиза детали с помощью векторного редактора Компас.

Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.96-100.
Практическая работа № 24 Создание эскиза детали с помощью векторного редактора Компас.

Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.100-104.
Теоретическое занятие №21 - Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения.
Материалы к уроку:
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Подключение к Интернету
Сервисы Интернет: "всемирная паутина", электронная почтасоздание почтового ящика и регистрацияобщение в интернете в реальном временифайловые архивы,  радио, телевидение и веб-камеры в Интернетегеоинформационные системыбиблиотеки, энциклопедии и словари в Интернетеэлектронная коммерцияпоиск информации в Интернете.
Д/з: составить презентацию "Виды систем разработки и поддержки баз данных. Достоинства и недостатки"
Теоретическое занятие №22 - Поиск информации с помощью компьютера, программные поисковые сервисы. Правила оформления запросов для поиска информации в Интернете.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1637137336429410266&url=http%3A%2F%2Frmmk05.ru%2Fnut...
Теоретическое занятие №23 - Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практическая работа №25  Работа с браузером. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, СМИ. Участие в онлайн-конференции, анкетировании, компьютерном тестировании.

Материалы к уроку: Выполнить практическую работу по приведенному алгоритму в Методических указаниях по выполнению практических работ. Стр.100-104.