Разговор о правильном питании

Система работы по программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_programme.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы

«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании» .

Проект "Королевство аппетита"

Автор

Короткова Антонина Ивановна

Возраст детей

6 лет

Школа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида № 52»

Адрес, электронная почта

akor54@yandex.ru

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании»

«Разговор о правильном питании»

Система работы по программе «Разговор о правильном питании через использование  литературных произведений

Цель: 

формировать  у детей  представления о необходимости заботы о своем здоровье,  о важности правильного питания  через  использование литературных произведений как воспитательного и образовательного ресурса.

Задачи: 

  • формировать  эстетическую культуру и  полезные навыки здорового питания детей  за счет привлечения их внимания к литературным произведениям;

  • развивать у дошкольников познавательные, творческие способности  и культурные интересы, потребности в реализации норм здорового образа жизни;
  • развивать  коммуникативные навыки у детей, учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

Актуальность программы «Разговор о правильном питании».

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи - одна из наиболее актуальных.  По данным статистики за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, имеющих хронические заболевания . Среди многих вопросов, касающихся улучшения здоровья подрастающего поколения, выделяется вопрос о правильном питании.

    В этих условиях программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой, нацеленная на формирование у детей осознанного отношения к рациональному питанию,  как основы здорового образа жизни,  своевременна и актуальна.

Именно в дошкольном возрасте закладывается  фундамент здоровья ребенка. И так важно донести до детей необходимость приобретения полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни.

Анкетирование родителей , проведенное педагогами нашего учреждения, показало, что больше трети семей   не уделяют особого внимания культуре поведения за столом, не соблюдают режим питания, мало интересуются полезной пищей и экологически чистыми продуктами.  Как повлиять на пропаганду  основ здорового  питания ?

На помощь могут прийти игра и художественное слово! Для детей необходимо разработать дидактический материал, который способствует обогащению знаний о правильном питании . Такую возможность дают литературные произведения, а особенно  сказки.  Сказка является не только средством общения для разных поколений, но и способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека Слушая сказку – нужную сказку! –ребенок автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни. Играя, знакомясь с героями сказок, рассказов дошкольники узнают о том, как правильно питаться, что лучше есть на завтрак, чем утолить жажду.

Так возникла необходимость разработать методику «Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» посредством использования   литературных произведений как воспитательного и образовательного ресурса.

Описание методики реализации конкретной темы  из выбранной части программы

Педагогами МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"был разработан проект    "Королевство аппетита",направленный на сотрудничество детского сада и семьи по организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Новизна данной методики  состоит в повышении эффективности формирования полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни  через  дела и поступки  литературных героев во время игровых путешествий на острова Королевства аппетита.

Работа по проекту осуществляется в непосредственно образовательной, самостоятельной  и совместной деятельности детей и взрослых. Основные формы :  игра,  игра-занятие, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, театральная и  проектная деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Тип проекта:: информационный, познавательно-исследовательский, игровой.

Длительность проекта :один год.

Цель: Формировать у участников образовательных отношений осознанное отношение к своему здоровью через правильное питание.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с основными факторами, влияющими на здоровье;

2. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

3.Познакомить с режимом питания, с необходимостью и важностью регулярного приема пищи.

4.Развивать речь, коммуникативные навыки, учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, других напитков, их значении для человека;

6. Развивать у детей умения выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.

Ожидаемый результат:

Заинтересованность родителей в данной проблеме и вовлечение их в процесс реализации проекта.

Появление у детей  интереса к чтению литературных произведений.

Формирование интереса к здоровому питанию.

Формы работы с детьми:

- чтение художественной и познавательной литературы;

-сочинение сказок и рассказов о правильном питании;

-изготовление книжек-малышек на тему правильного питания;

- беседы;

-театрализованная деятельность;

- наблюдение;

- дидактические игры;

-просмотр и создание мультфильмов;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- рисование, оформление выставок

- экспериментирование;

Содержание, формы и методы реализации данной методики носят преимущественно интерактивный и игровой характер, направленный на активное вовлечение дошкольников в совместную творческую и исследовательскую деятельность, на формирование умения учиться, на стимулирование познавательного интереса к изучаемым темам.

Путешествуя по островам Королевства аппетита, дети узнают о том, почему важно быть здоровым,о правилах питания, режиме дня,  основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах,  правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Особую радость ребятам приносят встречи со сказочными героями: Карлсоном, Винни Пухом, Колобком, которые формируют позитивную установку на поддержание здорового образа жизни, навыков правильного питания. Карлсона, хозяина острова Сладкоежек, ребята учат есть меньше сладостей, заменять их фруктами или готовить конфеты в домашних условиях.  Сорока- белобока рассказывает о пользе круп, о том, как сделать кашу вкуснее. На острове Молочном вместе с Котом  Матроскиным  делают мороженое. Колобок, хозяин Хлебного  острова, проводит виртуальную экскурсию на хлебозавод.

Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса. В  настоящее  время  у детей  возрос интерес к компьютерным играм.  На интересе  к  компьютеру  мы строим  свою  работу. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных  образов, это современные технологии образования детей.

Созданные  нашими педагогами  компьютерные  игры  повышают мотивацию воспитанников к занятию,  расширяют сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности, а также дают возможность быстрого создания собственного  дидактического материала по темам программы «Разговор о правильном питании».

Здесь же работает детская студия по созданию мультфильмов    «Мульти-Пульти», которая пользуется большой популярностью в детском саду. Ведь  самым   интересным  и увлекательным занятием для нынешних детей стали просмотр телевизионных передач и мультфильмов.. Одна из  таких  тем –тема  правильного питания.  Разработка  с детьми сценария фильма, придумывание историй, стихов и игр по выбранной теме развивает фантазию, воображение, улучшает память. Создавая   сюжетные рисунки, ребята не только упражняются в изобразительной деятельности, но и запоминают простые правила правильного питания.

 

Особое внимание в процессе формирования у детей навыков здорового образа жизни и правильного питания уделяется взаимодействию с семьей. Родители стали активными участниками проекта И взрослым, и детям было  интересно вместе узнавать новое о знакомых продуктах,  выполнять домашние проекты. Воспитатели старались ненавязчиво предлагать информационный материал о здоровом питании, знакомить с литературными произведениями  по данной теме. Особой популярностью пользовалась семейная библиотека. Родители приносили в группу книги, обменивались имеющейся литературой, рекомендовали произведения, наиболее понравившиеся ребенку.

Мы пришли к выводу, что с   помощью художественной литературы можно и нужно воспитывать ребёнка, учить его правильно питаться ,совершать  правильные  поступки.. Через художественное слово дошкольник получает глубокие знания о здоровье и здоровым  образе жизни.

Выводы по эффективности реализации программы:

Для реализации программы «Разговор о правильном питании вместе с детьми и их родителями обогащена предметно-развивающая среда, создан мини-музей «Буренушка», подобран  в соответствии с содержанием программы наглядно- дидактический материал , оформляются тематические выставки и выставки творческих работ. Разработаны конспекты тематических занятий и сценарии познавательно-игровых мероприятий: досуги, развлечения, викторины .

Для повышения компетентности в вопросах культуры питания  родителей оформляется информационно-методический стенд «Разговор о правильном питании» и папки-передвижки,

Вся работа по программе «Разговор о правильном питании»  освещается на сайте детского сада.

Мониторинг освоения программы «Разговор о правильном питании» показал, что дети знают, какие продукты наиболее полезны и необходимы для человека.  Они  начинают понимать, как важно заботиться о своем здоровье, правильно питаться. По результатам опроса родителей, воспитатели сделали вывод, что повысился процент ребят, которые охотнее стали  есть каши, запеканки и другие полезные продукты.

Используемая литература:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  2. Программа От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.ВасильевойМ,2010г
  3. Н.А.Рыжова Лаборатория в детском саду,М, Линка-Пресс2009г
  4. Н.Рыжова Л.Логинова А.Данюкова Мини-музей в детском садуМ,Линка-Пресс,2008г
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А.Шорыгина – М. : Издательство ГНОМ, 2011.
  6. Зубкова Н.М.. Тайна кипящей кастрюли. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2010.
  7. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка.Опыты, эксперименты, игры. Составитель Н.В.НищеваООО «Детство Пресс», 2013г