Разговор о правильном питании
Предварительный просмотр:
Название конкурсной работы | «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании» . Проект "Королевство аппетита" |
Автор | Короткова Антонина Ивановна |
Возраст детей | 6 лет |
Школа | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 52» |
Адрес, электронная почта | akor54@yandex.ru |
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» | «Разговор о правильном питании» |
Система работы по программе «Разговор о правильном питании через использование литературных произведений
Цель:
формировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания через использование литературных произведений как воспитательного и образовательного ресурса.
Задачи:
- формировать эстетическую культуру и полезные навыки здорового питания детей за счет привлечения их внимания к литературным произведениям;
- развивать у дошкольников познавательные, творческие способности и культурные интересы, потребности в реализации норм здорового образа жизни;
- развивать коммуникативные навыки у детей, учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Актуальность программы «Разговор о правильном питании».
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. По данным статистики за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, имеющих хронические заболевания . Среди многих вопросов, касающихся улучшения здоровья подрастающего поколения, выделяется вопрос о правильном питании.
В этих условиях программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой, нацеленная на формирование у детей осознанного отношения к рациональному питанию, как основы здорового образа жизни, своевременна и актуальна.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. И так важно донести до детей необходимость приобретения полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Анкетирование родителей , проведенное педагогами нашего учреждения, показало, что больше трети семей не уделяют особого внимания культуре поведения за столом, не соблюдают режим питания, мало интересуются полезной пищей и экологически чистыми продуктами. Как повлиять на пропаганду основ здорового питания ?
На помощь могут прийти игра и художественное слово! Для детей необходимо разработать дидактический материал, который способствует обогащению знаний о правильном питании . Такую возможность дают литературные произведения, а особенно сказки. Сказка является не только средством общения для разных поколений, но и способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека Слушая сказку – нужную сказку! –ребенок автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни. Играя, знакомясь с героями сказок, рассказов дошкольники узнают о том, как правильно питаться, что лучше есть на завтрак, чем утолить жажду.
Так возникла необходимость разработать методику «Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» посредством использования литературных произведений как воспитательного и образовательного ресурса.
Описание методики реализации конкретной темы из выбранной части программы
Педагогами МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №52"был разработан проект "Королевство аппетита",направленный на сотрудничество детского сада и семьи по организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Новизна данной методики состоит в повышении эффективности формирования полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни через дела и поступки литературных героев во время игровых путешествий на острова Королевства аппетита.
Работа по проекту осуществляется в непосредственно образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых. Основные формы : игра, игра-занятие, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, театральная и проектная деятельность.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Тип проекта:: информационный, познавательно-исследовательский, игровой.
Длительность проекта :один год.
Цель: Формировать у участников образовательных отношений осознанное отношение к своему здоровью через правильное питание.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с основными факторами, влияющими на здоровье;
2. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
3.Познакомить с режимом питания, с необходимостью и важностью регулярного приема пищи.
4.Развивать речь, коммуникативные навыки, учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
5. Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, других напитков, их значении для человека;
6. Развивать у детей умения выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.
Ожидаемый результат:
Заинтересованность родителей в данной проблеме и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Появление у детей интереса к чтению литературных произведений.
Формирование интереса к здоровому питанию.
Формы работы с детьми:
- чтение художественной и познавательной литературы;
-сочинение сказок и рассказов о правильном питании;
-изготовление книжек-малышек на тему правильного питания;
- беседы;
-театрализованная деятельность;
- наблюдение;
- дидактические игры;
-просмотр и создание мультфильмов;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- рисование, оформление выставок
- экспериментирование;
Содержание, формы и методы реализации данной методики носят преимущественно интерактивный и игровой характер, направленный на активное вовлечение дошкольников в совместную творческую и исследовательскую деятельность, на формирование умения учиться, на стимулирование познавательного интереса к изучаемым темам.
Путешествуя по островам Королевства аппетита, дети узнают о том, почему важно быть здоровым,о правилах питания, режиме дня, основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. Особую радость ребятам приносят встречи со сказочными героями: Карлсоном, Винни Пухом, Колобком, которые формируют позитивную установку на поддержание здорового образа жизни, навыков правильного питания. Карлсона, хозяина острова Сладкоежек, ребята учат есть меньше сладостей, заменять их фруктами или готовить конфеты в домашних условиях. Сорока- белобока рассказывает о пользе круп, о том, как сделать кашу вкуснее. На острове Молочном вместе с Котом Матроскиным делают мороженое. Колобок, хозяин Хлебного острова, проводит виртуальную экскурсию на хлебозавод.
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса. В настоящее время у детей возрос интерес к компьютерным играм. На интересе к компьютеру мы строим свою работу. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, это современные технологии образования детей.
Созданные нашими педагогами компьютерные игры повышают мотивацию воспитанников к занятию, расширяют сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности, а также дают возможность быстрого создания собственного дидактического материала по темам программы «Разговор о правильном питании».
Здесь же работает детская студия по созданию мультфильмов «Мульти-Пульти», которая пользуется большой популярностью в детском саду. Ведь самым интересным и увлекательным занятием для нынешних детей стали просмотр телевизионных передач и мультфильмов.. Одна из таких тем –тема правильного питания. Разработка с детьми сценария фильма, придумывание историй, стихов и игр по выбранной теме развивает фантазию, воображение, улучшает память. Создавая сюжетные рисунки, ребята не только упражняются в изобразительной деятельности, но и запоминают простые правила правильного питания.
Особое внимание в процессе формирования у детей навыков здорового образа жизни и правильного питания уделяется взаимодействию с семьей. Родители стали активными участниками проекта И взрослым, и детям было интересно вместе узнавать новое о знакомых продуктах, выполнять домашние проекты. Воспитатели старались ненавязчиво предлагать информационный материал о здоровом питании, знакомить с литературными произведениями по данной теме. Особой популярностью пользовалась семейная библиотека. Родители приносили в группу книги, обменивались имеющейся литературой, рекомендовали произведения, наиболее понравившиеся ребенку.
Мы пришли к выводу, что с помощью художественной литературы можно и нужно воспитывать ребёнка, учить его правильно питаться ,совершать правильные поступки.. Через художественное слово дошкольник получает глубокие знания о здоровье и здоровым образе жизни.
Выводы по эффективности реализации программы:
Для реализации программы «Разговор о правильном питании вместе с детьми и их родителями обогащена предметно-развивающая среда, создан мини-музей «Буренушка», подобран в соответствии с содержанием программы наглядно- дидактический материал , оформляются тематические выставки и выставки творческих работ. Разработаны конспекты тематических занятий и сценарии познавательно-игровых мероприятий: досуги, развлечения, викторины .
Для повышения компетентности в вопросах культуры питания родителей оформляется информационно-методический стенд «Разговор о правильном питании» и папки-передвижки,
Вся работа по программе «Разговор о правильном питании» освещается на сайте детского сада.
Мониторинг освоения программы «Разговор о правильном питании» показал, что дети знают, какие продукты наиболее полезны и необходимы для человека. Они начинают понимать, как важно заботиться о своем здоровье, правильно питаться. По результатам опроса родителей, воспитатели сделали вывод, что повысился процент ребят, которые охотнее стали есть каши, запеканки и другие полезные продукты.
Используемая литература:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
- Программа От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.ВасильевойМ,2010г
- Н.А.Рыжова Лаборатория в детском саду,М, Линка-Пресс2009г
- Н.Рыжова Л.Логинова А.Данюкова Мини-музей в детском садуМ,Линка-Пресс,2008г
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А.Шорыгина – М. : Издательство ГНОМ, 2011.
- Зубкова Н.М.. Тайна кипящей кастрюли. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2010.
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка.Опыты, эксперименты, игры. Составитель Н.В.НищеваООО «Детство Пресс», 2013г