Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
"Без памяти - нет традиций, без традиций - нет воспитания, без воспитания - нет культуры, без культуры-нет духовности, без духовности-нет народа!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_muzykoy.doc | 969.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а воспитание человека».
Сухомлинский.
Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении. В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Музыкальное искусство является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.
Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, чтобы все дети полюбили музыку, для всех она стала духовной потребностью. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.
Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой. Под духовно-нравственным воспитанием понимается, формирование у ребенка:
- нравственных чувств (ответственности, патриотизма)
-нравственного облика (терпения)
- нравственной позиции (способности различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний)
-нравственного поведения (готовности служения Отечеству, послушания)
Активизация познавательной деятельности детей. Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, природе).
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач использую следующие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, беседы, концерты, праздники и развлечения.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, пение, слушание. Все существующие сегодня программы по музыкальному воспитанию дошкольников обязательно включают в себя произведения русских композиторов-классиков. Безусловно, это – самые лучшие образцы музыкального искусства. Таким образом, при наличии большого количества интересных музыкальных произведений великих композиторов существует реальная возможность приобщить детей к классической музыке.
Дети умеют слушать музыку (развивается усидчивость, внимание), могут проанализировать характер ее (приобретается, накапливается словарный запас детей), запоминают произведения и впоследствии могут, не затрудняясь, его назвать (развивается музыкальная память).
Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают духовные, народные праздники Рождество Христово самое красивое торжество для проведения в детском саду. Здесь и игры у елки и день рождения. Масленица - проводы зимы и встреча весны. Обязательные к угощению блины в этот день символизируют солнце. Пасха - праздник праздников в честь воскресения сына Божьего - Иисуса Христа. Христиане всегда славились умением трудится и весело праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
На музыкальных занятиях и мероприятиях, я стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, атмосферу праздника, торжества которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»