Конспект занятия в подготовительной группе «Наши зеленые помощники»

Ольга Николаевна Сильвестрова

 

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Наши зеленые помощники»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashi_zelenye_pomoshchniki.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Наши зеленые помощники»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда:

Картинки с  растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник ,мята, ромашка, крапива) и ягодами( брусника, клюква, черника)

Ход занятия.

Воспитатель:  

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло.  Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

 Воспитатель:  

  А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель:   Ребята я не вижу Максима, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель:   Очень жаль, а как же нам уберечься (защититься) от болезней?

Дети:  Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистых

разноцветных и душистых!

Воспитатель:   Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель:   Давайте побольше  узнаем  о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?  (их используют для лечения заболеваний).

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Послушайте  загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся.  Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно!  А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести  физминутку.

  Выросли деревья в поле.

 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

 Каждое старается,

 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер,

 Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

 Даже толстые стволы

 Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед –

 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

 Он их вертит, он их крутит.

 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна.

 Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

 желтый глазок, белые реснички.

 (Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

 В жвачке, в пасте и в конфетах

 Вы найдёте травку эту.

 Холодит приятно рот,

 Запах чаю придаёт.

 (мята)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?  Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их  от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.  

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю,  а ты лови и правильно говори! »  Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

 Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: итак подведем итог:

- о чем  мы с вами сегодня говорили?

- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С,  укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья!!! И чтобы гости не скучали, угостим  мы их чаем!!

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

 – Что случилось? – перепугалась жена.

 – Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

 – Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

 Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

 Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

-