Статья
Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с дошкольного возраста
В современном нашем городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, я планомерно и систематически провожу образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе.
В утренние и вечерние отрезки времени, на участке детского сада во время прогулок провожу игры с использованием световых сигналов светофора («Огни светофора», «Перекресток», «Запомни сигналы регулировщика»). Дети отгадывают и сами придумывают загадки, стихи. Стихи не только на русском языке, но и на татарском языке.
«Светофор»
Светофор өч төстән тора
Кызыл, сары һәм яшел
Ә мин берсен яратамын
Яшел төслесен менә!
Яшел төс чыгарга куша
Зебра аркылы гына
Сары төс әзерлән син ди
Тукта ди кызыл булса.
(Валиахметова Самира, 4 года. МАДОУ “Детский сад №91 комбинированного вида” Кировского района г. Казани)
Загадки:
- Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)
- Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (СВЕТОФОР)
- Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - … (ВНИМАНИЕ)
- В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
- Дом по улице идет, на работу всех везет.
Носит обувь на резине и питается бензином. (АВТОБУС)
В моей группе решение задач по ПДД осуществляются через все виды образовательной деятельности и в тесном контакте со всеми специалистами детского сада. Комплексные интегрированные занятия вызывают у детей особый интерес. На музыкальных занятиях дети разучивают частушки про правила дорожного движения, ставим сценки:
- Эх, гармошка заиграй
Сделай одолжение
Будем строго выполнять
Правила движения.
- Это всем должно быть ясно
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем кто в городе живет
«Зебра» это переход
- Светофор, ой светофор
Глазки разноцветные
Ты зелёным мне моргни
Чтоб дорогу перейти
- Надо правилам учиться
Говорю вам не в укор
Говорит регулировщик
Говорит вам светофор
Для закрепления дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД, я провожу целевые прогулки и экскурсии «Знакомство с дорогой», «Наблюдение за светофором», «Прогулка пешехода». Такие прогулки способствуют формированию и развитию у детей навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
В группе мы устраиваем просмотр мультфильмов («Смешарики», «Азбука безопасности», «Азбука безопасности на дороге», «Аркадий паровозов» «Уроки тетушки Совы».)
Дети с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД. Живой интерес вызывают у детей компьютерные презентации по теме дорожной безопасности: «Наш друг-велосипед», «Знаки дорожного движения» и другие.
Презентация является прекрасными помощником при проведении мероприятий. Её содержание охватывает большой объем программного материала по ПДД: виды транспортных средств, историю развития транспорта, причины ДТП, участников дорожного движения, сведения о дороге и ее главных составных частях, историю создания светофора, назначение дорожных знаков и указателей, их группы.
Предлагаю детям раскраски по данной тематике, им очень нравится раскраски, появляется интерес все больше и больше, дети с удовольствием рисуют.
На родительских собраниях проводятся анкетирования, чтобы выяснить, что и как взрослые говорят детям о поведении на улице, какой пример показывают и беседы «Безопасность детей - забота взрослых», «Ребенок в автомобиле», «Дорога в школу и домой» для родителей будущих первоклассников.
На территории детского сада произведена специальная разметка, имитирующая проезжую часть, пешеходный переход «Зебра».Имеется кабинет БДД. Кабинет, также, активно используют воспитатели разных групп при обучении ПДД .