Игры на занятиях
«Игры для развития фонематического слуха и восприятия».
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай»
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация и расширение словаря детей;
развитие мыслительных операций.
Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.
1. Слушай, думай, отвечай,
Со звука А начинай.
1 | Крупная перелетная птица с длинным клювом. | аист |
2 | Пассажирский транспорт. | автобус |
3 | Мужское имя | Антон |
4 | Доктор, который лечил зверей. | Айболит |
5 | Фрукты | Ананас, апельсин, абрикос |
6 | Садовые цветы | астры |
7 | Женское имя | Анна, Алла |
8 | Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. | арбуз |
2. Слушай, думай, отвечай,
Со звука У начинай.
1 | Домашняя и перелетная птица | утка |
2 | То назад, то вперёд | утюг |
3 | Часть суток | утро |
4 | Женское имя | Ульяна |
5 | Место, где гуляют взрослые и дети. | улица |
6 | Теремок, гляди, ползет, | улитка |
3. Слушай, думай, отвечай,
Со звука О начинай.
1 | Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, | облака |
2 | Время года | осень |
3 | Упрямое домашнее животное | осел |
4 | Модница крылатая, | оса |
4. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков М-Мь начинай.
1 | Мною умываются, слёзы появляются. | мыло |
2 | Дикий зверь. | медведь |
3 | Овощ, у которого едят корень. | морковь |
4 | Инструмент, которым забивают гвозди | молоток |
5 | Сильный холод зимой. | мороз |
6 | Напиток из ягод. | морс |
7 | Кукла одна в другой. | матрёшка |
8 | Маленькое животное с длинным хвостом | мышка |
9 | Стол, стул, шкаф – это … | мебель |
10 | Помещение, где продают и покупают товар. | магазин |
11 | Транспорт. | машина |
12 | Мера времени. | минута |
13 | Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. | молоко |
14 | Знак вычитания. | минус |
15 | Переход через реку. | мост |
16 | Насекомые – санитары леса. | муравьи |
17 | Мужское имя. | Михаил, Максим |
18 | Снежная буря. | Метель |
19 | Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. | мороженое |
20 | Женское имя | Маша, Марина. |
21 | Его уронила в речку девочка Таня | мяч |
5. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков П-Пь начинай.
1 | Он нужен каждому ученику. | Пенал, портфель |
2 | Он приходит в каждый дом, И приносит новости. | почтальон |
3 | Говорящая птица | попугай |
4 | Без нее не проживет ни один человек. | пища |
5 | Тарелка, сковорода, чашка – это | посуда |
6 | Овощ на грядке. | помидор |
7 | Птица с красивым хвостом. | павлин |
8 | Женская одежда. | платье |
9 | Мужское имя. | Павел, Потап |
10 | Детеныш свиньи. | поросенок |
11 | Первый день недели | понедельник |
12 | Оценку, которую любят ученики | пять |
13 | Последний рабочий день недели | пятница |
6. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Т-Ть начинай.
1 | Домашняя обувь. | Тапочки |
2 | Он поможет поговорить с другим городом. | Телефон |
3 | В ней пишет ученик. | Тетрадь |
4 | Ящик, из которого доносится изображение и голос. | Телевизор |
5 | Дерево, с которого облетает пух. | Тополь |
6 | Женское имя. | Таня, Тоня |
7 | Автобус, автомобиль, самолет-это. | Транспорт |
8 | За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … | тюлень |
9 | Цифра | три |
10 | Мужское имя | Толя, Тима |
11 | Маленькая коровка или детеныш коровы | теленок |
12 | По небу плывут, дождик несут | тучи |
7. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков С-Сь начинай.
1 | Засохший хлеб | сухарь |
2 | Домашнее животное | свинья |
3 | Игра со снегом | снежки |
4 | Шестой день недели | суббота |
5 | Часть слова | слог |
6 | Вежливое слово | спасибо |
7 | Обувь для дождливой погоды | сапоги |
8 | Мастер по дереву | столяр |
9 | Дерево с длинными иголками | сосна |
10 | Зимующие птицы | сорока, синица, снегирь |
11 | Милицейский сигнал | свисток |
12 | Частичка снега | снежинка |
13 | Ночная птица | сова |
14 | Комната, в которой спят | спальня |
15 | Часть лестницы, на которую ставят ноги | ступенька |
16 | Кусок ткани, которым покрывают стол | скатерть |
17 | Человек, который живет рядом | сосед |
18 | Музыкальный инструмент | скрипка |
19 | Отпечаток ноги на снегу, песке | след |
20 | Число больше шести, но меньше восьми | семь |
21 | Отец, мать, дочь, сын –это | семья |
22 | Ты весь мир обогреваешь, | солнце |
8. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков К-Кь начинай.
1 | Домашние животные | Корова, коза, кошка |
2 | Маленькая кошечка- это | котенок |
3 | Черный Ивашка, | карандаш |
4 | Овощ | картофель |
5 | Садовая ягода | клубника |
6 | Школьные принадлежности | краски, карандаш |
7 | Напиток из сухофруктов | компот |
8 | Северная полезная ягода | клюква |
9 | Детеныш козы | козленок |
10 | В реках Африки живет | крокодил |
9. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Г-Гь начинай.
1 | Часть тела. | глаза, губы, голова |
2 | Фрукты | груша, гранат |
3 | Опята, маслята, грузди – это | грибы |
4 | Птичий домик. | гнездо |
5 | Место для посадки овощей. | грядка |
6 | Дикая и домашняя птица. | голубь, гусь |
7 | Сигнал, подаваемый тепловозом | гудок |
8 | Перелётная птица. | грач |
9 | Место для проживания в другом городе | гостиница |
10 | Мелкий овощ. | горох |
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра:«Шумящие бочонки».
Цель: развитие умения различать неречевые звуки. Вместо бочонков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.
Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочонка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребёнку предлагают найти бочонки, которые звучат одинаково.
Игра «Узнай свой голос»
Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Игра «Найди игрушку».
Цель: Нахождение игрушки по силе хлопков.
Дети по силе хлопков должны помочь водящему найти спрятанную игрушку.
Игра «Нарисуй, что услышал».
Цель: развивать умения изображать услышанные звуки на листе бумаги.
Дети с закрытыми глазами изображают звуки услышанные в определённый момент в виде рисунка.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Кто-то что-то перепутал».
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
***
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
Игра «Шутки – минутки».
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Определение звуков
Игра «Красный - белый».
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: по 2 кружка на каждого ребенка(красный, белый).
Педагог предлагает детям внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый.
Игра «Какой звук пропал в слове?»
Цель.
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
· Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
· Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
· Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
· Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
· В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
· Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
· Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
· Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
· Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
· На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.
Игра «Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Игра «Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Игра «Придумай слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с заданным слогом.
Различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.
Игра «Услышишь лишнее-хлопни»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.
Игра «Зоркий глаз».
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра «Чудесный художник».
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
Игра «Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
Игра «Бусы».
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем на нитку. И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
Игра «Повтори и прибавь».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. Д.
Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.
Игра «Услышь слово»
Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращает его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.
Игра«Что общего?»
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Игра «Кто больше слов придумает?»
Описание игры.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonem_vospr.docx | 851.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры для развития фонематического слуха и восприятия».
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай»
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация и расширение словаря детей;
развитие мыслительных операций.
Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.
1. Слушай, думай, отвечай,
Со звука А начинай.
1 | Крупная перелетная птица с длинным клювом. | аист |
2 | Пассажирский транспорт. | автобус |
3 | Мужское имя | Антон |
4 | Доктор, который лечил зверей. | Айболит |
5 | Фрукты | Ананас, апельсин, абрикос |
6 | Садовые цветы | астры |
7 | Женское имя | Анна, Алла |
8 | Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. | арбуз |
2. Слушай, думай, отвечай,
Со звука У начинай.
1 | Домашняя и перелетная птица | утка |
2 | То назад, то вперёд | утюг |
3 | Часть суток | утро |
4 | Женское имя | Ульяна |
5 | Место, где гуляют взрослые и дети. | улица |
6 | Теремок, гляди, ползет, | улитка |
3. Слушай, думай, отвечай,
Со звука О начинай.
1 | Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, | облака |
2 | Время года | осень |
3 | Упрямое домашнее животное | осел |
4 | Модница крылатая, | оса |
4. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков М-Мь начинай.
1 | Мною умываются, слёзы появляются. | мыло |
2 | Дикий зверь. | медведь |
3 | Овощ, у которого едят корень. | морковь |
4 | Инструмент, которым забивают гвозди | молоток |
5 | Сильный холод зимой. | мороз |
6 | Напиток из ягод. | морс |
7 | Кукла одна в другой. | матрёшка |
8 | Маленькое животное с длинным хвостом | мышка |
9 | Стол, стул, шкаф – это … | мебель |
10 | Помещение, где продают и покупают товар. | магазин |
11 | Транспорт. | машина |
12 | Мера времени. | минута |
13 | Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. | молоко |
14 | Знак вычитания. | минус |
15 | Переход через реку. | мост |
16 | Насекомые – санитары леса. | муравьи |
17 | Мужское имя. | Михаил, Максим |
18 | Снежная буря. | Метель |
19 | Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. | мороженое |
20 | Женское имя | Маша, Марина. |
21 | Его уронила в речку девочка Таня | мяч |
5. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков П-Пь начинай.
1 | Он нужен каждому ученику. | Пенал, портфель |
2 | Он приходит в каждый дом, И приносит новости. | почтальон |
3 | Говорящая птица | попугай |
4 | Без нее не проживет ни один человек. | пища |
5 | Тарелка, сковорода, чашка – это | посуда |
6 | Овощ на грядке. | помидор |
7 | Птица с красивым хвостом. | павлин |
8 | Женская одежда. | платье |
9 | Мужское имя. | Павел, Потап |
10 | Детеныш свиньи. | поросенок |
11 | Первый день недели | понедельник |
12 | Оценку, которую любят ученики | пять |
13 | Последний рабочий день недели | пятница |
6. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Т-Ть начинай.
1 | Домашняя обувь. | Тапочки |
2 | Он поможет поговорить с другим городом. | Телефон |
3 | В ней пишет ученик. | Тетрадь |
4 | Ящик, из которого доносится изображение и голос. | Телевизор |
5 | Дерево, с которого облетает пух. | Тополь |
6 | Женское имя. | Таня, Тоня |
7 | Автобус, автомобиль, самолет-это. | Транспорт |
8 | За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … | тюлень |
9 | Цифра | три |
10 | Мужское имя | Толя, Тима |
11 | Маленькая коровка или детеныш коровы | теленок |
12 | По небу плывут, дождик несут | тучи |
7. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков С-Сь начинай.
1 | Засохший хлеб | сухарь |
2 | Домашнее животное | свинья |
3 | Игра со снегом | снежки |
4 | Шестой день недели | суббота |
5 | Часть слова | слог |
6 | Вежливое слово | спасибо |
7 | Обувь для дождливой погоды | сапоги |
8 | Мастер по дереву | столяр |
9 | Дерево с длинными иголками | сосна |
10 | Зимующие птицы | сорока, синица, снегирь |
11 | Милицейский сигнал | свисток |
12 | Частичка снега | снежинка |
13 | Ночная птица | сова |
14 | Комната, в которой спят | спальня |
15 | Часть лестницы, на которую ставят ноги | ступенька |
16 | Кусок ткани, которым покрывают стол | скатерть |
17 | Человек, который живет рядом | сосед |
18 | Музыкальный инструмент | скрипка |
19 | Отпечаток ноги на снегу, песке | след |
20 | Число больше шести, но меньше восьми | семь |
21 | Отец, мать, дочь, сын –это | семья |
22 | Ты весь мир обогреваешь, | солнце |
8. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков К-Кь начинай.
1 | Домашние животные | Корова, коза, кошка |
2 | Маленькая кошечка- это | котенок |
3 | Черный Ивашка, | карандаш |
4 | Овощ | картофель |
5 | Садовая ягода | клубника |
6 | Школьные принадлежности | краски, карандаш |
7 | Напиток из сухофруктов | компот |
8 | Северная полезная ягода | клюква |
9 | Детеныш козы | козленок |
10 | В реках Африки живет | крокодил |
9. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Г-Гь начинай.
1 | Часть тела. | глаза, губы, голова |
2 | Фрукты | груша, гранат |
3 | Опята, маслята, грузди – это | грибы |
4 | Птичий домик. | гнездо |
5 | Место для посадки овощей. | грядка |
6 | Дикая и домашняя птица. | голубь, гусь |
7 | Сигнал, подаваемый тепловозом | гудок |
8 | Перелётная птица. | грач |
9 | Место для проживания в другом городе | гостиница |
10 | Мелкий овощ. | горох |
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра:«Шумящие бочонки».
Цель: развитие умения различать неречевые звуки. Вместо бочонков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.
Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочонка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребёнку предлагают найти бочонки, которые звучат одинаково.
Игра «Узнай свой голос»
Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Игра «Найди игрушку».
Цель: Нахождение игрушки по силе хлопков.
Дети по силе хлопков должны помочь водящему найти спрятанную игрушку.
Игра «Нарисуй, что услышал».
Цель: развивать умения изображать услышанные звуки на листе бумаги.
Дети с закрытыми глазами изображают звуки услышанные в определённый момент в виде рисунка.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Кто-то что-то перепутал».
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
***
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
Игра «Шутки – минутки».
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Определение звуков
Игра «Красный - белый».
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: по 2 кружка на каждого ребенка(красный, белый).
Педагог предлагает детям внимательно вслушаться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый.
Игра «Какой звук пропал в слове?»
Цель.
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
- Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
- Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
- Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
- Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
- В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
- Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
- Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
- Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
- Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
- На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.
Игра «Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Игра «Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Игра «Придумай слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с заданным слогом.
Различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.
Игра «Услышишь лишнее-хлопни»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.
Игра «Зоркий глаз».
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра «Чудесный художник».
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
Игра «Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
Игра «Бусы».
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем на нитку. И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
Игра «Повтори и прибавь».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. Д.
Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.
Игра «Услышь слово»
Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращает его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.
Игра«Что общего?»
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Игра «Кто больше слов придумает?»
Описание игры.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.