проект "Осень"

Проект расширяет и систематизирует знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Активизирует речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Ассмус Ольга Владимировна

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, музыкальная, художественно эстетическая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Рассказ по картине Поздняя осень»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседы, Слушанье музыки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, психогимнастика,

3.

Интеграция образовательных областей

- Социально-коммуникативное развитие (психогимнастика «Осенние листья»,  беседа по картине; соблюдать элементарные правила поведения);

- Познавательное развитие (предварительная работа – рассматривание картин поздняя осень чтение стихов об осени; знакомство с правилами поведения в музее изобразительных искусств);

- Речевое развитие  (Игра «Чуткие руки», Игра «Подбери действие», Игра «Подбери признак». Чтение стихотворения «Осень наступила».

 - Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин поздняя осень, Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день» );

- Физическое развитие (физ.минутка «Листики»)

4.

Возрастная группа:

Дети 5-6 лет

5.

Цель:

Совершенствование навыка рассматривание картины и составления описательного рассказа, формирование целостного представления об изображенном на ней сюжете.  

6.

6.1

Задачи:

      - формировать навыки составления короткого описательного рассказа;

   - активизировать  словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья, экскурсовод;

   - формировать пространственно-временные представления;

6.2

- Воспитывать доброжелательность и

коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- Воспитывать культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие).   

 - воспитывать интерес к пейзажной живописи.

6.3

- Развивать речевую активность детей, мышление, воображение, память;   

 - развивать связную речь.

7.

Планируемые результаты:

- Проявляют доброжелательность в отношениях со сверстниками;

- Демонстрируют культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие);

- Развита речевая активность детей, мышление, воображение, память.

-Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшой рассказ.

- Составляет по образцу рассказы по пейзажным картинам.

- Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи.

8.

Организация среды для проведения занятия

Фотографии музеев изобразительных искусств, музыкаотрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день», проектор, картины на тему осень, схемы картинки для составления рассказа.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель:

 Ребята я предлагаю поиграть в игру «Чуткие руки»

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая.

И скажу вам, не тая:

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей.

 

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Посмотрите ребята какие интересные буклеты я сегодня вам принесла. В разных городах проходят выставки картин «Поздняя осень». А вот и в нашем музее проходит такая выставка.

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- Вас это за интересовало? Хотели бы вы посмотреть выставку картин?

-Да

- В какой город ближе нам отправится на выставку.

-В Оренбургский музей изобразительных искусств.

 

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Для того, чтобы отправится на выставку я

предлагаю Вам ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши и оно появится.

-  Дождь, капель, метель, лужи,  снегопад, листопадненастьестаи, сугроб, одуванчик, земляника, ветер, жара.

- Слова, которые вы пригласили, останутся у нас в гостях.

- У осени есть три сына. Что это за сыновья?

- Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».

- Второй осенний месяц.

- Октябрь.

Спойте голоском название первого звука этого слова «о».

- Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».

- Мы произнесли первые звуки каждого месяца осени. Посмотрите что получилось. Картинка к слову Сон.

- Как вы считаете, матушка Осень выбрала бы себе это слово?

- Что происходит в природе в конце осени?

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

 «Листики»
Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (дети приседают) 
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (дети приседают) 
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)

5 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель принимает на себя роль экскурсовода.

-Ребята посмотрите, как художники изобразили осень на своих картинах

Игра «Подбери действие».

- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

- Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день».

Воспитатель: Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

Посидеть, поспать...

- Ребята как Вы думаете, о каком времени года это произведение.

-это осень.

-Правильно. Молодцы

Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

- Конец осени.

- Как вы догадались?

- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

- Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- «Поздняя осень».

- Какие краски использовал художник в своей картине?

- Холодные, тёмные.

- Что вы видите на переднем плане?

- Дорогу, Деревья.

- Какая дорога?

- Широкая, длинная, грязная. 

На дороге маленькие лужицы.

- Какие деревья на переднем плане?

- Голые, большие.

- Посмотрите влево, что вы видите слева?

Слева от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны

- Что вы видите вдали на картине?

 Густой лес.

- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

Нет, вечер.

- Как вы это определили?

- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое.

-Что вы видите ещё на картине?

- Высоко в небе пролетает стая птиц

- Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?

- Вдали виднеются крыши домов.

- Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались в этом лесу, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

- Вдохните глубоко. Какой воздух?

- Холодный, сырой, свежий.

9 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

Психогимнастика «Осенние листья»

- Где находятся листочки?

- На дереве.

- А как они держатся за ветку?

- Черешком – как будто это рука.

- Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул... ветер дует сильнее... сильный ветер подул...

                   Падают, падают листья –

                   В нашем саду листопад...

                   Жёлтые, красные листья

                   По ветру вьются, летят.

- Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета...

- Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

- Землю, дома, дорогу.

- Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

- Я был осиновым листочком и рос на осине...

- Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?  Составлять рассказ.

- Помогите правильно составить первое предложение:

             Наступить поздняя осень.

Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

             Был осенний хмурый вечер.

             Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

             Недавно прошёл сильный дождь.

             На дороге образовались лужи.

                 Деревья стоят голые.

             На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

             Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

             Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

                  

8 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  2. Что нового узнали сегодня?
  3. Что бы вы хотели узнать об осени?
  4. Кому расскажете дома о золотой осени?

1 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дидактическая игра

Разработка дидактической игры «Осенние признаки»

4.2

Медиатека

Создание медиатеки по социально-художественному направлению в старшей групп

Рассматривание картины «Поздняя осень». Составление описательного рассказа.

Цели:

   - уточнить знания детей о признаках осени;

   - формировать навыки составления короткого описательного рассказа с использованием опорных схем;

   - активизировать «осенний» словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья;

   - развивать связную речь, мышление, внимание, воображение;

   - формировать пространственно-временные представления;

   - воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Оборудование: картина «Поздняя осень», грамзапись П.И. Чайковского «Осенний день», опорные схемы для составления описательного рассказа.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку

                   Несу я урожаи

                   Поля вновь засеваю

                   Птиц к югу отправляю

                   Деревья раздеваю

                   Но не боюсь я сосен

                   И ёлочек... я...               (Осень)

- Ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши.

Сентябрь, капель, метель, слякотьдождь, снегопад, листопадненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.

-

- Второй осенний месяц назовите так, как будем писать. Слова, которые вы пригласили, останутся у нас на занятии.

- У осени есть три сына. Что это за сыновья?

- Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».

- Коля, найди букву «с», поставь её под цифрой «1».

- Октябрь.

Спойте голоском название первого звука этого слова «о».

- Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».

- Прочитаем слово «СОН».

- Как вы считаете, матушка Осенина выбрала бы себе это слово?

- Что происходит в природе в конце осени?

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

- О разных временах года композиторы пишут музыку. Послушайте произведение П.И. Чайковского «Осенний день».

- Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

- Посидеть, поспать...

- Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

- Конец осени.

- Как вы догадались?

- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

- Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- «Поздняя осень».

- Какие краски использовал художник в своей картине?

- Холодные, тёмные.

- Что вы видите на переднем плане?

- Дорогу.

- Какая дорога?

- Широкая, длинная, грязная.

- Что вы видите на дороге?

На дороге широкая грязная лужа и маленькие лужицы.

- Кого художник изобразил дальше, на дороге?

Дальше, на дороге, художник изобразил школьников. Они идут в школу.

- Посмотрите влево, кого вы видите слева, на обочине дороги?

Слева, на обочине дороги четыре вороны.

- Что изображено справа от дороги?

Справа, от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны.

- Что вы видите вдали на картине?

Деревья, а за ними деревня, а за деревней густой лес.

- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

Нет, на картине пасмурный, ненастный, хмурый день.

- Как вы это определили?

- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое. По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.

- Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?

- Вдали лежит длиннохвостая, белобокая сорока. Высоко в небе кружится стая птиц. На ветке сидит сорока.

- Дети, а как птицы предвещают непогоду, ненастье?

- Вороны собираются в стаи, летают высоко и низко, громко каркают, а сороки трещат.

- Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались на этом пригорке, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

- Вдохните глубоко. Какой воздух?

- Холодный, сырой, свежий.

- Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

Психогимнастика «Осенние листья»

- Где находятся листочки?

- На дереве.

- А как они держатся за ветку?

- Черешком – как будто это рука.

- Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул... ветер дует сильнее... сильный ветер подул...

                   Падают, падают листья –

                   В нашем саду листопад...

                   Жёлтые, красные листья

                   По ветру вьются, летят.

- Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета...

- Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

- Землю, дома, речку.

- Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

- Я был осиновым листочком и рос на осине...

- Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? На доске выставлены схемы составления рассказа.

- Составлять рассказ.

- Помогите правильно составить первое предложение:

             Наступить поздняя осень.

Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

             Был осенний хмурый пасмурный день.

             Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

             По низкому небу плыли тёмные дождевые тучи.

             Недавно прошёл сильный дождь.

             На дороге образовались большие лужи и маленькие лужицы.

             Вдали по грязной дороге идут школьники.

             Деревья стоят голые.

             На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

             Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

             Зимующие птицы собираются в стаи, летают высоко и низко, ищут себе корм.

- Закончим наш рассказ стихотворением.

                   Осенние денёчки

                   Везде большие лужи

                   Последние листочки

                   Холодный ветер кружит.

- Какие ещё стихотворения вы знаете о поздней осени?

Дети читают стихотворения:

         И. Бунина «Лес, точно терем расписной»,

         А. Плещеева «Осень»,

         А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»...

Итог занятия:

- Дети, вам понравилось сегодня занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

 

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ-ПЕЙЗАЖУ.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.

Цели: познакомить с репродукцией картины А. Саврасова «Поздняя осень»; учить описывать предметы, изображенные на картине, выделяя их характерные признаки; развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух, развивать эстетические чувства; формировать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-cepый), использовать эти цвета при создании картины поздней осени; учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком, передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе), использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает характерные признаки каждого времени года; составляет небольшой рассказ и ответы на вопросы педагога об особенностях явлений природы осенью; определяет общее настроение и характер музыкального произведения; пересказывает содержание стихотворений об осени, используя в речи соответствующую лексику.

Материалы и оборудование: репродукции картин А. Саврасова; цветные восковые мелки, простой графитный карандаш, акварель, гуашь разных цветов.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Послушайте стихотворение Н. Некрасова:

Поздняя осень,

Грачи улетели,

Лес обнажился,

Поля опустели.

– Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какая бывает она? Какай период осени наступил? (Период поздней осени.) Какая она, поздняя осень, что вы можете сказать о ней? Вам нравится поздняя осень? Почему? Какую осень любите вы?

2. Рассказывание по картине-пейзажу «Поздняя осень».

– Вы любите погоду, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий? В это время чувствуешь себя очень спокойно, умиротворённо. Каждый по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.

– Давайте послушаем музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень. Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами? Какая музыка отражает жизнь природы? Вот такой позднюю осень видел композитор П. И. Чайковский.

Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите на иллюстрацию картины Саврасова «Поздняя осень». Послушайте стихотворение И. С. Никитина «Сад тих, деревья почернели…».

Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер, и мертва

К земле припавшая трава.

И. С. Никитин

– Подходят ли слова поэта И. Никитина к картине А. Саврасова? В какие краски раскрасил осень поэт И. Никитин? (Чёрная – «деревья почернели…»; мёртвая – «мёртвая припавшая трава…».) Какие краски поздней осени запечатлел в своём пейзаже художник? (Серые, тусклые, холодные.) Как вы думаете, какое настроение выражает эта картина? А стихотворение И. Никитина? Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, печаль, тоску? (Музыка.) Давайте перенесёмся мысленно туда, к этой поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду.

Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики.

– Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?

Сад тих, деревья почернели,

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты…

– Как вы понимаете выражение «…невольной наготы», «грачей пустые колыбели»? О чём говорит автор в этих строках: «мёртвая поникшая трава»? А посмотрите, какое небо на картине? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть? Какая поздняя осень на картине? (Грустная, печальная.) Послушайте ещё одно стихотворение А. Плещеева и скажите, какой по характеру осень вы представили?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё сердце просит

Света и тепла!

– Какую осень вы представили? (Скучную, унылую, дождливую.) Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень «унылой порой»? Почему? Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там можем увидеть? (Сырую, серую, мокрую осень.) Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку, и пожухлую траву, и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег, и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы до прихода весны. А. С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

3. Рисование «Поздняя осень».

– Мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Что характерно для поздней осени? (Идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи.) Расскажите, какой осенний пейзаж вы хотите нарисовать. Какие цвета будете использовать? Как правильно расположить рисунок на листе бумаги?

Дети по образцу выполняют рисунок.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.