Рекомендации педагогам
----
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепление ОВД на улице | 14.14 КБ |
Анкета Планирование работы по физическому воспитанию | 15.48 КБ |
Анкета "Здоровьесберегающие технологии" | 18.9 КБ |
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду. | 89.85 КБ |
Спортивный угол в группе | 17.85 КБ |
Советы воспитателям | 109.4 КБ |
Специфика здоровьесберегающей среды | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 26 «Реченька»
Консультация для воспитателей на тему:
Закрепление основных видов движений при физкультурно-оздоровительной деятельности на улице»
Инструктор по ФИЗО:
Клыкова Ю.С.
2018г.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармонического развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде ребенок удовлетворяет свои потребности в познании окружающей действительности, в активных движениях. Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. Дети беспрепятственно и довольно много времени ходят, совершая целевые прогулки за пределы детского сада. На своем участке они бегают, лазают по лестницам, съезжают с горок. Можно использовать для разнообразия движений условия ландшафта участка: перешагнуть или перепрыгнуть небольшую канавку, подлезть под ветку, дотянуться до листочков и т. д. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию. Обязательно нужно учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр. На прогулке необходимо планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и две-три игры с подгруппами. Кроме того, необходимо пометить игровые упражнения для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений, включенных в занятие. Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года. Большая часть участка должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру. Необходимы постройки из снега (валы, горки, снежные крепости, они служат не только украшением участка, но и стимулируют самостоятельные движения детей. Для развития навыков ходьбы, бега, прыжков на расчищенной от снега площадке обозначить краской различные дорожки (прямые, извилистые, замкнутые). Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного круга в другой. Участвуя в совместной деятельности на участке (сгребают лопатками снег, приносят снег в ведерках для горки, расчищают дорожки, дети много и разнообразно двигаются. Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры и упражнения. Это повышает интерес к движениям, а, следовательно, развивает двигательную активность (Кто дальше проскользит по дорожке? Кто дальше прыгнет? Кто быстрее закатит мяч, льдинку в ворота? и т. д.) . Такая активная деятельность требует правильно одевать детей. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения. Движения должны приносить радость и удовлетворения, а не досаду и разочарование. Требование к взрослым, организующим прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались.
Предварительный просмотр:
Анкета для воспитателей
Уважаемые педагоги! Для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию просим Вас принять участие в нашей анкете.
Группа _________________________________
Возраст детей _________________________
ФИО педагогов ________________________________________________________
1. Какие условия Вы создаёте в группе для развития двигательной активности детей? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие методы используете для реализации индивидуального подхода к детям в организации подвижных игр, физкультурных занятий? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как приобщаете детей к здоровому образу жизни? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую работу с родителями проводите по вопросу физвоспитания? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как используете развивающую среду для творческого самовыражения детей в процессе физической активности? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую работу проводите по профилактике и снижению заболеваемости детей? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Включаете ли Вы в своё самообразование вопросы физического воспитания? _____________________________________________________________________________
8. Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Предварительный просмотр:
Анкета для воспитателей
Уважаемые педагоги! Для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию и оздоровлению просим Вас принять участие в нашей анкете.
Группа _________________________________ Возраст детей _________________________
ФИО педагогов _________________________________________________________________________
1.Какие условия Вы создаёте для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности в течение дня? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие формы, методы используете для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как приобщаете детей к здоровому образу жизни? __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
4.Какую работу с родителями проводите по вопросу физвоспитания? ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________
6.Какие здоровьесберегающие технологии используете в своей работе? _________________________________
_______________________________________________________________________________________________
7. Какие здоровьесберегающие технологии хотели бы использовать в своей работе, что этому мешает?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какие принципы организации здоровьесберегающей деятельности вы считаете самыми главными?________
_______________________________________________________________________________________________
9.Включаете ли Вы в своё самообразование вопросы физического воспитания и организации здоровьесберегающей деятельности? -да; -нет.
10.Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
11.Есть ли на Ваш взгляд взаимодействие между Вами и инструктором по ФИЗО? _______________________
_______________________________________________________________________________________________
12. Если нет, каковы на Ваш взгляд причины? _______________________________________________________________________________________________
Благодарим за ответы!
Анализ анкет воспитателей по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
Было проанкетировано 12 воспитателей.
- При ответе на вопрос: «Какие условия Вы создаёте для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности в течение дня?» 7 воспитателей (58%) ответили, что создают ситуации для организации самостоятельной двигательной деятельности, выкладывают пособия в центр ФИЗО, поощряют подвижные игры детей и т. д., а 5 воспитателей (42%) путают способы поддержки детской инициативы в двигательной деятельности с формами организации совместной двигательной деятельности детей и взрослых.
- При ответе на вопрос: «Какие формы, методы используете для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей?» воспитатели указали такие способы: игровые ситуации, , этюды, социально-эмоциональные, коммуникативные игры, утреннее приветствие, уголок уединения, ситуации успеха. Также некоторые воспитатели выделили такие необходимые условия обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей как неавторитарный стиль общения, ориентировка на индивидуальные особенности детей.
- Педагоги приобщают детей к здоровому образу жизни, используя следующие способы: физкультурные занятия, досуги, беседы о ЗОЖ, чтение литературы по проблеме, экспериментирование, спортивные игры, самомассаж, викторины и т.д.
- С родителями воспитатели организуют следующие формы по вопросу физвоспитания: родительские собрания, информация в уголок родителей, выставки, анкетирование, индивидуальные беседы, спортивные праздники, консультации, дни здоровья.
- В своей работе воспитатели используют следующие здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, сказкотерапию, гимнастику после сна, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на релаксацию, самомассаж и т.д.
- А хотели бы еще использовать: туристические походы, плавание в бассейне, изотерапию, песочную терапию и др. Основные причины, которые мешают использовать те или иные технологии в работе, это – не созданы условия, лень, большая подготовка к некоторым мероприятиям, мало опыта, в дОУ нет психолога.
- Называют следующие принципы организации здоровьесберегающей деятельности: систематичность, последовательность, непрерывность, «не навреди», чередование нагрузки и отдыха, доступность и т.д.
- 50% педагогов включают в своё самообразование вопросы физического воспитания и организации здоровьесберегающей деятельности.
- Педагоги хотели бы узнать об использовании здоровьесберегающих технологий в раннем возрасте, о коррекционных технологиях, об организации коммуникативных игр, ритмики. 58% воспитателей ответили, что им все интересно.
- У 92% воспитателей налажено взаимодействие с инструктором по ФИЗО, 1 педагог испытывает затруднения при взаимодействии.
Выводы. Все воспитатели знают принципы организации здоровьесберегающей деятельности, используют те или иные формы организации здоровьесберегающей деятельности, но хотели бы в образовательную деятельность включать и дополнительные технологии здоровьесбережения. Все воспитатели проявляют интерес к данной деятельности. Некоторые педагоги затрудняются назвать способы поддержки детской двигательной инициативы, необходимо им дать рекомендации.
Предварительный просмотр:
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Для воспитанников с ОВЗ, характерны различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны. При выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.
Таким образом, на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка. Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой и спортом, но требуют особый подход в работе с ними, в частности одним из важных условий является индивидуальный подход.
От инструктора по физической культуре требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они развиваются медленнее. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями.
Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность.
На своих занятиях инструктор по физической культуре должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.
Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
∙ Уменьшение физической нагрузки в процессе НОД;
∙ Адаптирование сложных для выполнения упражнений, на более легкие;
∙ Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
∙ Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
∙ Наблюдение за состоянием ребенка во время НОД инструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
∙ Мотивация на улучшение результатов (похвала, близость с ребенком во время объяснения задания);
∙ Дополнительная релаксация во время НОД;
∙ Дифференцированный подход к участию в соревнованиях;
∙ Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
∙ Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора по физической культуре.
Я отдаю предпочтение интегрированным занятиям и досугам в работе с детьми с ОВЗ, включающим развитие речи у детей, движения, ритмики, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.
Интересный подход в проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, гимнастики после сна - это включение логопедических разминок. Введение художественного слова на занятиях позволило добиться хороших результатов.
Используются общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения. Я отрабатываю основные виды движений: ходьбу, бег, лазанье, бросание, метание. Индивидуальная работа с детьми ОВЗ при тесной взаимосвязи с педагогами и специалистами детского сада способствует улучшению физического развития детей.
Формы работы с детьми с ОВЗ:
- Утренняя гимнастика
Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются, традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, корригирующая гимнастика, гимнастика для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их составляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) Утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
2. Непосредственно-образовательная деятельность
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Основные виды упражнений направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепления мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования нормального свода стопы, улучшения легочной вентиляции и укрепления основных дыхательных мышц, расслабления и снятия мышечного психоэмоционального напряжения. Разучивая с детьми какое-либо действие, мы соблюдаем определенную последовательность. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с задержкой психического развития с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в течение нескольких секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Наличие детских тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем, кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на ортопедических мячах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.
Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей используем движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. ,широко используются комплексы ритмической гимнастики. Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения. Особенно детям нравиться нестандартное оборудование на занятиях по профилактике плоскостопия. Это ребристые дорожки, коврики, кружки, обшитые разнообразными пуговицами, яркие, разноцветные набивные мячи, маты для кувыркания. Все это привлекает детей, вызывает повышенный интерес к физкультуре.
Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предлагаем ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса к физической культуре обучение объединяем одним сюжетом (например, «Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и т. д.). Азарт игры помогает детям преодолеть страх перед новым действием, лучше усвоить отрабатываемый навык. Занятия планируются так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.
3 Подвижные игры в совместной и свободной деятельности
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.
Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.
4. Динамический час.
Проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;
5. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами - сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.
6.Активный отдых
Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители. К таким занятиям относятся: дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник, походы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка с ОВЗ.
7.Работа с родителями
Разработаны рекомендации для родителей: консультации по использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних условиях и рекомендации на летний оздоровительный период по использованию естественных сил природы для закаливания детей.
Таким образом, занятия физической культурой способствуют социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ. Они осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников и укрепляют свое здоровье ,совершенствуют физические качества.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС дошкольного образования
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи физкультурного уголка:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .
Задача воспитателя:
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к спортивному уголку:
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
6. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Теоретический материал
Ясельная группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
Младшая группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок
Средняя группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения -
Старшая группа
картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
Подготовительная группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
Игры
Старшая группа
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Подготовительная группа
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук
Ясельная группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Младшая группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
Средняя группа
- мячики – ежики; - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Старшая группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Подготовительная группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Для игр и упражнений с прыжками
Ясельная группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые
Младшая группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые
Средняя группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Старшая группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Подготовительная группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием
Ясельная группа
Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей
Младшая группа
Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей
Средняя группа
Мячи разного размера, мяч на липучке с мишенью, кольцеброс, кегли
Старшая группа
Мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, кегли
Подготовительная группа
Мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли
Выносной материал
Ясельная группа: мячи резиновые, обручи;
Младшая группа: мячи резиновые, обручи;
Средняя группа: мячи резиновые, мяч футбольный, скакалки, обручи, хоккейные клюшки.
Старшая группа: мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки, обручи, лыжи,
хоккейные клюшки.
Подготовительная группа: мячи резиновые, мяч футбольный, бадминтон, скакалки, обручи,
лыжи, хоккейные клюшки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Специфика здоровьесберегающей среды.
Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Задача охраны и укрепления здоровья, физического развития детей пронизывает деятельность всех специалистов МДОУ, являясь составной частью их должностных обязанностей.
Реализация данных задач предполагает соблюдение следующих условий:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
- оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса;
- формирование представлений о себе, о своем организме, о своем здоровье.
- Профилактическая работа
Профилактические мероприятия проводятся согласно индивидуальным графикам. В перечень оздоровительных услуг, оказываемых детям в МДОУ, входят:
- гигиенические процедуры;
- занятия физкультурой (в зале и на воздухе);
- подвижные игры;
- спортивные праздники и развлечения;
- лечебная физкультура;
- дыхательная гимнастика;
- витаминизация пищи;
- кварцевание;
Медицинские услуги включают:
- профилактические прививки;
- антропометрические измерения детей;
- контроль осанки;
- систематические осмотры детей по показателям здоровья.
Организованная в учреждении лечебно-профилактическая работа способствует стабилизации и сохранению уровня позитивного здоровья дошкольника.
- Обеспечение психологической безопасности ребенка
Обеспечение психологической безопасности ребенка мы связываем с психофизическим здоровьем и эмоциональным благополучием ребенка, с организацией среды, в которой он живет и воспитывается, стилем общения, распорядком дня, что обеспечивает бережное отношение к нервной системе дошкольника.
Так пребывание ребенка в детском саду определяет режим дня и расписание занятий, в которых отражено не только распределение умственной и физической нагрузок в течение дня, но и сезонность.
На занятиях с умственной нагрузкой используют физкультурные минутки и паузы, ритмические и танцевальные движения, подвижные игры, а на двигательных занятиях – словесные, хороводные, малоподвижные игры, упражнения на релаксацию. Для профилактики утомления отдельных детей используется уменьшение общей нагрузки.
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника включает в себя и доброжелательный стиль общения взрослого с ребенком. Дети – партнеры взрослых в играх, на занятиях, в труде, поисковой деятельности. Все взрослые стремятся установить с детьми доверительные отношения, поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку. Во взаимодействии с детьми применяется такой прием, как ориентация на успех, что повышает уверенность ребенка в своих силах и позволяет реализовать право на ошибку.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка и организации здоровьесберегающего пространства в МДОУ выполняются требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям: педагогические, эстетические и гигиенические.
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса
Степень утомления воспитанников, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Режим обучения – с сентября по май. Методы обучения целиком и полностью зависят от возрастных особенностей детей: в группах раннего и младшего дошкольного возраста – игровые; старшего дошкольного возраста – создание практических ситуаций.
В течение дня педагогами используются:
- разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей в режиме дня (логоритмика, рассматривание макетов, игры-демонстрации, коллективное чтение, обсуждение примеров здорового и нездорового образа жизни и т.д.);
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул и летний период);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- физкультурные занятия всех типов и видов в зале и на улице;
- оптимальный двигательный режим.
Кроме традиционной двигательной деятельности детей, в воспитательно-образовательный процесс включаются технологии оздоровления и профилактики:
- пятиминутки здоровья;
- двигательные переменки между занятиями;
- проведение дней здоровья;
- физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
Коррекционная деятельность заключается в работе с детьми:
- отстающими в основных видах движения;
- имеющими нарушения осанки и плоскостопие (или склонность к ним).
Основное условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду – системная работа, включающая оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Говорить о реализации в образовательном учреждении здоровьесберегающей педагогики можно только тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива.