Модифицированная (адаптированная) образовательная программа объединения "Занимательный русский язык"
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к объединению должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях объединения «Русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного мною учебной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи учебной программы:
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы
1год обучения:
«Путешествия по Стране Слов»;
«Секреты орфографии»;
«Занимательное словообразование»;
2 год обучения:
«Занимательная лингвистика»;
«Путешествие по страницам учебника»;
«Фонетика и орфография»;
«Лексикология»;
«Словообразование»;
«Фразеология»;
«Морфология»;
«Синтаксис»;
«Пунктуация»;
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Дополнительное занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
V. Основные методы и технологии
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут в младшей группе, по 35 минут в средней группе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–5-х классов.
VI. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально воспринимать текст, выражать и излагать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 раздел
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4 разделы
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
Календарно-тематический план занятий по программе «Русский язык».
Первый год обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов |
|
| |||||||||||||
Всего | теоретических | практических |
| ||||||||||||||
I | Путешествие по стране слов. | 33 | 11 | 12 |
| ||||||||||||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. |
|
|
|
| ||||||||||||
2 | В страну слов. Первые встречи. |
|
|
|
| ||||||||||||
3 | К тайнам волшебных слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
4 | Выбор друзей в Стране Слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
5 | К несметным сокровищам Страны Слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
6 | Чудесные превращения слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
7 | В гости к Алфавиту. |
|
|
|
| ||||||||||||
8 | К тайнам звуков и букв. |
|
|
|
| ||||||||||||
9 | Встреча с радугой. |
|
|
|
| ||||||||||||
10 | В Страну Говорящих Скал. |
|
|
|
| ||||||||||||
11 | В глубь веков на Машине времени. |
|
|
|
| ||||||||||||
12 | В Королевстве ошибок. |
|
|
|
| ||||||||||||
13 | В Страну Слогов. |
|
|
|
| ||||||||||||
14 | Неожиданная остановка в пути. |
|
|
|
| ||||||||||||
15 | В удивительном городе Неслове. |
|
|
|
| ||||||||||||
16 | Чудеса в Стране Слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
17 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным |
|
|
|
| ||||||||||||
18 | На карнавале слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
19 | В театре близнецов. |
|
|
|
| ||||||||||||
20 | Конкурс знающих. |
|
|
|
| ||||||||||||
21 | Новое представление. |
|
|
|
| ||||||||||||
22 | Необычный урок. |
|
|
|
| ||||||||||||
23 | Следопыты развлекают гостей. |
|
|
|
| ||||||||||||
24 | В клубе веселых человечков. |
|
|
|
| ||||||||||||
25 | К словам-родственникам. Почему их так назвали? |
|
|
|
| ||||||||||||
26 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
|
|
|
| ||||||||||||
27 | Полет в будущее. |
|
|
|
| ||||||||||||
28 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? |
|
|
|
| ||||||||||||
29 | Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. |
|
|
|
| ||||||||||||
30 | Обозначение мягкости согласных. |
|
|
|
| ||||||||||||
31 | Обозначение мягкости гласных. |
|
|
|
| ||||||||||||
32 | Обозначение твердости согласных. |
|
|
|
| ||||||||||||
33 | Итоговое занятие. |
|
|
|
| ||||||||||||
II | Секреты орфографии |
|
|
|
| ||||||||||||
1 | Как обходились без письма. |
|
|
|
| ||||||||||||
2 | Как возникла наша письменность? |
|
|
|
| ||||||||||||
3 | Меня зовут Фонема. |
|
|
|
| ||||||||||||
4 | Для всех ли фонем есть буквы. |
|
|
|
| ||||||||||||
5 | «Ошибкоопасные» места. |
|
|
|
| ||||||||||||
6 | Тайны фонемы. |
|
|
|
| ||||||||||||
7 | Опасные согласные. |
|
|
|
| ||||||||||||
8 | На сцене гласные. |
|
|
|
| ||||||||||||
9 | «Фонемы повелевают буками» |
|
|
|
| ||||||||||||
10 | Когда Ь пишется,а когда не пишется? |
|
|
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
11 | Правила непроизносимых согласных. |
|
|
|
| ||||||||||||
12 | Волшебное средство-«самоинструкция». |
|
|
|
| ||||||||||||
13 | Строительная работа морфем. |
|
|
|
| ||||||||||||
14 | Где же хранятся слова? |
|
|
|
| ||||||||||||
15 | Поговорим о всех приставках сразу. |
|
|
|
| ||||||||||||
16 | Слова-«родственники». |
|
|
|
| ||||||||||||
17 | Кто командует корнями? |
|
|
|
| ||||||||||||
18 | Не лезьте за словом в карман. |
|
|
|
| ||||||||||||
19 | «Пересаженные» корни. |
|
|
|
| ||||||||||||
20 | Итоговое занятие слов. |
|
|
|
| ||||||||||||
III | Занимательное словообразование. | 19 | 9 | 10 | II | Секреты орфографии. | 20 | 10 | 10 |
| |||||||
1 | Сказочное царство слов. |
|
|
| 1 | Как обходились без письма. |
|
|
|
| |||||||
2 | Путешествие в страну слов. |
|
|
| 2 | Как возникла наша письменность? |
|
|
|
| |||||||
3 | Чудесные превращения слов. |
|
|
| 3 | Меня зовут Фонема. |
|
|
|
| |||||||
4 | В гостях у слов родственников. |
|
|
| 4 | Для всех ли фонем есть буквы. |
|
|
|
| |||||||
5 | Добрые слова. |
|
|
| 5 | «Ошибкоопасные» места. |
|
|
|
| |||||||
6 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
|
|
| 6 | Тайны фонемы. |
|
|
|
| |||||||
7 | Новые слова в русском языке. |
|
|
| 7 | Опасные согласные. |
|
|
|
| |||||||
8 | Встреча с зарубежными друзьми. |
|
|
| 8 | На сцене гласные. |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| 9 | «Фонемы повелевают буквами». |
|
|
| ||||||||
9 | Синонимы в русском языке |
|
|
| 10 | Когда ь пишется, а когда не пишется? |
|
|
| ||||||||
10 | Слова-антонимы |
|
|
|
|
| |||||||||||
11 | Слова-омонимы |
|
|
|
| ||||||||||||
12 | Крылатые слова |
|
|
|
| ||||||||||||
13 | В королевстве ошибок |
|
|
|
| ||||||||||||
14 | В стране сочинителей |
|
|
|
| ||||||||||||
15 | Искусство красноречия |
|
|
|
| ||||||||||||
16 | Праздник творчества и игры |
|
|
|
| ||||||||||||
17 | Трудные слова |
|
|
|
| ||||||||||||
18 | Шарады и логогрифы |
|
|
|
| ||||||||||||
19 | Откуда пришли наши имена? |
|
|
|
| ||||||||||||
Тематический план занятий по программе «Русский язык».
Второй год обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||||||
всего | теоретических | практических | ||||||
I | Путешествие по страницам учебника. | 15 | 7 | 8 | ||||
1 | Общие сведения о языке. |
|
|
| ||||
2 | Наука о русском языке. Из истории языка. |
|
|
| ||||
3 | Роль языка в жизни общества. |
|
|
| ||||
4 | Устная и письменная форма речи. |
|
|
| ||||
5 | Устная речь. Говорить выразительно. |
|
|
| ||||
6 | Жесты и мимика. Соберём свой словарик. |
|
|
| ||||
7 | Составляем план своего рассказа. Я думаю… Мне кажется… |
|
|
| ||||
8 | О чем рассказывает план. |
|
|
| ||||
9 | Увидел, услышал, рассказал… |
|
|
| ||||
10 | Раз словечко, два словечко… Будем сказки сочинять… |
|
|
| ||||
11 | Смеёмся, грустим, задумываемся… |
|
|
| ||||
12 | Как нужно вести себя во время разговора. |
|
|
| ||||
13 | Волшебное слово. |
|
|
| ||||
14 | Кому и как подражать. |
|
|
| ||||
15 | Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч. |
|
|
| ||||
II | Фонетика и орфоэпия. | 7 | 3 | 4 | ||||
1 | Что такое орфоэпия? |
|
|
| ||||
2 | Что такое фонография? |
|
|
| ||||
3 | Звуки не буквы. |
|
|
| ||||
4 | Звучащая строка. |
|
|
| ||||
5 | Банты и шарфы. |
|
|
| ||||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. |
|
|
| ||||
7 | Кис-кис, мяу-мяу,или кое-что о звукоподражаниях. |
|
|
| ||||
III | Лексикология. | 27 | 13 | 14 | ||||
1 | Имена вещей. |
|
|
| ||||
2 | О словарях энциклопедических и лингвистических. |
|
|
| ||||
3 | В царстве смыслов много дорог. |
|
|
| ||||
4 | Как и почему появляются новые слова. |
|
|
| ||||
5 | Многозначность слова. |
|
|
| ||||
6 | «Откуда катится каракатица?» О словарях ,которые рассказывают об истории слов. |
|
|
| ||||
7 | Об одном и том же- разными словами. |
|
|
| ||||
8 | Как возникают названия. |
|
|
| ||||
9 | Слова-антиподы. |
|
|
| ||||
11 | Фразеологические обороты. |
|
|
| ||||
12 | Словари «чужих» слов. |
|
|
| ||||
13 | Капитан и капуста. |
|
|
| ||||
14 | «Он весь свободы торжество». |
|
|
| ||||
15 | Мы говорим его стихами. |
|
|
| ||||
16 | Слова, придуманные писателями. |
|
|
| ||||
17 | Слова уходящие и слова- новички. |
|
|
| ||||
18 | Словарь языка Пушкина. |
|
|
| ||||
19 | Паронимы или «ошибкоопасные слова». |
|
|
| ||||
20 | «Ложные друзья переводчика». |
|
|
| ||||
21 | Какой словарь поможет избежать ошибок? |
|
|
| ||||
22 | Словарь-грамотей. |
|
|
| ||||
23 | Научная этимология. |
|
|
| ||||
24 | Какие бывают имена? |
|
|
| ||||
25 | Древнерусские имена. |
|
|
| ||||
26 | Отчество и фамилия. |
|
|
| ||||
27 | Шарады и ребусы. |
|
|
| ||||
IV | Словообразование. | 6 | 3 | 3 | ||||
1 | Из чего строятся слова? |
|
|
| ||||
2 | Приставки-труженицы. |
|
|
| ||||
3 | Суффиксы-волшебники. |
|
|
| ||||
4 | Смотри в корень! |
|
|
| ||||
5 | Если слово непонятно. |
|
|
| ||||
6 | Работа с карточками. |
|
|
| ||||
V | Фразеология. |
|
|
| ||||
1 | Крылатые слова. | 2 | 1 | 1 | ||||
2 | Знакомство с жанром басни. |
|
|
| ||||
VI | Морфология. | 6 | 3 | 3 | ||||
1 | Путешествие в город существительных. |
|
|
| ||||
2 | «Описательные слова» (имя прилагательное) |
|
|
| ||||
3 | «Вместо имени» (местоимения). |
|
|
| ||||
| ||||||||
4 | Страна Глаголия. (глагол). |
|
|
| ||||
5 | В гостях у Наречия. |
|
|
| ||||
6 | Помощники (служебные части речи). |
|
|
| ||||
VII | Синтаксис. | 4 | 2 | 2 | ||||
1 | Цепочка слов (словосочетания). |
|
|
| ||||
2 | Почему подлежащее и сказуемое - главные в предложении. |
|
|
| ||||
3 | С кем дружат подлежащее и сказуемое? (второстепенные члены предложения). |
|
|
| ||||
4 | Это интересно. Сочиним загадки. |
|
|
| ||||
VIII | Пунктуация. | 6 | 2 | 4 | ||||
1 | Где работают знаки препинания? |
|
|
| ||||
2 | Эти забавные животные. |
|
|
| ||||
3 | Высоко, далеко, вниз… |
|
|
| ||||
4 | Развиваем творчество. Учимся составлять слова. |
|
|
| ||||
5
| Работа с карточками. |
|
|
| ||||
6 | Итоговое занятие. |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
Тематический план занятий по программе «Русский язык».
Второй год обучения.
№ | Тема занятия | Количество часов
| Дата
| |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. |
|
| |
2 | В страну слов. Первые встречи. |
|
| |
3 | К тайнам волшебных слов. |
|
| |
4 | Выбор друзей в Стране Слов |
|
| |
5 | К несметным сокровищам Страны Слов. |
|
| |
6 | Чудесные превращения слов. |
|
| |
7 | В гости к Алфавиту. |
|
| |
8 | К тайнам звуков и букв. |
|
| |
9 | Встреча с Радугой. |
|
| |
10 | В Страну Говорящих Скал |
|
| |
11 | В глубь веков на Машине времени. |
|
| |
12 | В Королевстве ошибок. |
|
| |
13 | В Страну Слогов. |
|
| |
14 | Неожиданная остановка в пути. |
|
| |
15 | В удивительном городе Неслове. |
|
| |
16 | Чудеса в Стране Слов. |
|
| |
17
| К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
|
| |
18 | На карнавале слов. |
|
| |
19 | В Театре близнецов. |
|
| |
20 | Конкурс знающих. |
|
| |
21 | Новое представление. |
|
| |
22 | Необычный урок. |
|
| |
23 | Следопыты развлекают гостей. |
|
| |
24 | В Клубе весёлых человечков. |
|
| |
25 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
|
| |
26 | Экскурсия в прошлое. |
|
| |
27 | Полёт в будущее. |
|
| |
28 |
|
|
| |
29 |
|
|
| |
30 |
|
|
| |
31 |
|
|
| |
32 |
|
|
| |
33 |
|
|
| |
++
II | Секреты орфографии |
|
|
|
| |||||||||
1 | Как обходились без письма. |
|
|
|
| |||||||||
2 | Как возникла наша письменность? |
|
|
|
| |||||||||
3 | Меня зовут Фонема. |
|
|
|
| |||||||||
4 | Для всех ли фонем есть буквы. |
|
|
|
| |||||||||
5 | «Ошибкоопасные» места. |
|
|
|
| |||||||||
6 | Тайны фонемы. |
|
|
|
| |||||||||
7 | Опасные согласные. |
|
|
|
| |||||||||
8 | На сцене гласные. |
|
|
|
| |||||||||
9 | «Фонемы повелевают буками» |
|
|
|
| |||||||||
10 | Когда Ь пишется,а когда не пишется? |
|
|
|
| |||||||||
|
| |||||||||||||
11 | Правила непроизносимых согласных. |
|
|
|
| |||||||||
12 | Волшебное средство-«самоинструкция». |
|
|
|
| |||||||||
13 | Строительная работа морфем. |
|
|
|
| |||||||||
14 | Где же хранятся слова? |
|
|
|
| |||||||||
15 | Поговорим о всех приставках сразу. |
|
|
|
| |||||||||
16 | Слова-«родственники». |
|
|
|
| |||||||||
17 | Кто командует корнями? |
|
|
|
| |||||||||
18 | Не лезьте за словом в карман. |
|
|
|
| |||||||||
19 | «Пересаженные» корни. |
|
|
|
| |||||||||
20 | Итоговое занятие слов. |
|
|
|
| |||||||||
III | Занимательное словообразование. | 19 | 9 | 10 | II | Секреты орфографии. | 20 | 10 | 10 |
| ||||
1 | Сказочное царство слов. |
|
|
| 1 | Как обходились без письма. |
|
|
|
| ||||
2 | Путешествие в страну слов. |
|
|
| 2 | Как возникла наша письменность? |
|
|
|
| ||||
3 | Чудесные превращения слов. |
|
|
| 3 | Меня зовут Фонема. |
|
|
|
| ||||
4 | В гостях у слов родственников. |
|
|
| 4 | Для всех ли фонем есть буквы. |
|
|
|
| ||||
5 | Добрые слова. |
|
|
| 5 | «Ошибкоопасные» места. |
|
|
|
| ||||
6 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
|
|
| 6 | Тайны фонемы. |
|
|
|
| ||||
7 | Новые слова в русском языке. |
|
|
| 7 | Опасные согласные. |
|
|
|
| ||||
8 | Встреча с зарубежными друзьми. |
|
|
| 8 | На сцене гласные. |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| 9 | «Фонемы повелевают буквами». |
|
|
| |||||
9 | Синонимы в русском языке |
|
|
| 10 | Когда ь пишется, а когда не пишется? |
|
|
| |||||
10 | Слова-антонимы |
|
|
|
|
| ||||||||
11 | Слова-омонимы |
|
|
|
| |||||||||
12 | Крылатые слова |
|
|
|
| |||||||||
13 | В королевстве ошибок |
|
|
|
| |||||||||
14 | В стране сочинителей |
|
|
|
| |||||||||
15 | Искусство красноречия |
|
|
|
| |||||||||
16 | Праздник творчества и игры |
|
|
|
| |||||||||
17 | Трудные слова |
|
|
|
| |||||||||
18 | Шарады и логогрифы |
|
|
|
| |||||||||
19 | Откуда пришли наши имена? |
|
|
|
| |||||||||
Тематический план занятий по программе «Русский язык».
Второй год обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||||||
всего | теоретических | практических | ||||||
I | Путешествие по страницам учебника. | 15 | 7 | 8 | ||||
1 | Общие сведения о языке. |
|
|
| ||||
2 | Наука о русском языке. Из истории языка. |
|
|
| ||||
3 | Роль языка в жизни общества. |
|
|
| ||||
4 | Устная и письменная форма речи. |
|
|
| ||||
5 | Устная речь. Говорить выразительно. |
|
|
| ||||
6 | Жесты и мимика. Соберём свой словарик. |
|
|
| ||||
7 | Составляем план своего рассказа. Я думаю… Мне кажется… |
|
|
| ||||
8 | О чем рассказывает план. |
|
|
| ||||
9 | Увидел, услышал, рассказал… |
|
|
| ||||
10 | Раз словечко, два словечко… Будем сказки сочинять… |
|
|
| ||||
11 | Смеёмся, грустим, задумываемся… |
|
|
| ||||
12 | Как нужно вести себя во время разговора. |
|
|
| ||||
13 | Волшебное слово. |
|
|
| ||||
14 | Кому и как подражать. |
|
|
| ||||
15 | Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч. |
|
|
| ||||
II | Фонетика и орфоэпия. | 7 | 3 | 4 | ||||
1 | Что такое орфоэпия? |
|
|
| ||||
2 | Что такое фонография? |
|
|
| ||||
3 | Звуки не буквы. |
|
|
| ||||
4 | Звучащая строка. |
|
|
| ||||
5 | Банты и шарфы. |
|
|
| ||||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. |
|
|
| ||||
7 | Кис-кис, мяу-мяу,или кое-что о звукоподражаниях. |
|
|
| ||||
III | Лексикология. | 27 | 13 | 14 | ||||
1 | Имена вещей. |
|
|
| ||||
2 | О словарях энциклопедических и лингвистических. |
|
|
| ||||
3 | В царстве смыслов много дорог. |
|
|
| ||||
4 | Как и почему появляются новые слова. |
|
|
| ||||
5 | Многозначность слова. |
|
|
| ||||
6 | «Откуда катится каракатица?» О словарях ,которые рассказывают об истории слов. |
|
|
| ||||
7 | Об одном и том же- разными словами. |
|
|
| ||||
8 | Как возникают названия. |
|
|
| ||||
9 | Слова-антиподы. |
|
|
| ||||
11 | Фразеологические обороты. |
|
|
| ||||
12 | Словари «чужих» слов. |
|
|
| ||||
13 | Капитан и капуста. |
|
|
| ||||
14 | «Он весь свободы торжество». |
|
|
| ||||
15 | Мы говорим его стихами. |
|
|
| ||||
16 | Слова, придуманные писателями. |
|
|
| ||||
17 | Слова уходящие и слова- новички. |
|
|
| ||||
18 | Словарь языка Пушкина. |
|
|
| ||||
19 | Паронимы или «ошибкоопасные слова». |
|
|
| ||||
20 | «Ложные друзья переводчика». |
|
|
| ||||
21 | Какой словарь поможет избежать ошибок? |
|
|
| ||||
22 | Словарь-грамотей. |
|
|
| ||||
23 | Научная этимология. |
|
|
| ||||
24 | Какие бывают имена? |
|
|
| ||||
25 | Древнерусские имена. |
|
|
| ||||
26 | Отчество и фамилия. |
|
|
| ||||
27 | Шарады и ребусы. |
|
|
| ||||
IV | Словообразование. | 6 | 3 | 3 | ||||
1 | Из чего строятся слова? |
|
|
| ||||
2 | Приставки-труженицы. |
|
|
| ||||
3 | Суффиксы-волшебники. |
|
|
| ||||
4 | Смотри в корень! |
|
|
| ||||
5 | Если слово непонятно. |
|
|
| ||||
6 | Работа с карточками. |
|
|
| ||||
V | Фразеология. |
|
|
| ||||
1 | Крылатые слова. | 2 | 1 | 1 | ||||
2 | Знакомство с жанром басни. |
|
|
| ||||
VI | Морфология. | 6 | 3 | 3 | ||||
1 | Путешествие в город существительных. |
|
|
| ||||
2 | «Описательные слова» (имя прилагательное) |
|
|
| ||||
3 | «Вместо имени» (местоимения). |
|
|
| ||||
| ||||||||
4 | Страна Глаголия. (глагол). |
|
|
| ||||
5 | В гостях у Наречия. |
|
|
| ||||
6 | Помощники (служебные части речи). |
|
|
| ||||
VII | Синтаксис. | 4 | 2 | 2 | ||||
1 | Цепочка слов (словосочетания). |
|
|
| ||||
2 | Почему подлежащее и сказуемое - главные в предложении. |
|
|
| ||||
3 | С кем дружат подлежащее и сказуемое? (второстепенные члены предложения). |
|
|
| ||||
4 | Это интересно. Сочиним загадки. |
|
|
| ||||
VIII | Пунктуация. | 6 | 2 | 4 | ||||
1 | Где работают знаки препинания? |
|
|
| ||||
2 | Эти забавные животные. |
|
|
| ||||
3 | Высоко, далеко, вниз… |
|
|
| ||||
4 | Развиваем творчество. Учимся составлять слова. |
|
|
| ||||
5
| Работа с карточками. |
|
|
| ||||
6 | Итоговое занятие. |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
Содержание занятий.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятий | Количество | Дата |
1 | Как обходились без письма |
|
|
2 | Как возникла наша письменность? |
|
|
3 | Меня зовут Фонема. |
|
|
4 | Для всех ли фонем есть буквы? |
|
|
5 | «Ошибкоопасные» места |
|
|
6 | Тайны фонемы |
|
|
7 | Опасные согласные |
|
|
8 | На сцене гласные |
|
|
9 | «Фонемы повелевают буквами» |
|
|
10 | Когда ь пишется, а когда не пишется? |
|
|
11 | Ваши старые знакомые |
|
|
12 | Правила о непроизносимых согласных |
|
|
13 | Волшебное средство – «самоинструкция» |
|
|
14 | Строительная работа морфем |
|
|
15 | Где же хранятся слова? |
|
|
16 | Поговорим о всех приставках сразу |
|
|
17 | Слова – «родственники» |
|
|
18 | Кто командует корнями? |
|
|
19 | «Не лезьте за словом в карман |
|
|
20 | «Пересаженные» корни |
|
|
21 | Итоговое занятие |
|
|
Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре - и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
3 класс «Занимательное словообразование»
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | Сказочное царство слов. |
|
|
2 | Путешествие в страну Слов. |
|
|
3 | Чудесные превращения слов. |
|
|
4 | В гостях у слов-родственников. |
|
|
5 | Добрые слова |
|
|
6 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
|
|
7 | Новые слова в русском языке. |
|
|
8 | Встреча с зарубежными друзьями. |
|
|
9 | Синонимы в русском языке. |
|
|
10 | Слова - антонимы. |
|
|
11 | Слова - омонимы. |
|
|
12 | Крылатые слова. |
|
|
13 | В королевстве ошибок. |
|
|
14 | В стране Сочинителей. |
|
|
15 | Искусство красноречия. |
|
|
16 | Праздник творчества и игры. |
|
|
17 | Трудные слова. |
|
|
18 | Анаграммы и метаграммы. |
|
|
19 | Шарады и логогрифы. |
|
|
20 | Откуда пришли наши имена. |
|
|
21 | Занимательное словообразование. |
|
|
22 | КВН по русскому языку. |
|
|
| Итого часа |
|
|