Главные вкладки
Программа подготовки к ЕГЭ по географии
Программа подготовки к ЕГЭ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_ege_po_geografii.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Рассмотрена на заседании МО Согласована: Утверждена:
Протокол № от 2019 г. Зам. Директор по УВР Директор__________/Линник И.А./
________/Коротаева Н.В./ Приказ № от 2019 г.
Рабочая программа
по подготовке к ЕГЭ по географии
на 2019-2020 учебный год
количество часов в неделю - 1 час
методическое объединение учителей биологии, географии и химии
Предмет: география
Составитель: учитель географии
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой»
Кеня Надежда Александровна
2019-2020 учебный год
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебных пособий С.Е. Дюкова, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов «ЕГЭ 2020 География. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов», Москва «Национальное образование», 2019, В.В. Барабанов «ЕГЭ 2020. География. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ», Москва «Экзамен», 2020, А.Б. Этрель «ЕГЭ-2020. География. 15 тренировочных вариантов. Учебно-методическое пособие», Ростов-на-Дону, 2019. Подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также и индивидуальных занятиях.
Цель курса: формирование представления о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами.
Задачи:
- повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;
- систематизировать информационный материал по разделам;
- выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:
- овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;
- овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;
- усвоят основные приёмы мыслительного поиска;
- научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;
- развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для подготовки учащихся 10-11 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ. Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ЕГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать / понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
Содержание курса
Введение
Введение. Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ЕГЭ. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов.
Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов .
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
Население мира
Численность и воспроизводство населения мира, половая и возрастная структура населения мира, размещение и миграции населения мира, городское и сельское население мира, урбанизация, Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Мировое хозяйство
Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства. Ведущие страны – экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
Природопользование и геоэкология
Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Страноведение
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.
География России
Особенности географического положения России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые зоны. Административно-территориальное устройство России
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа .
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны .
Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России . Численность, естественное движение населения.
Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства.
География важнейших видов транспорта.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
Россия в современном мире.
Рефлексивная часть курса
Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА. Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Источники географической информации и методы географических исследований. | 5 |
3 | Природа Земли и человек. | 6 |
4 | Население мира. | 3 |
5 | Мировое хозяйство. | 3 |
6 | Природопользование и экология. | 2 |
7 | Страноведение. | 4 |
8 | География России. | 7 |
9 | Рефлексивная часть курса. | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля | Дата | Корректи ровка |
Введение (2 часа) | ||||||
I триместр | ||||||
1. | Введение. Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ЕГЭ. | 1 | Теоретическое занятие: информирование учащихся по вопросам подготовки к ГИА. Знакомство с демоверсией. | 03.09.019 | ||
2. | Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов. | 1 | Теоретическое занятие: работа по заполнению бланков. | Тренировочное занятие по заполнению бланков. | 10.09.019 | |
Источники географической информации и методы географических исследований (5 часов) | ||||||
3. | Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 17.09.019 | |
4. | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 24.09.019 | |
5. | Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам расстояний, направлений. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 01.10.019 | |
6. | Определение географических координат. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 08.10.019 | |
7. | Анализ плана местности, построение профиля местности по плану. | 1 | Практическое занятие: работа с топографическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 15.10.019 | |
Природа Земли и человек (6часов) | ||||||
8. | Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 22.10.019 | |
9. | Земная кора и литосфера. Геологическая хронология. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 05.11.019 | |
10. | Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 12.11.019 | |
11. | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 19.11.019 | |
12. | Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный покров. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 26.11.019 | |
II триместр | ||||||
13 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Природные и природно-антропогенные комплексы. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 03.12.019 | |
Население мира (3 часа) | ||||||
14 | Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 10.12.019 | |
15 | Динамика численности населения Земли и крупных стран. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 17.12.019 | |
16 | Городское и сельское население мира. Урбанизация. Миграция. Структура занятости населения. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 24.12.019 | |
Мировое хозяйство (3часа) | ||||||
17 | Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 24.12.019 | |
18 | Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 14.01.2020 | |
19 | Международные экономические отношения. Интеграционные отраслевые и региональные союзы. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 21.01.2020 | |
Природопользование и экология (2 часа) | ||||||
20 | Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 28.01.2020 | |
21 | Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 04.02.2020 | |
Страноведение (4 часа) | ||||||
22 | Многообразие стран мира. Основные типы стран. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 11.02.2020 | |
23 | Современная политическая карта мира. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 18.02.2020 | |
24 | Столицы и крупные города. Определение стран по описанию. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 25.02.2020 | |
III триместр | ||||||
25 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. | 1 | Практическое занятие:выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 03.03.2020 | |
География России (7часов) | ||||||
26 | Особенности географического положения России. Часовые зоны. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 10.03.2020 | |
27 | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 17.03.2020 | |
28 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | 1 | Практическое занятие: работа с климатограммами, с географическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 31.03.2020 | |
29 | Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 07.04.2020 | |
30 | Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Народы и основные религии России. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 14.04.2020 | |
31 | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности и сельского хозяйства. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 21.04.2020 | |
32 | Россия в современном мире. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 28.04.2020 | |
Рефлексивная часть курса (2 часа) | ||||||
33 | Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА | 1 | Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта. | Тестовый контроль. | 12.05.2020 | |
34 | Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА | 1 | Консультация учителя. | Решение тренировочных заданий по ГИА | 19.05.2020 |
Итого: 34 часа