ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ СООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ ХИМИИ.

Статья размещена в сборнике "Психология и современный мир" в материалах Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля 2015 г.). В статье описаны достоинства и недостатки тестов. Показано отношение учителей к методу тестирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование тестов соответствия в системе текущего контроля знаний, умений и навыков в курсе химии.

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований. Из-за смены социального заказа к образованию актуально звучит вопрос подбора методов обучения и контроля ЗУН. Контроль – важная часть обучения, предполагающая определение того, в какой мере достигнуты цели обучения. Благодаря контролю, учащиеся корректируют свои знания и познавательную деятельность и приобретают новые знания. Контроль приучает человека к постоянной и ответственной учебной работе, дисциплинирует, развивает в учащихся самостоятельность вместе с такими качествами личности, как самоконтроль и самооценка [3].

Эффективным методом контроля является тестирование. Набор тестов дает возможность быстро, объективно и качественно оценить уровень знаний и умений каждого выпускника за курс сред- ней школы, а также позволяет развивать логические операции, что является необходимым условием для дальнейшего получения образования по избранной специальности, так и в производственной деятельности любой сферы [5].

Иногда выпускники не могут должным образом сдать экзамен не потому, что плохо знают предмет, а потому что у них не сформированы навыки работы с тестами. Решению проблемы объективного контроля эффективно способствует использование в школьной практике современных видов и методов контроля. Таким объективным средством контроля уровня обученности является тест.

Тест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий, на которые необходимо дать в течение ограниченного времени краткие и точные ответы, оцениваемые по системе баллов.

Тесты как инструмент оценивания качественный и объективный способ оценивания. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков [2, 4].

Тесты позволяют:

а) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

б) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;

в) обеспечить оперативность проверки выполненной работы: оперативный контроль ЗУН каждого ученика по теме. Своевременно выявленные пробелы решают проблему дифференцированного подхода к учащимся;

г) оживить процесс обучения;

д) сэкономить учебное время, затраченное на опрос;

е) сэкономить личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;

 ж) сэкономить время для повторения не только изучаемой темы, но и ранее изученных тем. Опыт работы в школе показывает, что только многократное повторение изученных тем дает устойчивые знания по предмету;

з) подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Учащиеся, работая на уроках с тестовыми заданиями разных видов, приобретают необходимые навыки для выполнения экзаменационной работы [1, 6].

Оценив все достоинства тестирования, необходимо отметить и ряд недостатков [6]:

а) возможен выбор ответа наугад;

б) проверяется результат действия, без анализа процесса решения;

в) оценка каждого задания категорична;

г) тесты содержат готовые ответы – ключи к заданиям;

д) тесты не всегда подходят к используемому учащимися учебнику.

В последнее время появилось много сборников с тестовыми заданиями, которые учитель может использовать в своей работе. Кроме того, пользуясь имеющейся литературой по тестологии, учитель может разрабатывать тесты сам в соответствии с программой, целями и содержанием урока, с учетом особенностей класса, уровня сформированности у учащихся класса знаний и умений по теме.

Для изучения ситуации применения тестов соответствия учителями и их отношения к методу тестирования мы провели исследование среди учителей г. Архангельска и Архангельской области. На основе анализа исследования сделали следующие выводы:

а) учителя, работающие в школе более 20 лет (32%), применяют тесты на уроках более 3 лет (49%) из них (71%) считают, что использование тестов в учебном процессе не является приоритетным направлением;

б) учителя, которые преподают от 11 до 20 лет (16%) использую тесты как минимум один раз в месяц, но не каждую неделю проводят уроки с использованием тестов (65%);

в) более половины учителей (74%) не делают календарно-тематическое и поурочное планирование с использованием тестов, следовательно, это спонтанное (несистематическое) применение тестов;

г) используют на уроках разные виды тестов (77%);

д) практически все учителя (90%) считают, что тесты позволяют обеспечить оперативность проверки выполненной работы: оперативный контроль ЗУН каждого ученика по теме. 42% согласились, что для подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо использовать тесты на уроках систематически.

Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что учителя недооценивают важность и необходимость  систематической подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках в системе текущего контроля. В повседневной работе учителя этот элемент методики присутствует эпизодически и не является приоритетным.

Сегодня учителю необходимо знакомить учащихся с самыми разноплановыми тестовыми материалами, чтобы они привыкли к этому виду контроля, а также направлять процесс обучения не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических умений. Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической работы, разработки методик по обучению выполнения тестовых заданий.

Библиографический список:

1. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений URL: http://testolog.narod.ru/Theory12.html (дата обращения: 17.06.14).

2. Батина Е.В. Тестовая проверка знаний // Химия в школе. 2004. № 9. С. 21.

3. Будин В.С., Воробьев В.Н. Контроль за качеством знаний и умений учащихся. М.: Высшая школа, 1986. 14 с.

4. Лагутина Н.Н. Тест как инструмент измерения уровня знаний // Химия в школе. 1998. № 3. С. 41–45.

5. Федянин А.Б. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний // Химия: методика преподавания в шко- ле. 2001. № 2. С. 65–67.

6. Шаталов М.А. О проблемном подходе к использованию тестовых заданий // Химия в школе. 2003. № 7. С. 40.