Для педагогов

Самигулова Альбина Сабировна

Вся информация для педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.3 КБ
Файл Сборник опытов27.45 КБ
Файл Полезные сайты0 байтов

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экспериментирование  

в различных видах детской деятельности»

                       

                               

                                                                                            подготовила: Самигулова А.С

.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Экспериментирование на  организуемой образовательной деятельностью..

Решающую роль в  работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций». Это позволяет развивать  у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Для детей старшей группы  цели направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей.

При разработке содержания познавательных деятельности учитываются следующие условия:

- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности                (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

- содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;

- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.

Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко используются в исследовательской деятельности детей. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме.

Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:

«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?»,

«Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале, «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится  ли вода. В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента  начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.

Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. Например, в музее песка можно попробовать песок  сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.

Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, такие темы творческих проектов, как «Новогодняя елочка», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызывают большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно могут заниматься сбором информации, писать статьи, мастерить и проводить эксперименты. Темы исследовательских проектов, такие как, «Почему кора на деревья трескается?», «Где зимуют божьи коровки?».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка



Предварительный просмотр:

«Сборник опытов для детей старшего дошкольного возраста»

«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей»

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах.

Для каждой возрастной группы ДОУ(средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников.

Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Цель:  помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

1.     Создать  благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего                                                                                           мира.

2.     Развивать  мелкую моторику и тактильною чувствительность ,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

3.     Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

4.     Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

5.     Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

6.     Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

7.     Продолжать учить любоваться красотой летней природы        

8.     Укреплять    здоровье   детей,    используя    естественные    природные факторы (вода, солнце, воздух)

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта: повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать , как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.

Ход опыта: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный?                  ( Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»

Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта: взять два стакана с водой.  Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха

( не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта: Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт « Какое значение имеет размер семян?»

Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие ( в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами  в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце),сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта: Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает , и , подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень,  почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

 

Опыт «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращается в воду.

 

Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

 

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень,  почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

 

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта: Набрать во время прогулки  снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

 

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая , комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).

 

Опыт «Замерзание воды»

Цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта: Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

 

Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? ( Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее  растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт « Зависимость состояния воды от температуры»

Цель:  закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

 

Опыт « Вода и снег.»

 Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Опыт «Согреть дыханием узоры»

Если узоры согреть дыханием, что с ними будет?

Вывод: изморозь под воздействием тепла тает.

Опыт «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Ход опыта. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег (зарыть глубоко в снег). понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.

Опыт «снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

Опыт « Лед – твердая вода»

Цель: познакомить со свойствами воды.

Материал: сосульки(кубики льда, снежинки), тарелочки на каждого ребенка.

Ход опыта. Принести сосульки (кубики льда, снежинки) в помещение, поместив каждую в отдельную посуду.

Как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда? Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Какая из них растает быстрее? Отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег-это тоже вода.

Опыт « Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства»

Ход опыта. Педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась.) еще не все растения «проснулись» после зимнего сна, как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.

 

Опыт «Веселые кораблики»

 (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов   (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т.д.) наблюдают, какие тонут, а какие остаются на плаву.

 

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.

 

Опыт «Передача «солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: зеркала.

Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик» поставить еще одно зеркало? (он отразится еще один раз).

 

Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?»

Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.

Ход опыта. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами не тронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Опыт «Что быстрее?»

Цель: формировать представление об атмосферном давлении.

Материал : два листа писчей бумаги.

Ход опыта. Воспитатель предлагает подумать, что будет если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально (показывает, как держать их в руках). Какой быстрее упадет? Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).

Вывод : вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.

Опыт «Песок – природный фильтрат»

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.

Ход опыта. В воронку, где расположен  кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленней, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.

Вывод? Песок – природный фильтр , он очищает  воду.

Опыт «Почему не тонут корабли?»

Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.

Материал : металлические предметы. Жестяная банка. Таз с водой.

Ход опыта. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами: банка останется на плаву.

Опыт «Что быстрее?»

Ход опыта. Педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик  падает очень быстро , словно камешек или мячик, а гладкий лист- медленно планируя?

Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.

 

Опыт «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цели: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения, развивать познавательную активность.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.

Ход опыта.рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.

Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того какая используется линза.

Опыт «Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход опыта: взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

Опыт «Водопроницаемость песка и глины»

Цели: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.

Ход опыта. Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Куда исчезла вода? ( Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) попробовать  воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит : в мокрый или сухой? Затем налить воду в стакан с глиной. Как впитывается вода: быстро или медленно?( медленнее, чем в песок.) часть воды остается наверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с водой. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: песок быстрее пропускает воду, чем глина.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая ( ее нагрело солнце),сухая ( рассыпается в руках), цвет (светло – коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода движется по растению.

Ход опыта. Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрашен. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок –

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!


Предварительный просмотр: