Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Черных Юлия Борисовна

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного НОД в средней группе  « По следам сказки»                                                             ( развитие речи + ФЭМП)                                       Цель: Помочь детям вспомнить название и содержание уже известной им сказки, оценить поступки главной героини. Закрепление умений считать в пределах 5 и определять пространственное направление от предмета.

Задачи:                                                                                                                                                               1. Воспитывать интерес к художественной литературе.                                                                                                2. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.                                                                                                 3. Уточнять и расширять представления о посуде; закреплять употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.                                                                                              4 .  Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.                                                                                  5. Совершенствовать умение определять пространственное направление от предмета: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.                                                                                                6. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героини произведения                                                                                                Предварительная работа:                                                                                        1. Чтение сказки «Федорино горе»                                                                                     2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Федорино горе».                                                 3. Рассматривание иллюстраций на тему посуда, составление рассказов - описаний о предметах посуды.                                                                             Необходимые материалы и оборудование:                                                             1.Мольберт                                                                                                                            2. Демонстрационный материал: Картинки с изображением посуды (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник, вилка, кастрюля, нож)  .                                              3. Раздаточный материал: Картинка полки для посуды - на каждого ребёнка. Картинки чашек и блюдец по 5 штук  - на каждого ребёнка. Игрушечная посуда: тарелка, блюдце, чашка, вилка, ложка, нож – на каждого ребёнка. Пластиковая салфетка для сервировки стола – на каждого ребёнка.                         4.Пластиковая салфетка для сервировки, тарелка, блюдце, чашка, вилка, ложка, нож  - для взрослого персонажа - «Бабушки Федоры»

Ход НОД:

Организационная часть:

Дети встают в круг. Воспитатель здоровается с детьми и предлагает им поздороваться друг с другом.                                                                                 Приветствие:                                                                                                              Собрались все дети в круг                                                                                                          Я твой друг( руки к груди)                                                                                                                И ты мой друг( руки друг к другу)                                                                                     Крепко за руки возьмёмся( берутся за руки)                                                                             И друг другу улыбнёмся( улыбаются  друг другу)

Воспитатель: Молодцы ребята, поздоровались друг с другом. К нам  сегодня пришли гости, поздороваемся и с ними ( дети здороваются).                                            

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?                                                                          Дети : Да.                                                                                                                    Воспитатель: Мы недавно с вами читали сказку. Я сейчас прочитаю отрывок из этой сказки, а вы попробуйте отгадать, что это за сказка.                                                 « Скачет сито по полям,                                                                                                                     А корыто по лугам.                                                                                                                    За лопатою метла,                                                                                                            Вдоль по улице пошла.                                                                                                   Топоры – то топоры,                                                                                                                Так и сыплются с горы….»                                                                                                      Дети: Федорино горе.                                                                                                        Воспитатель: Правильно.

В это время в группу заходит бабушка Федора( взрослый) , плачет, вытирает слёзы.                                                                                                                      Воспитатель: Здравствуйте , бабушка.                                                                                   Федора: Здравствуйте.                                                                                            Воспитатель: Почему вы плачете , что у вас случилось?                                            Федора: Как мне не плакать?                                                                                           Хотела сесть я за стол,                                                                                                                Да стол за ворота ушёл.                                                                                                  Хотела сварить я щи ,                                                                                                              Да кастрюлю поди поищи!                                                                                                     И чашки ушли и стаканы,                                                                                             Остались одни тараканы.                                                                                                           Ой , горе мне, горе!                                                                                                    Воспитатель: Ах , вот в чём дело, вы бабушка Федора! А посуда наверно не просто так убежала от Федоры, как вы думаете , ребята?                                            Дети: Посуда убежала от Федоры, потому что она не любила , не ухаживала за посудой.                                                                                                           Воспитатель: Правильно, ребята , что же теперь делать?                                         Федора: Ребята, помогите мне , пожалуйста , вернуть посуду!                    Воспитатель: Ребята, поможем?                                                                           Дети: Да.                                                                                                                    Воспитатель: Бабушка, посуда любит, когда за ним ухаживают, ласково называют , а вы умеете это делать?                                                                         Федора: Нет.                                                                                                           Воспитатель: Вот сейчас мы с  ребятами расскажем, как ухаживать за посудой, а вы присаживайтесь и внимательно слушайте.                                         Дети: Посуда должна быть чистой. Её надо тщательно мыть с моющими средствами, ополаскивать чистой водой и аккуратно ставить на полку для посуды.                                                                                                          Воспитатель: Вот сейчас ребята разложат посуду.                                                         Игра «Разложи посуду»  ( на столах у детей картинка полки для посуды, картинки чашек и блюдец – по 5 штук)                                                                                             Воспитатель: Перед вами полки для посуды: На верхнюю полку выложите все чашки. Выкладываем слева направо. Сколько чашек выложили? (5).Как мы узнали? ( посчитали). На нижнюю полку выложите  блюдца, на один меньше, чем чашки .Сколько надо выложить блюдец?(4). Выкладывайте.  Чего больше?( чашек). На сколько больше? ( на один).Что нужно сделать, чтобы было поровну?( выложить ещё одно блюдце). Выполняйте.        Молодцы, ребята!                                                                                                                    Воспитатель: Бабушка , а сейчас мы вас научим называть посуду ласковыми словами. Для этого будем играть в игру .Я буду показывать картинку с изображением посуды, а ребята будут называть её ласковым словом. Например: Чашка – чашечка.                                                                        Дидактическая игра « Назови  ласково»                                                                   Федора: Спасибо вам большое, ребятки! Теперь я буду только ласково свою посуду называть!                                                                                                    Воспитатель: А наши ребята умеют ещё и дома прибраться, сейчас они это покажут! Ребята, выходите на ковёр и встаньте врассыпную лицом ко мне.                                                               Физкультминутка « Помощники».                                                                      Любят детки поиграть,                                                                                                       Чтобы чисто всё прибрать.( поворачиваются в стороны с отведением рук) Пыль повсюду вытирают ( имитируют , как будто вытирают пыль),                               Моют( имитируют мытьё),                                                                                      Гладят( имитируют глажку),                                                                                                                 И стирают( имитация стирки).                                                                                Пол, конечно, подметают (наклоняются , изображают, как подметают пол).    Все игрушки соберут(приседают),                                                                                              И немножко отдохнут.    

Дети садятся за столы.                                                                                    

Федора: Ой , ребятки, какие вы помощники!                                                               Воспитатель: Бабушка, а ещё ребята хотят научить вас правильно накрывать на стол. А вы тоже   встаньте за стол и повторяйте  за ребятами.                                                                                                                                  Игра « Накрываем на стол». (На столах у ребят игрушечная посуда: тарелка, блюдце, чашка, вилка, ложка, нож , пластиковая салфетка– на каждого ребёнка. )                                                                                                                   У Федоры  пластиковая салфетка, тарелка, блюдце, чашка, вилка, ложка, нож.                                                                                                                                  Воспитатель: На середину салфетки поставьте тарелку, сзади тарелки поставьте блюдце, на блюдце поставьте чашку. Справа от  тарелки положите нож, справа от ножа ложку. Слева от тарелки положите вилку. ( Дети выполняют).                                                                                                                                             Молодцы , ребята , справились! Бабушка Федора, вы тоже справились, вы тоже молодец!                                                                                                                                        Федора: Спасибо, ребята, научили меня всему: посуду ласково называть , порядок наводить и на стол правильно накрывать. Теперь пойду свою посуду искать! До свидания , ребята! ( Федора уходит).                                                                                                           Заключительная часть: Ребята, как вы думаете, мы помогли бабушке Федоре? Вернётся к ней посуда?( Ответы детей)С каким настроением она от нас ушла?( ответы).А у вас какое настроение?( ответы детей).Наше занятие подошло к концу. Если вам занятие понравилось, похлопайте в ладошки!Спасибо!



Предварительный просмотр:

Составьте технологическую карту знакомства с художественным произведением (по выбору обучающегося), используя методику медленного (вдумчивого) чтения. Последовательность шагов совместного чтения произведения воспитателем и дошкольниками должна включать в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассматривание книги с детьми. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему. Беседа: Какие вопросы возникли? На что вы обратили внимание? О чем будет это произведение? 

2. Чтение текста воспитателем в режиме медленного чтения. Продумайте, на каких этапах во время процесса чтения возможны остановки для комментирования: для вопросов, которые возникают к автору; фиксирование внимания детей на языковых средствах выразительности. Такие паузы призваны помочь маленьким читателям «войти» в текст. Главное – соблюдать меру, чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение воспитателя. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов детей его начало надо перечитать повторно.

3. Беседа по прочитанному произведению. При обсуждении литературных произведений необходимо помочь детям увидеть коммуникативные умения, значимые в той или иной ситуации общения. В процессе анализа могут противопоставляться два типа речевого поведения: позитивный и негативный. В некоторых ситуациях речевое поведение главного литературного героя претерпевает изменения от негативного к позитивному. Воспитатель с дошкольниками прослеживает и те изменения в речевом поведении героев, которые обуславливаются отношением к нему близких людей, сверстников и т. д.

4. Воспроизведение и осмысление прочитанного произведения. На данном этапе можно использовать различные приемы (по выбору обучающегося):

- инсценирование отрывка произведения;

- рисование (с помощью воспитателя дошкольники вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм);

Технологическая карта

Образовательные области: речевое развитие

Тема занятия: чтение сказки С.К. Устинова «Кочка»

Этапы, прдолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Постановка проблемы, введение в ситуацию. Подготовка к восприятию худ.произведения.

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и видела, как муравьишки на земле  быстро-быстро передвигались и искали себе теплое местечко.

А как вы думаете, для чего муравьи искали себе теплое место? Вы знаете как и с помощью чего можно утеплить дом  муравьев?

А хотите узнать?

Используется словестный метод (вводная беседа, подводящий диалог)

Слушают, отвечают на вопросы, делают предположения, проявляют интерес.

2.

Основной этап

Организация первичного чтения.

Актуализация знаний и умений.

Я читала одну сказку, и в ней как раз рассказывается о том, как утепляются домики насекомых на зиму. Сказка эта называется «Кочка»,  написал ее один известный автор Семен Климович Устинов (воспитатель показывает портрет автора). Семен Климович написал очень много сказок и рассказов о животном и растительном мире. С одной из этих сказок мы с вами сейчас познакомимся.

Чтение сказки «Кочка»

Используется метод наблюдения (показ портрета автора детям)

Словестный метод (беседа, чтение художественной лит-ры)

Внимательно слушают, рассматривают портрет автора.

3.

Этап постановки проблемы

Работа над образностью языка автора, разбор, объяснение непонятных слов.

Развивать желание  детей интересоваться смыслом слова

Воспитатель:  Какие вопросы возникли? На что вы обратили внимание? О чем будет это произведение?

Ребята, а вы может, обратили внимание на то, что в сказке встречаются незнакомые слова. Как вы думаете, что могут обозначать эти словосочетания?

-отмершая трава-ветошь

-корявые и чахлые кусты

-перестали докучать разные листогрызы. (воспитатель хвалит детей за правильные ответы)

Воспитатель: Давайте я еще раз прочитаю сказку, а вы внимательно вслушивайтесь.

Повторное чтение сказки.

Используется словестный метод (беседа)

Репродуктивный метод (прием повтора)

Вспоминают сюжеты из сказки, отвечают на вопросы, делают предположения.

Слушают внимательно сказку

4.

Этап ознакомления с материаллом

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты,

Где жила лесная кочка и из чего она состояла?

-Кто чуть не раздавил кочку?

-Чем кочку накрывало зимой, и какая польза от этого была?

-Кто обнаружил кочку в лесу?

-Чем занимались муравьи в лесу?

-Вспомните, и скажите, с помощью чего кочка росла и утеплялась?

-Почему муравьи решили поселиться в этой кочке?

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали сказку.

-Ребята, получилось - ли вам узнать, с помощью чего утепляется дом муравьев на зиму?

(Воспитатель предлагает пересказать сказку, 3-4 ребенка)

Пересказывают сказку, отвечают на вопросы

5.

Этап практического решения проблемы

Автоматизация знаний

-игра ИКТ «Проводи насекомых до домика»

Практический метод (планирование и выполнение задания)

6.

Заключительный этап

Рефлексия.

Ребята, какую сказку мы с вами сегодня прочитали?

-Удалось ли вам узнать, чем можно утеплить дом муравья?

- Легко –ли вам было инсценировать сказку?

-Понравилась сказка вам?

 Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия:  создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка».

Задачи занятия: 

Обучающие: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе,  знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Развивающие:  Развивать желание  детей интересоваться смыслом слова. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, инсценировать их.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Словарная работа: отмершая трава-ветошь

-корявые и чахлые кусты

-перестали докучать разные листогрызы

Планируемый результат занятия: созданы условия для развития коммуникативной деятельности в процессе инсценировки сказки С.К. Устинова «Кочка».  Умеют содержательно и выразительно пересказывать сказку, инсценировать ее..

Подготовительная работа: ознакомление с творчеством  С.К. Устинова

Материалы и оборудование:



Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»

               

Мастер –класс с использованием презентации на тему: «Развитие  математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных книг (девайсов)»

                                                        Выполнила: Черных Ю.Б

                                                                              Назарова Л.М.

                                                           

                                                                       

                                               о. муром

                                               2017

Здравствуйте, мы педагоги детского сада №4 Назарова Л.М,Черных Ю.Б.

Наши темы по самообразованию перекликаются и мы решили работать в паре (совместно)с детьми старшего дошкольного возраста по использованию девайсов.

Познакомившись с программой «Предшкола нового поколения»..и изучив устройство девайсов мы решили их использовать в своей работе.

На родительских собраниях  мы согласовали с родителями групп использование девайсов в своей работе и провели для них мастер-класс.

Родителям одобрили наше решение и мы начали использовать девайсы.

Девайс – это двухэкранный планшетник – устройство индивидуального доступа, маленького размера, мало весит и имеет два экрана – цветной жидкокристаллический и черно-белый экран ридера. В открытом виде он напоминает книжку, содержит систему навигации, понятную нечитающему ребенку. Все компоненты электронного устройства и размещенный в нем методический аппарат – учитывают возрастные особенности дошкольника, а также современные требования к предшкольной подготовке. девайсы - электронно-образовательные комплексы с программой для развития и обучения дошкольников «Предшкола нового поколения». .

 Электронное пособие связано общим сказочным сюжетом, дети с удовольствием выполняют задания вместе со сказочными героями. (Кронтиком и его друзьями)

Электронная программа включает практически все основные направления, определенные ФГОС.

Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» направлен на воспитание у каждого ребенка положительного отношения к себе и окружающему миру, развитие познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности и нацелен на подготовку дошкольников к освоению универсальными учебными действиями, что является одной из основных целей ФГОС.

Задания комплекта предназначены как для индивидуальной, так и для коллективной и групповой работы с детьми.

Они снабжены подробными методическими указаниями для взрослых.

Использование девайсов позволяет ребенку воспринимать текст на слух, удерживать задание в памяти, следовать инструкции, понимать язык условных обозначений, которую он получает от Кронтика и его друзей.. Кроме этого, у детей, благодаря тому, что они пользуются стилиусом, прописывая цифры, буквы, слоги, рисуя и раскрашивая, создаются условия для формирования тонкой моторики ведущей руки, что особо важно в работе с детьми.

В девайсах нашего детского сада захвачено 3 раздела ,которые направлены на развитие элементарных математических представлений:Кронтик учится рисовать фигуры, учится считать, писать числа.

Так, например, учебное пособие «Кронтик учится рисовать фигуры» помогает нашим детям научиться сравнивать предметы по форме, величине, длине, ширине, высоте; использовать пространственные представления — справа, слева, впереди, сзади, в середине, между; 

определять: где предметов больше, где меньше, когда их поровну; определять временные отношения: раньше, позже; вчера, сегодня, завтра; связанные с сезонными изменениями, закрепляет знания цветов..

В разделе Кронтик учится писать числа мы знакомим с числами, развиваем моторику ведущей руки, развиваем способность сравнивать, составлять число с количеством точек или предметов на карточке.

Учебное пособие «Кронтик учится считать» - это раздел из образовательной области «Познавательное развитие». Оно нацелено на обучение дошкольника ориентированию в пространстве и на плоскости. В своей работе мы способствует формированию первичных представлений о количестве, количественных отношениях множеств, натуральном числе и действиях над ними. Таких как: сравнение и получения числа из двух меньших, уменьшение и увеличение их от одного до пяти единиц.

В образовательной деятельности девайсы используем как раздаточный материал для реализации основных направлений образовательной Программы ДОУ.

Практика работы с девайсами показала, что у ребенка нет страха, если он что-то неправильно сделал, это легко исправляется, так как можно стереть или вернуться в предыдущую страницу.

Мы очень довольны, что в нашем детском саду есть электронные книги. Девайсы способствуют в развитии детей, помогают развить усидчивость, внимание, логическое мышление и взаимопомощь в формировании математических способностей.

Спасибо за внимание!