Моё педагогическое кредо
Эссе "Моё педагогическое кредо"
Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них даются трудно, вызывают множество переживаний, потому как жизненно важны. Мечтала ли я в детстве стать учителем? Думаю, нет.
Я очень хотела стать спасателем, милиционером, юристом, и много ещё кем. Почему? Сейчас объясню: просто хотелось помогать людям.
Были примеры, которым хотелось подражать: когда произошло землетрясение в Армении, брат целый месяц находился там, разбирая завалы и спасая людей. Пионеры-герои Великой Отечественной войны. Саманта Смит. Афганистан. Подвиг Сергея Кашина… Поражали рассказы о человеческом мужестве. Моё поколение выросло на таких примерах. Понятия «хорошо» и «плохо» были заложены в нас с детства.
А учитель… Как-то слишком просто… По крайней мере, мне так казалось.
С детства передо мной был пример бабушки и мамы, также учителей – всё свободное время – школе!
Получилось так, что я пошла по их стопам – поступила в Нижегородский педагогический институт (ныне – университет) и стала учителем истории.
За годы учёбы встречались разные педагоги, и у всех можно было что-то почерпнуть. Так, по крупице от каждого, сформировалось моё воззрение на то, каким должен быть педагог. Прежде всего, каждый педагог - это индивидуальность, а данная профессия как никакая другая обязывает постоянно учиться и самосовершенствоваться. Современный педагог просто обязан быть профессионалом в своем деле, который постоянно движется вперёд и не останавливается на достигнутом. «Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» - сказал Д. С. Лихачев.
Педагогу вверены детские души, и главная задача – помочь им найти своё место в этом огромном взрослом мире. Личность ребёнка многогранна, а важнейшая цель современного учителя – это умение разглядеть эти грани и направить их в нужное русло, развивать и совершенствовать. Я убеждена, что это возможно только в условиях творческого подхода к занятиям и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Современная жизнь диктует свои законы, информатизация образовательного процесса многое меняет, но ничто не заменит облик учителя. На моих занятиях главный человек для меня – ученик, главный человек для него – я, педагог.
Один случай из практики: на занятия моего объединения пришёл мальчик-первоклассник, с проблемами речи, из неблагополучной семьи. У него многое не получалось, он злился, плакал, рисунки раскрашивал красками исключительно тёмных тонов, бумагу и картон использовал неэкономно, брал много клея, пачкался им. Мы всё время задерживались после занятия, пытаясь доделать начатую работу. Я очень огорчалась по поводу того, что простейшие вещи даются ему с трудом. Так прошло два года. Мальчик прошёл курс обучения, конечно результат был, но не такой, какого бы мне хотелось. В начале нового учебного года я встретила этого мальчика в Доме творчества, и очень была удивлена, так как он пришёл на вышивание, а как он со мной поздоровался! Чётко, внятно «Здравствуйте, Светлана Вадимовна!». При этом глаза его так светились! Ради этого и стоит работать педагогом!
Видеть светящиеся глаза детей, понимать, что они ждут тебя, и самые простые вещи воспринимают, как чудо – это ли не счастье! Восточная мудрость гласит: «Балуйте детей, ибо никто не может сказать, какие трудности предстоят им в жизни», я бы добавила «и любите»!
И ещё. Я убеждена в том, что хорошая книга способна помочь современному ребёнку разобраться в жизненных ориентирах, дать ответ на многие вопросы. Одним из моих любимых произведений с детства остаётся «Маленький принц», и для меня он – образец отношения к ребёнку, понимания детской души и мудрости взрослого человека, который искренне верит, что «самое главное — то, чего не увидишь глазами…».