1.2. Внедрение наиболее эффективных форм, методов, средств физического воспитания обучающихся
Физкультурно - оздоровительная работа МБДОУ детского сада "Дюймовочка" работает по программе З. И. Берестневой "Здоровый малыш" и, направлена на сохранения и укреплениние здоровья детей, формирование у воспитаников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Работа ведется как комплекс оздоровительно - образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательно - игровая деятельность. Успех укрепления здоровья детей, их полноценном развити, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и в семье. Поэтому при составлении плана работы на год по физкультурно - оздоровительной работе мы учитываем и внедряем в свою работу здоровьесберегающие технологии.
- утренняя гимнастика;
- физическая культура;
- подвижная игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные упражнения;
- спортивные игры;
- физкультурные досуги;
- физкультурные праздники;
- дни здоровья;
- динамические паузы;
- корригирующая гимнастика для детей с ортопедическими нарушениями;
- оздоровительный бег в конце прогулки;
- профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями);
- кварцевание групп и помещений;
- самомассаж;
- гимнастика для глаз;
- массаж стоп (в период проведения зй в редиме динамических пауз);
- танцы и упражнения специального воздействия;
- музыкатерапия;
- фитонцидотерапия (лук, чеснок);
- ходьба босиком;
- облегченная форма одежды детей;
- мытье рук, лица, шеи прохладной водой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» старшим воспитателем МВДОУд/с «Дюймовочка» \: ' i"'" Тюлюш Е. К. «2Л> я2016 г.
Программа оздоровления детей в ДОУ
Хову-Аксы 2016 г.
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В.А.Сухомлинский
Программа ’’Здоровый малыш” разработана коллективом муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «Дюймовочка» в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет.
Пояснительная записка
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее
время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа «Здоровый малыш» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
- научно - методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- материально — техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в
случаях, днях, в днях на одного ребенка);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ (занятия,
кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Здоровый малыш», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа «Здоровый малыш», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка - дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа «Здоровый малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Цели программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
- Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
- Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений простудных заболеваний.
- Создание максимально благоприятных условий для умственного,
нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Осознание и осмысление собственного "Я", преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.
- Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения,
фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
- Оказание помощи семье в воспитании детей, адаптация к жизни в социуме.
Законодательно - нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об Образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
- «Семейный кодекс РФ».
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 - ФЗ от 24 июля
1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
- Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
. Устав ДОУ.
Объекты программы:
- Дети ДОУ;
- Педагогический коллектив;
- Родители детей, посещающих ДОУ.
Основные принципы программы:
- научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных
на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в
соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности (реализация лечебно - оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико - педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Основные направления программы:
Профилактическое:
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- выполнение санитарно-гигиенического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Программа реализуется через следующие разделы:
- Укрепление материально - технической базы ДОУ.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Укрепление материально - технической базы.
1. | Приобретение необходимого оборудования: | Заведующая ДОУ |
• медицинского (шкаф медицинский, кушетка медицинская, весы напольные, столики медицинские); | Завхоз | |
• технологического (картофелечистка, столы разделочные, шкаф жарочный); | ||
• спортивного ( мячи, спортивные маты, наклонные доски, ребристые доски, сухой бассейн, массажные коврики и дорожки, лесенки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, обручи, мешочки с песком); | ||
• музыкальный зал (детские музыкальные инструменты, пианино); | ||
• детская площадка (гимнастическа стенка с турниками и бумами, игровое оборудование: горки, домики, лесенки, песочницы, качалки); | ||
• мебель (стулья, столы, шкафы, стенки для |
игрушек) | ||
2. | Осуществление ремонта:
| Заведующая ДОУ Завхоз |
3. | Оборудование помещений:
| Старший воспитатель |
4. | Открытие клуба здоровья для педагогов | Инструктор по ф/к |
5. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ. | Завхоз |
- Работа с детьми.
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни |
|
2. | Физические упражнения |
|
3. | Гигиенические и водные процедуры |
|
• занятия с водой (центр вода и песок); | ||
4. | Свето-воздушные ванны |
|
5. | Активный отдых |
|
6. | Арома- и фитотерапия |
|
7. | Диетотерапия | • рациональное питание. |
8. | Светотерапия | • обеспечение светового режима. |
9. | Музтерапия |
|
10. | Спецзакаливание |
|
11. | Пропаганда здорового образа жизни |
|
- Полноценное питание.
1. | Принципы организации питания: |
• выполнение режима питания; | |
• гигиена приёма пищи; | |
• ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и | |
калорийности питания; | |
• эстетика организации питания (сервировка); | |
• индивидуальный подход к детям во время питания; | |
• правильность расстановки мебели. |
- Система эффективного закаливания.
1. | Основные факторы закаливания |
|
2. | Комплекс закаливающих мероприятий |
|
• дыхательная гимнастика после сна; | ||
3. | Методы оздоровления: |
|
- Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
1. | Основные принципы организации физического воспитания в детском саду |
|
2. | Формы организации физического воспитания |
|
| ||
3. | Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач |
|
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи
(четырёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады:
оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием
циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными
особенностями.
- Санитарно - просветительская работа с сотрудниками и родителями.
- Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно - гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении
органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения
определить свои состояние и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и
дорогах;
- вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:
- сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к
каждому ребёнку;
- отношения между работниками детского сада строятся на основе
сотрудничества и взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе;
- развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов
детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
- В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
- эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт
проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «масленица», «веселые старты», «папа, мама, я - спортивная семья» и др.;
- снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- появлению положительных эмоций способствуют сюжетно - ролевые
игры - драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник - актёр;
- большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии,
прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
- Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели.
Она включает в себя:
- физкультурные занятия босиком;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- хождение на лыжах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- спортивные игры и соревнования;
- элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления
здоровья.
2.7. Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
- туризм (походы, экскурсии);
- физкультурные досуги и развлечения;
- утренняя гимнастика на воздухе;
- витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
- Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками — одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья,
проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог - здоровый воспитанник; здоровый педагог - больной воспитанник; больной педагог - больной воспитанник;
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в
физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
- Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
- Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно - гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
- Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
- Пропаганда здорового образа жизни.
10.Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
- Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и
поведенческих навыков здорового образа жизни.
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском
саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
- Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально - значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
- Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
- Беседы, валеологические занятия.
- Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта
семейного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого - педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого — педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, семинаров - практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дни открытых дверей.
- Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
- Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
- Совместные занятия для детей и родителей.
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора
по физической культуре, медицинской сестры).
- Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
- структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст,
образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
- основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость,
ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);
- стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают -
положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
- социальный статус отца и матери в семье, степень участия в
воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
- воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры,
подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
- Анкета для родителей.
- Беседы с родителями.
- Беседы с ребёнком.
- Наблюдение за ребёнком.
- Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
- Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
- О питании дошкольников.
- Особенности физического и нервно — психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребёнка
План на ближайшие 3 года.
- Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров - практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
- Организовывать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам - научу детей».
- Посещение родителями занятий валеологической направленности, с
целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для
здоровья.
- Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ на всех уровнях.
- Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе
реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального
подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к
вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Кадровое обеспечение программы «Здоровый малыш». Заведующая ДОУ:
- общее руководство по внедрению программы «Здоровый малыш»;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
- нормативно — правовое, программно — методическое обеспечение реализации программы «Здоровый малыш»;
- проведение мониторинга (совместно с педперсоналом);
- контроль за реализацией программы «Здоровый малыш».
Старшая медицинская сестра:
- утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
- составление индивидуального плана реабилитации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
- дыхательная гимнастика.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- физкультурные занятия;
- закаливание.