методическая литература

Платонова Надежда Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№9 «Улыбка»

Моргаушского района ЧР

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект выступления:

«Лего-конструирование как источник формирования конструктивных способностей дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  воспитатель

младшей дошкольной группы.

Платонова Н. И.

 

 

 

 

2016 г.

 

 

«Если ребёнок в детстве

не научился творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»

                                                                                               Л. Н. Толстой.

 

Цель моего выступления – это рассказать вам об эффективности использования конструкторов LEGO для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей.

LEGO - конструирование значима в свете внедрения ФГОС, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, охватывает три из пяти основных образовательных областей, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: физическое развитие; социально-коммуникативное; познавательное развитие.

ЛЕГО конструктор - это «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.

В развитии ребенка конструирование играет очень важную роль. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение и абстрактное мышление, конструирование учит ребенка фантазировать. Малыши не просто собирают готовые изделия, но с удовольствием играют в получившихся декорациях.

Фигурки человечков оживают, наделенные ролями, характерами и поведением. Замки становятся неприступными крепостями, а у роботов появляются самые важные миссии. Другими словами, ребенок развивается. Формируются его коммуникативные умения, его воображение и умение логически излагать свои мысли, обогащается словарный запас.

С помощью Лего-конструирования для дошкольника можно в игровой форме изучать с ребенком счет, учить его придумывать и рассказывать истории, расширять кругозор.

В заключение, хотелось бы продемонстрировать варианты игр с использованием LEGO конструктора и их широкое разнообразие.

1.                     Игры для развития воображения

1.1.              Придумай волшебное животное\машину\растение

Есть много способов фантазирования. Можно сначала придумать название своей чудо-машины или чудо-растения. Например, «гун­боржа» или «шомялка». Если ничего не идет в голову, то можно на­писать разные слоги на кубиках LEGO, вытягивать их наугад и кре­пить на пластину. А затем прочитать то, что вышло – это и будет волшебная машина.

 

 

1.2.         Знаки на дороге

Один строит знак из LEGO, а другой старается догадаться о его дей­ствии. Кроме знаков, аналогичных настоящим, тем, что стоят на до­роге, можно строить шуточные знаки, например, «на этой дороге нельзя есть конфеты» или «въезд на дорогу разрешен только синим машинам».

 

Знак «На этой дороге запрещено пить чай»

 

Знак «Встречное движение»

 

Знак «Антенна»

Узоры

Возьмите большую LEGO пластину, больше самых разнообразных деталей – круглых, вытянутых, в форме листиков – и начните вы­кладывать причудливый узор. Постарайтесь сделать его симметрич­ным.

Конечно, этот узор может быть узором на волшебном ковре-самоле­те или узором на чудесном платье золушки. Дети любят переносить сказку в свою жизнь!

 

Игры по развитию речи и навыков чтения

Игры для тренировки навыков чтение

1. Написать склады на кубиках, тянуть их наугад и читать получив­шуюся белиберду. Можно и нужно хохотать вместе над тем, что вы­шло!

2. Известно, что некоторые буквы имеют разные начертания, напри­мер у буквы «А» целых три образа. И вот иногда дети запоминают большую букву, но забывают маленькую. Нарисуйте несколько про­блемных букв: на одном кубике большую, на другом маленькую, и пусть ребенок находит их и строит двухэтажные башенки: большая буква + маленькая буква.

 

3. На одних кубиках картинки, на других – буквы. Надо подобрать к кубику с картинкой кубик с буквой так, чтобы эта буква или просто была в слове, или слово начиналось на эту букву, или слово заканчи­валось на эту букву.

 

Игры для развития мышления и логики.

Математические игры

Измерения

С помощью кубиков легко понять принцип измерения, если ото­брать много кубиков одинакового размера. В кубиках можно изме­рять длину игрушечной машины или поезда, рост игрушек, высоту домика, длину железной дороги и так далее.

Например, длина машинки – 2 кубика, длина поезда – 10 кубиков, длина автобуса – 4кубика. Результаты измерений можно просто проговаривать, а можно записывать, заодно и в написании цифр тренироваться.

 

 

 Найди по силуэту

Постройте несколько фигурок причудливой формы, обведите их и закрасьте прилучившиеся силуэты. А теперь предложите малышу найти тень для каждой фигурки. Если ребенку больше 5 лет и он легко справляется, то есть два пути усложнения:

• сделать сложные фигурки;

• отнести фигурки в другой конец комнаты, показывая «тень», а ре­бенок будет пытаться запомнить и подобрать соответствующую фи­гуру.

 

Счет и десятки

С LEGO легко изучать состав числа и понять принцип сложения и вычитания. Кроме того, из LEGO можно собрать наглядные модели больших чисел. Для этого нужно сделать башенки по 10 кирпичи­ков в каждой; 10 таких башенок будут составлять число 100. Сначала можно просто спрашивать, какое число получается, потом просить ребенка самого построить то или иное число.

 

Квадраты, прямоугольники, четырехугольники…

Отберите квадратные, прямоугольные и круглые детали конструк­тора и возьмите две замкнутые верёвочки, можно просто связать концы у обычных шнурков. Теперь предложите разложить детали на две горстки – красные и квадратные (позаботьтесь о том, чтобы ребенку попался красный квадратный кубик и возник вопрос: куда ее класть?). Пусть ребенок подумает, как положить деталь в оба ме­шочка.