Занятие по развитию речи (старшая группа)
Пересказ рассказа Я. Тайц «Детский сад пошел гулять»
Программное содержание:
Закрепить у детей умение пересказывать рассказ близко к тексту, используя приемы моделирования, развивать память, мышление. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друзьям.
Звуковая культура речи: закреплять представление детей о звуковом составе слова, учить выделять первый звук в слове, самостоятельно подбирать слова с определенными звуками.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в гости пришел Мишутка и приглашает всех на прогулку. Он хочет с вами подружиться.
- Ну что, пойдем гулять с Мишкой? Да.
- Но нам нужно узнать, всем ли хватает пары. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». (Дети под музыку бегают по комнате, на слова «1, 2, 3 пару найди!» - встают в пары).
- Посмотрите внимательно, у всех ли есть пара? Тане не хватило пары, как быть? (Рассуждения детей).
- А тебе, Таня, с кем хочется идти в паре?
Давайте послушаем рассказ «Детский сад пошел гулять» и посмотрим, как ребята вышли из подобной ситуации (Чтение рассказа).
Вам понравился рассказ?
1. Что произошло, когда ребята собрались гулять?
2. Каким у Маши стало настроение?
3. Как поступили друзья Маши?
4. Как можно еще поступить в этой ситуации? (Можно взять флажок, любую игрушку, воспитателя за руку).
- Молодцы, вот видите, как можно выйти из такого положения. Что ты выбрала, Таня?
- А чтобы вы запомнили этот интересный случай, давайте его зарисуем.
(С помощью детей рисуем схему. Повторно читается рассказ).
Затем дети по схеме пересказывают рассказ.
- Мишутка очень доволен, что он тоже в паре пойдет гулять.
- Но прежде, чем идти гулять, я предлагаю вам поиграть. Согласны?
(Дети садятся напротив друг друга).
- Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
(Одному ребенку стульчика не хватает, т.к. воспитатель его убирает).
- Диме стульчика не хватило. Я тебе его верну, и ты на него сядешь, но только тогда, когда выполнишь задание. Слушай внимательно.
1. - Какой одинаковый звук слышится в словах, которые я сейчас произнесу? (санки, коса, самолет, роса, косынка, ласточка, сумка). (Звук «с».)
- Придумай слова на этот звук (слон, суп, сахар).
(Игра повторяется).
2. Назови героев сказки «Теремок», имена, которые начинаются на звук «л’» (лиса, лягушка), «м’» (медведь), «м» (мышка).
(Игра повторяется).
3. В группе спрятаны различные предметы. Найди и выбери из них те, названия которых начинаются на звук «к» (карандаш, картошка, кукла, кружок, мяч, книга, кран, слоник, динозавр и др.). (Дети выбирают).
- Молодцы! А сейчас мы оденемся, построимся в пары и пойдём на прогулку с Мишкой.