Нейробика - гимнастика для мозга.

Салахова Дилара Альбертовна

Нейробика – гимнастика для мозга.

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .

Иван Петрович Павлов.

 

Цель: стимулирование мыслительной деятельности, пропаганда знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья мозга.

Мы все время находимся в поиске интересных форм работы с детьми для их развития. Поэтому нами для работы в прошлом учебном году была выбрана тема по кружку– «Нейробика – гимнастика для мозга». Это современная технология, разработанная американским нейробиологом Лоуренсом Катцом. В переводе Нейробика - это зарядка для тела и ума. Ее суть заключается в организации работы всех пяти чувств (желательно одновременно) человека необычным способом. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Это необходимо в нашей с вами работе. Чем лучше мы сейчас будем развивать межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя в будущем, тем лучше у них будет успеваемость.

А как же эти упражнения влияют на мозг?

  • Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будут даваться выполнения заданий воспитателя, тем лучше у них будет усвоение знаний в школе.
  • Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

-стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

- помогает получить энергию, необходимую для обучения;

- снижает утомляемость;

- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

- благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

- повышает продуктивную работоспособность;

- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях перед родителями.

В работе мы используем нейро упражнения (нейроигры) − Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на  подгрупповых занятиях с детьми. Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Несколько упражнений, которые мы используем в своей работе.

         Упражнения для развития мелкой моторики

 «Кулак – ребро – ладонь».

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.

 

 «Перекрестное марширование».

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 

Упражнение «Капитан»

Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я отважный Капитан

Мне не страшен ураган.

 

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

 

 «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с « точностью до наоборот».

 

«Блинчики»

Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики).

 

Упражнение «Гриб-Полянка»

Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.

 

Упражнение «Голуби летели».

Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

 

       Упражнение «Дом-ёжик-замок»

Ребенку  показывают  три  положения  рук, последовательно сменяющих друг друга:

а) соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, затем - наоборот, отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно;

б) поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой;

в) ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

 

Упражнение «Лиса и Заяц»

На одной руке складываем пальцы в «Лису». Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх.  Другая рука в знаке «виктория». Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.

 

Вот  некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.