Методическая деятельность

Андреева Ольга Сергеевна

С 2014 года я являюсь председателем школьного методического объединения учителей  истории и обществознания. Работа методического объединения строится в соответствии с планом методической работы школы и направлена на создание образовательной среды, способствующей формированию успешной личности.

На этой странице вы можете посмотреть и использовать методические материалы и рекомендации по изучению истории, обществознания и организации образовательного процесса, разработанные и утвержденные методическим объединением учителей истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ИСТОРИЯ

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по истории. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по истории настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по истории предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и  объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета истории рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и  объектов  материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.  Помещение кабинета истории должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности) 


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Д

Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории.  

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного)  общего образования по истории (профильный уровень)

Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

Д

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

Д

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории

Д

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

Д

Д

1.8

Учебник по истории Древнего мира

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.9

Учебник по истории Средних веков

К

1.10

Учебник по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

1.11

Учебник по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

1.12

Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран

К

1.13

Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XV в.)

К

1.14

Учебник по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

1.15

Учебник по истории России (XIX - начало ХХ вв.)

К

1.16

Учебник по Новейшей и современной истории России

К

1.17

Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.18

Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.19

Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.20

Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.21

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.  

1.22

Рабочая тетрадь по истории Средних Веков

К

1.23

Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

1.24

Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

1.25

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран.

К

1.26

Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

1.27

Рабочая тетрадь по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

1.28

Рабочая тетрадь по истории России (XIX- начало ХХ вв.)

К

1.29

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России

К

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.  

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.32

Хрестоматия по истории Древнего мира

К

1.33

Хрестоматия по истории Средних веков

К

1.34

Хрестоматия по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

1.35

Хрестоматия по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

1.35

Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран

К

1.35

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

1.36

Хрестоматия по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

1.37

Хрестоматия по истории России (XIX- начало ХХ вв.)

К

1.38

Хрестоматия по новейшей и современной истории России

К

1.39

Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения истории на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по истории.

1.40

Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.41

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

К

К

1.42

Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

К

К

1.43

Практикумы по истории России и Всеобщей истории

Ф/П

Ф/П

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

П

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая  литература.

П

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов,  Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

П

П

П

1.47

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические,  сравнительные, обобщающие).

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф

2.3

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

2.4

Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории.

Д

В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Кроме того, целесообразно иметь портреты исторических деятелей, не указанных в обязательном минимуме стандарта, но изучение которых предполагается примерной программой (эти портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях).

2.5

Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт

К

В состав объектов материального обеспечения учебного процесса  в основной школе целесообразно включать атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии.

2.6

Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт

К

2.7

Атлас  по Новой истории (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

2.8

Атлас по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) с комплектом контурных карт

К

2.9

Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт

К

2.10

Атлас по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) с комплектом контурных карт

К

2.11

Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

2.12

Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт

К

2.13

Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт

К

2.14

Атлас по истории России

К

К

2.15

Атлас по Всеобщей истории

К

К

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.17

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

Ф

Ф

Ф

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2

Электронные библиотеки по курсу истории.

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,

фотографии,  анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и  1.31

 

3.4

Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории)

Д

Рекомендуются для внеклассной работы

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

4.3

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории.

Д

Д

Д

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

5.1

Телевизор с универсальной подставкой 

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ

5.2

Видеомагнитофон (видеоплейер) 

Д

Д

Д

5.3

Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

5.4

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

5.5

Сканер

Д

Д

Д

5.6

Принтер лазерный

Д

Д

Д

5.7

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор

могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.8

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.9

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

5.10

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д

Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.11

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25Х1,25 м

5.13

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,карт

6.2

Штатив для карт и таблиц 

6.3

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

6.4

Шкаф (ящик) для хранения карт

6.5

Ящики для хранения таблиц

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол 

7.2

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ  К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Основания и цели разработки требований.

Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по обществоведению (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по обществоведению. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований.

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по обществоведению настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по обществоведению предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для эффективной работы по новому стандарту.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих рекомендаций, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и  объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Специфика каждого образовательного учреждения может учитываться при использовании средств обучения по обществоведению в различных комбинациях с оборудованием и средствами обучения по другим социально-экономическим дисциплинам (экономике, праву). Особенно целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Возможно включение рекомендуемых средств обучения по обществоведению в комплект единого кабинета истории и обществоведения.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей.

Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета обществоведения рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Расчет количественных показателей средств и  объектов  материально-технического обеспечения учитывает среднюю наполняемость класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.

Помещение кабинета обществоведения должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности)  

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по обществоведению

Д

Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)

Д

Стандарт среднего (полного)  общего образования по обществоведению (профильный уровень)

Д

Примерная программа основного общего образования по обществоведению

Д

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению

Д

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществоведению

Д

Авторские рабочие программы по курсам обществоведению

Д

Д

Д

Учебник для 6 класса

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете обществоведению, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по обществоведению. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического

обеспечения кабинета.

Учебник для 7 класса

К

Учебник для 8 класса

К

Учебник для 9 класса

К

Учебник для 10 класса (базовый)

К

Учебник для 10 класса (профильный)

К

Учебник для 11 класса (базовый)

К

Учебник для 11 класса (профильный)

К

Рабочая тетрадь для 6 класса

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

Рабочая тетрадь для 7 класса

К

Рабочая тетрадь для 8 класса

К

Рабочая тетрадь для 9 класса

К

Дидактические материалы по всем курсам

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

Хрестоматия  для 6 класса

К

Возможно включение в состав библиотечного фонда хрестоматий разработанных для других УМК.

Хрестоматия  для 7 класса

К

Хрестоматия  для 8 класса

К

Хрестоматия  для 9 класса

К

Хрестоматия  для 10 класса

К

К

В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения обществоведения на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по обществоведению.

Хрестоматия  для 11 класса

К

К

Сборник заданий и задач для 6 класса

Ф/П

Возможно включение в фонд кабинета практикумов, разработанных для других УМК по обществоведению.

Сборник заданий и задач для 7 класса

Ф/П

Сборник заданий и задач для 8 класса

Ф/П

Сборник заданий и задач  для 9 класса

Ф/П

Сборник заданий и задач для 10 класса

Ф/П

Ф/П

Сборник заданий и задач для 11 класса

Ф/П

Ф/П

Книги для чтения по курсу обществоведения 6-9 класса

П

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса

П

П

Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая  литература.

П

П

П

Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

П

Учебный  словарь по обществознанию для старшей школы.

П

П

Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

П

П

Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)

Д

Д

Д

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2

Печатные пособия

Таблицы по основным разделам курса

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

Д

Д

Д

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)

Электронные библиотеки по курсу обществоведения

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)

Д

Для домашнего использования

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по обществоведению

Д

Д

Д

Могут быть в цифровом и компьютерном видах

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.

Д

Д

Д

Аудиозаписи и фонохрестоматии  по обществоведению

Д

Д

Д

5.

Технические средства обучения (ТСО)

При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц 

Д

Д

Д

Экспозиционный экран 

Д

Д

Д

Видеомагнитофон, (видеоплейер) *

Д

Д

Д

Телевизор с универсальной подставкой 

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ

Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.

Д

Д

П

Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных.

Сканер

Д

Д

Д

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Графопроектор (Оверхед)

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Диапроектор (Слайдпроектор)

Д

Д

Д

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

6.

Учебно-практическое оборудование

Ящики для хранения таблиц

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Штатив для карт и таблиц 



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку.

1. Учет особенностей учащихся класса:

•  успеваемость;

•  отношение учащихся к предмету;

•  темп работы;

•  сформированность учебных умений;

•  общая подготовленность учащихся;

•  отношение к разным видам учебной деятельности;

•  отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

•  общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

• тип нервной системы;

•  коммуникативность;

•  эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

•  управление восприятием нового учебного материала учащимися;

•  умение преодолевать плохое настроение;

•  уверенность в своих знаниях, умениях;

•  наличие умений импровизации;

•  умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВМ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделяя общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения   урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Частные

1. Быть собранным, четким и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.

5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.

Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темы, повторить изложения или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задание.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивая его со звонком.

8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9.  Темы урока поддерживать интенсивным, но посильным заданием для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана: 1) дата; 2) номер урока по теме; 3) тема урока; 4) тип урока; 5) триединая задача урока; 6) методы урока; 7) повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8) виды контроля знаний и обратная связь; 9) планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1) реализация воспитательного потенциала урока; 2) осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3) дидактические средства урока; 4) самостоятельная работа учащихся на уроке; 5) методы закрепления пройденного на уроке; 6) домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Примерное содержание разделов поурочного плана

 Тема урока

1. Дидактическая цель и задача урока.

2. Тип, структура урока.

3. Общие методы. Приемы работы учеников.

4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

 Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.

2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).

3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.

4. Формы контроля за работой плана, отдельных учащихся.

Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.

2. Что должны знать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.

3. Самостоятельная работа и ее содержание.

4. Проблемные и информационные вопросы.

5. Варианты решения проблемы.

6. Варианты закрепления изученного.

Формирование умения и навыков

1. Конкретные умения и навыки для обработки.

2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.

3. Способы "обратной связи".

4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

 Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.

2. Самостоятельная творческая работа.

3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

УРОК

I. Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.

1.  Образовательные задачи:

  • формирование понятий, законов;
  • выработка умений, навыков по предмету;
  • формирование навыков учебного труда.

2.  Воспитание учащихся на уроке:

  • комплексное воспитание, всестороннее развитие;
  • НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

3.  Содержание:

  • полнота (в соответствии с учебной программой);
  • научность;
  • связь с жизнью;
  • доступность (но высокая степень сложности);
  • опора на межпредметные связи;
  • систематичность и последовательность (опора на логику учебника).

4.  Форма:

  • место урока в системе уроков по теме;
  • оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;
  • целенаправленное разнообразие структуры урока;
  • завершенность всех видов работ;
  • дифференцированные наборы заданий;
  • рациональные формы обратной связи: учитель-ученик;
  • отсутствие шаблона;
  • разумная плотность урока (без нерабочих пауз), экономия времени.

5.  Методы:

  • соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;
  • методы, направленные на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др.);
  • методы, активизирующие мышление;
  • методика самостоятельных работ;
  • система письменных работ;
  • выработка навыков нот (через методы);
  • использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;
  • характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного, сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).

6.  Условия обучения. Технология урока:

  • педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
  • санитарно-гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);
  • психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
  • предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;
  • учебно-материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);
  • рабочее место учителя и ученика;
  • рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);
  • влияние организации урока на обучение и воспитание.

7. Результаты:

1) выполнение поставленных целей;

2) объем знаний, умений, навыков;

3) их прочность, действенность;

4) осознанность;

5) преемственность;

6) результативность письменных работ;

7) продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу. 

Современные требования к уроку

Организационная деятельность

учителя на уроке и его личностные качества

Выполнение учителем задачи обучения

Выполнение учителем задачи воспитания

Деятельность учащихся на уроке и характеристика класса

1. Наличие плана

работы и организация его выполнения.

2. Выполнение психологических и гигиенических требований в организации

урока.

3. Организация контроля за деятельностью учащихся на уроке.

4. Состояние и ведение документации

на уроке: тетради,

дневника, классного

журнала.

5. Знание предмета учителем и его педагогическое мастерство.

6. Речь учителя

• темп;

• дикция;

• интенсивность;

  • культура;

• образность;

• эмоциональность

7. Педагогическая

культура, такт учителя, его внешний вид

8. Соотношение объема изученного материала на уроке и заданного на дом

9. Начало урока запоздало на __ минут

10. На уроке потеряно ____мин

1. Как выполнялись

учителем дидактические принципы на уроке:

• наглядность;

• сознательность и активность в обучении;

« доступность и посильность учебного материала;

• систематичность и последовательность;

• прочность усвоенных знаний;

• научность.

2. Оценить оптимальность выбора

учителем методов обучения в соответствии с логикой урока и возрастом учащихся.

3. Навык и грамотность использования ТОО учителем

на уроке и также элементов программированного опроса и обучения.

4. Опрошено за урок ___учащихся.

5. Объем домашнего задания оценивается с помощью учителя во

времени, необходимом для его качественного выполнения.

6. Навык и эффективность деятельности учителя при выполнении практических работ

(демонстрационный и лабораторный эксперимент).

7. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

1. Выполнение задачи нравственного

воспитания.

2. Выполнение задачи трудового воспитания и профориентации.

3. Воспитание потребности и

привитие навыков

умственного труда.

4. Эстетическое воспитание на уроке.

5. Физическое и гигиеническое воспитание на уроке.

6. Использование

учителем воспитательных возможностей содержания учебного материала.

7. Связь с жизнью, с

практикой выполнения воспитательных задач на уроке.

8. Использование

воспитательных

возможностей оценки.

9. Сделано на уроке дисциплинарных замечаний.

10. Оценка состояния дисциплины и

общей организованности класса на уроке данного учителя.

1. Активность учащихся на разных этапах урока.

2. Наличие у учащихся интереса к уроку и учебному предмету.

3. Наличие у учащихся навыков самостоятельной работы.

4. Наличие у учащихся всего необходимого на уроке.

5. Развитие речи

учащихся.

6. Оценка интеллектуального уровня

данного класса.

7. Эффективность ответов учащихся.

8. Число учащихся, получивших на уроке дисциплинарные

замечания.

9. Навык учащихся в

выполнении практических работ на уроке, культуре труда и соблюдении техники безопасности.

10. Степень корректности в отношении учащихся к

учителю и друг к

другу.

Требования к построению урока

1. Соответствие урока программе по месту и времени.

2. Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.

3. Идейность и научность.

4. Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.

5. Подача нового материала.

6. Соблюдение принципов развивающего обучения.

7. Связь с жизнью.

8. Наглядность обучения, использование ТСО.

9. Работа с книгой.

10. Зарождение новых понятий, радость познания.

11. Организация тренировочных упражнений.

12. Самостоятельность в работе учащихся.

13. Активность и инициатива учащихся.

14. Охват учащихся разнообразными формами работы.

15. Охват устной и речевой практикой.

16. Индивидуальный подход (внимание способным, работа  с отстающими).

17. Организация проверки знаний учащихся.

18. Глубина и прочность знаний учащихся.

19. Соответствие оценок и аннотации к ним.

20. Организация домашнего задания.

21. Темпы проведения урока.

22. Педагогический такт учителя.

23. Речь учителя, его субъективные достоинства.

24. Работа над произношением.

25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.

26. Развитие связной речи, практическая направленность.

27. Изучение грамматики, лексики.

28. Техника чтения.

29. Культура речи и письма.

30. Изучение литературных произведений.

31. Система письменных работ.

Структура урока

Тип

Усвоение

знаний

Закрепление новых знаний

Выработка умений и

навыков

Повторение и обобщение

Проверка

(оценка)

1. Организационный этап

II.

Проверка домашних

заданий

Актуализация

опорных знании и умении

III.

Всесторонняя проверка знаний

Определение стержневых

знании и умений

Воспроизведение и корректировка

умений и навыков для

творческого дач

IV.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Пробное применение знаний и умений

Подготовка к

комплексному

применению знаний

Подготовка к

обобщающей

деятельности

Повторение в различных формах

V.

Усвоение новых знаний

Выработка умений применять знания по

образцу в сходных условиях

Самостоятельная работа по комплексному

применению ЗУН на всех уровнях

Обобщение силами учащихся

Беседа как метод

фронтальной проверки

VI.

Первичная проверка

понимания

Выработка умений переноса знании

Обобщение и систематизация знаний и

способов выполнения

работы

Обобщение самим учителем

Задание на

применение знаний в различных ситуациях на разных уровнях

VII.

Закрепление новых

знаний

Тренировочные упражнения

Контроль и самоконтроль

на основе выполнения

самостоятельных работ

Коллективное

обсуждение полученных результатов

Групповая работа,

взаимоконтроль и

взаимопомощь

VIII Подведение итогов урока

X   Инструктаж по выполнению домашнего задания

Другие виды педагогических технологий

Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную.

1

Атака мыслей.

26

Пары сменного состава (блоки).

2

Бинарный урок.

27

Пластилин.

3

Взаимоконтроль.

28

Проблемы изучения материала.

4

Взаимный диктант.

29

Пропуск.

5

Выступление.

30

Разберём сочинение.

6

Диспут.

31

Речетворчество.

7

Игра.

32

Ривин-методика.

8

Заучивание материала наизусть в классе.

33

Самооценка.

9

Ищу ошибки.

34

Синтез мыслей.

10

Коноп (контрольный опрос учащихся с включением

игровых элементов).

35

Тест с закрытыми ответами.

11

Консультанты на опросе.

36

Тест творческий.

12

Консультанты на уроке (шефы).

37

Тест с обратной связью.

13

Конференция однородных групп.

38

Тест «малая группа - обратная связь».

14

Конспект-лекция.

39

Тихий опрос у доски.

15

Лекция-дискуссия.

40

Тихий ответ с места.

16

Лекция-консультация.

41

Углы.

17

Лекция с обратной связью.

42

Улучшить и повторить ( в малых группах).

18

Магнитофонный опрос.

43

Устный опрос у доски.

19

Мастерская.

44

Ученики – учителя.

20

Мнемотурнир.

45

Ученик – учитель.

21

Обмен текстами.

46

Цепочка (отработка умений).

22

Опрос пятерых.

47

Цепочка (опрос).

23

Определение понятий.

48

Шефы.

24

Отгадай, о ком говорим.

49

Шольц-методика (опрос семерых).

25

Пары и группы сменного состава.

50

Я – звезда.

Механизмы организации учебного процесса

в традиционном и развивающем способах обучения

Объяснительно-иллюстративный способ обучения

Компоненты деятельности

Деятельностный (развивающий) способ обучения

Задаётся педагогом, можем декларироваться лицом

Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы деятельности

Мотивы - побудители деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели

Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность

Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

Действия – основной элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, главным образом уровень усвоения

Результат - материальный или духовный продукт

Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

Оценка-критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Метод – приём, способ или образ действия.

Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определённому учебному предмету (методика языка, методика преподавания математики).

Инновации – это такие актуально значимые системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

Технология обучения – совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств.

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений и навыков

Развитие способностей

Интегративное название

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Делай как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я – над вами

Я – вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

«Выращивание» человека

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократичный

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная, поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Создаётся эпизодически

Создаётся всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Психологический климат формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Примерные цели посещения уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

2. Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания

основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.

3. Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

4. Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

1. Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса, раздела.

2. Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

3. Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

1. Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

2. Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

3. Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

4. Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

 Программа:

1. Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

2. Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

3. Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

4. Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

5. Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Анализ урока учителем

В процессе самоанализа учителю целесообразно ответить на следующие вопросы:

1. Были ли учтены результаты наблюдения учащихся, их реальные учебные возможности при планировании данного урока?

2. Как этот урок связан с предыдущим и как "работает" на последующие уроки, темы? Правильно ли был избран тип урока? Каковы особенности данного урока в структуре других?

3. Как осуществлялись триединые дидактические функции урока? Было ли обеспечено их единство, комплексность?

4. Соответствует ли выбранная структура урока содержанию учебного материала, характеру решаемых задач на уроке? Правильно ли был осуществлен переход от одного этапа урока к другому? Рационально ли было использовано время, отведенное на этапы урока?

5. Выделено ли в уроке главное, существенное, важные понятия, идеи?

6. Соответствуют ли выбранные методы, приемы и принципы обучения содержанию нового материала? Как были использованы средства обучения?

7. Осуществлен ли индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? Обладают ли воспитывающим характером оценки знаний учащихся, служат ли стимулом в их учебной деятельности?

9. Было ли обращено внимание на развитие познавательных интересов, формировались ли мотивы учебной деятельности?

10. Каков уровень использования учебных кабинетов, наглядных пособий и ТСО?

11.Какой была психологическая атмосфера на уроке?

12.Как была осуществлена методика домашнего задания?

13.Какие затруднения выявились в процессе урока и в чем их причина, как можно их преодолеть?

14. Достаточно ли было Ваших знаний для осуществления цели и задач данного урока? В каких областях следует углубить свои знания?

Вариант содержания беседы с учителем после посещения урока

1. Удовлетворен ли учитель уроком.

2. Знание учителем реальных возможностей детей данного класса.

3. Четко ли учитель понимает задачи и цель урока, умеет ли правильно поставить задачу перед учащимися.

4. Какие источники использовал учитель в соответствии с содержанием учебного материала (художественную литературу, дидактический материал, периодическую печать и т.д.).

5.  Оптимальность и целесообразность выбора использования наглядных и технических средств обучения.

6.  Как учитель планировал осуществлять дифференциацию обучения и воспитания, осуществление межпредметных связей.

7.  Оценка взаимосвязи задач на различных этапах урока.

8.  Обоснованность выбора типа урока, его структурных звеньев.

9.  Распределение времени этапов в зависимости от избранной структуры урока.

10. Организация проверки пройденного учебного материала.

11. Рациональность и правильность выбора методов изучения учебного материала, умение выделить главное в теме урока (применение опорных сигналов).

12.Как учитель осуществлял контроль за усвоением полученных знаний, умений и навыков учащихся. Обоснованность выставления отметок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

13. Мировоззренческая направленность урока, его воспитательный потенциал.

14. Осуществление практической направленности обучения.

15. Воспитание культуры труда, формирование НОТ учащихся и преподавателя.

16. Как осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

17. Рациональное использование кабинета, обоснованность применения средств обучения.

18.Взаимоотношение учителя и ученика (доброжелательность, тактичность, знание индивидуальных особенностей учащихся и т.п.).

19. Дифференцированность домашнего задания, его содержание, объем, рациональность, знание о затратах времени на его выполнение.

20.Как учитель исправил отмеченные ранее недостатки и замечания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: