Конкурс "Воспитатель года" - 2016
Я участвую в городском конкурсе "Воспитатель года" - 2016
г.Екатеринбург
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 15.93 КБ |
Аналитическая записка. | 76.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя философия дошкольного образования».
Мне было лет 7 или 8, когда на моих глазах подружка отобрала у маленького мальчика игрушку. Он очень горько заплакал, я смотрела на них как истукан и ничего не сделала. Не помню, как звали подругу и того мальчугана, но до сих пор помню ощущение боли и стыда, которые испытывала в ту минуту. Мне хотелось защитить этого ребенка, избавить его от слез и страданий. И когда пришло время выбирать профессию, сомнений не было – я стану воспитателем.
Маленькое существо нуждается в заботе и понимании. «Что бы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир…» - писал Н.И. Пирогов. «Доброе утро, друзья мои…» - обращаюсь я к своим воспитанникам и с этого момента забываю о своем возрасте. Мне столько лет, сколько лет моим подопечным. «Научи меня…» или «Помоги мне…» - прошу я малыша и он с радостью выполняет мою просьбу. Потому, что верит мне. Если мудрый воспитатель заслуживает доверие дошколят, значит ему будут открыты двери в их мир. Он будет знать все досконально о каждом ребенке и сможет оберегать и обучать его.
Надо ли воспитателю прислушиваться к высказываниям малышей? Безусловно! Не только умиляться их словотворчеству, а делать выводы для себя. «Уча других, мы учимся сами…» - это мудрое изречение принадлежит Сенеке младшему. Лучше и не скажешь! Как-то на занятии показываю детям картину, где изображены дети и разбитая ваза. «Как вы думаете, чем закончилась эта история?» – спрашиваю. «Руганью!» - отвечает Саша. Это урок для нас взрослых! Это повод для размышления!..
«Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам…» - утверждал Ж.Ж. Руссо. Педагог, который не помнит свое детство, свои радости, огорчения, страхи, наверное, никогда не сможет понять проблемы своих воспитанников и помочь им. Пришла к нам в группу девочка, на тот момент очень ранимая. Боялась она театральных действий. Что уж там говорить об участии ребенка на утренниках. Мне вспомнились свои детские комплексы по поводу публичных выступлений. Постепенно, дабы не нарушить психику девочки, я рассказала ей о своих эмоциях и чувствах. Затем предлагала посмотреть спектакль вместе со мной, держась за руки, «Вдвоем не так страшно»; рассказывать ребятишкам стихотворение. И так шаг за шагом Даша преодолела этот барьер и выступила на районном конкурсе «Ай да мы!», заняв первое место. Ребенок, родители и конечно я были счастливы.
Мои ребята назвали меня «Всешной бабушкой». Я горжусь таким званием. Это признание, уважение и взаимопонимание. И в заключении скажу: труд воспитателя ответственный, порой тяжелый, но если прислушиваться к эху детства, то наша работа станет творческой, интересной и плодотворной.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад № 413
«Аналитическая записка»
о результатах педагогической деятельности
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством создания комплекса психолого-педагогических условий и реализации социально-игровых технологий
Воспитатель Насонова Ольга Анатольевна
г. Екатеринбург, 2016г.
Аннотация
Ведущим направлением моей деятельности являлось создание комплекса психолога – педагогических условий, способствующих эффективному формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Была определена цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством создания комплекса психолого-педагогических условий и реализацию социально – игровых технологий, включающих в себя систему игр – занятий.
Мною были поставлены и реализованы следующие профессиональные задачи:
- развивать навыки общения у детей старшего дошкольного возраста через реализацию социально
- игровых технологий;
- создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду, способствующую формированию и совершенствованию навыков общения у старших дошкольников;
- обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса в социально – коммуникативной деятельности;
- подобрать методики для определения степени эффективности комплекса психолого-педагогических условий, влияющего на динамическую сторону общения детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
1 | Введение | 4-5 |
2 | Основная часть. «Анализ деятельности по организации работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ» | 6-18 |
2.1. | Социально-коммуникативное развитие | 7 |
2.2. | Познавательное развитие | 13 |
2.3. | Речевое развитие | 14 |
2.4. | Художественно-эстетическое развитие | 15 |
2.5. | Физическое развитие | 16 |
3 | Заключение | 17-18 |
4 | Приложение | 19-36 |
5 | Список литературы | 37 |
1. Введение
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками ставит ребенка в позицию активного партнёра и позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений приводит к обратному результату и наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма».
Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном образовании нормативных документов, свидетельствующих о значимости развития коммуникативной сферы дошкольников и, главное, возможности этого развития. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития»:
• Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении;
• Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, тем не менее, показывают «возможные достижения» старшего дошкольника, способные стать реальностью.
В эпоху всеобщей компьютеризации так мало места остается для живого непосредственного общения, которое необходимо каждому ребенку как воздух.
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой. В этот период дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками, договариваться, учитывать интересы других, учиться решать конфликты.
На современном этапе в образовательных программах развитию коммуникативных навыков дошкольников уделяется внимание. Но как показывает практика социально – коммуникативное развитие детей происходит хаотично, не планомерно. Таким образом данная проблема не достаточно разработана и сегодня особенно актуальна.
Предложенный комплекс психолого – педагогических условий и план проекта игр – занятий, помогут воспитателям ДОУ в работе над данной проблемой.
2. Основная часть
«Анализ деятельности по организации работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ»
Целью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 413 является:
- создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Полноценное развитие личности невозможно без умения взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми, то есть без сформированности навыков общения.
В разделе ООПДО детского сада № 413 социально – коммуникативного развития дошкольников определенны основные задачи. Одна из которых:
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие коммуникативных навыков, становление гармоничной личности ребенка дошкольного возраста происходит через игру, через его активность.
Такое направление, на мой взгляд является приоритетным. Именно в игровой деятельности ребенок учится самостоятельно выбирать себе партнера – участника по совместной деятельности, взаимодействовать с ним, устанавливать связи, договариваться.
В совместных играх дошкольник старается решать конфликтные ситуации, учится строить речевое высказывание.
Поэтому в непосредственно организованную образовательную деятельность должны включаться игровые технологии, способствующие формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО ориентирует нас – педагогов на развитие навыков общения во всех видах детской деятельности.
Образовательная процесс с дошкольниками осуществлялся мною в различных видах деятельности и охватывал следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей, то есть образовательные области:
- социально- коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Проанализировав методическую литературу и опыт педагогов на современном этапе, я пришла к выводу, что формирование навыков общения у детей дошкольного возраста будет успешно протекать при создании комплекса психолого-педагогических условий и использовании социально – игровых технологий, системы игр – занятий.
2.1. Социально – коммуникативное развитие
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
При создании благоприятных условий для развития и совершенствования навыков общения средствами игровых технологий, я базировалась на следующих принципах:
- во-первых, на тщательно обусловленными возрастными особенностями, отборе материала по различным видам деятельности;
- во-вторых, активного включения детей, используя различные методы и приемы, в разнообразные виды деятельности;
- в-третьих, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- в-четвертых, сотрудничество с семьей.
Формирование и совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста достигалось за счет создания комплекса благоприятных условий:
- организация игр – занятий, направленных на развитие навыков общения у дошкольников;
- использование игровых технологий в различных образовательных областях;
- создание «сферы общения»;
- наличие мониторинга;
- создание развивающей предметно – пространственной среды;
- обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Мною была разработана и внедрена система игр – занятий, направленных на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В процессе развивающих игр – занятий решались следующие задачи:
- обучающего характера (например, научить охарактеризовать героя произведения, используя вспомогательные средства);
- развивающего характера (например, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, выбирать средства выразительности);
- воспитательного характера (например, воспитывать культуру речевого общения).
На играх – занятиях были использованы:
- дидактические игры («Оцени поступок», « Что сначала, что потом», «Что такое хорошо и что такое плохо»);
- подвижные игры («Что мы делали не скажем…», «Мы веселые ребята», «Замри» и др.);
- примы рисования и конструирования;
- инсценирование художественных произведений;
- психологические игры М.И. Чистяковой («Психогимнастика», «Солнышко и дождик», «Помоги» и др.);
- символические изображения Л.А. Венгера («Замри», «Цветные круги», «Символы предметов»);
- иллюстрации;
- художественная детская литература;
- контактные игры («Прогулка по лесу», «Акула», «У маланьи», «Привет» и др.);
- свободное перемещение детей;
- задания для группы детей, направленные на принятие совместного решения;
- организация пространства общения;
- обсуждение жизненных ситуаций;
- сочинение сказок, стихов.
Возможность общения во время игр – занятий достигалась за счет организации «пространства» общения, поэтому в основном дети рассаживались кругом, чтобы каждый ребенок видел всех своих товарищей. Во время работы допускалось свободное перемещение, если этого требовало то или иное задание.
К подбору художественных произведений предъявлялись особые требования, основными критериями в выборе произведений стали:
- соответствие возрасту и уровню развития;
- динамичность сюжета;
- наличие диалогов – общений;
- развернутость сюжета;
- наличие эпитетов, сравнений;
- наличие различных по характеру взаимоотношений, ярко выраженных чувств.
Важным педагогическим условием являлся правильный отбор игр.
Использовались следующие развивающие игровые технологии:
- развивающие настольно – печатные игры, целью которых является знакомство с правилами поведения в обществе, обучение анализу поступков людей, побуждающие детей к рассказыванию по картинкам, формирующие способность устанавливать причинно – следственные связи, развивающие умение охарактеризовать героев;
- психологические игры, способствующие становлению самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитию умения выражать различные эмоции (радость, грусть, удивление, злость и др.);
- народные подвижные игры, направленные на формирование общей культуры личности детей, в том числе духовно – нравственных и социально – культурных ценностей, нравственных качеств;
- игры с правилами, обеспечивающие развитие коммуникативных способностей детей, умение работать в группе сверстников, умение решать конфликтные ситуации с товарищами;
- театрализованные игры, способствующие развитию умений использовать невербальные средства в общении, развитию всех сторон речи;
- контактные игры, воспитывающие дружелюбие, доброжелательность по отношению к партнеру по общению;
- конструктивные игры, способствующие развитию мыслительных процессов;
- игры с символическими изображениями, формирующие познавательные действия, становление сознания, развивающие воображение и творческую активность;
- квест технологии.
Взаимодействие партнеров по общению протекало успешно, благодаря созданию «сферы» общения для развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:
- обеспечение доброжелательной атмосферы, эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям;
- персонально – личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость комплексного использования воспитателем различных психолого – педагогических приемов, например:
«Гейша» (внушить ребенку, что он один такой, единственный и неповторимый);
- «Заражение» (передача эмоционального состояния от одного ребенка к другому);
- «Эмоциональное поглаживание» (может быть тактильным, но может и в разговорной речи);
- «Помоги» (побуждение помочь взрослому – «умные дети» и «непонятливый» воспитатель) и др.
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий выбора участников совместной деятельности.
С целью определения уровня эффективности комплекса психолого – педагогических условий на формирование навыков общения у детей дошкольного возраста, через реализацию игровых технологий мною были отобраны следующие методики:
- по выявлению уровня развития навыков общения:
- методика одномоментных срезов (Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А.);
- методика «Секрет» (Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А.).
2) по выявлению уровня развития:
- анализ пересказов русской народной сказки «Лиса и рак» вначале года и рассказа М. Пришвина «Осинкам холодно» в конце года;
- анализ индивидуальных рассказов детей из личного опыта.
Для реализации цели мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и в мае) по одним критериям.
Таким образом показатели, свидетельствующие о благоприятном воздействии комплекса психолого-педагогических условий на динамику развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста распределились следующим образом:
- детей, оставшихся без контакта вначале года было 20%, в конце года – 0%;
- со спокойными контактами в начале года 40% и соответственно в конце года 100%;
- детей, имеющих конфликтные контакты в начале года 40%, в конце года 0%.
Изменились показатели, характеризующие статус ребенка:
- «отверженных» детей вначале года было 4%, в конце учебного года 0%;
- количество так называемых «звезд» составляло 2%, в конце года 1%.
Возросло число детей, имеющих контакты с детьми другого пола. Увеличилось количество устойчивых контактов по сравнению с результатами на начало учебного года. Число агрессивных контактов сведено к минимуму. Это говорит об эмоциональном благополучии в коллективе.
Сюжетные игры детей стали более содержательными. Это происходило благодаря активному взаимодействию играющих. В играх дети умело пользуются мимикой, жестами, словом невербальной техникой общения. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него.
В конце года вновь была обследована речь дошкольников. Для этого был выбран другой текст для пересказа, более сложный рассказ М.Пришвина «Осинкам холодно». Произведение коренным образом отличается от сказки «Лиса и рак», предлагаемой для пересказа ранее в начале года. Здесь нет смены событий, нет движения, много эпитетов и сравнений.
Обследование проводилось аналогично методике, используемой раньше.
На основании проведенного мною анализа пересказов детей, можно утверждать, что не смотря на сложность текста дети с заданием справились. Пересказывали они уверенно, используя средства интонационной выразительности. Точно передавали содержание текста. Правильно согласовывали слова и словосочетания, хотя были замечены перестановки и замены слов. Такие показатели значительно отличаются от результатов на начало года. Что говорит в пользу созданных психолого-педагогических условий.
Исследуя рассказы детей из личного опыта, я так же обратила внимание на то, что в своих рассказах ребята стали использовать не только глаголы. В речи появились прилагательные, наречия. Причем самые разнообразные (солнечный, лучезарное, замечательный и др.). Рассказы детей стали окрашиваться эмоционально, несмотря на некоторые ошибки в речи, дети стали правильно строить предложения. Эти данные значительно отличаются от предыдущих данных начала учебного года.
Таким образом, показатели, характеризующие уровень развития общения и развития речи детей говорят о благотворном влиянии созданных психолого-педагогических условиях и эффективности воздействия социально – игровых технологий на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое влияние на всесторонне развитие ребенка в детском саду, успешности его дальнейшего образования.
Согласно положениям, определенным в ООП ДО МБДОУ № 413 была обогащена предметно – пространственная среда, способствующая развитию навыков общения у дошкольников и обеспечивающая:
- максимальную реализацию образовательного потенциала для развития детей;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Были организованы функциональные центры:
- книжный: где дети читали, листали специально подобранные произведения художественной литературы;
- театрализованный: где можно было организовать игру, т.к. наличие различных видов театров позволяло сделать это (настольный, кукольный, пальчиковый);
- творческий: где детям предоставлялось возможность заняться художественно – эстетической деятельностью;
- игровой: (игрушки, настольные игры, дидактические оборудования для спортивных и подвижных игр), где дошкольники могли самостоятельно организовать любую игру;
- продуктивный: где дети совместно друг с другом или с воспитателем сконструировать, изготовить какую-нибудь игрушку из природного или бросового материала.
Для обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса в социально – коммуникативной деятельности была проведена работа с родителями воспитанников:
- родительские собрания;
- консультации;
- круглые столы;
- информационные центры;
- совместная подготовка и изготовление журнала «Здравствуйте»;
- изготовление совместных поделок;
- подготовка и проведение развлечений.
2.2. Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации, формирование познавательной деятельности.
Для успешного и полноценного развития и общения в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста мною были созданы педагогические условия:
- использование различного дидактического материала, способствующее совместным действиям детей («сложи картинку» и др.);
- организация обучения детей предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий (дети организуют микро – группы по 3-4 человека для принятия совместного решения, что провоцирует активное речевое общение со сверстниками);
- использование в НОД развивающих игр;
- использование психолого-педагогических приемов;
- использование схем, символов, знаков;
- детям предлагались задания, для решения которых требовались совместные действия («Кто больше», «Команды на старт», «Составим вместе», «Квесты», «Что сначала, что потом», «Составь неделю»).
Совместной деятельности по познавательному развитию детей в режимные моменты способствовали:
- «минуты общения»
- совместное проектирование
- интеллектуальные настольно – печатные игры
- логические игры
- развивающие игры
- квесты.
Итак: развивая детей интеллектуально, можно способствовать и развитию навыков общения по средствам социально – игровых технологий.
2.3. Речевое развитие
Основной целью речевого развития в ООП ДО МБДОУ № 413 является:
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Работа над развитием всех сторон речи проходила параллельно с деятельностью, направленной на формирование навыков общения.
Для воспитанников созданы условия, способствующие как речевому развитию, так и формированию навыков общения:
- на речевых занятиях детям предлагались ИГРЫ, направленные на умение взаимодействовать друг с другом: «Живые слова», «Составь предложение», «Сочиним сказку»; КОМАНДНЫЕ ВИКТОРИНЫ: «Поможем Незнайке», «Сказки дедушки Мазая», «Речецветник» и др.; ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: «Доскажи», «Какой, какая», «Чем похожи», «Почему?»;
- на занятиях с использованием художественной литературы дети инсценировали небольшие произведения, сочиняли вместе сказки, стихи. Эти самодеятельные произведения включались редактором в журнал «Здравствуйте». К подбору художественных произведений предъявлялись особые требования: динамичность сюжета, наличие диалогов, наличие различных по характеру взаимоотношений, ярко выраженных чувств, развернутость сюжета, наличие эпитетов и сравнений;
- развитие речевых навыков общения продолжало происходить и во время режимных моментов: в сюжетно – ролевых играх, играх – инсценировках, в театрализованных действиях, а также на праздниках и развлечениях «День матери», «Осенний марафон» и т.д.
2.4. Художественно – эстетическое развитие
В области развития творческих способностей у детей, есть место и общению, сотрудничеству. Это прежде всего в продуктивной деятельности рисовании, лепке, аппликации. Дошкольниками совместно с воспитателем были изготовлены коллективные работы «Весна», «Дорога в изумрудный город», «День победы» и др. Родители приносили поделки, сконструированные вместе с детьми.
На музыкальных занятиях использовались:
- народные игры, способствующие взаимодействию играющих («Гори, гори ясно», «У Маланьи», «Если нравится тебе», «Замри»);
- театрализованные игры («Кот и мыши», «Белочки», «Плетень»);
- игры и упражнения, способствующие проявлению различных эмоций («Мои эмоции», «Покажи настроение», «Наоборот», «Поссорились – помирились»).
Деятельность в данном направлении организовывалась не только во время НОД, но и в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах. Для этого были созданы функциональные центры, о чем упоминалось выше (центр творчества, музыкальный центр).
Таким образом, формирование интереса к творческой деятельности, развитие эстетического восприятия, умения активно применять усвоенные способы действия не мешают, а напротив, способствуют воспитанию стремления действовать согласованно, договариваться.
2.5. Физическое развитие
В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии, которые основаны на оздоровительной направленности и включают игры и упражнения, способствующие формированию навыков общения:
- на утренней гимнастике дети выполняли совместные комплексные упражнения: «По парам», «Все вместе», «Дружный хоровод» и др. Такие совместные комплексы требовали от ребят сплоченности, умения работать бок о бок;
- подвижные игры проводимые на физкультурных занятиях также требовали от детей умения взаимодействовать друг с другом: народные игры «Третий лишний», «Мы веселые ребята», «Третий лишний», «Мы веселые ребята», «Не задень», «Краски», «Жмурки», «Догони свою пару» и др.; игры – эстафеты «Чье звено скорее соберется», «Встречная эстафета», «Дорожка препятствий», «Веселые старты»;
- на музыкальных занятиях дошкольникам предлагались музыкально – подвижные игры.
В работе с воспитанниками в разных видах деятельности использовались физминутки с направленностью приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками («Дружная семейка», «Улыбнулись, потянулись»), пальчиковые игры («Моя семья», «Мальчики пальчики», «В нашем теремочке», «Строим дом…» и др.).
В условиях реализации стратегии, направленной на улучшение здоровья детей в ДОУ мною совместно с педагогами, на основе анализа причин заболеваемости воспитанников, был определен комплекс мер, который включает профилактические и педагогические мероприятия, обеспечивающие повышения уровня здоровья детей. Это воздушные ванны, хождение по ребристой доске, оздоровительная гимнастика и др. Все эти процедуры проходили в игровой форме, по типу квест – технологий. Наблюдения показали, что заболеваемость в 2013 – 2014гг. снизилась на 13%, дети стали активными участниками различных мероприятий в ДОУ.
Судя по результатам деятельности, предложенный мной комплекс психолого-педагогических условий, направленный на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, заслуживает внимания и может быть использован воспитателями в работе.
3. Заключение
Разработанная система социально – игровых технологий и комплекс психолого-педагогических условий, описанная в работе способствуют:
- формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
- развитию умения сотрудничать, взаимодействовать;
- совершенствованию речевых и познавательных навыков;
- закреплению и развитию положительных личностных качеств;
- благоприятному развитию межличностного общения всех участников образовательного процесса.
Тем не менее, в процессе деятельности столкнулась с некоторыми трудностями:
- сложность в умении презентовать свой опыт работы;
- в изучении и анализе нормативно – правовых документов;
- некоторые сложности привлечения родителей в образовательный процесс.
Проанализировав деятельность, мною было принято решение продолжить работ по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Исходя из этого, планирую построить дальнейшую работу таким образом:
- повышать свой уровень профессиональной компетенции по данному направлению;
- усовершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса с использованием информационно – коммуникационных технологий;
- продолжать работу по повышению качества образования путем перехода на ФГОС ДО в части обновления содержания образовательной области социально – коммуникативного развития и его реализацию с учетом принципа интеграции образовательных областей;
- продолжать работу по взаимодействию с семьей;
- обобщить и систематизировать опыт работы в области социально – коммуникативного развития и представить его педагогическому сообществу;
Работу по реализации поставленных задач необходимо провести в 3 этапа:
- продолжать изучение и анализ нормативно – правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования общения у дошкольников.
- внесение изменений и дополнений в содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», оптимизация плана мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в данном вопросе.
- реализация содержания образовательной программы в соответствии с внесенными изменениями; организация мероприятий, способствующих объединению всех субъектов образовательных отношений и проявлению коммуникативных умений.
В процессе своей деятельности планирую продолжать работу по совершенствованию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и передать опыт работы педагогам Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Приложение № 1
Характеристика сформированности коммуникативных навыков
детей дошкольного возраста (6-7 лет)
№ | Показатели коммуникативных навыков | Число наблюдаемых детей | |||
начало учебного года | конец учебного года | ||||
абсолют | % | абсолют | % | ||
1 | Взаимовыборы Без выбора Сумма | 10 10 20 | 50 50 100 | 16 4 20 | 80 20 100 |
2 | Статус ребенка З. Л. В. И. Сумма | 2 4 10 4 20 | 10 20 50 20 100 | 0 5 14 1 20 | 0 25 70 5 100 |
3 | Детей с контактами: со спокойным с конфликтными без контакта сумма | 8 4 8 20 | 40 20 40 100 | 16 2 2 20 | 80 10 10 100 |
Приложение № 2
ПЛАН – ПРОГНОЗ
Познавательных комплексных развивающих игр – занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Тема игры – занятия | Развернутое содержание работы |
IX | 1 – е занятие 2 – е занятие | Мониторинг |
X | 3 – е занятие «Хорошо и плохо» 4 – е занятие «Мой друг» | Формировать умение адекватно оценивать хорошие и плохие поступки. Развивать воображение, воспитывать дружелюбие. Игра «Оцени поступок». Продолжать развивать умение оценивать поступки. Учить грамматически верно оформлять свои рассуждения. Воспитывать дружелюбие. Игра «Построим терем дружбы» |
XI | 5 – е занятие «Позовем сказку» 6 – е занятие «Письмо из сказки» | Воспитывать отзывчивость, сочувствие, доброту. Развивать навыки вежливого общения друг с другом. Закреплять представление о том, что в сказках добро побеждает зло. Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» Игра «Оцени героев сказки» Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников (педагогические ситуации). Игра «Как бы поступил я» Воспитывать вежливость и трудолюбие. Игра – драматизация «Гуси – лебеди» |
XI | 7 – е занятие «Вежливые слова» 8 – е занятие «Пожалуйста!» | Воспитание культуры речевого общения. Развивать внимание. Учить вежливому обращению к окружающим. Игра «Найди вежливое слово» Чтение «Билет за вежливое слово» Воспитание вежливости во время взаимодействия в игре. Развитие умения действовать сообща в игровой ситуации. Учить совместно решать проблемные ситуации. Игра «Пожалуйста!» |
XII | 9 – е занятие «Поможем Незнайке» 10 – е занятие «Что подарить Деду Морозу?» | Воспитывать в детях желание и умение вовремя приходить на помощь. Формировать доброжелательное отношению к гостю. Закреплять название недели, месяцев. Развивать память. Использование приема «Все вместе» Продолжать воспитывать желание и умение приходит на помощь. Использование ситуации «Дед Мороз потерял подарки». Учить вежливой форме общения. Совершенствовать грамматический строй речи. Использование приема «Заражение» |
I | 11 – е занятие «Что делать?» 12 – е занятие «Дружная семья» | Вызвать желание оказать помощь тому, кто в этом нуждается. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать чувство сострадания. Использование ситуации «Новенькая», «Маленький», «Грусть». Игра «Смайлики» Развивать умение быть чутким и внимательным к своим близким людям. Учить взаимодействию в игре. Работать над выразительностью невербальных средств общения. Использование приема «Расклад». Игра «Золотой клубочек» |
II | 13 – е занятие «Разные характеры» 14 – е занятие «Играем – общаемся» | Помочь детям сформировать адекватное отношение к разным эмоциональным проявлениям. Учить регулировать свое поведение. Слушание музыки Д.Кобалевского «Злюка», «Плакса», «Рёвушка» Игровая ситуация «Как быть?» Помочь детям преодолеть, присущие им барьеры. Развивать уверенность в себе. Воспитывать доброжелательность. Оптимизировать самочувствие неуверенных в себе детей. Игровые упражнения «Пожми руку», «Пройти с закрытыми глазами», «Кто это?» Игры «Что изменилось?», «Кого не стало» |
III | 15 – е занятие Игра – драматизация «Без друзей не прожить» 16 – е занятие «Придумаем сказку сами» | Учить охарактеризовать поступки героев сказки (символического изображения Л.Венгера). работать над выразительностью речи. Подвести детей к осознанию, что без друзей трудно жить. Контактная игра «Мы по утру в лес ходили» Учить детей придумывать истории на заданную тему. Развивать воображение. Закрепить знания детей о сказочном жанре. Использование приема «Все вместе». Помещение сказки в журнал «Здравствуйте!». Обыгрывание сказки |
IV | 17 – е занятие «Путешествие по Галактике» 18 – е занятие «Ты+я=мы» | Закрепить знания, полученные ранее. Развивать умение взаимодействовать, умение общаться при помощи невербальных средств. Воспитывать патриотические чувства. Использование квест – технологии (путешествие по планетам с целью рассказать о своей Родине и восстановить мир…) Выявить умение замечать и оценивать личностные качества своих сверстников в группе. Учить выделять положительные черты характера. Совершенствовать умение составлять рассказы. Игра «Построим терем дружбы» |
V | 19 – е занятие 20 – е занятие | Мониторинг |
Приложение № 3
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Системы социально – игровых технологий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Социально – игровые технологии | |||
Познавательное развитие | Речевое развитие | |||
название | содержание | название | содержание | |
IX | Мониторинг | |||
«Найди пару» «Составь картинку» «Построим дом вместе» «На что это похоже» «Чей дом» «Один дома» «Птицы» «Разноцветная ярмарка» | Закреплять умение устанавливать между частями множества на основе счета Учить составлять из частей целое. Коллективная работа Закрепить умение сооружать постройки объединенные одной темой Навыки коллективной работы Содействовать совместной проектной деятельности Определять с какого дерева лист Формировать навыки поведения детей Систематизировать знания о перелетных птицах Учить выделять качества предмета | «Живые слова» «Один – много» «Противоречия» «Хорошо и плохо» «Построим цепочку» | Учить коллективно составлять предложения Закреплять умение определять единственное и множественное число Находить признаки одного предмета, противоречащие друг другу Учить выделять хорошие и плохие черты героев сказок Учить определять настроение героя произведения вначале, середине и конце произведения. Использование символических изображений | |
X | «Задачки» «Пищевые цепочки» «Магазины» «Птичка села на…» «Логические концовки» «Дорожные знаки» «Садовник» | Учить совместно придумывать задачи и решать их Учить составлять пищевые цепочки Игра по подгруппам Формировать множество по заданным основаниям Игра по микро – группам Закрепить названия деревьев Игра проводится с подгруппой детей Формирование совместных познавательных действий Формирование основ безопасности жизни Игра со всей группой Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира Игра со всей группой | «Запомни имя мое» «Что мы видели не скажем» «Магазин» «Отгадай по действию» «Сочини сказку» | Развивать память Коллективная игра Использовать в общении невербальные средства Учить определять предмет по описанию Развивать умение отгадывать задуманный предмет по действиям Игра по подгруппам Трем группам детей раздаются ключевые слова из которых они придумывают сказку |
XI | «Математическая викторина» «Веселый счет» «Лакомство» «Пекарь» «Так нельзя» «Я загадала» «Собери цветок» «Урожай» | Закрепить полученные ранее знания Играю две – три команды Формирование позитивной установки к различным видам деятельности Играю две команды Закрепить знания о домашних животных Играют две команды Закрепить знания детей о злаковых культурах Игра проводится как «Магазин» Формировать основы безопасности жизни Учить детей составлять уточняющие вопросы Играть можно всем и подгруппам Способствовать овладению навыками счета По типу игры «Вершки и корешки» | «Цепочка слов» «Какой, какая, какие» «Веселый телефон» «Глухой телефон» «Придумай слово» «Закончи сказку» | Формирование фонетического слуха Играет вся группа Развивать умение подбирать прилагательные к существительным Игра – соревнование Развитие внимания Формирование положительного отношения к игре Развитие внимания Формирование положительного отношения к игре Игра – соревнование Какая команда придумает больше слов на заданный звук Формирование умений коллективно сочинять конец сказки «Настрой на позитив» |
XII | «Найди предмет» «Неделя» «Космическое путешествие» «Построим дорогу» «Составь правильно» «Назови соседей» «Исправь ошибку» «Крэкс! Пэкс! Фэкс!» | Способствовать развитию пространственного мышления Все дети по плану ищут спрятанный предмет Формирование познавательных действий Игра проводится по подгруппам Закрепление полученных ранее знаний Квест технология Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира Игра проводится по подгруппа Закреплять представление о количественном составе чисел Формирование понятий: предыдущее, последующее Коллективная игра Способствовать пониманию причинно – следственных связей Развитие аналитического мышления, социальных навыков Формирование исследовательских действий | «Да и нет не говорите» «Литературная викторина» «Мы знаем…» «Разведчики» «Подбери словечко» | Способствовать развитию внимания, развитие речи и логического мышления Способствовать развитию эмоциональной эмпатии Закрепить умение использовать в речи обобщенные понятия Коллективная и индивидуальная игра Формировать умение использовать в играх способ шифра (по 1-ым буквам строк) Развитие фонетического слуха Игра может проводится коллективно и индивидуально Способствовать умению придумывать существительные к прилагательным |
I | «12 месяцев» «Неделька» «Больше, меньше» «Круглый год» «Найди и промолчи» «Наведем порядок» «Из чего сделано» «Левее, правее» «Холодно, горячо» | Формирование готовности к совместной деятельности Закрепить умение последовательно называть дни недели Формировать первичные представления об окружающих предметах Способствовать умению ориентироваться во времени Ориентировка в пространстве Формирование познавательных действий Развитие познавательных действий Развитие ориентировке в пространстве Командная игра Умение взаимодействовать | «Пишущая машинка» «Запретное слово» «Что общего?» «Продажи» | Игра – развлечение соревновательного характера Формирование умения взаимодействовать при достижении цели Способствовать умению составлять рассказ в определенных условиях Формировать умение находить общие признаки и объяснять, доказывать точку зрения Способствовать развитию общения |
II | «Фокус – покус» «Что изменилось?» «Разложи правильно» «Найди ошибку» «Прогулка вслепую» «Что сначала, что потом» «Найди целое из частей» «Что для кого?» | Квест технология Развитие внимания Способствовать умению классифицировать предметы Командная игра Способствовать умению находить неточности в экологической цепочке Развитие воображения, внимания, ориентировки в пространстве Способствовать умению ориентироваться во времени Командная игра Способствует развитию интереса к познавательной деятельности Командная игра Формирование первичных представлений о социальной жизни | «Найди отличия» «Хорошо и плохо» «Время поговорить» «Что мы делали не скажем» «Да и нет не говорите» | Формирование речи, как средство общения Командная игра Учить определять хорошие и плохие поступки; решать педагогические ситуации Развитие внимания Умение выделять главное в услышанном рассказе Способность умению пользоваться невербальными средствами Способствовать развитию внимания и речи |
III | «На что похоже» «Заблудились» «Найди по плану» «Перелетные птицы» «Замри» «Найди отличия» «Кто на чем поедет» «Я беру с собой в дорогу…» | Содействовать совместной проектной деятельности Формирование навыков поведения в ситуации Коллективные действия Формировать умение ориентироваться в пространстве по плану Командная игра Расширение представлений о весенних изменениях в природе Коллективная игра Формировать интерес, способствовать умению координировать свои действия со схематическим изображением Коллективная игра Закреплять умение выделять в процессе восприятия и сравнения предметов, отличия Командная игра (кто больше) Способствовать умению составлять и решать логические задачи Игра по подгруппам Содействовать самостоятельности, умению доказывать точку зрения Развитие логического мышления | «Моя мама…» «Угадай по описанию кто моя мама» «Комплименты» «Слово из слова» «Какой он – герой» | Способствовать умению рассказывать о профессии мамы Способствовать речевому развитию, развитию внимания, воображения Коллективная игра Формировать умение подбирать эпитеты Развитие интеграционной выразительности Развитие внимания, речи Командная игра Способствовать развитию речи и умению использовать символику (Л.Венгер) |
IV | «Найди пару» «Математическая викторина» «Логические цепочки» «Пришелец» «Полеты в Космос» «Так нельзя» «Из чего сделано» «Распредели правильно» | Способствовать расширению представлений о предметах окружающей действительности, умению работать в коллективе Формировать готовность к совместной деятельности Развитие логического мышления, познавательного интереса Способствовать развитию познавательного интереса, патриотических чувств Формировать познавательные действия в коллективе Способствовать развитию навыков безопасности жизни Формировать готовность к совместной деятельности, познавательных действий Совершенствовать умение классифицировать группы предметов | «Хорошо и плохо» «Идем в гости» «День рождения» «Космический сон» «Что мы сделали не скажем» | Способствовать умению разбирать поступки людей, ориентируясь на жизненные ситуации Совершенствовать навыки речевого общения, этикета Совершенствовать навыки этикета, умение самостоятельно организовывать досуг Способствовать развитию творческих и речевых навыков Способствовать развитию умения использовать невербальные средства общения |
V | «Построим дом» «Задачки» Повторение ранее используемых игр | Формирование познавательных, конструктивных совместных действий Учить совместно придумывать задачи и решать их | «Тренинг общения» «Поиск добрых слов» «Пустое место» | Формирование общей культуры личности Оптимизация общего самочувствия Способствовать культуре речевого общения Формирование партнерских отношений |
Мониторинг |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Системы социально – игровых технологий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | Социально – игровые технологии | |||
Познавательное развитие | Речевое развитие | |||
название | содержание | название | содержание | |
IX | Мониторинг | |||
«Дорисуем вместе» «Птички в гнездышке» Игра – драматизация «Без друзей не прожить» Игра – драматизация «Ночные звуки» | Реализация самостоятельности коллективной деятельности Воспитание у детей взаимовыручки в сложной игровой ситуации Способствовать пониманию у детей того, что без друзей трудно жить Формировать способность сострадать, помогать Развивать умение использовать невербальные средства общения | «Запретное движение» «Третий лишний» «Мы веселые ребята» «Пустое место» | Развитие внимания, памяти воспитывать потребность во взаимовыручке Стимулирование двигательной активности, сопереживания Становление саморегуляции в двигательной сфере Овладение соревновательной формой игры | |
X | «Рисуем под музыку» «Оцени героя сказки» «Цветик – семицветик» «Плетень» «Таинственный рисунок» «Угадай по описанию» «Что звучит» «Определи ритм» | Развитие фантазии, воображения, социальных навыков Способствовать развитию умения выражать свое отношение к герою произведения Развитие способностей понимать внутреннее состояние окружающих Формирование готовности к совместным действиям Развитие умения выражать свои эмоции, моторики рук, социальных навыков Формирование представлений о видах искусства Способствовать развитию музыкального слуха Развитие чувства ритма | «Дорожка препятствий» «Чье звено скорее соберется» «Цепи – кованные» «Поймай тень» «Ловушки с лентами» | Овладение соревновательной формой игры – эстафеты Развитие взаимовыручки Способствовать двигательной активности Развитие навыков взаимовыручки Развитие умения взаимодействовать, сопереживать Развитие двигательной активности, ориентировке в пространстве Играть парами Развитие двигательной активности, ловкости, стимулирование сопереживания |
XI | Театрализованная игра «Кот в сапогах» «Запомни и нарисуй» «Угадай на чем играю» «Лото разноцветное» «Украсили комнату» «Оцени рисунок» «Нарисуем вместе» | Развивать творческую самостоятельность эстетического вкуса, умения взаимодействовать Развитие памяти Игра соревновательного характера Развитие тембрового слуха Развитие самостоятельности Развитие умения организовывать игры Формирование эстетического отношения к предметам быта Развитие умения оценивать работы товарищей Развитие коллективного творчества | «Быстрее к флажку» «Веселый футбол» «Самолеты» «Веселая эстафета» «Пчелы и медведи» | Развитие физических качеств, умения договариваться Игра с элементами соревнования Формирование отношений, основанных на сотрудничестве Развитие интереса к спорным играм Развитие физических качеств, внимание, стремление действовать согласованно Способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимовыручки Формирование двигательной активности Воспитание стремления действовать согласованно |
XII | «Придумай сказку со словами…» «Мастерская» «Подумай и отгадай» «Отгадай жанр по описанию» «Заштрихуем по разному» Игра – драматизация «Телефон» «Поможем художнику» | Способствовать умению выполнять задание вместе, используя «художественное слово» Формирование умения изготавливать коллективно творческую работу Развитие звуковысотного слуха, взаимовыручке Закрепить знания о жанрах художественного искусства Развивать умение придумывать совместно задания Развитие воображения, моторики рук умения сотрудничать со сверстниками Способствовать интонационной и звуковой Развитие воображения, закрепления навыков совместной творческой деятельности | «Два мороза» «Не оставайся на полу» «Мышеловка» «Эстафета на санках» «Дорожка препятствий» | Развитие двигательной активности, умения договариваться Способствовать становлению саморегуляции в двигательной сфере Способствовать развитию ловкости, взаимовыручке Формировать готовность к сотрудничеству Психологически – положительный настрой Способствовать развитию волевых качеств Взаимовыручке |
I | «Подберем картины к стихам» «Мы любили пушистое… колючее…» Драматизация «Волк и семеро козлят» «Рифмоландия» «Издадим книгу о зиме» «Волшебный терем» «Минутка общения» | Воспитание эстетического восприятия Развитие чувства колорита, чувства сплоченности и единства Способствовать совместному художественному творчеству Способствовать развитию умения лепить сказочные образы, договариваться, обыгрывать Развитие совместного творчества Обобщение знаний о зиме, воспитание интереса к коллективной работе Обогащение знаний о сказках и героях русского народного фольклора Способствовать речевому общению | «Что полезно?» «Тише едишь…» «Жмурки» «Не задень» «У Маланьи» | Формирование здорового образа жизни Развитие умения взаимодействовать Способствовать развитию умения играть дружно Формирование взаимовыручки Развитие ловкости и умения выполнять совместные действия Способствовать приобщению к народному творчеству |
II | «Поссорились – помирились» «Если нравится тебе…» «Кот и мыши» «Эмоции» «Зимние забавы» «Заштрихованная картинка» «Веселый парашют» | Развитие умения проявлять адекватные эмоции Развитие памяти двигательной, эмоционально – положительного взаимодействия Способствовать развитию сплоченности Развитие социально – эмоционального интеллекта Способствовать созданию волшебной атмосферы, развитию творческого воображения «Конькобежцы», «Чистим дорожки», пальчиковый театр «Зайчик и лиса» Формирование творческих и совместных действий для достижения цели Формирование позитивной установки к сообществу детей | «Мышеловка» «Золотые ворота» «Чай – чай выручай!» «Змейка» «Замри» | Формирование умения действовать сообща Формирование умения действовать сообща Развитие ловкости, внимания Способствовать развитию взаимовыручки Способствовать развитию координации, взаимодействия Стимулирование двигательной активности |
III | «Что мы делали не скажем…» «Дорога в Изумрудный город» «Море волнуется» «Сочиним стих» «Какая картина» «Вместе слепим, поиграем» «Оцени героя» «Дорисуем вместе» | Способствовать развитию умения использовать невербальные средства общения Способствовать коллективному творчеству Способствовать коллективному творчеству Формирование коллективного творчества Формирование умения выражать свои чувства, эмоции словами Способствовать совместному творчеству Способствовать развитию умения выражать свое отношение к герою произведения Реализация самостоятельной коллективной деятельности | «Поменяй предмет» «Чье звено скорее соберется» «Парная эстафета» «Стоп» «Путаница» «Рыбалка» | Стимулировать совместные действия, развитие чувства поддержки товарища Способствовать становлению соревновательного духа Способствовать развитию интереса к взаимодействию Развитие внимания Способствовать сопереживанию Способствовать взаимодействию Развитие двигательной активности, взаимовыручки |
IV | «Угадай по описанию» «Что звучит?» «Какой, какая, какие» «Придумаем сказку со словами…» Театрализованная игра «Дружная семья» «Кто в тереме живет» «Прохлопаем ритм» | Формирование представлений о жанрах и видах искусства Способствовать развитию музыкального слуха Способствовать развитию умения использовать в речи слова – эпитеты Коллективная игра Развитие коллективного творчества Умение использовать средства художественной выразительности «Этот пальчик», «Мама спит», «Что может папа», «Сказка о глупом мышонке» Способствовать совместному творчеству Развитие художественных способностей Способствовать развитию чувства ритма Умение слушать и чувствовать партнеров | «Бездомный заяц» «Веселая эстафета» «Мы веселые ребята» «Передай мяч другому» «Кто быстрее» | Способствовать саморегуляции, развитию взаимовыручки Способствовать развитию навыков сотрудничества Стимулирование двигательной активности, взаимодействия Стимулирование двигательной активности, взаимодействия Развитие двигательной активности чувства партнерства |
V | Повтор предыдущих игр | |||
Мониторинг |
Приложение № 4
Рассказы детей на тему «Выходной день вначале учебного года»
Лена К.
- Я с братом и мамой ходила (торопится) в зоопарк… ммм… (пауза) там видела тигров, обезьян. Они …они ели мясо и еще там всякую еду… (пауза). А я ела мороженое. Потом поехали домой на троллейбусе… (торопится). Там была такая толкучка, я еле доехала.
Назар К.
- Я в субботу ходил к маме на работу (говорит вяло, без интереса). Там больные всякие. Играл машинками, смотрел книжки… (пауза). Даже побегать нельзя было. Скучно.
Таня Л.
- В выходные я гуляла с Мариной, Олей (чешет голову) еще с Алешей. Мы бегали, бесились, играли в мяч… (пауза). Даша смотрела мультики, кушала.
Вывод: рассказы однообразны с длительными паузами. В речи используют глаголы.
Приложение № 5
Пересказы детей вначале учебного года.
Время | Речь ребенка | Примечание |
1 | 2 | 3 |
9:00 | Виталий Б.: … Лиса и рак стоят и разговаривают. Потом Лиса и говорит… раку: - Рак, давай с тобой бегать кто быстрее - Давай Стояли они… забыл… перегоняться. Она побежала… а рак вцепился ей за хвост и сидит там… Потом прибежала лиса, а рак сказал: - А я уже жду тебя. | Пауза Пауза Речь медленная Подсказка Пауза |
9:10 | Миша Б. Лиса и рак вместе разговаривают. … Потом лиса и говорит раку… - Давай перегоняться… А рак согласился и стали они бегать. Вот… А рак залез лисе на хвост и сидит, а потом спрыгнул и говорит - А я уже давно тут. | Речь быстрая Пауза Пауза Речь торопливая |
9:20 | Дима И. Лиса и рак стоят вместе и разговаривают. Лиса говорит раку: - Давай бегать на перегонки. - Давай. … Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился за хвост… Лиса прибежала, обернулась, а рак уже тут. | Речь уверенная, спокойная Пауза Подсказка Пауза Речь неуверенная |
Приложение № 6
Пересказы детей в конце учебного года.
Время | Речь ребенка | Примечание |
1 | 2 | 3 |
10:00 | Виталий Б. В солнечный день на опушке леса… собрались молодые осинки… близко друг к другу, как будто им холодно стало… они вышли погреться на опушку, как люди выходят на солнышко погреться | Пауза Речь неуверенная, пропуски, замена слов Пауза |
10:20 | Миша Б. В солнечный день осенью… у леса собрались молодые… разноцветные осинки, близко друг к другу… как будто им холодно стало и решили они погреться на солнышке, как люди | Пауза, подсказка Пауза Речь неуверенная |
10:28 | Дима И. В солнечный день на опушке леса осенью собрались молодые… осинки, густо…, как будто им холодно стало и вышли они погреться, как люди у нас выходят на солнышко погреться… ой забыл… и сидят на завалинках | Пауза Пауза, речь медленная Подсказка |
Список литературы
- Амонашвили «Педагогическая симфония» ч.3, Издательство Уральского университета, 1993
- А.Г. Арушанова «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
- А. Белкин, И. Зимина, В.И. Яковлев «Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста» Екатеринбург, Иноземье, 1997
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.
- Л.А. Венгер «О чем рассказывает сказка»//ДВ, №5, 1994
- В.Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников», Москва, Просвящение, 1981
- Л.С. Выготский «Избранные психологические исследования» Москва, Издательство АПН РСФСР, 1960
- А.В. Запорожец, М.И. Лисина «Развитие общения дошкольников» Москва, Педагогика, 1974
- Н.В. Ежова «Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении» Ростов – на – дону, Феникс, 2008
- О.А. Скорлупова, Н.В. Федина «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и усвоению общеобразовательной программы дошкольного образования»//Журнал «Дошкольное воспитание», 2010
- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии» Москва, Просвещение, 1995
- Н. Фомановская «Речевая ситуация и стереотипы общения»//Д.В. №3, 1990
- М.И. Чистякова «Психогимнастика» Москва, Просвещение, 1990
- ФГОС ДО, URL: http://минобрнауки.рф