Программы
Разработанные и модифицированные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kaleydoskop.docx | 40.08 КБ |
programma_po_korrektsii_strahov-dedovagrishakova.docx | 53.85 КБ |
programma_po_korrektsii_strahov-dedovagrishakova.docx | 53.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
______________________ ____________________
Протокол № ______ «__»___________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР
«КАЛЕЙДОСКОП»
(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)
В основе лежит программа:
Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет.
Разработчики программы:
педагоги психологи
Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2014г.
Театр начинается с детства. Именно здесь дети всегда играют: сначала сами со своими игрушками, затем друг с другом. Достигнув возраста понимания, дети сталкиваются с первыми трудностями: «вот с этим ребенком мне интересно, а с этим нет, вот этого мальчика или девочку я возьму в свою игру, и поделюсь своими игрушками, а этих детей я не принимаю». Такие трудности выбора будут сопровождать ребенка, затем взрослого человека всю жизнь. Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих отношений. Программа «Психологический театр «Калейдоскоп» строится в рамках художественно - эстетической направленности. Цели и задачи этой программы строятся на формировании творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.
Новизна программы.
Массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - объединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Актуальность программы.
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Занятия строятся в игровой форме, где ребенок, обучаясь навыкам актерского мастерства, пластике, сценической речи, учится «работать» в команде.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.
Период детства от 5 до 7 лет – это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.
Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе.
Театральная деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе занятий у ребят воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Осознание того, что он (ребенок) - маленькая часть большого механизма (в данном случае коллектива), что он один из звеньев в цепочке, где от его собранности, внимания, активного участия зависит общий результат.
(спектакль или другая форма показа коллективной работы) - все это воспитывает в ребенке, прежде всего ответственность. Стремление проявить себя и свои способности. Положительные эмоции, творческий подход, воображение, мышлении - все это «работает» на итоговый результат.
Характеристика программы.
Цель программы – воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
- Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической
речи, пластике;
- Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
- Обучать детей распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно;
Развивающие:
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность,
творческую фантазию, память через упражнения, этюды;
- Развивать координацию, гибкость, пластику.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
- Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.
Организация, формы и методы работы.
Форма проведения занятий: групповые развивающие занятия.
Методические средства, используемые в программе.
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и профилактическим задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, в которых используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Структура программы и занятий.
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
- Организационный момент занятия
- Приветствие
- Разминка, актуализация опорных знаний и умений
- Знакомство с новым программным материалом
- Минутка отдыха
- Закрепление умений и навыков детей
- Рефлексия занятия
- Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение развивающих задач программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Тематическое планирование для детей 5-7 лет
№ п/п | Темы | На год | |
Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
1. | «Знакомство» | 1 | 1 |
2. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
3. | Станция «Кукольная» | 1 | 1 |
4. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
5. | Станция «Волшебная» | 1 | 1 |
6. | Станция «Эхо» | 1 | 1 |
7. | Станция «Чудесная» | 1 | 1 |
8. | Станция «Звонкоголосики» | 1 | 1 |
9. | Станция «Ресторан» | 1 | 1 |
10. | Станция «Жестикуляшково» | 1 | 1 |
11. | Станция «Шишкино-Мишкино» | 1 | 1 |
12. | Станция «Сказочная» | 1 | 1 |
13. | Станция «Поляна Трёх Медведей» | 1 | 1 |
14. | Станция «Лесная» | 1 | 1 |
15. | Станция «Лесная 2» | 1 | 1 |
16. | Станция «Зоопарк» | 1 | 1 |
17. | Станция «Свирелькино» | 1 | 1 |
18. | Станция «Зайкино-Загадайкино» | 1 | 1 |
19. | Станция «Дружная» | 1 | 1 |
20. | Станция «Площадь Превращений» | 1 | 1 |
21. | Станция «Воробьиная Горка» | 1 | 1 |
22. | Станция «Парк Забавных Лягушат» | 1 | 1 |
23. | Станция «Помогайкино» | 1 | 1 |
24. | Станция «Грибное» | 1 | 1 |
25. | Станция «Спортивная» | 1 | 1 |
26. | Станция «Радужный Бульвар» | 1 | 1 |
27. | Станция «Город Добрых Сердец» | 1 | 1 |
28. | Станция «Художников» | 1 | 1 |
29. | Станция «Зеркальная» | 1 | 1 |
30. | Станция «Хохотушкино» | 1 | 1 |
31. | Станция «Старая Деревянная Игрушка» | 1 | 1 |
32. | Станция «Ярких Красок» | 1 | 1 |
33. | Станция «Театральный Парк» | 3 | 3 |
34. | Станция «Приехали» | 1 | 1 |
36 | 36 |
«Утверждаю» «Согласовано»
И.о. директора ГБОУ ЦПМСС _____________________
«Ново-Переделкино» _______________________
Долгова А.Г._____________
«____» _____________20__г. «____» __________20__г.
Программа групповой развивающей работы по программе «Психологический театр «Калейдоскоп»
Специалист: педагоги-психологи Фамилия И.О.: Дедова С.М., Гришакова С.А.
Наименование программы: «Психологический театр «Калейдоскоп» (на основе программы:
Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет.
Цель: воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
- Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической речи, пластике;
3. Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
4. Обучать детей распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя
на сцене и в жизни непринужденно;
5. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
6. Развивать творческие способности детей;
7. Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность, творческую фантазию,
память через упражнения, этюды;
8. Развивать координацию, гибкость, пластику.
9. Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
10. Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.
Возраст: 5 -7 лет.
Режим работы: 1 раз в неделю.
Продолжительность работы: 60 минут (включая динамические паузы)
Общее количество занятий: 36
Методическое оснащение: лепестки ромашки длиной 20 см, фломастеры, цветная бумага, клей-карандаш, игрушечный или нарисованный поезд, клубок ярких ниток, пиктограммы с разным эмоциональным состоянием, кукла Весёлый Клоун, цветные карандаши, куклы-мальчики, куклы-девочки, кукла-перчатка Зайка, спортивные обручи, стулья, музыкальные инструменты, картинка Эхо, фланелеграф, изображение людей разных профессий, предметы утвари, иллюстрации с изображением медведя и ёлочки, маски, зеркала, костюмы для драматизации, загадки, глобус, фото животных, дудочка, игрушки аист и лягушка, фото с изображением штангистов, гантели, Незнайка, бумага, лукошко, глина для детского творчества, книги «Приключения Пиноккио», «Приключения Буратино», краски, ножницы.
Тематическое планирование занятий для детей 5-7 лет
№ п/п | Темы | На год | |
Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
1. | «Знакомство» | 1 | 1 |
2. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
3. | Станция «Кукольная» | 1 | 1 |
4. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
5. | Станция «Волшебная» | 1 | 1 |
6. | Станция «Эхо» | 1 | 1 |
7. | Станция «Чудесная» | 1 | 1 |
8. | Станция «Звонкоголосики» | 1 | 1 |
9. | Станция «Ресторан» | 1 | 1 |
10. | Станция «Жестикуляшково» | 1 | 1 |
11. | Станция «Шишкино-Мишкино» | 1 | 1 |
12. | Станция «Сказочная» | 1 | 1 |
13. | Станция «Поляна Трёх Медведей» | 1 | 1 |
14. | Станция «Лесная» | 1 | 1 |
15. | Станция «Лесная 2» | 1 | 1 |
16. | Станция «Зоопарк» | 1 | 1 |
17. | Станция «Свирелькино» | 1 | 1 |
18. | Станция «Зайкино-Загадайкино» | 1 | 1 |
19. | Станция «Дружная» | 1 | 1 |
20. | Станция «Площадь Превращений» | 1 | 1 |
21. | Станция «Воробьиная Горка» | 1 | 1 |
22. | Станция «Парк Забавных Лягушат» | 1 | 1 |
23. | Станция «Помогайкино» | 1 | 1 |
24. | Станция «Грибное» | 1 | 1 |
25. | Станция «Спортивная» | 1 | 1 |
26. | Станция «Радужный Бульвар» | 1 | 1 |
27. | Станция «Город Добрых Сердец» | 1 | 1 |
28. | Станция «Художников» | 1 | 1 |
29. | Станция «Зеркальная» | 1 | 1 |
30. | Станция «Хохотушкино» | 1 | 1 |
31. | Станция «Старая Деревянная Игрушка» | 1 | 1 |
32. | Станция «Ярких Красок» | 1 | 1 |
33. | Станция «Театральный Парк» | 3 | 3 |
34. | Станция «Приехали» | 1 | 1 |
36 | 36 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
_________________ ___________________
Протокол № _________ «__»__________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
(В основе лежит программа Пазухиной И.А. «Давай познакомимся.
Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»
и методические разработки Костиной Л.М.
«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)
Разработчики программы:
Педагоги - психологи Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2013г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
по коррекции страхов у детей 3-6 лет
Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обучение распознаванию чувств (тревога, страх, опасение и др.).
- Обучение способам преодоления страхов.
- Повышение самооценки.
- Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Первичная диагностика:
- «Мои страхи», методика Захарова А.И.
- «Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
- Проективные методики: «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное М. 3. Друкаревич.
Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. | Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Какой Я?» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 1 | 1 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я – очень хороший» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Отрицательные эмоции» | - | - | 2 | 2 | ||
«Страх мой – враг мой» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | - | - | 1 | 1 |
«Не страшно, а смешно» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Как побороть страх» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | - | - | 2 | 2 |
«Мешок со страхами» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 18 | 18 | 36 | 36 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
2. | Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Какой Я?» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||
«Мой внутренний мир» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Я знаю, я умею, я могу!» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«Я – очень хороший» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Я слушаю настроение» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«Отрицательные эмоции» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||
«Страх мой – враг мой» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||||
«Вот они какие, наши страхи» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Не страшно, а смешно» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||||
«Как побороть страх» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||
«Мешок со страхами» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||||
ИТОГО: | 36 | 36 | 72 | 72 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Коррекционные упражнения и игры к занятиям по работе со страхами
№ п/п | Задача | Упражнения/игры | Источник |
1. | Установление контакта с ребенком. | «Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания», | Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях. | «Звериные чувства», «Стрелялки», «Волшебный мешок», «Срятанные проблемы» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. |
«Глаза в глаза», «Как ты себя сегодня чувствуешь?» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997 | ||
«Хозяин чувств», «Театр», Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева), «Чувство замри» | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2005. | ||
3. | Формирование адекватной самооценки. | «Похвалилки», «За что меня любит мама?», «Зайки и слоники», «Скажи мишке добрые слова» | Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007 |
«Закончи предложения», «Я знаю», «Наши имена», «Расскажи о том, что тебе нравиться в себе», «Комплименты», «Рисуем себя» | Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации. | «Игра в ситуации» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. |
«Воздушный шарик» | Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006. | ||
«Возьми себя в руки» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997. | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации. | «Ролевое проигрывание ситуаций» | Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.,2001. |
6. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | «Глубокое дыхание», «Лифт», «Порхание бабочки», «Водопад», «Жираф», «Цветок», «Радуга», «Волшебный сон», «Полет высоко в небо» | Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005 |
«Динозаврики», «Лови-лови!», «Игра с песком» | Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007 | ||
«Врасти в землю», «Ты – лев», «Сбрось усталость», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997. | ||
«Волшебный ковер», «Разрывание бумаги», «Игра в рисунки» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. | ||
«Выбивание подушки» | Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006. | ||
«Рвем бумагу» | КраснощековаН.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.,2006 | ||
7. | Я и мои страхи. | «Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы… Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 | ||
«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай» | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
«Я хочу» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
8. | Медицинские страхи. | «Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок» | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 |
«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
9. | Страхи, связанные с причинением физического ущерба. | «Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню», Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
10. | Страх смерти. | Сказки о смерти | П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007 |
11. | Страх животных. | «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
12. | Страхи сказочных персонажей. | Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», Сказка «Маша и медведь» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный» | Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей –М,С-П,2006 | ||
13. | Страх темноты и кошмарных снов. | «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
14. | Социально-опосредованные страхи. | «Один дома», «Звуки тишины» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
15. | Пространственные страхи. | «Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
16. | Победили свой страх. Ничуть не страшно. Страх испарился. Я больше не боюсь. Я – смелый. | «Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
«Посмеёмся над страхами | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 |
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
_________________ ___________________
Протокол № _________ «__»__________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
(В основе лежит программа Хухлаевой О.В. «Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе» - М., 2011.и методические разработки Костиной Л.М.
«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)
Разработчики программы:
педагоги- психологи Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2013г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
по коррекции страхов у детей 7-10 лет.
Цель: создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Научить распознавать чувства (тревога, страх, опасение и др.).
2.Научить способам преодоления страхов.
3.Повышение самооценки.
4.Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
5.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Первичная диагностика:
1.«Мои страхи», методика Захарова А.И.
2.«Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
3.Проективные методики: «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное М. 3. Друкаревич.
Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Какой Я?» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Мои мысли, желания, возможности» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 1 | 1 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я – очень хороший» | - | 1 | 1 | 1 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Отрицательные эмоции» | - | 1 | 2 | 2 | ||
«Страх мой – враг мой» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | - | 1 | 1 | 1 |
«Не страшно, а смешно» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Как побороть страх» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я принимаю решение, я действую!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | - | 1 | 2 | 2 |
«Мешок со страхами» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Книга моих подвигов» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 18 | 18 | 36 | 36 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 3 | 3 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 2 | 2 | 4 | 4 |
«Какой Я?» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Мои мысли, желания, возможности» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
«Я – очень хороший» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 2 | 2 | 3 | 3 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Отрицательные эмоции» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Страх мой – враг мой» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Не страшно, а смешно» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Как побороть страх» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Я принимаю решение, я действую!» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | 1 | 1 | 3 | 3 |
«Мешок со страхами» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Книга моих подвигов» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 36 | 36 | 72 | 72 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Коррекционные упражнения и игры по работе со страхами
№ п/п | Задача | Упражнения/игры | Источник |
1. | Установление контакта с ребенком. | «Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания», | Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях. | «Чувства», «Мир чувств», «Направленная визуализация», «Сочинение историй с помощью предметов», «Звериные чувства», «Вылеплялки», «Волшебный мешок» «Делимся чувствами», «Азбука эмоций», «Грустные ситуации», «Я сильный, я слабый», «Я такой, какой я есть», «Пять моих хороших качеств…», «Я похож на …», «Я - предмет», «Коллаж» | Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. - СПб., 2007. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции – СПб., 2006. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М., 1995. Хухлаева О.В. Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе. - М., 2011. Телесно-ориентированные упражнения. - http://www.trepsy.net/teles/ Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по программе «Приглашение в мир общения» - М., 2006. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М.:Книголюб, 2004 |
3. | Формирование адекватной самооценки. | «Я смогу», «Я справлюсь!», «Я сильный, я слабый», «Я смелый!», «Я добрый!», «Жил-был один мальчик (девочка)…», «За что меня любит мама» | |
4. | Актуализация тревожащей ситуации. | «Спрятанные проблемы», рисунок «Трудные ситуации», «Копилка трудностей», «Игры с песком», «Песочные картинки», использование арт-терапевтических техник | |
5. | Проработка тревожащей ситуации. | «Сказочная шкатулка», «Изобрази ситуацию», «Рисунок на стене», «Театр», «Коробка переживаний», «Моя сила в моих руках», «Мне трудно, но…», «Каким я хочу быть», «Я на планете Наоборот», «Ассоциация» | |
6. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | «Насос и мяч», «Полет на ковре-самолете», «Воздушный шарик», «Шалтай-Болтай», «Полянка», «Волшебное Я», «Превращение», «Прогулка в лес», «Кораблик», «Летний дождь» | |
Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | «Не смеяться», «Запаздывающая гимнастика», «Противоположные движения», «Пройти за время», «Сядьте так, как…», «Походки», «Лед и пламень», «Запретные слова», «Росток», «Марионетки», «Пожалуйста», «Стоп» | ||
Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | «Воздушный шарик», «Семь свечей», «Думай о дыхании», «Напрягись, чтобы расслабиться», «Маска для лица», «Певец», «Бульканье», «Сова», «Сон на берегу моря», «Игра с песком» | ||
7. | Я и мои страхи. | «Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы… Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 | ||
Изготовление маски страха, «Театр», «Книга страхов», «Как побороть страх?» «Зеркало» | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай» | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
«Я хочу», «Расскажи о своём страхе», «Заповедное озеро» Т.Зинкевич-Евстигнеева, «Весёлый сон-отдых», Стихотворение «Академик Иванов» Э.Успенский, «Вечерняя сказка» И. Токмакова, Рассказ «Находчивость» Н.Носов, «Сказка о мальчике, который не умел играть» С. Черняева, «Шутки прочь, подходят страхи» А. Мовшович | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
8. | Медицинские страхи. | «Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок» | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 |
«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
9. | Страхи, связанные с причинением физического ущерба. | «Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню» Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
«Прогулка во дворе», «Новоселье», «Городская сказка», «Люди в лесу» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
Этюд «Что в углу?», «Храбрец, боявшийся темноты» С.Черняева, «Ничуть не страшно» Л.Кириллов | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
10. | Страх смерти. | Сказки о смерти | П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007 |
11. | Страх животных. | «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рассуждалки» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
12. | Страхи сказочных персонажей. | Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, Сказка «А вкусная была капуста…», Сказка «Липовая нога», Рассказ «Медвежонок и Баба Яга" | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный» | Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей – М,С-П,2006 | ||
«Превращение Людоеда» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
13. | Страх темноты и кошмарных снов. | «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник», «Что такое темнота?» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
14. | Социально-опосредованные страхи. | «Один дома», «Звуки тишины», «Рассуждалки» «Утро школьника», «Собери портфель», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа», «Праздник – это…» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Этюд «Момент отчаяния» | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
15. | Пространственные страхи. | «Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
«Прыжок с парашютом» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
«Посмеёмся над страхами | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
16. | Победили свой страх. Ничуть не страшно. Страх испарился. Я больше не боюсь. Я – смелый. | «Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
_________________ ___________________
Протокол № _________ «__»__________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
(В основе лежит программа Пазухиной И.А. «Давай познакомимся.
Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»
и методические разработки Костиной Л.М.
«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)
Разработчики программы:
Педагоги - психологи Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2013г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
по коррекции страхов у детей 3-6 лет
Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обучение распознаванию чувств (тревога, страх, опасение и др.).
- Обучение способам преодоления страхов.
- Повышение самооценки.
- Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Первичная диагностика:
- «Мои страхи», методика Захарова А.И.
- «Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
- Проективные методики: «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное М. 3. Друкаревич.
Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. | Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Какой Я?» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 1 | 1 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я – очень хороший» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Отрицательные эмоции» | - | - | 2 | 2 | ||
«Страх мой – враг мой» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | - | - | 1 | 1 |
«Не страшно, а смешно» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Как побороть страх» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | - | - | 2 | 2 |
«Мешок со страхами» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 18 | 18 | 36 | 36 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
2. | Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Какой Я?» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||
«Мой внутренний мир» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Я знаю, я умею, я могу!» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«Я – очень хороший» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Я слушаю настроение» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«Отрицательные эмоции» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||
«Страх мой – враг мой» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||||
«Вот они какие, наши страхи» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Не страшно, а смешно» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||||
«Как побороть страх» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | 1 | 1 | 4 | 4 | ||
«Мешок со страхами» | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||||
ИТОГО: | 36 | 36 | 72 | 72 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Коррекционные упражнения и игры к занятиям по работе со страхами
№ п/п | Задача | Упражнения/игры | Источник |
1. | Установление контакта с ребенком. | «Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания», | Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях. | «Звериные чувства», «Стрелялки», «Волшебный мешок», «Срятанные проблемы» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. |
«Глаза в глаза», «Как ты себя сегодня чувствуешь?» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997 | ||
«Хозяин чувств», «Театр», Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева), «Чувство замри» | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2005. | ||
3. | Формирование адекватной самооценки. | «Похвалилки», «За что меня любит мама?», «Зайки и слоники», «Скажи мишке добрые слова» | Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007 |
«Закончи предложения», «Я знаю», «Наши имена», «Расскажи о том, что тебе нравиться в себе», «Комплименты», «Рисуем себя» | Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации. | «Игра в ситуации» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. |
«Воздушный шарик» | Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006. | ||
«Возьми себя в руки» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997. | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации. | «Ролевое проигрывание ситуаций» | Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.,2001. |
6. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | «Глубокое дыхание», «Лифт», «Порхание бабочки», «Водопад», «Жираф», «Цветок», «Радуга», «Волшебный сон», «Полет высоко в небо» | Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005 |
«Динозаврики», «Лови-лови!», «Игра с песком» | Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007 | ||
«Врасти в землю», «Ты – лев», «Сбрось усталость», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997. | ||
«Волшебный ковер», «Разрывание бумаги», «Игра в рисунки» | Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005. | ||
«Выбивание подушки» | Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006. | ||
«Рвем бумагу» | КраснощековаН.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.,2006 | ||
7. | Я и мои страхи. | «Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы… Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 | ||
«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай» | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
«Я хочу» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
8. | Медицинские страхи. | «Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок» | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 |
«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
9. | Страхи, связанные с причинением физического ущерба. | «Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню», Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
10. | Страх смерти. | Сказки о смерти | П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007 |
11. | Страх животных. | «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
12. | Страхи сказочных персонажей. | Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», Сказка «Маша и медведь» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный» | Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей –М,С-П,2006 | ||
13. | Страх темноты и кошмарных снов. | «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
14. | Социально-опосредованные страхи. | «Один дома», «Звуки тишины» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
15. | Пространственные страхи. | «Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
16. | Победили свой страх. Ничуть не страшно. Страх испарился. Я больше не боюсь. Я – смелый. | «Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
«Посмеёмся над страхами | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 |
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
_________________ ___________________
Протокол № _________ «__»__________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
(В основе лежит программа Хухлаевой О.В. «Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе» - М., 2011.и методические разработки Костиной Л.М.
«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)
Разработчики программы:
педагоги- психологи Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2013г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
по коррекции страхов у детей 7-10 лет.
Цель: создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Научить распознавать чувства (тревога, страх, опасение и др.).
2.Научить способам преодоления страхов.
3.Повышение самооценки.
4.Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
5.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Первичная диагностика:
1.«Мои страхи», методика Захарова А.И.
2.«Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
3.Проективные методики: «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное М. 3. Друкаревич.
Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Какой Я?» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Мои мысли, желания, возможности» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 1 | 1 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я – очень хороший» | - | 1 | 1 | 1 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Отрицательные эмоции» | - | 1 | 2 | 2 | ||
«Страх мой – враг мой» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | - | 1 | 1 | 1 |
«Не страшно, а смешно» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Как побороть страх» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Я принимаю решение, я действую!» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | - | 1 | 2 | 2 |
«Мешок со страхами» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
«Книга моих подвигов» | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 18 | 18 | 36 | 36 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)
№ п/п | Блок | Темы занятий | На полгода | На год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |||
1. | Установление контакта с ребенком | «Здравствуй, это Я» | 2 | 2 | 3 | 3 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях | «Чувства и эмоции» | 2 | 2 | 4 | 4 |
«Какой Я?» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
«Мой внутренний мир» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Мои мысли, желания, возможности» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
3. | Формирование адекватной самооценки | «Здравствуй Я, мой любимый» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Я знаю, я умею, я могу!» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
«Я – очень хороший» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
4. | Актуализация тревожащей ситуации | «Что со мной?» | 2 | 2 | 3 | 3 |
«Я слушаю настроение» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Отрицательные эмоции» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Страх мой – враг мой» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«У страха глаза велики» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Вот они какие, наши страхи» | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
5. | Проработка тревожащей ситуации | «Я не один» | 1 | 1 | 2 | 2 |
«Не страшно, а смешно» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Смелость города берёт» | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
«Как побороть страх» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Я принимаю решение, я действую!» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
6. | Осуществление контроля над объектом страха | «Я есть, Я буду» | 1 | 1 | 3 | 3 |
«Мешок со страхами» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
«Книга моих подвигов» | 2 | 2 | 4 | 4 | ||
7. | Снятие мышечного напряжения 1 | на каждом занятии | ||||
8. | Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | на каждом занятии | ||||
9. | Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | на каждом занятии | ||||
ИТОГО: | 36 | 36 | 72 | 72 |
1 Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения», «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру каждого занятия.
Коррекционные упражнения и игры по работе со страхами
№ п/п | Задача | Упражнения/игры | Источник |
1. | Установление контакта с ребенком. | «Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания», | Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001 |
2. | Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях. | «Чувства», «Мир чувств», «Направленная визуализация», «Сочинение историй с помощью предметов», «Звериные чувства», «Вылеплялки», «Волшебный мешок» «Делимся чувствами», «Азбука эмоций», «Грустные ситуации», «Я сильный, я слабый», «Я такой, какой я есть», «Пять моих хороших качеств…», «Я похож на …», «Я - предмет», «Коллаж» | Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. - СПб., 2007. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции – СПб., 2006. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М., 1995. Хухлаева О.В. Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе. - М., 2011. Телесно-ориентированные упражнения. - http://www.trepsy.net/teles/ Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по программе «Приглашение в мир общения» - М., 2006. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М.:Книголюб, 2004 |
3. | Формирование адекватной самооценки. | «Я смогу», «Я справлюсь!», «Я сильный, я слабый», «Я смелый!», «Я добрый!», «Жил-был один мальчик (девочка)…», «За что меня любит мама» | |
4. | Актуализация тревожащей ситуации. | «Спрятанные проблемы», рисунок «Трудные ситуации», «Копилка трудностей», «Игры с песком», «Песочные картинки», использование арт-терапевтических техник | |
5. | Проработка тревожащей ситуации. | «Сказочная шкатулка», «Изобрази ситуацию», «Рисунок на стене», «Театр», «Коробка переживаний», «Моя сила в моих руках», «Мне трудно, но…», «Каким я хочу быть», «Я на планете Наоборот», «Ассоциация» | |
6. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | «Насос и мяч», «Полет на ковре-самолете», «Воздушный шарик», «Шалтай-Болтай», «Полянка», «Волшебное Я», «Превращение», «Прогулка в лес», «Кораблик», «Летний дождь» | |
Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения | «Не смеяться», «Запаздывающая гимнастика», «Противоположные движения», «Пройти за время», «Сядьте так, как…», «Походки», «Лед и пламень», «Запретные слова», «Росток», «Марионетки», «Пожалуйста», «Стоп» | ||
Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации | «Воздушный шарик», «Семь свечей», «Думай о дыхании», «Напрягись, чтобы расслабиться», «Маска для лица», «Певец», «Бульканье», «Сова», «Сон на берегу моря», «Игра с песком» | ||
7. | Я и мои страхи. | «Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы… Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 | ||
Изготовление маски страха, «Театр», «Книга страхов», «Как побороть страх?» «Зеркало» | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай» | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
«Я хочу», «Расскажи о своём страхе», «Заповедное озеро» Т.Зинкевич-Евстигнеева, «Весёлый сон-отдых», Стихотворение «Академик Иванов» Э.Успенский, «Вечерняя сказка» И. Токмакова, Рассказ «Находчивость» Н.Носов, «Сказка о мальчике, который не умел играть» С. Черняева, «Шутки прочь, подходят страхи» А. Мовшович | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
8. | Медицинские страхи. | «Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок» | Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008 |
«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
9. | Страхи, связанные с причинением физического ущерба. | «Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню» Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
«Прогулка во дворе», «Новоселье», «Городская сказка», «Люди в лесу» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
Этюд «Что в углу?», «Храбрец, боявшийся темноты» С.Черняева, «Ничуть не страшно» Л.Кириллов | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
10. | Страх смерти. | Сказки о смерти | П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007 |
11. | Страх животных. | «Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рассуждалки» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
12. | Страхи сказочных персонажей. | Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, Сказка «А вкусная была капуста…», Сказка «Липовая нога», Рассказ «Медвежонок и Баба Яга" | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный» | Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей – М,С-П,2006 | ||
«Превращение Людоеда» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
13. | Страх темноты и кошмарных снов. | «Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник», «Что такое темнота?» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
14. | Социально-опосредованные страхи. | «Один дома», «Звуки тишины», «Рассуждалки» «Утро школьника», «Собери портфель», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа», «Праздник – это…» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |
Этюд «Момент отчаяния» | Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010 | ||
Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 | ||
15. | Пространственные страхи. | «Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза» | Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008 |
«Прыжок с парашютом» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 | ||
«Посмеёмся над страхами | Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – С-П,2008 | ||
16. | Победили свой страх. Ничуть не страшно. Страх испарился. Я больше не боюсь. Я – смелый. | «Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!» | Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005 |