Методические материалы

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрический смысл отношения при х y 0 k – угловой коэффициент прямой(секущей) Секущая стремится занять положение касательной. То есть, касательная есть предельное положение секущей. Касательная Секущая Автоматический показ. Щелкните 1 раз.

Слайд 2

х y 0 k – угловой коэффициент прямой(секущей) Секущая стремится занять положение касательной. То есть, касательная есть предельное положение секущей. Касательная Секущая Геометрический смысл отношения при Конспект

Слайд 3

х y 0 k – угловой коэффициент прямой( касательной ) Касательная Геометрический смысл производной Производная от функции в данной точке равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке.

Слайд 4

для дифференцируемых функций : 0 ° ≤ α ˂ 180 ° , α ≠ 90 ° α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α – острый tg α >0 f ´(x ₁ ) >0 α = 9 0° tg α не сущ. f ´(x ₃ ) не сущ. α = 0 tg α =0 f ´(x₂) = 0

Слайд 5

Решите задачи. 1 Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у=9х-4х в его точке с абсциссой х = 1 . 2. Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой . 3 0

Слайд 6

3. Определите абсциссы точек, в которых угловой коэффициент касательной к графику функции равен 2. 4. На рисунке изображен график производной . Найдите точки минимума функции . 5. Найдите скорость и ускорение изменения функции в точке .

Слайд 7

7. Найдите значение производной функции в точке . 6. Найдите производную функции .



Предварительный просмотр:

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.

Вариант №1:

Найти общий вид первообразных для данных функций

Вариант №2:

Найти общий вид первообразных для данных функций

  1. у = 2;
  2. у = x – 2;
  3. у = 3x2+4x3;
  4. у = -5x + 3;
  5. у =1/x2 – 2x4;
  6. у = 8(11 – 3x)5;
  7. у = 3(1 – 4x);
  8. у = cos(3x – 4);
  9. у = 6/(5x – 7 )2;

10) у = 4/sin2(10 – 5x).

  1. у = -3;
  2. у = 2x– 4;
  3. у =6x5 + 8x7;
  4. у = x + 9
  5. у = 1/x3 – 12x11;
  6. у = 7(4 – 7x)6;
  7. у = 2(4x + 1);
  8. у = sin(5x – 7);
  9. у = 4/(9x + 3)4;
  10. у = 3/cos25x.



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по математике для 5 класса «Математика  вокруг нас»

Пояснительная записка

       Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

       Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

      Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Спецкурс рассчитан на 35 часов для обучающихся 5 класса. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся,  проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.

Данная программа занятий предназначена, для  всех обучающихся 5 класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.  

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует  обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

Наряду с традиционными  формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся  будут  применяться  видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:  развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области математики;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • учить  применять математическую терминологию;
  • учить проектной деятельности;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение  проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Планируемые результаты освоения программы курса

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  • организация на уроке парно-групповой работы

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

          Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина,  КВНы,  газета,  модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.

Содержание курса «Математика  вокруг нас»

ТЕМА: «Натуральные числа» (5ч)

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков. 

ТЕМА: «Задачи на движение» (6ч)

Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности  выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.

ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (8ч)

Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.

ТЕМА: «Дроби» (5ч)

История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

ТЕМА: «Комбинаторика » (3ч)

Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

ТЕМА: «Проценты в нашей жизни» (7ч)

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Вводное занятие. Натуральные числа.

1

2

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

1

3

Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.

1

4-5

Проект « В мире чисел»

2

6-7

Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

2

8-9

Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.

Особенности  выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.

2

10-11

Проект «Текстовые задачи».

2

12

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения.

1

13

Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

1

14

Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм.

1

15-16

Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел

2

17

Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.

1

18-19

Проект «Мир геометрических фигур»

2

20

 История дробей. История десятичных дробей

1

21-22

Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

2

23-24

Проект по математике – «Ох уж эти дроби…»

2

25

Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики  

1

26

Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества.

1

27

Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

1

28-29

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.

2

30-31

История родного края в задачах на проценты

2

32-34

Учебный проект «Математика вокруг нас»

3

Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся  научатся:

  • создавать презентации;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  •  с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • С уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

Электронные ресурсы на компакт – дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Вводное занятие. Натуральные числа.

Сентябрь

1неделя

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

2неделя

Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.

3неделя

Проект « В мире чисел»

4неделя

Проект « В мире чисел»

Октябрь

1 неделя

Текстовые задачи.

2неделя

Текстовые задачи.

3неделя

Задачи на движение.

4неделя

Задачи на движение.

5неделя

Проект «Текстовые задачи».

Ноябрь

1неделя

Проект «Текстовые задачи».

2неделя

История возникновения геометрии.

3неделя

Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов.

Декабрь

1 неделя

Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм.

2неделя

Задачи на разрезание и составление объемных тел

3неделя

Задачи на разрезание и составление объемных тел

4неделя

Пять правильных многогранников.

Январь

1 неделя

Проект «Мир геометрических фигур»

2неделя

Проект «Мир геометрических фигур»

3неделя

История дробей. История десятичных дробей

Февраль

1 неделя

Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

1неделя

Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

2неделя

Проект по математике – «Ох уж эти дроби…»

3неделя

Проект по математике – «Ох уж эти дроби…»

4неделя

Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики

Март

1неделя

Понятие комбинаторики.

2неделя

Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

3неделя

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.

Апрель

1 неделя

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.

2неделя

История родного края в задачах на проценты

3неделя

История родного края в задачах на проценты

4неделя

Учебный проект «Математика вокруг нас»

Май

1 неделя

Учебный проект «Математика вокруг нас»

2неделя

Учебный проект «Математика вокруг нас»

3неделя

Учебный проект «Математика вокруг нас»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Показательные неравенства 10 класс Час работы научит больше, чем день объяснения. Жан-Жак Руссо

Слайд 2

Свойства показательной функции Если для любых x 1 и x 2 таких, что x 2 > x 1 , выполнено неравенство f(x 2 ) > f(x 1 ). Х 1 Х 2 а х а х 1 2

Слайд 3

Свойства показательной функции Если для любых x 1 и x 2 таких, что x 2 > x 1 , выполнено неравенство f(x 2 ) < f(x 1 ). а х Х 1 Х 2 а х 1 2

Слайд 4

Определение Показательное неравенство – это неравенство, содержащее неизвестное в показателе степени 2 х ˃ 8 0,5х 2х ˂ 14 Х 2 ˃ 9 Укажите показательное неравенство ВЕРНО

Слайд 5

Запомни! а ˃ 1 Если а f( х ) ˃ а g ( х ) ,то f( х ) ˃ g( х ) 0 ˂ а ˂ 1 Если а f( х ) ˂ а g ( х ) ,то f( х ) ˃ g( х )

Слайд 6

Способ решения Уравнять основания степени; Сравнить основание с единицей; Сравнить показатели. Пример: 3 х ˃ 9 3 х ˃ 3 2 а = 3 ˃ 1, х ˃ 2

Слайд 7

Устная работа Решите неравенство 4 х ˂ 16 х ˃ 2 Выберите правильный ответ х ˂ 2 Верно! Ошибочка!

Слайд 8

Устная работа (0,3) х ˂ 1 Решите неравенство х ˃ 0 Выберите правильный ответ Молодцы! х ˂ 0

Слайд 9

Устная работа Решите неравенство ˃ (0,2) х х ˃ 1 Выберите правильный ответ Верно! х ˂ 1

Слайд 10

Работа в группах Удачи!


Предварительный просмотр: