Методические материалы.
Опыт работы, методические разработки. Материалы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по сказке "Колобок" | 33.16 КБ |
Интегрированное занятие "Заюшкина избушка" | 20.14 КБ |
ООД по сказке "Теремок" | 21.4 КБ |
Спортивно-музыкальное развлечение "Все начинается с мамы" | 744.71 КБ |
Спортивно-музыкальное развлечение " День рождения Деда Мороза" | 1.05 МБ |
ООД "В гости к Мишке-Топтыжке" | 1.03 МБ |
Методическая разработка " Спортивная сказка" | 88.9 КБ |
Проект "Здоровый ребенок" | 50.78 КБ |
Степени плоскостопия | 350.13 КБ |
Советы родителям | 382.06 КБ |
ТРИЗ и физическая культура | 476.47 КБ |
Прыжки в длину с места | 888.86 КБ |
Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы. | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 30
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
по физкультуре в 1 младшей группе
(по сюжету русской народной сказки «Колобок»)
Интеграция НОД:
Физическая культура, социализация, безопасность, познание, коммуникация,
музыка.
Задачи:
Физическое развитие: Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение прыгать на двух ногах на месте; продолжать учить детей ползать на четвереньках по прямой; учить выполнять упражнения слаженно и дружно; развивать равновесие про ходьбе по гимнастической скамейке; воспитывать ловкость; развивать двигательные навыки и умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Социально-личностное развитие: развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием; с помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения; познакомить с элементарными правилами поведения – не уходить из дома одним, не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей; продолжать учить детей употреблять в речи вежливые слова – здравствуйте, до свидания, спасибо.
Познавательно-речевое развитие: учить двигаться за воспитателем в определенном направлении; воспитывать бережное отношение к растениям и животным; помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы; учить детей повторять несложные фразы.
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым; формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (зайка прыгает, мишка косолапый идет); развивать положительное отношение к художественному слову, любовь к сказкам.
Методические приемы: беседа, показ, художественное слово, игровой прием, практический выполнение детьми физических упражнений, сюрпризный момент – персонажи, сопровождение занятия речитативом по сюжету сказки.
Материал и оборудование:
Деревья, цветочки, бабочки, стрекозы (картонные); костюмы и атрибуты сказочных персонажей - бабушка, заяц, медведь, лиса, колобок; домик старика и старухи, для мишки – мёд и шишка, для лисы – кулек конфет; дуги-2шт., гимнастическая скамейка, музыкальное сопровождение, угощение для ребят.
Ход занятия
I. Вводная часть
- Дети, вы любите сказки? (Да)
- Вы знаете сказку Колобок? (Да)
- Я предлагаю вам отправится в путешествие по сказке «Колобок».
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни...
А чтоб было интересней,
Сказки старые покажем,
И в стихах мы их расскажем...
Все готовы? В добрый час!
Начинаем мы рассказ.
Отправляемся в путь.
Содержание | Речитатив | Дозировка | Методические указания |
Ходьба стайкой. Бег. Ходьба стайкой. | Мы шагаем вместе дружно Ведь попасть нам в сказку нужно Вместе весело идем И ничуть не устаем Чтоб быстрее нам добраться Нужно всем нам пробежаться Снова весело идем В сказку скоро попадем | 30 сек. 20 сек. 30 сек. | Следить, чтобы дети ходили и бегали не наталкиваясь друг на друга. |
II. Основная часть. ОРУ 1. И.п. ноги слегка расставить, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, опустить | - Жил старик со своею старухой В маленькой лесной избушке. Утром проснулся дед, вышел из домика, потянулся. | 4 раза | Спина прямая, руки в локтях не сгибать. |
2. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны. | Попросил однажды Дед: «Испеки-ка на обед Колобок румяный, вкусный, Раньше ты пекла искусно». | 4 раза | Спина прямая, руки на поясе, ноги от пола не отрывать. |
3. И.п. ноги на ш.с., руки на поясе. Приседания. | - Старуха по сусекам помела, Горсти две муки нашла, Больше-то не нужно. Соль добавила, песок, Ложки две сметаны. Славный выйдет колобок, Пышный и румяный. | 4 раз | Руки на поясе. |
4. И.п. ноги на ш.п., руки опущены, наклоны вперед | Хоть у бабки мало силы Бабка тесто замесила Вышел ровный, вышел гладкий И румяный колобок. | 4 раз | Колени не сгибать, руками коснутся пола. |
5. И.п. ноги в свободном положении, руки на поясе. Прыжки. | Непоседа Колобок У него румяный бок Стал он прыгать и скакать Бабку с дедом потешать. | 20 сек | Прыгать на носочках. |
Ходьба стайкой. Бег. Ходьба. | Попрыгал он немножко Устали его ножки Не умеет он скучать На окошке стал шагать. Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: «Убегу! Разомнусь немножко!» -Дети, можно без разрешения уходить из дома? (Нет) -Правильно, нельзя! А почему? (Потому что можно заблудиться и потеряться). Колобок убегает. - Давайте догоним Колобка и объясним ему, что убегать из дома нельзя. Маленькие ножки Бегут по дорожке Крикнем вместе: «Колобок! Колобок, румяный бок! Далеко не убегай Бабку с дедом не пугай» По тропе за Колобком Дружно весело идем. | 30 сек 20 сек 30 сек | Следить, чтобы дети ходили не наталкиваясь друг на друга. |
ОВД Музыкальное сопровождение: «В лесу, пение птиц». Ползанье на четвереньках по прямой под дугами
| - Покатился Колобок Мимо елок и берез, Мимо бабочек, стрекоз И цветочков разных: Желтых, синих, красных. | 2 раза | Спинку прогибать, не задевая дуги. (После ползанья потянуться) |
Ходьба по гимнастической скамейке | Катится по мостику: Видит в небе синеву И зеленую траву. В небе солнце красно, Все вокруг прекрасно. | 2 раза | Руки на поясе, смотреть вперед, спина прямая, держать равновесие. |
Прыжки на месте | А навстречу, ой-ой-ой, Скачет заинька косой: « Съем сейчас тебя я, Колобок Колобок, румяный бок!» - С зайкой надо поиграть Дружно весело скакать Колобку дать убежать. Скачут зайки на лужайке Не устанут наши зайки Прыг скок, прыг да скок Под ракитовый кусток. | Руки перед грудью, прыгать на двух ногах, на носочках. | |
Укатился Колобок, Замелькал румяный бок. А навстречу, ой-ой-ой, К нему медведь идет большой: Да ведь это Колобок. Съем тебя я, Колобок Колобок, румяный бок!» Колобок: Помогите, мне друзья Есть меня никак нельзя! - Мишка с нами поиграй И ребят по забавляй Будем весело играть Никого не обижать |
| ||
Игра «Мишка, мишка шалунишка» | Мишка, мишка шалунишка В лапах мед, большая шишка Мишка, мишка не зевай И ребяток догоняй. | 1 раз | Следить, чтобы дети бегали не наталкиваясь друг на друга, учить реагировать на сигнал. |
Подвижная игра «Лиса-плутовка» | Покатился Колобок, Замелькал румяный бок. А навстречу, ой-ой-ой, Шла лиса тропой лесной. Лиса: Здравствуй, здравствуй Милый друг! Как прекрасно всё вокруг У меня конфет кулёк Угощайся Колобок. Лиса угощает Колобка. -Дети, можно у незнакомых брать угощение. (Нет, нельзя) - Правильно! А почему нельзя? (Потому что незнакомей может заманить вас конфеткой и украсть.) - Дети, вы помните, что случилось с Колобком в сказке? (Колобка съела лиса.) - А мы с вами помешаем лисе и спасем Колобка. Ох, лиса, лиса, лиса Ты лиса-плутовка Обманула Колобка В сказке очень ловко. Лучше с нами поиграй И детишек догоняй. | 1 раз | Следить, чтобы дети бегали не наталкиваясь друг на друга, учить реагировать на сигнал. |
III. Заключительная часть.
Ходьба. | Непослушный озорник, Колобок из детской сказки Много делаешь ошибок Дети скажут без подсказки Отведем тебя домой К дедушке и бабушке Что в беду не попадать Нужно много правил знать. Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Около домика: Колобок: Спасибо, ребятки, что помогли мне. Я больше никогда не буду без разрешения уходить из дома и гулять один в лесу. -Тук, тук, тук! Выходит бабушка. Бабушка: Здравствуйте! Дети: Здравствуйте! Бабушка: Спасибо, дети, что вернули Колобка домой. В благодарность я угощаю вас конфетками. Дети: Спасибо! До свидания! Бабушка: До свидания! Уходит. | 40 сек | Следить, чтобы дети ходили не наталкиваясь друг на друга. |
Итог - Дети, наше путешествие по сказке закончилось. - Кого мы встретили в сказке? (Колобка, зайца, медведя, лису, бабушку) - Что мы делали с зайкой, с мишкой, с лисой? (С зайцем – прыгали, с мишкой и лисой играли). - Молодцы, дети! Я очень рада, что вы у меня такие ловкие, смелые, послушные! |
~ ~
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по физической культуре и образовательной деятельности (изо.)
В младших группах.
«Заюшкина избушка»
Задачи:1.Формирование правильной осанки в процессе выполнения игровых двигательных заданий
2.Повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
3.Развитие мыслительных процессов (наблюдение,сравнение,обобщение).
4.Воспитание чувства сопереживания.
Наглядные пособия: игрушки-лиса,Заяц ,ежик,собака,медведь,петух.
Предшествующая работа: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия.
Инструктор:Давайте ребятки вспомним сказку «Заюшкина избушка».Что с зайчиком случилось?
Мы пойдем сегодня к зайке в гости,
Зайка в домике живет.
Ребятишек давно ждет.
Зашагали наши ножки Ходьба с хлопками впереди,по коленям,
над головой.
Прямо по дорожке,
К зайкиной избушке.
Поскачем по дорожке подскоки
Меняя часто ножки.
Ручками похлопали с хлопками впереди себя.
Ножками потопали Дробный шаг.
Как лисички побежали Бег на полусогнутых ногах.
Хвостиками помахали «повиляли хвостиком»
Притаились под кустом «поворот кругом».
Побежали все кругом. Чередовать разные темпы бега.
Инстр.: Пришла весна,избушка у лисы растаяла и попросилась она к зайке. Шла она по лужам,чтобы не простудиться,лисичка стала массаж делать:
Скользящими движениями растирать ладони.
Слегка касаясь пальцами,провести по лбу(6 раз)
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам (6 раз).
Кулачками растереть крылья носа.
«Пробежаться» пальцами по лицу сверху вниз.
Погладить ладонями лицо и шею.
Инстр.: Попросилась лиса к зайчику,да его и выгнала.
Встретил зайчик ежика. Дыхательная гимнастика
«Ежик» - И.п.: сидя на коврике, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф».
Основные движения
Инстр.:Чтоб до дому им дойти нужно мостик перейти.(ходьба по ребристой дорожке.)
Здесь не пройти ,лужи большие,здесь придется проползти(проползание в «туннель»)
А теперь ручеек,перепрыгни –ка дружок.(перепрыгивание через кубики).
Вот и пришли к дому зайка и ежик.
Лиса прогнала ежика.Не помог ежик зайчику.
Идет собачка навстречу зайке. Тоже помочь хочет.
Встали на четвереньки и отвели ногу назад(5 раз)
И собачка не помогла,ее лиса прогнала.
Навстречу медведь идет,помочь хочет(показ игрушки).
Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками). Ходьба по-медвежьи.
П.И «Зайка серенький сидит».
Инстр.:Лиса и медведя прогнала. Сидит зайка плачет.
Появляется петушок (игрушка). Дыхательная гимнастика
«Петух» - И.п.: встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».
Инстр.:Такого голосистого петушка лиса,конечно, испугалась,выскочила из зайкиной избушки и убежала далеко.Все звери ,которые хотели помочь зайчику, встали в дружный хоровод.
П.И «Ровным кругом».
А затем воспитатели в группах провели аппликацию и лепку по сказке «Заюшкина избушка»
Предварительный просмотр:
ООД «ТЕРЕМОК»
Сюжетное физкультурное занятие для детей старшей группы
Данное занятие сюжетное по сказке «Теремок». Во вводной части использованы разные виды ходьбы: обычная, широким шагом, продвижение вперед прыжками, семенящий шаг, на наружной стороне стопы, в полуприсяде на носках.
Общеразвивающие упражнения – «постройка теремка» из разных исходных положений.
Основные движения - преодоление препятствий с элементами двигательного творчества детей.
Заключительная часть - успокаивающая игра (релаксация).
Такое занятие помогает повысить интерес детей к физической культуре, а воспитателю увидеть, чему дети уже сумели научиться.
Задачи:
- Упражнять детей в умении подлезать под дугу знакомыми способами.
- Учить детей выполнять движения по схемам.
- Развивать самостоятельность в подлезании под дугу по заданным схемам, двигательное творчество при движении через тоннель, из обруча в обруч, ходьбе по гимнастической скамейке.
4. Воспитывать находчивость, смелость, выносливость.
Оборудование: гимнастические палки по количеству детей, схемы, дуги для подлезания, гимнастическая скамья, обручи, тоннель.
Ход занятия
Воспитатель вносит в книжный уголок иллюстрированную книгу со сказкой «Теремок». Дети ее рассматривают. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этой сказке.
1 часть
Ходьба обычная.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (прыжки зайца).
Ходьба широкими шагами (шаг волка).
Ходьба семенящим шагом (шаги мышки).
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (прыжки лягушки).
Ходьба на наружной стороне стопы (шаг медведя).
Ходьба врассыпную с перешагиванием через палки (шаг хитрой лисы).
Бег врассыпную.
Перестроение в колонны по три.
2 часть
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками «Строим теремок»
1. «Строим переднюю стенку» - 8 раз
И.п. - ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках внизу
- - руки вперед
- — руки вверх
- - руки вперед
- - руки вниз
2. «Строим боковые стенки» - 8 раз
И.п. - ноги на ширине плеч, палка на лопатках
- - наклон вправо
- - и.п.
- - наклон влево
4-и.п.
3. «Посмотри в окошко» - 6 раз
И.п. - стоя на коленях, руки с палкой внизу
- — сесть между ступней, руки с палкой вытянуть вперед
- - и.п.
- - сесть между ступней, руки с палкой вытянуть вперед
- - и.п.
4. - 8 раз
И.п. - сидя, ноги широко расставлены, палка на ногах в двух руках
- - наклон вперед, коснуться правого носка
- - и.п.
- - наклон вперед, коснуться левого носка
- - и.п.
5. «Дотянемся до крыши» - 5раз
И.п. - лежа на спине, палка в прямых руках за спиной
- - поднять прямые ноги, носками коснуться концов палки
- - и.п.
6. «Со ступеньки на ступеньку»
Прыжки на двух ногах через палку, в чередовании с ходьбой из исходного положения, стоя боком к палке.
Перестроение детей в одну колонну.
- Вот дети, мы и построили теремок. Скажите, какой праздник празднуют после того, как дом построен? Да, конечно, новоселье! На новоселье готовят угощение. И мы с вами испечем пироги с лесными ягодами. Нам нужно пойти в лес и найти ягодную поляну. (Готовится оборудование) Но на пути у нас препятствия!
Основные движения
- Ходьба по гимнастической скамье (по мосту). Используются разные виды ходьбы: прямым шагом, боковым шагом, сохраняя равновесие.
- Подлезание под дугу по схеме (на коленях и локтях).
- Перепрыгивание в обруч на двух ногах, на одной ноге.
- Подлезание под дугу по схеме (на коленях и ладонях).
- Прыжки через обруч.
- Подлезание под дугу по схеме (на ладонях и ступнях).
- Пролезание через тоннель.
(Полоса препятствий преодолевается детьми 5 раз. Оборудование убирается).
- Ребята, мы преодолели все препятствия и оказались на поляне. (Выполняется массаж кистей рук, сидя на ковре.) Сейчас мы из зерен смелем муку (имитация жернова - массаж ладони одной руки кулаком другой). Замесим тесто, месим энергично, чтобы тесто стало пышным, эластичным. Скатаем жгут из теста, нарежем его на кусочки, положим начинку и слепим пирожок. Поставим в печку.
- Наелись пирожков, поиграть захотелось!
Подвижная игра «Волшебные елочки». Волшебные елочки - дети, выбирается лесник с помощью «стрелочки». Вспоминаются правила игры: по сигналу «ночь» дети бегают, кружат по всему залу, по сигналу «лесник» - строятся в одну колонну и не шевелятся; лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой (игра повторяется три раза). В конце игры отмечаются успехи детей.
3 часть
- Ой, ребята, пока мы с вами строили теремок, преодолевали препятствия, играли, в лесу стемнело и ничегошеньки не видно. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, представим, что в лесу темно. Я поведу вас в детский сад, а вы крепко держите друг друга за руки и слушайте, куда ведет вас рука товарища (дети идут по залу за воспитателем, держась за руки).
В лесу темно, все спят: и деревья, и птицы, и звери. Мы идем по лесу, держа друг друга за руки. Нам не страшно, потому что мы вместе. Вот мы и пришли в детский сад. Открывайте глаза. Закончилось наше путешествие по сказке «Теремок».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Искорка»
Методическая разработка
« Спортивная сказка в системе
физического воспитания»
Образовательная область: «Физическое воспитание»
Автор: Гончар Ирина Вячеславовна,
инструктор по физической культуре.
2016
Введение.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Американский философ и педагог Джон Дьюи писал: «Если мы будем учить детей так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Поэтому, заботясь о сохранении и укреплении здоровья детей, я постоянно нахожусь в творческом поиске эффективных методов и приёмов работы.
Одним из путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. В основу их внедрения положена сказка, которая в образовательной области «Физическое воспитание» представлена, как «Спортивная сказка». Почему сказка? Сказка! Как велико её значение для развития и воспитания ребёнка. Сказки обогащают внутренний мир и жизненный опыт детей, развивают воображение и образное мышление. Да, сказки можно не только читать и рассказывать, в них можно играть, организуя разнообразные занятия, конкурсы и эстафеты на основе их сюжетов. Игровые сказочные путешествия - всегда интересное, весёлое, торжество, которому рады и дети и взрослые.
Использование оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Сюжет + игра + движение, творят чудеса. Все вместе взятое создает положительные эмоции, способствуют физическому развитию, развивают воображение и физические навыки. Они облегчают процесс вхождения в занятие и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность.
Музыкальное сопровождение способствует эстетическому развитию, а
образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию.
Работа в направлении «Спортивная сказка» позволяет:
- делать из обычной сказки – спортивную;
- составлять комплекс интересных и привлекательных для ребенка заданий,упражнений;
- делать сказочные,веселые зарядки, физкультминутки;
- читать сказки и заниматься физкультурой используя сюжеты сказок;
- через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение.
Система работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Передо мной возникла педагогическая проблема - какими формами, средствами, методами через спортивную сказку повысить интерес детей к физкультуре и воспитать привычку к здоровому образу жизни. Была определена цель работы в данном направлении.
Цель: создать модель организации физкультурно - оздоровительной деятельности на основе спортивных сказок, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять психическое, физическое и эмоциональное здоровье дошкольников.
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий.
Образовательные:
- раскрывать творческий потенциал детей, стимулировать воображение через внедрение в физкультурно-оздоровительную работу спортивных сказок;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
- учить осознавать ценность здорового образа жизни.
Развивающие:
- удовлетворить природную потребность детей в движении;
- способствовать развитию координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве;
- развивать осмысленность, эмоциональную регуляцию и произвольность движений;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
1. Программно-методическое обеспечение
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают учёные В.Г. Алямовская, М.Л.Лазарева, Л.Г. Татарникова и многие другие. Они доказали, что возраст до 7 лет наиболее благоприятен для обретения привычки быть здоровым. В основу данной работы положены научно-методические разработки и рекомендации, направляющие педагога на формирование у ребёнка интереса к своему личному здоровью, развитию физических качеств, ответственности за себя, это авторская система Ефименко Н. Н. «Физкультурные сказки или как подарить детям радость», где в основу занятий положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Суть методики – в применении приема театрализации сказки в двигательно-игровой деятельности: физкультурная сказка признается основной формой взаимодействия педагога с детьми.
Программа Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью в программе проходит мысль о необходимости превратить казенные однообразные занятия по физкультуре в увлекательные занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений
В пособии Н.А. Фоминой » Сказочный театр физической культуры (физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок)» представлен материал по организации и проведению физкультурных занятий в музыкальном ритме сказок с дошкольниками 3-7 лет, содержание которых, направлено на физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие, формирование эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, выразительности движений.
Среди различных программ, методик, технологий, направленных на физическое развитие детей, учет их индивидуальных особенностей, была выбрана «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова. Отличительной особенностью данной технологии оздоровления является организация двигательно – оздоровительных моментов на занятиях и в свободной деятельности дошкольников. Апробированные на практике игры на развитие мелких мышц руки, мимики, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, двигательные паузы, оздоровительные минутки, релаксации способствовали развитию осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений; обогащению творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и физическим возможностям, формированию осознания их значимости и уникальности. Воспитание и обучение детей по методике «Физическая культура дошкольникам» под редакцией Л.Д.Глазыриной в младших группах проходит по системе «Очарование», в которой важным моментом в проведении игр и занятий является эмоциональный фон за счет:
- умение педагога очаровать ребенка собой, своей личностью, своим внешним видом
- очаровать ребенка им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действию с ними.
В старших группах работа идет по системе «Ненасильственное воспитание», где каждое занятие-это встреча с новым, где при обучении двигательным умениям и навыкам используется сюжетно-образное изложение (на основе сказки), эмоциональный фон, что позволяет все игры и занятия проводить непринужденно, с юмором, с учетом интересов детей, воспитывать у них желание заниматься физической культурой и развивать познавательные процессы решать задачи сенсорного воспитания, развитие речи, общение.
2.Этапы реализации опыта
Весь процесс внедрения методической разработки«Спортивная сказка» с использованием здоровьесберегающих технологий в работу дошкольного учреждения строился в три этапа:
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Изучение возможностей и потребностей детей, педагогического коллектива и родителей по внедрению в систему физического воспитания «Спортивной сказки»
Второй этап: «Практический»
Введение здоровьесберегающих технологий в систему физического воспитания ДОУ через спортивные сказки.
Разработка конспектов занятий, досугов, развлечений по сказочным сюжетам.
Разработка схем и технологических карт занятий. Разработка алгоритма занятия, картотеки здоровьесберегающих технологий.
Взаимодействие педагогов ДОУ
Взаимодействие родителей.
Третий этап: « Обобщающий»
Совершенствование результатов работы.
- Анкетирование родителей.
- Мониторинг детей
- Результативность работы в данном направлении.
3. Приложения
3.1. Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ (Консультации, мастер классы, семинар-практикум и др.)
3.2. Схемы, технологические карты занятий.
3.3. Картотека здоровьесберегающих технологий.
3.4.Взаимодействие с родителями.(Открытые мероприятия ,консультации, мастер классы, домашние задания, анкетирование и др.)
3.5. Инструментарий мониторинга.
3.6. Результаты мониторинга.
4. Предполагаемый результат:
-оптимизация физкультурно-оздоровительной работы воспитателей и специалистов МАДОУ;
-повышение интереса к физкультурным занятиям и гимнастике;
- овладение навыками самооздоровления;
-снижение уровня заболеваемости;
-осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
-привлечение и участие родителей в совместной физкультурно-оздоровительной работе.
Вывод.
В результате внедрения спортивных сказок в систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы .
Дети с желанием ходят на физкультурные занятия, у них появился устойчивый интерес к спортивным упражнениям, играм, они овладели элементами техники всех видов жизненно важных движений; научились самостоятельно пользоваться приобретенными навыками в различных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30
Проект
по физической культуре
«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:Инструктор по физическому воспитанию
1 квалификационной категории
Гончар И.В.
«Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его»
Актуальность
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений, ухудшения экологической среды, здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Такая проблема затрагивает детей уже в дошкольном возрасте. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада в необходимости активного применения здоровьесберегающих технологий. Перед педагогами ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе.
По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7 летнего возраста, могут считаться здоровыми, а значит и адаптированными к школе.
В качестве основной идеи разработки проекта, мы определили необходимость расширенного применения в работе здоровьесберегающих технологий, их углубленного внедрения в систему общего и физического оздоровления детей. Так же, необходимо сформировать систему работы с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания и оздоровления детей. Выявленная, в ходе анкетирования, низкая компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения не способствует сохранению и укреплению здоровья детей. В этом возрасте, у ребёнка связь с семьёй особенно тесная,поэтому необходимо эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Пояснительная записка.
Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые призваны обеспечить организацию физического воспитания в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку гармоничное развитие, помогло ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения его уровня.
Особенности:Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности и перехода ребенка к более сложному виду деятельности, т.е. к обучению в школе.
Цель:продолжать развитие и совершенствование физических качеств для адаптации ребенка к школе.
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности;
- Выявление уровня знаний родителей по вопросам здоровьесбережения,
расширение их кругозора в этой области.
Проект: долгосрочный;
практико-ориентированный, социально-педагогический.
Участники проекта на год:дети подготовительной группы,инструктор по физической культуре, медицинские работники, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, психолог, родители.
Диагностический инструментарий:анкеты, тесты, паспорта здоровья.
Планируемый результат:
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Повышение уровня физических способностей.
- Снижение заболеваемости.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
- Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы.
Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
мониторинг физических способностей и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств). Повышение уровня здоровье устойчивости и успешной адаптации к школе.
Основные этапы проекта:
На современном, так называемом рискогенном этапе развития общества и возникшей потребности решения проблемы состояния здоровья дошкольников, особенно остро встает вопрос о необходимости внедрения новых, ранее не использованных, а так же более качественного и углубленного внедрения систем и технологий оздоровления.
Работа с педагогами:
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания педагогов на том, что у них главная социальная роль; - просветительная работа по направлениям проекта;
Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
- Внедрение новых методик и упражнений для часто болеющих детей, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;
- Диагностика состояния здоровья детей подготовительной к школе группы;
- Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места проживания;
- Пропаганда здорового образа жизни;
Методические рекомендации по оздоровлению:
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в ДОУ на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
- Привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
- Обучение дошкольников приемам личной самодиагностики, регуляции
- Беседы, валеологические занятия.
- Психологические тренинги.
Работа с родителями:
На начальном этапе совместной деятельности с родителями, необходимо выявить условия организации режима дня ребенка в семье, узнать какое место занимает физическое воспитание дома, способствуют ли родители укреплению здоровья ребёнка и приобщают ли они его к спортивной жизни.
Используем такиемеханизмы работы с родителями, как проведение бесед, опросов, анкетирование, консультаций-групповых и индивидуальных.
Эта работа позволит нам определить компетентность и заинтересованность родителей в вопросе совместной деятельности по укреплению психо-физического состояния организма ребёнка.
Проведенное анкетирование среди родителей подготовительных групп, показало, что из общего числа опрошенных (100%) :
60%родителей - уделяют недостаточное внимание и время на физическое развитие ребенка дома;
30% родителей- периодически уделяют время для совместной спортивной деятельности;
5% родителей - поддерживают спортивный образ жизни и приобщают к нему ребенка, создают в семье необходимые для этого условия;
5% родителей – составляют так называемую «группу риска», проявляют полную незаинтересованность и отсутствие необходимых познаний в вопросе необходимости всестороннего укрепления организма растущего ребенка, роли и необходимости участия родителей в этом процессе.
С родителями из «группы риска» необходимо проведение неоднократных дополнительных индивидуальных консультаций/
Основным механизмом (реализации) для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности(схема 1).
Схема 1.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).
Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
- Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.
- Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
- Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
Отличительная особенность совместных физкультурных занятий заключается в следующем:
- Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
- Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший эмоциональный настрой.
- В конце занятия родителям выдаются памятки, даются рекомендации.
Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от рациональной организации детей и взрослых на занятии (таблица 1).
Таблица 1.
Форма проведения | Содержание |
Сюжетные занятия( по сказке) | В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. |
Интегрированные занятия | Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации. |
В игровой форме | В содержание игрового занятия включены эстафеты, подвижные игры. Для выполнения движений используются приемы имитации, подражания. |
Занятия-практикумы Примечание. При подготовке к занятиям-практикумам особое внимание необходимо обратить на аргументированность и доказательность тех положений, с которыми педагог знакомит родителей. | Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части:
|
| |
| |
|
Таблица 2.
План-график реализации проекта.
Предполагаемая ДАТА проведения проекта | Мероприятия | Задачи | Ответственный |
Сентябрь Сентябрь Май-сентябрь Май-сентябрь |
| Инструктор ФИЗО, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. | |
| Определение компетентности родителей в вопросах физического развития ребенка. Обеспечении режимных моментов в семье, приобщение детей к спорту. | Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, администрация ДОУ. | |
| Формирование теоритеческой и социально-практической базы для успешного применения и обеспечения реализации проекта в ДОУ. | Инструктор ФИЗО, администрация ДОУ. | |
| Приобщение родителей к совместной деятельности рамках ДОУ. | Инструктор ФИЗО. | |
. Октябрь Декабрь-январь 1 раз в квартал 1 раз в месяц по запросу родителей и педагогов 2 раза в год в течение года Октябрь-Май Май-Июнь |
| Формирование интереса у родителей к совместной деятельности в рамках проекта | Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ. |
| Выявить наличие роста показателей физической подготовленности ребенка и укрепления его здоровья. | Инструктор ФИЗО, воспитатели, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ | |
| |||
| Повышение компетентности родителей по вопросу оздоровления детей. | Инструктор ФИЗО | |
| оказание помощи по организации режимн.моментовдома,семьям, не имеющим таких знаний | Инструктор ФИЗО | |
| Информирование родителей опроводимой работы в ДОУ в целом и рамках проекта | Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, медсестра, администрация ДОУ. | |
| Наглядность информационного материала, приобщение и вовлечение в совместную деятельность. | Инструктор ФИЗО, воспитатели. | |
| Приобщение родителей к совместному с ДОУвлиянию на психофизическое сотояние детей. Приобщение их к спортивной жизни ребенка в саду. | Инструктор ФИЗО, воспитатели. | |
| Показ продуктивности используемого проекта, укрепление взаимосвязи с родителями . | Инструктор ФИЗО | |
Май Июнь-август |
| Определение наличия динамики роста физ.качеств, состояния здоровья. Повысить авторитет ДОУ, укрепить взаимосвязь и сотрудничество с семьями воспитанников | Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ. |
| Материал для обмена опытом с коллегами района | Инструктор ФИЗО | |
Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу. | Распоространие опыта | Инструктор ФИЗО |
Ожидаемые результаты.
- Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе.
- Снижение заболеваемости до 12 пропущенных дней одним ребенком в год.
- Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Вследствие реализации творческого проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Воспитанники и их родители демонстрируют высокие показатели в личном зачете, занимая призовые места в соревнованиях на муниципальном уровне
. Участие родителей в совместной деятельности, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным изменениям в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей в сравнении за 2011-2014гг.
По данным анкетирования можно утверждать, что родители осознанно подходят к воспитанию здорового ребенка, понимают важность всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей (рис. 3).
Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни составляет 89%.
Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье.
Были определены уровни физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий), которые включают в себя виды испытаний, определяющие физические качества детей:
- подтягивание, вис на перекладине – определение силовой и статической выносливости, силы мышц верхнего плечевого пояса;
- прыжок в длину с места – определение динамической силы;
- подъем туловища – определение скоростно-силовой выносливости;
- челночный бег 3*10м – определение быстроты и ловкости;
- бег на 30м – определение общей выносливости.
Следовательно, эффективность педагогического опыта обосновывает необходимость целенаправленного обучения сохранению и укреплению здоровья на этапе дошкольного возраста.
Перспективы развития проекта.
Данный проект «Здоровый ребёнок» может быть использован и в дальнейшем.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников 4-5 лет и их родителей. Принимая во внимание интерес и пожелания родителей воспитанников старшего дошкольного возраста к совместным физкультурным занятиям, планируется увеличение количества занятий в год до 8.
Библиография:
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 30
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: творческий центр СФЕРА, 2005.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М.:АРКТИ, 2004.
- Дошкольное воспитание №9,1997, Кузнецова М.Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
- Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
- Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
- Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л.И. Работа с родителями в ДОУ.
- Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Советы родителям по
физическому воспитанию ребенка.
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию.
Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.
Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.
Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.
Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».
Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Дошкольный возраст в развитии ребенка - это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. К сожалению, в век гиподинамии многие взрослые, в известной мере лишают не только себя, но и своих детей достаточной двигательной активности и не подозревают о том, что этим самым лишают детей не только многих радостей детства, но и не способствуют развитию гармонии движений, ловкости, выносливости, а самое главное и сохранению здоровья.
Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызове изменение осанки, искривление позвоночника, задержку нервно-психического развития, выносливости всего организма. Поэтому перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов постоянного повышения эффективности образовательной деятельности, одним из средств которого являются образовательные технологии. В своей работе я использую такие технологии как :
1. Здоровьесберегающие (корригирующая и дыхательная гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, самомассаж)
2. Коррекционные (арттерапия, психогимнастика, нейроупражнения, сказкотерапия)
3. Физкультурно-оздоровительные (занятия(НОД), подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения, спортивные соревнования).
4. Проектная деятельность (позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение находить информацию)
5. Информационно-коммуникативные (презентации, подбор материала, картинки и фотографии, оформление продуктов деятельности).
6. Личностно-ориентированные (эмоциональное благополучие, индивидуальный подход, правила взаимодействия, сотрудничество).
7. Квест-игра (это универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.)
Квест-игра одна из самых интересных и значимых технологий, она направлена на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
Моя педагогическая находка - квест технология, помогает мне в моей работе реализовать следующие задачи:
оздоровительные ( развивается мотивация к сбережению своего здоровья), образовательные (совершенствуются физические способности в совместной двигательной деятельности детей, развиваются физические качества,;
развивающие (развитие творческих способностей и индивидуальных положительных качеств);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие). Кроме того, в квест- игре могут интегрироваться все образовательные области и объединены сразу несколько технологий.
Так что же такое «квест»? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий. Квест– это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и в конце игры подходят к определенному результату.
Существуют следующие виды квестов
- линейные (Основное содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша). Пример такого квеста - Игровой квест на день защиты детей для всех возрастных групп «По страницам русских сказок»
- штурмовые (С помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи). Так благодаря подсказкам сотрудники и дети нашего детского сада отправились на поиски «Секретов здоровья» в день всемирного дня Здоровья, спортивная игра «Зарница» и др.
- круговые (Тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).Пример такого квеста-спортивно-оздоровительная квест -игра « Идём на поиски сокровищ»
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Важной деталью в проведении квест-игры является маршрут для его составления можно использовать разные варианты:
⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
⎯ Карта (схематическое изображение маршрута);
⎯ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Квест – это не только развитие , но море эмоций и это именно та форма организации образовательной деятельности, которая приносит большую пользу как взрослым, так и детям:
• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом незабываемые впечатления.
• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить, оценивать свои действия. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию веры в себя.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждения и семьи. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал. Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Играйте с детьми в квест-игры, это очень увлекательно и полезно для физического развития и здоровья!