Методическая копилка

Павлова Светлана Александровна

Материалы по методической теме: "Sand art" - как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сила песочной терапии.

Часто руки знают, как решить загадку,
с которой интеллект боролся напрасно.
К.Г. Юнг 

В чем сила песочной терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и чем песочная терапия отличается от других форм терапии игрой?

Согласно Ж. Пиаже (1951), игра — ведущий источник развития детей в дошкольном возрасте. К.Г. Юнг (1971) говорил о том, что «фантазия — мать всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».

В последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, чувства человека и перенести их во внешнюю действительность.

В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение, он воплощает в физическую форму свои самые потаенные, сознательные и бессознательные мысли и чувства. Часто человек не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает малышу возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет человеку рассматривать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную дорожку к самооткрытию.

В песочной терапии ребенок создает сюжеты и образы в ограниченном пространстве, которое обеспечивает психолог с помощью подноса с песком, воды, различных объектов и материалов. Рут Амманн сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода контейнер для показа психической жизни ребенка. Поднос — то свободное и пустое пространство, где он  имеет возможность создать свой собственный мир. Психолог обеспечивает защиту и среду принятия, в которой малыш может позволить своему внутреннему голосу говорить. В продолжение метафоры Рут Амманн, поднос — это мост между ребенком и психологом. Это место, где бессознательные состояния и ощущения психолога и клиента встречаются и взаимодействуют.

Песочная терапия обеспечивает доступ к самому ядру души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Ребенок создает на песке собственные отношения с самим собой и позволяет бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит осознание того, что прежде подавлялось или было непонятным.

Нет никакого «правильного» пути или «правильного» результата. Важно доверять тому, что каждый ребенок сделает в тот или иной момент. Это так же важно для психологов, как знание его предубеждений, ценностей и неразрешенных проблем. Это понимание позволяет психологу быть открытым для принятия того, что в данный момент испытывает ребенок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

с песком для детей дошкольного возраста

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается ,с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку .В одну с помощью воронки ,а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

8. Игра-упражнение «Песочный круг»

 Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

 Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите  дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнения «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики икоординации движений

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

16. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

17. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

18. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

19. Игра-упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.

Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.

На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.

22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.

23. Игра — Школа на песке «Подсказка»

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.

24. Игра — «Оставь свой след»

Стоя на песке, хорошенько отпечатайте на нем свои следы. Затем подпрыгните вверх, стараясь сделать в воздухе поворот на 180 и точно опуститься в свои следы.

25. Игра — «Шаг в шаг»

Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.



Предварительный просмотр:

Развиваемся играя!

В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Согласно новым федеральным государственным стандартам  дошкольного образования акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на достижении ребенком собственных целевых ориентиров, которые индивидуальны для каждого отдельного малыша. В основе ФГОС дошкольного образования заложены идеи воспитания детей, осмысление ими своей социальной значимости, раскрытие их собственных возможностей и потенциала.

Одной из приоритетных задач ФГОСов является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

Игра с песком способствует всестороннему развитию ребенка:

  • Творческое развитие
  • Социальное развитие
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие зрительно-моторной координации
  • Эмоциональное развитие и самовыражение
  • Развитие восприятии, памяти, мышления, воображения, зрительного внимания и тактильной чувствительности
  • Развитие художественно-эстетического вкуса и др.

В то же время работа с песком способствует формированию положительных черт личности ребенка, таких как: аккуратность, бережливость и дисциплинированность.

Если бы меня попросили назвать универсальную все возрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»

Мариелла Зейц.