Мои педагогические технологии
«Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики»
Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира. Это воображение и творчество, игра и фантазия.
Методические ориентиры, которые содержит театральная педагогика, помогают педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка, психологизацию его бытия в процессе интересной игровой деятельности.
Наработанные в профессиональном театре и, соответственно, в сфере профессионального театрального образования обучающие методики и тренинги, по мнению многих известных авторов (А.П.Ершова, В.М.Бухатов, Л.С.Выготский, Т.Н.Полякова и другие) могут и должны быть использованы в целях воспитания и всестороннего развития способностей человека. Как показала современная педагогическая практика, искусство театра может быть органично вплетено в учебно-воспитательный процесс.
Воспитательный процесс, обогащённый театральной педагогикой, позволит избежать авторитарного монологического принципа общения, рутинная учёба превращается в увлекательное исследование мира. Для всех становится важен не только формальный результат, но и процесс постижения материала – процесс совместного творчества детей и взрослых.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Детям дошкольного возраста вполне по силам уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни.
Театрализованную деятельность называют гимнастикой чувств. Участвуя в театрализованной деятельности, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Научить детей общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировал на него – вот задача воспитания, которую проще и интереснее решать средствами театральной педагогики.
Основные направления моей работы с использованием театральной педагогики:
1. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения., помогает развивать слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
2.Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
3.Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию.
4.Основы театральной культуры. Знакомлю детей с элементарными понятиями о профессиональной терминологии театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
5. Игры – спектакли. Как разновидность художественной деятельности, характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и сказках придуманных самими детьми и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Публичные выступления помогают отработать такие навыки как владение изображением, концентрацией внимания, управление своим состоянием, управления телом и голосом (речью), взаимодействие с партнерами.
JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Какие результаты получила я:
у моих маленьких воспитанников - исчезли страх и скованность (зажим); - - - исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении; появилась доброжелательность, взаимопомощь;
- исчезла неуверенности в себе;
- в лучшую сторону изменилась речь;
- у многих детей обнаружились и развились первые творческие способности: художественные, музыкальные, сочинительские.
Иными словами, результаты показывают: последовательная и системная работа способствовала тому, что способности ребёнка стали формироваться в его творческие потребности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральная педагогика имеет огромные возможности для создания оптимальных условий для личностного развития детей дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-тренинг для воспитателей | 51 КБ |
Конспект занятия с применением элементов театральной педагогики | 47.5 КБ |
из опыта работы | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Светлячок» города Алушты
Семинар-практикум
для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
по основам театрализованной деятельности
с детьми дошкольного возраста
«Театр – первые шаги
в мир большого искусства»
Подготовила –
воспитатель 1 категории
МДОУ детский сад №8»Светлячок»
Вихляева Е.Ю.
г. Алушта
2013г.
Семинар-практикум для молодых и малоопытных педагогов дошкольных образовательных организаций
Тема: «Театр – первые шаги в мир большого искусства»
Цель. Формирование методических и практических навыков работы с детьми средствами театральной игры.
Задачи:
1. Уточнить знания молодых педагогов о театре, театральной игрушке.
2. Знакомство с разновидностями театра.
3. Формирование знания о театральной игрушке и ее особенностях.
4. Обучение практическим навыкам по изготовлению игрушек для театрализованной деятельности.
6. Развитие творческого воображения.
7. Расширение кругозора.
Дидактический материал: презентация «Путешествие по театральным сценам мира», слайды «Виды театров» , карточки с заданиями для пантомимы, различные театральные игрушки, обычные игрушки, силуэт игрушки Петрушка, трость (размер 50 см.), краски, фломастеры, кусочки ткани, план выполнения задания, технологические карты.
План работы семинара-практикума:
- Теоретическая часть. Вступительное сообщение «Театр – волшебный мир искусства»
- Презентация «Путешествие по театральным сценам мира»
- Этюды
- Изготовление театральных игрушек
- Итог
Ведущий семинара.
- Теоретическая часть. Вступительное сообщение «Театр – волшебный мир искусства»
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка можно не только познакомить с содержанием определенных литературных произведений, но и учить детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни дошкольника. Одновременно способствует сплочению детского коллектива , расширению культурного диапазона ребёнка, повышению культуры поведения.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с миром театра. Узнаем, какие бывают театры, и существует ли особая театральная игрушка.
Были ли вы когда-нибудь в театре?
Тогда вы наверно без труда объясните мне, что такое театр?
Значит, театр – это здание, где показывают спектакли. А в средние века спектакли показывали прямо на улицах. Да и в наше время на площадях разыгрываются представления, например, на карнавале. Можно ли это назвать театром?
Так значит, театр – не только здание, в котором показывают спектакли, но еще и … (Само представление).
Приглашаю вас в небольшое путешествие по самым известным в мире театрам.
2.Презентация «Путешествие по театральным сценам мира»
Давайте вспомним какие бывают театры?
От чего зависит название театра?
Демонстрация слайдов «Виды театров»
Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают:
Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют.
Как называется театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы?
Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные?
Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется… Расскажите в каких театрах вы были, какие впечатления получили? Существует еще один необычный театр – театр мимики и жестов (Пантомимы). В чем необычность этого театра? (В нем не разговаривают, показывают представления при помощи мимики - различные выражения лица и жестов – движения рук). Предлагаю вам проникнуться духом этого театра и исполнить мини-роли. Мне нужно трое желающих. (Выходят желающие, им раздаются роли). Это актеры, все остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся. Первый образ покажу я (“человек, который режет лук”).
Задания для воспитателей: шофер; человек, который ловит комара;человек, который ест мороженое и т.п.
Молодцы, хорошо справились с заданием! А как зрители должны отблагодарить актеров? (Аплодисменты). И актеры выходят на поклон.
Есть еще один театр, называется он кукольным, что это за театр, какие спектакли там показывают? Неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? Таких людей называют кукловодами. Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой). Так выглядели первые кукольные театры. Это ширма, она похожа на юбку. Головы, туловища, рук человека не видно, а видны только ноги. Посмотрите, актер выступает на ярмарке, на улице, не в каком-то специально отведенном для этого здании. Можно назвать это театром?
Обратите внимание, какая кукла участвует в представлении? (Петрушка). Это одна из самых первых театральных кукол, игрушек. Существуют ли какие-нибудь отличия между обыкновенной куклой и театральной? (Театральная кукла создана таким образом, чтобы ею мог управлять человек). Что же это за особенности? Чтобы мы это поняли, я вам буду показывать игрушки, а вы мне объясните: может ли она называться театральной и почему? (Театральные игрушки демонстрируются вместе с обычными, педагоги объясняют свою точку зрения).
Итак, театральной игрушкой может управлять человек с помощью нитей, с помощью тростей, а также управлять игрушкой изнутри, вставляя внутрь руку.
Какие виды театра, по вашему мнению, доступны в игровой деятельности ребёнку дошкольного возраста?
Сегодня мы с вами начнем работу над театральной игрушкой. Но прежде вспомним, почему ее называют театральной? (Она участвует в представлениях в особом кукольном театре).
Как называют человека, который управляет куклой? (Кукловод)
Как называет приспособление, за которым прячется кукловод? (Ширма)
Как человек управляет театральной куклой? (С помощью нитей, с помощью тростей, управлять игрушкой изнутри, вставляя внутрь руку)
Какие театры, кроме кукольного, вы еще знаете? (Оперный, драматический, театр оперетты, кинотеатр, театр пантомимы).
Анализ образца (тростевая игрушка «Петрушка»)
- Является ли эта игрушка театральной?
- В чем необычность игрушки, что непривычно для вас?
- Из каких частей она состоит?
Работа по изготовление куклы Петрушка для кукольного театра.
Самоанализ работ.
IV. Итоговый этап «Что наша жизнь – игра!» Предлагаю вам стать актёрами кукольного театра .
Придумайте маленькую театральную миниатюру со своей игрушкой
Итог семинара.
Нашу встречу я хочу закончить словами писателя М. Твен «….. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты
Конспект занятия в старшей группе дошкольного возраста
Воспитатель 1 категории Вихляева Елена Юрьевна
Тема. Развитие мировоззренческих представлений по теме «Гостеприимство»
- В доступной форме объяснить детям такое моральное качество, как гостеприимство (рассказывание и показ сказки В. А. Сухомлинского "Пчела и тыквенный цветочек" – теневой театр) Приобщать к традициям гостеприимства.
- Создать в группе атмосферу, способствующую снятию психо-эмоционального напряжения; помогающую раскрыть способности каждого ребенка; благоприятному отношению друг к другу.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Продолжать учить задавать вопросы, поддерживать диалог.
Предварительная работа: Беседа-общение «Гости», встреча гостей из 2-й старшей группы (Расскажем друзьям о нашей группе), сюжетно-ролевая игра «Семья. Встречаем гостей); чтение пословиц и поговорок о гостеприимстве, игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Лиса и журавль».
Материал к занятию: сундучок, «волшебная палочка», картинки с героями сказок, семечко тыквы, теневой театр по сказке «Пчела и тыквенный цветочек", пальчиковый театр к сказке «Теремок»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей в кружок. «Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся». Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая приключилась со мной по дороге в детский сад. Дети, шла я сегодня в садик, придумывала для вас весёлые игры и вдруг споткнулась о какой-то сундучок. Смотрю на него, вижу надпись, читаю. Оказывается этот сундучок от нашего друга гнома Гномыча. Давайте посмотрим что в ней? (Попробует открыть — не открывается). Вот хитрый Гномыч, заколдовал сундучок.
Что же делать? Как нам быть?
Как же нам его открыть? Надо волшебство позвать,
Что внутри скорей узнать!
Какое же волшебство нам поможет. Давайте сундучку «менялки» предложим, может он откроется. Воспитатель: Сундучок, откройся дам конфетку (показывает конфетку) Предлагает детям поиграть с сундучком в менялку. (Дети: Сундучок, откройся, угощу яблоком (дам машинку, шарик, мячик и т.п.) Воспитатель. Не открывается. Нет, менялка не подходит. Надо волшебство придумать. Какое волшебство мы знаем? (Подводит детей к выражению мнений о волшебных словах, предлагает детям открыть сундучок с помощью волшебных слов) Давайте попробуем вместе.
Все: Сундучок. Откройся. Пожалуйста. Сундучок открывается в нём волшебная палочка, картинки персонажей сказок. Воспитатель. Гномыч прислал нам волшебную палочку. Значит, он хочет, чтобы мы сегодня поиграли в сказку. В сказку дверь я открываю, героев сказки приглашаю. Герои сказок выходите, и талант свой покажите. А я добрая фея, сейчас взмахну волшебной палочкой, кого палочка коснётся, тот превратится в одного из сказочных героев.
2.Пантомимический этюд "Сказочные герои" (дети представляют мимикой и движением героев сказок) .
Чтоб героев сказок нам понять, эмоции героев мы сможем показать.
Знаем все мы, без сомненья, что такое удивленье. Удивились дед и баба: - Ну и Ряба! Вот так Ряба!
А сейчас покажем радость: Принесли ребятам сладость. Хрум-хрум-хрум и ням-ням-ням Очень вкусно будет нам!
Грусть приходит иногда и улыбки нет тогда, Но я с ней не подружусь. Уходи скорее, Грусть.
Волк сердитый, очень злой покажите он какой, Чтобы злость ушла скорей, нужно стать ему добрей!
-Вот какими мы стали добрыми, красивыми.
3.Беседа о гостеприимстве (правила гостеприимства).
Воспитатель. - Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости? - В старину гостей встречали хлебом солью, а сейчас?
-Что значит быть гостеприимным?
(…любить когда к тебе приходят гости; встречать их словами приветствия и улыбкой; развлекать их (предложить поиграть с игрушками, порисовать, просмотреть мультфильмы.) ;
-Вам нравиться принимать в свой дом гостей?
Как ты встречаешь гостей?
К кому любишь ходить в гости? Почему?
Быть гостеприимным - это значит, быть каким человеком?
Воспитатель. Ребята, в сундучке оказалось тыквенное семечко. А я вспомнила, что недавно прочитала сказку, которая мне очень понравилась. Написал её один хороший человек, когда-то давно он жил на Украине и работал в школе учителем. Звали его В.А. Сухомлинский. Он написал много интересных сказок для детей. Хитрый Гномыч специально положил тыквенное семечко, чтобы я рассказа вам новую сказку. Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым. Они необходимы, как солнышка привет. Кто любит слушать сказки - тому они расскажут О том, что может, было, а может быть, и нет.
4.Рассказывание и показ в теневом театре сказки Сухомлинского В. А. "Пчела и тыквенный цветочек"
Полетела пчела в поле за медом - далеко-далеко. А солнышко уже к горизонту клонится. Нашла пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветки большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала пчела от одного цветка, к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и крикнула по-пчелиному с испуга: - Солнышко зашло! В небе звездочки мигают. Что же мне делать? – думала вслух Пчела. - Садись под мои лепестки, - предложил ей тыквенный цветочек. Переночуешь, а утром домой полетишь. Села Пчела на сладкие тычинки, закрыл ее цветочек лепестками. Спит тыквенный цветочек. Спит пчелка. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе сияют. Вот и солнышко появилось из-за леса. Тыквенный цветочек открыл лепестки. Проснулась пчелка. Время лететь домой. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало - грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелку возле Цветка. Присела пчела возле тыквенного цветочка и говорит:
- Спасибо тебе Цветочек, за гостеприимство.
Цветочек вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелкой. Но солнце уже поднялось высоко над горизонтом, весело пел жаворонок, летали мотыльки - начинался день. Пчела покружила над тыквенным цветком и полетела домой, понесла мед деточкам.
Вопросы и творческое задание к сказке:
- Как вы думаете, почему Пчелке было тяжело расставаться с тыквенным цветком?
- Если вы встречаете добрых людей, вам тяжело с ними расставаться?
-Что вы чувствуете, когда делаете добрые дела для других?
Вспомните, в какой сказке герои были гостеприимными хозяевами? Говорили такие слова: Иди к нам жить!
5. Игры с пальчиковой игрушкой
Я маленькая мышка, я по лесу брожу Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
Мышка увидела теремок и спрасила…(индивидуальная работа «Продолжи сказку»
Логоритмическая игра "Лягушка"
Лупоглазая лягушка надувает важно брюшко У нее одна забота комара поймать охота (прыжок, хлопок над головой)
Инсценировка потешки «Заяц» -Заяц, заяц, чем ты занят?
-Кочержку разгрызаю.
- А чему ты заяц рад?
- Рад, что зубы не болят!
И лиса приходила в теремок, и медведь.
Вот какой теремок гостеприимный. В нем живут гостеприимные жители.
Итог. Воспитатель. Ребята, какой сюрприз приготовил для нас наш друг. С какой сказкой мы сегодня познакомились? Ребята, давайте Гному Гномычу отправим от нас подарок. Сложим в сундучок правила гостеприимства, которые мы знаем.
А сейчас сундучок наш закрываем
Но добрые сказки не забываем.
Чтоб гостеприимными вы были
Уроки сказок не забыли.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Светлячок» города Алушты
Опыт педагогической работы воспитателя 1 категории
Вихляевой Е.Ю.
Тема: «Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики»
1.Актуальность опыта.
Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование его жизненной компетентности. Педагогическая общественность находится в постоянном поиске новых инновационных технологий построения модели педагогического воздействия на ребёнка. Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для дошкольного педагога актуальными.
Как строить отношения с детьми: я - одна, их - двадцать?
- Как держать внимание ?
- Как построить процесс с учетом личностно-ориентированного подхода?
- Как сделать, чтобы конкретное занятие было им интересно?
- Как найти баланс между “могу” и “хочу”?
- Как играть с ребенком?
- Как управлять собой?
- Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?
- Как создать условия, при которых ребёнку будет интересно то, чему его учат, кто его учит, и как его учат.
Эти вопросы для многих воспитателей стали еще актуальнее с внедрением новых стандартов дошкольного образования в Украине и новых развивающих программ.
Каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, удовлетворении потребности в самовыражении, в выявлении его способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я особый приоритет отдаю методам, развивающим творческий потенциал личности.
Дошкольное детство. Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных „механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен. А.Н.Леонтьев.
Исходя из этих принципов, я определила для себя тему самообразования: «Формирование навыков создания содержательной творческой образовательной среды в группе на основе принципов театральной педагогики».
Много прочитано литературы, просмотрено дидактического материала предлагаемого в педагогических изданиях, много сил и энергии потрачено на выстраивание своей модели работы с детьми дошкольного возраста. Но эта работа стала моим вдохновением, моей верой в то, что я подвела ребёнка к первой ступеньке его творческого восхождения в светлый, добрый и прекрасный мир.
2. «Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики»
«….. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа» - говорил М.Твен. Его слова стали отправной точкой для реализации моего педагогического потенциала средствами театральной педагогики. Методические ориентиры, которые содержит театральная педагогика, помогают педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка, психологизацию его бытия в процессе интересной игровой деятельности.
Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира. Это воображение и творчество, игра и фантазия.
Наработанные в профессиональном театре и, соответственно, в сфере профессионального театрального образования обучающие методики и тренинги, по мнению многих известных авторов (А.П.Ершова, В.М.Бухатов, Л.С.Выготский, Т.Н.Полякова и другие) могут и должны быть использованы в целях воспитания и всестороннего развития способностей человека. Как показала современная педагогическая практика, искусство театра может быть органично вплетено в учебно-воспитательный процесс. Воспитательный процесс, обогащённый театральной педагогикой, позволит избежать авторитарного монологического принципа общения, рутинная учёба превращается в увлекательное исследование мира. Для всех становится важен не только формальный результат, но и процесс постижения материала – процесс совместного творчества детей и взрослых. Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода вида деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Детям дошкольного возраста вполне по силам уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Театрализованную деятельность называют гимнастикой чувств. Участвуя в театрализованной деятельности, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Научить детей общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировал на него – вот задача воспитания, которую проще и интереснее решать средствами театральной педагогики.
Основные направления моей работы с использованием театральной педагогики:
- Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения., помогает развивать слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях я учу ребёнка исполнять роль в качестве «артиста», самостоятельно создавать образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В работе воспитателя детского сада используются такие виды игр-драматизаций: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
2.Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Ритмопластика помогает развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
3.Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию. Дети учатся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирают простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, формируются речевые навыки: четкое произношение согласных в конце слова; пополняется словарный запас.
4.Основы театральной культуры. Знакомлю детей с элементарными понятиями о профессиональной терминологии театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
5. Игры – спектакли. Как разновидность художественной деятельности,
характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и сказках придуманных самими детьми и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Публичные выступления помогают отработать такие навыки как владение изображением, концентрацией внимания, управление своим состоянием, управления телом и голосом (речью), взаимодействие с партнерами.
В настоящее время существует множество программ дополнительного образования дошкольников по организации театральной деятельности в ДОУ. Я остановила свой выбор на наиболее приемлемой, на мой взгляд, для воспитания и творческого развития детей программе программа театральных занятий в детском саду «Театральная деятельность в детском саду», автор А. В. Щёткин (Москва, изд. «Мозаика-Синтез»).
Основная цель программ – формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности. Методы театральной педагогики помогают мне сделать жизнь моих маленьких воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети учатся применять и в повседневной жизни.
Используя программы, провожу интегрированные занятия, включающие в себя различные виды театральной и художественной деятельности детей: слушание стихов, художественной прозы, видеоматериалов; музыкальное движение; рисование (рисование декораций, костюмов, трафаретных кукол и т.п.).
Театрализованное занятие включает в себя-
Просмотр сценок. Театрализованной игры. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Беседы о театре. Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Исходя из принципа – не навреди, составила для себя правила, которые стараюсь соблюдать:
не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Я считаю – только в таких условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя свободным, то есть полноценно, творчески развиваться.
Использование театральной педагогики помогла мне понять, что все дети талантливы, нужно только дать возможность им раскрыться. А театр-это не просто развлечение, это - работа, которая им в будущем очень может пригодиться. Во-первых, научит их свободно держаться перед публикой, свободно общаться. Во-вторых, театр хорошо развивает память, что тоже очень важно. В-третьих, расширяется культурный кругозор. В-четвертых, поможет сплотит детский коллектив .
Полученные в театрализованной деятельности знания и навыки дети с легкостью переносят в свою жизнь.
Таким образом, за счет развития внимания и чуткости к ситуации, и умения перевоплощаться в нужном направлении, у них появляется возможность творить не только на сцене, но и в повседневной жизни. Это помогает избежать неудач в повседневной жизни, решать проблемы любой сложности, находить нестандартные и эффективные решения жизненных ситуаций.
JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Какие результаты получила я: у моих маленьких воспитанников - исчезли страх и скованность (зажим); - исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении; появилась доброжелательность, взаимопомощь;
- исчезла неуверенности в себе;
- в лучшую сторону изменилась речь;
- у многих детей обнаружились и развились первые творческие способности: художественные, музыкальные, сочинительские.
Иными словами, результаты показывают: последовательная и системная работа способствовала тому, что способности ребёнка стали формироваться в его творческие потребности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральная педагогика имеет огромные возможности для создания оптимальных условий для личностного развития детей дошкольного возраста .