Сопровождение адаптации воспитанников
Адаптация
процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитателям об адаптации детей к детскому саду | 169.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям
Успех адаптации зависит от: состояния здоровья; уровня развития; возраста; степени сформированности ведущего вида деятельности; уровня социализации.
Алгоритм сопровождения адаптационного процесса № п/п Содержание Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего Медицинский работник Специалист информационных технологий Педагог - психолог Воспитатели Делопроизводитель Доадаптационный период 1 Уточнение сведений о ребёнке в списке очерёдности на основании регистрационного номера из уведомления о постановке на учёт и данных свидетельства о рождении в ИАС «Аверс» + 2 Первичное знакомство с родителями. + + 3 Ознакомление с локальными актами ДОУ (Устав ДОУ, образовательная программа и др.) + 4 Оформление направления на медицинский осмотр. + 5 Консультация «Условия успешной адаптации к детскому саду»: знакомство с алгоритмом адаптации; условиями успешной адаптации, изучение анамнестических данных + 6 Оформление заявления о приеме ребенка в ДОУ, определение возрастной группы, анализ медицинской карты, внесение данных о ребёнке и семье в документацию ДОУ. + 7 Зачисление ребёнка в ДОУ на основании путёвки, направленной ДОиМП в автоматизированном режиме в электронной очереди ДОУ +
Алгоритм сопровождения адаптационного процесса № п/п Содержание Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего Медицинский работник Специалист информационных технологий Педагог - психолог Воспитатели Делопроизводитель Доадаптационный период 8 Оформление приказа на зачисление ребёнка в ДОУ + 9 Знакомство родителей с воспитателями, младшим воспитателем; развивающей предметно-пространственной средой группы, с требованиями к одежде ребёнка в группе. Ознакомление с перечнем документов для личного дела ребенка. + + 10 Внесение данных о ребенке в документацию группы: сведения о родителях, диспансерная карта, адаптационный лист, карта НПР. + +
Алгоритм сопровождения адаптационного процесса № п/п Содержание Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего Медицинский работник Специалист по ведению очерёдности Педагог - психолог Воспитатели Делопроизводитель Адаптационный период 11 Формирование личного дела воспитанника: заявление от родителей, направление, родительский договор, копия свидетельства о рождении (в 3-хдневный срок) + + 12 Просветительская работа с родителями: консультации, беседы, ознакомление со стендовой информацией, знакомство с сайтом ДОУ . Оформление заявления о передаче ребёнка третьим лица + + + 13 Сбор информации об особенностях семейного воспитания (заполнение карты первичного приёма) + + 14 Оформление заявления на компенсацию части родительской оплаты + 15 Комплексное наблюдение за процессом адаптации ребенка: - тетрадь утреннего фильтра; - заполнение адаптационных листов; - календарное планирование для адаптационной группы. + + + 16 Контроль сопровождения индивидуальных адаптационных маршрутов. + + + 17 Подведение итогов адаптации: - антропометрия - определение уровня адаптации . + +
Алгоритм сопровождения адаптационного процесса № п/п Содержание Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего Медицинский работник Специалист информационных технологий Педагог - психолог Воспитатели Делопроизводитель Постадаптационный период 18 Доведение до родителей сведений о результатах адаптации ребенка в ДОУ. + + + 19 Обеспечение условий для накопления у детей уникального опыта первичной социализации (прогулки по территории д/с, знакомство с рекреациями, игры-знакомства, игровая деятельность). + + 20 Первичное обследование для заполнения КНП развития + + 21 Итоговое родительское собрание + + + + +
Направление ДОиМП для воспитанника в ДОУ. Заявление о зачислении ребёнка в ДОУ. Приказ о приёме ребёнка на обучение. Копия свидетельства о рождении. Договор об оказании образовательных услуг (подписан родителями, руководителем ДОУ). Перечень документов для личного дела воспитанника
Первая – вторая неделя : ребёнок находится в детском саду 1 – 2 часа. Задачи для взрослых : закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с помещениями группы. Алгоритм адаптации ребёнка к ДОУ:
Вторая - третья неделя: ребёнок находится в детском саду 3-4 часа. Задачи для взрослых: установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребёнком (ребёнок сам идёт к воспитателю, принимает его ласку, смело обращается за помощью); закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»; побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого, опираясь на индивидуальную картинку). Алгоритм адаптации ребёнка к ДОУ:
Третья – четвёртая неделя : посещение ребёнком ДОУ в первую половину дня, по желанию остаётся на дневной сон. Задачи для взрослых: приучать ребёнка к приёму пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам); привлекать к совместным играм со взрослыми и сверстниками; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу; формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого . Алгоритм адаптации ребёнка к ДОУ:
Четвёртая – шестая неделя : ребёнок посещает детский сад в течение всего дня. Задачи для взрослых: организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт; развивать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, поддерживать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь, утешить других детей ; поощрять соблюдение культурно – гигиенических правил, традиций и правил группы. Алгоритм адаптации ребёнка к ДОУ:
Карта наблюдения за ребёнком в адаптационный период Как ребёнок реагирует на расставание с мамой? Как реагирует на своё имя (быстро откликается, ищет глазами зовущего, улыбается в ответ ). Взаимоотношения ребёнка с родителями (сильная привязанность, часто вспоминает маму , ждёт её возвращения, подходит к двери, выглядывает в окно, вспоминает редко). Как ребёнок реагирует на появление мамы после её отсутствия (как бы не замечает, демонстративное поведение – отказывается одеваться; бурный плач, улыбается, бежит навстречу, обнимает, рассказывает что-либо и т.д .). Невротические реакции (грызёт ногти, сосёт палец, качается на одном месте, падает на пол, бьёт себя)? Эмоциональные реакции - их сила и длительность (долго плачет утром при расставании; перестаёт плакать, когда берут ребёнка на руки; капризничает, легко рассмешить; плачет, но быстро успокаивается, начинает рыдать внезапно в игровой ситуации; отсутствие эмоций и т.д.) Освоение пространства группы: свободно заходит во все комнаты группы, самостоятельно ходит в туалетную комнату, берёт игрушки, знает свой шкафчик, полотенце, кроватку; либо боится ходить, бегать, сидит в одном месте, по группе перемещается только за руку со взрослым. Интересы ребёнка: чем больше всего любит заниматься в группе, с чем играть, с какими игрушками, как играет. Общение с воспитателями и незнакомыми взрослыми: эмоциональное или деловое; молча показывает игрушки; участвуя в режимных моментах, разговаривает, демонстрирует свои умения.
Признаки психоэмоционального напряжения: Трудность засыпания и беспокойный сон. Усталость после нагрузки. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность. Рассеянность , невнимательность. Беспокойство , непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним. Проявление упрямства. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, теребит одежду. Слишком жадно, без разбора, ест, глотает пищу не пережёвывая её / стойкое отсутствие аппетита – к пище не прикасается. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в совместных играх (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия). Частые прикасания к половым органам. Подергивание плечами, качание головой, дрожание, тики. Нарушение речевой деятельности: стал заикаться, перестал разговаривать, речь бессмысленна. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.
Ребёнок адаптировался, если : сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в период бодрствования; общается с детьми и взрослыми; увлекается игрушками в игровых уголках группы; быстро успокаивается при расставании с родителями; доверяет воспитателю – обращается с просьбой, приветствует, прощается, задаёт вопросы; при общении с незнакомыми взрослыми вступает в контакт при их доброжелательном отношении к нему; отвечает на вопросы «Как тебя зовут?», а так же называет имена близких взрослых и знакомых детей; с овершенствует навыки самообслуживания.
Три уровня адаптации: - лёгкий – по продолжительности - месяц, незначительное снижение аппетита, ребёнок быстро засыпает, речевая активность не нарушается; присутствует интерес к окружающему миру, характер игры – активный; отношения с близкими не нарушаются; снижение защитных сил незначительно, острых заболеваний не возникает. - средний – настроение неустойчивое, сон, аппетит восстанавливаются в течении 1 – 2 недель; снижение активности: плаксив, малоподвижен, мало исследует ближайшее окружение; ОРЗ (1 – 2 раза ) - тяжёлый – защитные силы организма подорваны - длительные, тяжёлые болезни; сильное снижение или полное отсутствие аппетита, стойкий отказ от еды; малыш плохо засыпает, плачет во сне, сон чуткий, короткий; во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, безучастный, избегает других детей, проявляет агрессию.
Рекомендации воспитателям по сопровождению родителей в период адаптации ребёнка к ДОУ: Процессом адаптации ребёнка к группе руководят воспитатели. Учитывайте опыт родителей: если в семье есть старшие дети, уточняйте ходили ли они в детский сад. Больше внимания родителям, которые привели в детский сад первенца. С первой встречи обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Общайтесь искренне, с уважением, но по-деловому; не допускайте фамильярного отношения к себе. Старайтесь доводить информацию правильно, последовательно, небольшими порциями. Обращайте внимание на информацию в приёмной, с которой родители будут знакомиться самостоятельно. Подытоживайте то, что сделано. Не забывайте контролировать промежуточные результаты, уточнять – всё ли понятно в договоре? есть ли вопросы по оплате? Старайтесь все требования ДОУ обосновывать, разъяснять. Повседневно информацию о ребёнке доносить по схеме: - отметить 2-3 положительных момента; - 1 вопрос отрицательного характера. Помогайте родителям справляться с тревожностью: одобрение их действий, адекватная оценка действий.
Рекомендации воспитателям: Постарайтесь узнать как можно больше об индивидуальных особенностях ребёнка: познавательное и речевое развитие , домашний режим, способы кормления, укладывания спать, любимые игрушки, занятия, особенности игры. В период адаптации к ребёнку следует относиться особенно бережно, стараться предупреждать отрицательные эмоции. Больше внимания здоровью малыша: лёгкое покраснение зева, небольшой насморк. Лучше предупредить заболевание, так как прогнозировать его тяжесть и возможные осложнения очень трудно. Игра – один из лучших антистрессовых приёмов, позволит ребёнку раскрепоститься, расслабиться. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.
Рекомендации воспитателям: Постарайтесь поддерживать в группе спокойную атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы в общении, чаще произносите имя ребёнка. Постепенно формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Во время режимных моментов ведите "параллельный разговор" (комментируйте его действия). Говорите с ребёнком короткими фразами, медленно. Каждый день постарайтесь найти несколько минут для индивидуальных игр, занятий. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте, конструируйте. Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу, хвалите при всех. Привлекайте младших воспитателей (прогулка по территории ДОУ)
Спасибо за внимание Презентация подготовлена педагогом-психологом Филатовой Т.С.