«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».

 

Психолог в детском саду – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых.

Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа психолога включает в себя психологическое просвещение персонала, родителей, передача знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми. Индивидуальная работа с детьми требует длительного изучения при помощи наблюдения соответствующих методик каждой группы детского сада, определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми, детей между собой, оценки умственного развития и индивидуальных качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференцированного подхода при обучении и воспитании.

Проблема психического здоровья дошкольников и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.

Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества – это организация учебно - воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

Необходимость организации психолого - педагогического сопровождения в образовательном учреждении подчеркивается в документах, определяющих государственную политику в области образования, в которой указываются меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования: «Национальная образовательная инициатива», «Наша новая школа», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 года», «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации», «Федеральные государственные образовательные стандарты». В основу положены концептуальные идеи использования комплексного подхода в организации психолого –педагогической помощи детям.

В последнее время двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Дети длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, не требующих активных движений. Все виды движений – одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Дети, приходящие в 1 класс, оказываются более подготовленными умственно и менее – психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только части психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребенка задолго до поступления в школу.

Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:

- разлад в семейных отношениях, который провоцирует психофизическое напряжение;

- плохое воспитание, которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

- медицинские факторы, которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

Семейное воспитание ребенка,  посещающего детский сад, не теряет своего значения, если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым детским садом. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире.

Большая часть психологических проблем, так или  иначе связаны с безграмотностью родителей в вопросах воспитания. Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная, доброжелательная обстановка в семье.

Психическое здоровье ребенка является важной предпосылкой здоровья физического. Сложно переоценить эту взаимосвязь.

Обеспечивать гуманное отношение к детям с учетом их личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения – успешное обучение в школе.

Для снятия эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие физкультминутки, на которых подобрана музыка с речевыми настройками, помогающая детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей является организация рационального двигательного режима, разнообразные виды деятельности.

Целью работы педагога - психолога является:

  1. Своевременное оказание психологической поддержки детям посредством использования перспективных коррекционно- развивающих средств.
  2. Обеспечение безопасности и сохранения психологического здоровья, как основу для полноценного развития на всех этапах дошкольного детства.
  3. Вести работу в трех направлениях: работа с детьми, родителями, реализуя следующие задачи:

- содействовать созданию социально- психологических условий для успешного развития, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения и зону ближайшего развития.

-  участвовать в гармонизации психологического климата в учреждении благоприятного для детей.

- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, пропагандировать и повышать педагогическую и правовую культуру.

- Взаимодействовать с педагогами, осуществлять психологическое сопровождение детей, имеющих в психическом развитии трудности, ограниченные возможности здоровья, использовать разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно - развивающей работы.

Вывод: мы стремимся к созданию развивающего пространства, благодаря чему закрепляются новообразования, возникшие в результате коррекционной работы, и ребенок, входящий в современный мир, становится более уверенным и успешным.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».

Психолог в детском саду – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых.

Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа психолога включает в себя психологическое просвещение персонала, родителей, передача знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми. Индивидуальная работа с детьми требует длительного изучения при помощи наблюдения соответствующих методик каждой группы детского сада, определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми, детей между собой, оценки умственного развития и индивидуальных качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференцированного подхода при обучении и воспитании.

Проблема психического здоровья дошкольников и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.

Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества – это организация учебно - воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

Необходимость организации психолого - педагогического сопровождения в образовательном учреждении подчеркивается в документах, определяющих государственную политику в области образования, в которой указываются меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования: «Национальная образовательная инициатива», «Наша новая школа», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 года», «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации», «Федеральные государственные образовательные стандарты». В основу положены концептуальные идеи использования комплексного подхода в организации психолого –педагогической помощи детям.

В последнее время двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Дети длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, не требующих активных движений. Все виды движений – одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Дети, приходящие в 1 класс, оказываются более подготовленными умственно и менее – психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только части психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребенка задолго до поступления в школу.

Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:

- разлад в семейных отношениях, который провоцирует психофизическое напряжение;

- плохое воспитание, которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

- медицинские факторы, которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

Семейное воспитание ребенка,  посещающего детский сад, не теряет своего значения, если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым детским садом. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире.

Большая часть психологических проблем, так или  иначе связаны с безграмотностью родителей в вопросах воспитания. Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная, доброжелательная обстановка в семье.

Психическое здоровье ребенка является важной предпосылкой здоровья физического. Сложно переоценить эту взаимосвязь.

Обеспечивать гуманное отношение к детям с учетом их личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения – успешное обучение в школе.

Для снятия эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие физкультминутки, на которых подобрана музыка с речевыми настройками, помогающая детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей является организация рационального двигательного режима, разнообразные виды деятельности.

Целью работы педагога - психолога является:

  1. Своевременное оказание психологической поддержки детям посредством использования перспективных коррекционно- развивающих средств.
  2. Обеспечение безопасности и сохранения психологического здоровья, как основу для полноценного развития на всех этапах дошкольного детства.
  3. Вести работу в трех направлениях: работа с детьми, родителями, реализуя следующие задачи:

- содействовать созданию социально- психологических условий для успешного развития, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения и зону ближайшего развития.

-  участвовать в гармонизации психологического климата в учреждении благоприятного для детей.

- способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, пропагандировать и повышать педагогическую и правовую культуру.

- Взаимодействовать с педагогами, осуществлять психологическое сопровождение детей, имеющих в психическом развитии трудности, ограниченные возможности здоровья, использовать разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно - развивающей работы.

Вывод: мы стремимся к созданию развивающего пространства, благодаря чему закрепляются новообразования, возникшие в результате коррекционной работы, и ребенок, входящий в современный мир, становится более уверенным и успешным.