аналитический отчет по самообразованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад №21 «Елочка» по познавательно – речевому направлению развития детей
Отчет по самообразованию воспитателя
Макушевой Светланы Васильевны
за 2016 -2017 учебный год
г. Ессентуки 2017г.
Я, Макушева Светлана Васильевна, работаю в первой младшей группе «Лучики». Образование – высшее .
Педагогический стаж –3.5 лет.
Стаж работы в МБДОУ ЦРР –3.5 года.
Стаж работы в занимаемой должности –3.5.
Квалификационная категория – высшая.
Тема самообразования «Стимулирование речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Целью моей работы по самообразованию в 2016 – 2017году было:
ü продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность, в ходе занятий особое внимание уделяется развитию понимания речи, умение обобщать , активизации словаря детей ,развитию речи как средства общения с окружающими .
ü Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
ü Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
ü Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
· - изучить проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста.
· вырабатывать вкус к точному и образному слову.
· научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
· учить четкому и звонкому произношению.
· побуждать вникать в смысл услышанного, и поддерживать речевой контакт.
· учить детей пользоваться речью как средством общения с окружающими.
· стимулировать познавательную активность ребенка.
· обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
· изучение методической литературы;
Актуальность
Развить свободное общение с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развить все компоненты устной речи детей, воспитать интерес и любовь к чтению, развитие литературной речи.
В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие.
1. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы».
2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М.Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А.Барто- сборник стихов.
7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».
Также я изучила следующую литературу:
1. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
2. Л.Н.Смирнова « Развитие речи у детей 2—3 лет» Пособие для воспитателей и родителей
3. Е. В. Колесникова. «Развитие речи у детей 2-3х лет».
После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности речи у детей 2-3 лет.
В работе с детьми поставленные цели были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.
Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей.
В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми:
1. Участие детей совместно с родителями во внутрисадовской выставке – конкурсе «Осень Золотая», «Новогодняя выстовка»,так же приняли участие в новогодней и осенней ярмарке. (семьи: Капыстинских ,Кобец, Скаробогатовых, Кравчук, Ильиных, Хильковых, Ласенко ….. )
2. Новогодний утренник.
3. Развлечение, приуроченное к международному женскому дню.
4. Инсценировки русских народных сказок и потешек. (соответствует возрастным особенностям детей)
Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Над формированием речи детей 2-3 лет я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую и Театрализованная деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.
Использовала потенциал различных игр в формировании развития речи детей.
- игры с правилами - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;
- игры – соревнования – создавала условия для самостоятельного контроля
- коллективные дидактические игры – формировали навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;
- психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;
-народная игра – дети приобретают навыки саморегуляция, самоконтроля и произвольного поведения.
- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись показателем уровня развития произвольности в общении со взрослым.
Также мной была использована Театрализованная деятельность в детском саду.
Театрализованная деятельность интересна для детей и дарит им радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Происходит коррекция поведения.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Цели:
• развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
• обогащение словаря детей, активизация его;
• совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
• способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.
При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.
С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?».
Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.
В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.
Также я проводила работу с родителями.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация — в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей
В конце года по итогам мониторинга был проведен Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.
Низкий уровень – 0 %;
Средний уровень – 69 %;
Высокий уровень – 31 %;
Количественный показатель – 100 %;
Качественный показатель – 68,1 %.
Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием, правильно отвечают на вопросы. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все. Знают название родного города, но не могут назвать название страны, название столицы.
Рекомендации на летний оздоровительный период: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Образовательная область "Речевое развитие"
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.
Результаты следующие:
Низкий уровень – 0 %;
Средний уровень – 62 %;
Высокий уровень – 38 %;
Количественный показатель – 100 %;
Качественный показатель – 63 %.
Рекомендации на летний оздоровительный период: учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи.
Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми младшей группы за 2016-2017 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат:
Количественный показатель – 100 %;
Качественный показатель – 61,4 %.
В своей работе я опираюсь на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.
1. Выбирала только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
2. Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.
3. Поддерживала эмоциональное благополучие ребёнка.
4. Формировала положительную самооценку ребёнка..
5. Жила интересами, переживаниями ребёнка.
7. Своим поведением была образцом для детей.
8. Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.
9. Учитывала состояние и настроение воспитанника.
10. Направляла и развивала гуманистические тенденции в семье ребёнка.
Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.
В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:
1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.
2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)
3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.
Выполнила Макушева С.В.