Учитель учителю
Данный материал поможет вам в учебной и воспитательной работе с вашими ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 4 класс по теме "Сложное предложение" | 108 КБ |
работа с родителями | 45 КБ |
Родительский всеобуч | 76.5 КБ |
презентация для всеобуча | 1.84 МБ |
памятки для родителей | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 2имени А.И.Цыбулёва»
Цигикал Алла Анатольевна
Урок русского языка в 4 классе
по теме «Сложное предложение»
Цели:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы;
- способствовать формированию умения правильно определять типы простых и сложных предложений;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений анализировать познавательный объект, умений использовать научные методы познания, умений ставить цель и планировать свою деятельность, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- создать условия для воспитания культуры труда и общения на уроке.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигналы, модели-опоры, жетоны для этапа рефлексии
Ход урока
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.
- Итак, ребята, давайте настроимся на урок и вспомним, как нужно работать?
(дружно, терпеливо, внимательно, уважительно)
- Прочитаем девиз нашего урока.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
- Давайте будем помнить об этом на протяжении всего урока.
- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
(отчет дежурных о выполнении Д.З. детьми)
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Индивидуальная работа с карточками.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.
В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей.
Пр…катилась зв…зда в с…неве.
М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей,
З…ж…га…т р…су (на)тр…ве.
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать,(на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (про)кричать, (в)ней, (под)землей, (у)лететь, (на)клейка, (по)глядеть, (по)плакать, (по)лужам, (под)ставка, (на)мокнуть, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от типа орфограмм.
(Не)кричать,прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца],узнаеш(?), съеш(?), (не)берет, волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся, грози[ца].
не кричать | прилечь | кусается |
не принимать | беречь | улыбается |
не берёт | узнаешь | волноваться |
не готовился | съешь | грозится |
обжечься |
б) Фронтальная работа с классом.
1) Задание классу: объяснить пропущенную орфограмму, доказать ее выбор.
Ар.мат, со.нце, л.ловый, голо.ки, чудес()ный, любу.тся, п.йзаж, цв.тут, с.всем, м.рское, скор., ин.гда.
На какие группы можно разделить эти слова? (части речи, орфограммы)
По какой теме даны слова? (о природе, о лете)
-Составьте предложение используя данные слова.
2) Игра «Блиц - турнир» про предложение
- А теперь вспомним всё, что мы изучили о предложении. Фишку получает тот, кто быстрее всех поднимет руку и верно ответит на вопрос.
Что вы знаете о предложении
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
- По интонации?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что вы знаете о сказуемом?
- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
- Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?
- Что такое полное предложение? Неполное?
- Чем предложение может быть осложнено?
- Какое предложение называется сложным? Простым?
- Какие вы знаете виды сложных предложений?
- Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение?
3. Целеполагание (Тему и цели урока формулируют дети на основе ответов на вопросы).
-Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Вывод: на уроке мы будем продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы.
4.Организация деятельности учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности.
а) Работа над предложениями.
Комментированное письмо. Прочитайте текст, спишите, найдите, исправьте ошибки.
Небо потемнело, налетел вихрь. Первые капли дождя упали на молодые листья, яркие цветы и зеленую травку. Бабочки мигом разлетелись, когда туча прорвалась и обрушилась холодным ливнем. Серое небо глухо шуршало, вода в реке шипела и пенилась.
- Есть ли ошибки в 1-ом предложении?
- Какое это предложение?
- Постройте его схему (так с каждым):
1. [ ] , и [ ] .
2. О, О и О.
3. [ ] , ( когда ).
4. [ ] , [ ] .
Физкультминутка
б) Повторение способов определения типа предложения.
Парная работа с последующей проверкой по ключу.
- Составьте к каждому предложению схему. Расставьте в предложениях знаки препинания, выделите грамматические основы.
(Карточки на парте)
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
Проверка по ключу.
а) | [ ] ,и [ ]. |
б) | О,О и О. |
в) | [ ], [ ] |
г) | [ ],потому что( ). |
4. Закрепление знаний и способов деятельности.
а)Дифференцированная работа по учебнику: стр. 124, упр. 4. (1, 3, 4).
1 ряд – 3 предложение. Выпишите 1-2 словосочетания, укажите тип связи.
2 ряд – 1 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.
3 ряд – 4 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.
Проверка.
*2ряд: Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.
(вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки)
*1ряд: Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла.
(красивых листьев, принесла маме)
*3ряд: Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый букет подарила.
(веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)
Резерв.
Разбери слова по составу: посмотрела, березки, похвалила, подарила.
Беседа по записанным предложениям:
-Как вы думаете, какими словами мама похвалила дочку.
-А какие приятные слова вы слышали в свой адрес когда-либо.
-Дайте характеристику этому предложению:
Когда слышишь комплимент, поднимается настроение.
Комплимент – фр. сл. – похвала, лестные, приятные слова.
б)Творческая работа
-Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова». Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:
Когда человека хвалят, …
Человека похвалили, и …
5. Самоконтроль знаний в форме индивидуальной работы.
Тестирование.
(На столе карточки с вопросами)
При наличии правильных ответов должно получится слово «умница».
ТЕСТ
Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.
Запиши в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.
- Сложное предложение состоит из:
а) одного простого предложения;
о) двух простых предложений;
у) двух или нескольких простых предложений;
- Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
м) запятыми;
и) точками;
р) точками и запятыми;
- Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
л) союзов;
м) интонации;
н) союзов и интонации;
- Чтобы узнать сложное предложение надо:
а) разделить его на простые;
и) разделить его на простые по их главным членам;
- Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев;
- Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
6. Подведение итогов урока.
- Наш урок заканчивается. Вы много сделали. Как вы думаете, нам нужны знания, полученные сегодня уроке?
- Что нужно знать, чтобы правильно определить тип предложения?
7. Рефлексия.
- На ваших столах лежат жетоны. Оцените свою работу на уроке.
Красный жетон – отличная работа.
Желтый жетон - доволен, но мог бы работать лучше.
Зелёный жетон – работой не доволен.
9. Домашнее задание.
Выполнить упражнение по выбору.
Учебник стр. 123 упр. 1, 2.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.
В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей.
Пр…катилась зв…зда в с…неве.
М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей,
З…ж…га…т р…су (на)тр…ве.
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать,(на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (про)кричать, (в)ней, (под)землей, (у)лететь, (на)клейка, (по)глядеть, (по)плакать, (по)лужам, (под)ставка, (на)мокнуть, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от типа орфограмм.
(Не)кричать,прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца],узнаеш(?), съеш(?), (не)берет, волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся, грози[ца].
не с глаголами | ь после шипящих | правописание-тся, -ться |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. | [ ] ,и [ ]. |
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. | О,О и О. |
в) Дни становились короче, реже светило солнышко. | [ ], [ ] |
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень. | [ ],потому что( ). |
ТЕСТ(15 штук)
Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.
Запиши в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.
- Сложное предложение состоит из:
а) одного простого предложения;
о) двух простых предложений;
у) двух или нескольких простых предложений;
- Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
м) запятыми;
и) точками;
р) точками и запятыми;
- Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
л) союзов;
м) интонации;
н) союзов и интонации;
- Чтобы узнать сложное предложение надо:
а) разделить его на простые;
и) разделить его на простые по их главным членам;
- Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
- Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2»
(1 слайд)
Взаимодействие классного руководителя и родителей в процессе построения воспитательной системы класса
(2 слайд)
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.
Ребенок приходит к нам из семьи, где он любим, где родители (в большинстве своем) рады сделать все, чтобы их чадо выросло умным, сильным, счастливым. Правы ли они в этом? Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, который будут любить.
В большом и сложном деле воспитания родители должны быть союзниками учителя, помощниками во всем.
Начальная школа – первая ступень образования. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали активное участие во всех школьных делах.
(3 слайд)
Однако привлечение родителей младших школьников к воспитательной работе с классным коллективом имеет определенные трудности:
- Родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса;
- Они загружены работой, домашними делами;
- Плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе;
- Порой они занимают позицию наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия;
(4 слайд)
Исходя из этого, главной целью своей воспитательной системы считаю: организацию сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
(5 слайд)
Содержание моей работы с родителями состоит в следующем:
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
- Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Моё знакомство с родителями учеников происходит задолго до поступления их ребенка в первый класс. Вооружившись списком адресов стараюсь обойти все семьи, приглашая родителей и их детей на традиционный День открытых дверей в нашей школе.
(6 слайд)
Знакомство произошло. Выбор сделан. И снова у меня новые дети и родители … Создание детского коллектива, сплочение коллектива родителей во имя достижения общих целей обучения и воспитания, выбор оптимальных приемов и методов решения проблем – вот то, над чем трудится учитель первоклассников. Первое, что я начинаю делать – это изучение семей. До начала учебных занятий стараюсь посетить семьи, побеседовать с родителями; встретиться с воспитателями детского сада, который посещали мои новые ученики до поступления в школу. В результате этих встреч и бесед я получаю первое представление о семье, о педагогическом лице родителей. Проведение анкетирования родителей позволяет учителю собрать конкретные данные о семье, правильно спланировать свою работу с родителями.
На основе этого составляется план воспитательной работы учителя. (Нужны темы родительских собраний или нет?)
(7 слайд)
В нем присутствуют самые различные формы работы с родителями. Главной формой остаются родительские собрания. Такие встречи с родителями – это «Театр одного актера» (учителя) с многочисленными зрителями – участниками. Порой в школу приходят целыми семьями, чтобы порадоваться за своего ученика, решить возникшие проблемы, посмеяться над забавными эпизодами школьной жизни. Каждому родителю хочется услышать хорошее об успехах и достижениях. Учитель, готовясь к собранию, делает письменные сообщения о конкретном ребенке. Прочитает мама и узнает над, чем следует поработать в ближайшее время, что особенно удалось ее сыну или дочке, что получается с трудом, как эти сложности преодолеть. Или получит листок с одним красиво написанным словом: «Спасибо». Таким образом, учитель высвобождает время для проведения дискуссий, тренингов, бесед, анализов различных ситуаций с родителями.
К родительскому собранию готовится не только учитель, но и все ученики; собираются для выставки работы детей, лучшие тетради, проводятся отчеты кружков, в которых занимаются учащиеся. Все дети нашего класса занимаются в кружках. Наши девочки – участники фольклорного ансамбля «Ладушки» под руководством учителя ДШИ Польской В.А. Не один наш праздник не обходится без их выступления. Удивительные русские народные костюмы девочкам сшили их мамы. Родители активно идут на помощь в организации выступлений своих детей. Танцами занимаются дети с Фандиковой В.И.; посещают изостудию, кружок стрельбы, поют в хоре мальчиков с Пасюгой Е.А. Все это только на пользу детям, и родители согласны с моим мнением. Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми шьют костюмы, делают поделки, составляют букеты, рисуют газеты, сочиняют стихи и рассказы. В ходе такой работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным и интересным. Они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности.
- Выставки букетов ко дню учителя;
- Экспонаты ко «Дню урожая»;
- Сочинения о бабушках и рисунки ко «Дню пожилого человека»;
- Стихи и рассказы и маме ко «Дню матери»;
- Украшения для класса к Новому Году;
- Карнавальные костюмы для утренника;
- Кормушки для птиц.
Немаловажно участие родителей в жизни класса. При проведении совместных праздников: «День 8 Марта», «День именинника», «А ну-ка, мамы, а ну-ка, дочки», Дни здоровья, поездки, «Папа, мама, я – дружная семья», «Родительский дом – начало начал», Дни открытых дверей и т.д., где родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, играют в игры, танцуют в одном хороводе. Все это сплачивает и объединяет детей, родителей и учителя.
Положительные результаты в работе с родителями приносят индивидуальные беседы, тематические консультации, где родитель раскрывается перед учителем как личность, говорит о семейных проблемах, идет на откровенный разговор, желая найти помощь и поддержку у учителя.
В своей работе я привлекаю родителей в проведении экскурсий на предприятия, где они работают. Во время экскурсии на ОАО «РАЗ» отец Андрюши рассказывал детям о работе своего завода. Во время экскурсии в ПУ-18 мама Марины помогла детям познакомиться с будущими профессиями, которые приобретают студенты этого училища.
Нельзя не отметить значимость дней открытых дверей для родителей. Когда они, посещая открытые уроки, слушают и смотрят на своего ребенка, сравнивают его ответы с ответами сверстников, объективно оценивают успехи своего сына или дочери – это помогает родителям трезво подходить к оценкам ребенка и не требовать от него невозможного, а наоборот стремиться помочь своему чаду в учебе.
(8 слайд)
Есть изречение о том, что для учителя родители – те же дети. Значит, и их, как детей необходимо воспитывать, чтобы правильно понимали функцию воспитания.
По-разному можно помогать семье. Но есть одна, неотраженная ни в планах воспитательной работы, ни в проводимых мероприятиях, но, тем не менее, ценная помощь: это любовь к детям и принятие учителем родителей и школьников такими, какие они есть. Это «воспитывающая» любовь направлена на помощь человеку, от не детям будет уютно и надежно и в семье, и в школе.
В заключение своего выступления предлагаю педагогам положения, которые могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
(9 слайд)
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2»
Тема: ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
Одна из главных забот родителей – это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и для будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы.
С раннего детства семья должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы. Очень рано в жизнь ребенка приходит книга. Любовь к книге прививает прежде всего семья: это чтение сказок, походы в детскую библиотеку, покупка книг в магазине, объяснение картинок и т. д. Психологическую подготовку к школе также ведут родители, объясняют детям, что их ждут новые обязанности, новые требования к дисциплине, к режиму дня. Родители воспитывают у детей качества, необходимые для успешной учебы: аккуратность, внимание, волю, коллективизм, любознательность, настойчивость; развивают память, правдивость и честность, прилежание, трудолюбие. Оформляют уголок ребенка, закаливают его физически, приучают к дисциплине и порядку.
Учение – это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребенка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашних заданий, это может привести к отставанию и даже к второгодничеству.
Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему.
Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Работе (делу) – время, потехе – час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять на потом. Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приемы его выполнения: разобрать с ребенком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, послушать его пересказ текста учебника, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда.
Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и вырабатывать у школьника трудолюбие.
Нельзя допускать, чтобы ученик выполнял задание только «от» и «до». Надо побуждать его расширять свои знания, искать ответы не только в учебнике, но и в другой литературе: справочниках, энциклопедиях, журналах и т. д.
Часто родители заставляют ученика переписывать заново работу, выполненную небрежно. Это крайне редко надо делать: только в том случае, если вы видите здесь «злой умысел» скорее бежать гулять. Но часто небрежность – это результат утомляемости, и не надо за это наказывать: кроме того, переписывание может развить безответственное отношение к делу: «Подумаешь! Напишу плохо, возьму и переделаю!». Пусть небрежная работа будет оценена более низкой оценкой. Это подтолкнет ученика впредь стараться писать аккуратно.
Великая организующая сила – режим дня, правильное чередование занятий, труда, спорта, домашнего чтения и т. д.
Ребенку также необходимы нормальные условия для занятий. Он должен иметь свое рабочее место, где может готовить уроки, читать без помех, где на полке есть его учебники и письменные принадлежности.
Кроме того, ученика не следует освобождать от обязанностей по самообслуживанию и труду в доме. Этому тоже должно быть время в режиме дня. Младшие школьники должны заниматься дома уроками 1,5–2 часа, старшие – от 2 до 3 часов в день. Время приготовления уроков для тех, кто учится в первую смену, – от 16 до 19 часов, для тех, кто учится во вторую, – с 9 до 12 часов. Свободное от учебных занятий время – это время для чтения, спорта, музыки, конструирования, рисования, помощи семье, общественно-полезных дел. Старшие школьники могут работать в саду, огороде, ухаживать за домашними животными.
В режиме дня есть время для утреннего и вечернего туалета, для закаливания организма. Сразу же после подъема дети должны делать зарядку, принимать душ или обливаться водой комнатной температуры, мыть лицо и руки, уши, шею, чистить зубы. Перед сном личная гигиена повторяется. Спать ребенок должен ложиться в одно и то же время. Этот порядок должен стать привычным и не нарушаться.
Уголок ребенка: он расположен поближе к свету и солнцу. Здесь его игрушки, книги, учебники, тетради. Здесь должен быть стол, стул, полки или этажерка, все по росту ребенка, чтобы было удобно сидеть, не сутулиться. Можно повесить цветные репродукции: пейзажи, натюрморты, изображения животных. Здесь же могут быть аквариум с рыбками, комнатные растения, за которыми ухаживает сам ученик. Все это воспитывает любовь к природе, наблюдательность, хороший эстетический вкус, трудовые навыки.
Необходимо приучить ребенка следить за чистотой своего стола, убирать учебники, не раскладывать лишние предметы и т. д.
Аккуратность – это черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности.
Родители должны требовать от детей бережного отношения к учебным пособиям, оборудованию, инструментам. Школьники уже сами могут чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы и вешалки, содержать в порядке свои книги и учебные принадлежности. Эти правила надо постоянно напоминать детям, пока у них не выработаются устойчивые навыки и привычки. Надо следить, чтобы дети не делали в учебниках пометки, чтобы записи в тетради и дневнике были аккуратные. Надо внушать детям, что аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротные вещи, с таким человеком приятно окружающим, от него веет чистотой и опрятностью.
Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание привлекается к каким-либо предметам или явлениям само по себе, независимо от усилий с нашей стороны. Обычно это что-то яркое, необычное, интересное.
Но для того чтобы сделать намеченное дело, достичь поставленной цели, приходится заставлять себя быть внимательным, проявлять усилие воли. Это произвольное внимание.
Учение – важнейший способ тренировки и развития произвольного внимания у детей. Младшим детям и подросткам свойственны неустойчивость интересов, импульсивность поступков, склонность отвлекаться и уходить от важных, но малоувлекательных дел. Лишь в юношеском возрасте, когда определяются интересы и стремления, накапливается опыт сосредоточенной работы, произвольное внимание достигает высокого уровня. Важная задача родителей – учить ребенка быть внимательным. Внимание можно тренировать в игре, в выполнении обязанностей по дому, в соблюдении режима дня, в совместных занятиях детей и родителей: прогулках на природе, уходе за животными и растениями, при обсуждении книг и телепередач. Родители должны во всех этих делах побуждать ребенка отвечать на вопросы: что? где? когда? сколько? Что запомнилось в передаче, кино, книге?
Воля – это ценнейшее качество, которое ведет человека к поставленной цели, дает силы для преодоления трудностей на своем пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от чего-то, делать то, что нужно, даже если ему этого не хочется.
Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается воспитанием.
К. Д. Ушинский, великий русский педагог, говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».
Нельзя все разрешать, но и нельзя все запрещать. Постоянные одергивания, запреты могут воспитать безволие.
В школе ребенок попадает в коллектив, и здесь он должен соблюдать правила, выполнять различные роли, осознавать, что такое «я» и «мы». Это тоже служит воспитанию воли, умению жить среди людей.
Самообслуживание и труд по дому также тренируют волю. Ребенку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать разные затруднения – и на каждом шагу одерживать победу над собой, пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо.
Память – это уникальная способность человеческого мозга накапливать огромное количество впечатлений, сведений, знаний. Все случайное и ненужное забывается, иначе бы память была сильно перегружена. Но и важные сведения могут забываться, если не тренировать память. Память не дана человеку от рождения готовой и совершенной, она вместе с ним растет и развивается. Развивать память ребенка – очень важная задача родителей. Иногда родители удивляются, почему их ребенок, став школьником, плохо запоминает и быстро забывает. А дело здесь в том, что с ранних лет он не приучен напрягать свою память. Еще до школы надо тренировать детей пересказывать сказки и детские книжки, учить стихи и песенки, запоминать правила игры, приемы выполнения той или другой работы, то есть развивать у них произвольную память.
Например: ребенка просят рассказать сказку, прослушанную по радио или прочитанную в книге. Чтобы он не упустил главного, ему советуют сначала рассказать о добрых героях сказки, затем – о злых, и наконец, о том, как добрые одержали победу над злыми. Из многих героев сказки он выбирает тех, которые подходят к одной группе и к другой. Он учится таким образом сопоставлять сходные явления, находить общие черты, видеть различие.
Запомнить – это прежде всего понять смысл, сущность и последовательность событий.
Запомнить – это закрепить понятое с помощью упражнений и повторений.
Для того чтобы хорошо запомнить формулу, надо решить много задач, сделать множество вычислений.
Чтобы воспроизвести текст стихотворения, надо заучивать его по частям, а затем несколько раз повторять его в целом.
Детям часто кажется, что они запомнили урок сразу и что учить его не надо. У таких детей нет усидчивости, они не приучены напрягать свою память.
У некоторых детей есть представление, что заучивание – это зубрежка. На самом деле зубрежка – это чисто механическая работа памяти, которая дает непрочное запоминание, так же как и схватывание «на лету», не подкрепленное дальнейшей работой.
От семьи во многом зависит, научится ли ребенок думать и осмысливать все то, что он приобрел на уроке, из книг и собственных впечатлений. Это тесно связано с терпением, усидчивостью и внимательностью.
Дома надо побуждать учащихся применять свои знания. Например, знания по биологии – при уходе за растениями и животными; по физике – при починке электроприборов; по математике – при различных расчетах на приобретение необходимого в магазине.
Старшеклассники выбирают будущую профессию. Это приводит их к осознанной работе по запоминанию нужного материала для поступления в различные средние и высшие учебные заведения. Если у них развита память, они делают это успешно.
При выполнении домашних заданий в некоторых семьях большую часть работы родители берут на себя. Они стараются оградить сына или дочь от напряжения сил и от переживаний. Детям это приносит большой вред, задерживает их развитие. Огромный вред наносят родители, покупая различные «решебники» с домашними заданиями по математике, физике и химии, с готовыми сочинениями по литературе.
Выполнение домашних заданий – это серьезный труд души: памяти, воли, внимания, – и ребенок должен через это пройти сам, хотя и с помощью родителей. В чем она может заключаться?
1) В организации рабочего места.
2) В соблюдении режима дня школьника.
3) В советах, как правильно учить уроки.
Например:
а) Не следует подряд выполнять все устные задания, а затем – все письменные. Или: сначала – все легкие, а затем – все трудные; занятия надо чередовать.
б)Начинать с изучения правила, закона, теоремы, а затем уже писать упражнение или решать задачу.
в) Через каждые 30–40 минут делать перерывы на 5–10 минут.
г) Не надо сразу после школы браться за уроки. Сначала надо пообедать, погулять на свежем воздухе, развлечься, отдохнуть.
д) Трудные задания надо еще раз повторить перед школой.
е) Садиться за уроки надо в одно и то же время и не отвлекаться.
Если эти правила соблюдать регулярно, ученик привыкнет к обязанности «учить уроки» и в школе будет чувствовать себя спокойно и уверенно.
Дневник ученика – это контрольный документ, где ученик записывает домашние задания, учитель ставит оценки, а родитель должен его ежедневно просматривать и раз в неделю подписывать. Это очень важный документ, это мост между школой и семьей. Он помогает оценить учебную работу ребенка дома и в школе. Родитель может увидеть, насколько его сын или дочь дисциплинированны, как они относятся к учителям, товарищам по школе.
Но дневник выполняет свою роль только в том случае, если родители в него заглядывают не от случая к случаю, а реагируют вовремя на замечания учителей. В идеале ребенок сам должен ежедневно показывать родителям свой дневник, а не ждать их просьбы.
Как учатся дети? Это одна из главных забот родителей. А учатся они не только на уроках, но и в кружках. Есть в школах кружки по учебным предметам, краеведческие, технические, художественные и спортивные. Кружковая работа проводится также в Домах детского творчества, на станциях юннатов, во Дворцах культуры и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Какой кружок выбрать? Обычно подростки хотят быть во многих кружках, но от такой разбросанности мало пользы. Нормально посещать 2 предметных кружка или 1 кружок и 1 спортивную секцию, а также участвовать в художественной самодеятельности. Важно только, чтобы внеклассные занятия не мешали учению и не отражались на здоровье детей.
Когда у подростка есть ярко выраженный интерес, например к математике, технике, искусству, тут выбор кружка ясен.
Но чаще всего дети среднего и даже старшего школьного возраста не могут выбрать, чем заниматься в свободное время. Здесь на помощь приходит союз семьи и школы. Учителя могут знать о ребенке то, чего не знают родители, и наоборот. Вместе они могут подметить интересы и склонности детей и дать продуманный серьезный совет. Часто бывает так, что занятия в кружке приводят человека к будущей профессии.
Неуспеваемость – это недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учебе.
Знания таких детей отрывочны и бессистемны. Если вовремя не оказать им помощь, то это приведет к второгодничеству.
Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учебе. Но если ребенок нормален от рождения, то он имеет полную возможность успешно учиться. Отставание в учении, как правило, есть результат неправильного воспитания.
Например: а) ребенок плохо подготовлен к школе; б) не пробужден интерес к учению; в) в семье не созданы условия для нормальных занятий; и т. д.
Подготовка к школе не сводится к тому, чтобы обеспечить ребенка формой и учебниками. Он должен прийти в школу с достаточным запасом знаний и впечатлений об окружающей жизни. Эти знания должны дать ему родители. Это их беседы, обстоятельные ответы на тысячи «почему?», чтение и обсуждение доступных пониманию ребенка книг, объяснение разных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей и т. д.
Однако, как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует волевых усилий и умения трудиться, быть ответственным и организованным. И здесь опять уместно сказать о режиме дня, организации уголка школьника и постоянном контроле за школьными успехами.
Если все же появилось отставание, надо встретиться с учителем, узнать причину и помочь ликвидировать пробелы.
Часто неуспевающими становятся из-за лени. Здесь надо воспитывать и убеждением, и наказанием. Надо создать такую обстановку в семье, чтобы ребенку было стыдно лениться. Постоянный пример родителей – лучшая форма убеждения. Надо видеть и поощрять даже небольшие сдвиги в учебе в лучшую сторону. Надо реально относиться к способностям своих детей. Одного за «4» по математике надо ругать, так как он может иметь «5», а другому за трудовую «тройку» надо сказать «Молодец!». Ни в коем случае не допускать оскорблений: «Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь!» и т. п.
Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать надо все предметы: «Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?» или «Физика – это дело, а без знания о народниках и о Достоевском я проживу!». Задача родителей – доказать детям, что однобокое развитие приводит к узости кругозора, мешает получить хорошее образование и как следствие – мешает найти хорошую работу и устроиться в жизни.
Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому или они пропадают целыми днями в спортивной секции. Задача родителей – упорядочить эти занятия. Полезно использовать и памятки учащимся при подготовке домашних заданий. Например:
Памятка № 1
Как готовить домашние задания
– Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.
– Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16–17 часов, а если во II – то с 8–9 часов).
– Готовь уроки всегда в одном и том же месте.
– Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.
– Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.
– Через 30–40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10–15 минут.
– Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.
– Пользуйся словарями и справочниками.
– После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.
– Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.
– Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.
– После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.
Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т. д.
Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала.
После лекции учителя на этом собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого классный руководитель может использовать следующие вопросы:
1) Как вы оборудовали ученику рабочее место?
2) Есть ли там «Режим дня» вашего ребенка? Как вы следите за его выполнением?
3) Проверяете ли вы выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время?
4) Делает ли уроки ребенок сам или только в вашем присутствии? В чем состоит ваша помощь?
5) Как вы поощряете (наказываете) ребенка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности?
6) Посещают ли ваши дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это дает вашему ребенку?
7) Как вы следите за внеклассным чтением ученика?
8) Ваш контроль за просмотром телепередач, за играми на компьютере.
9) Какие задачи в учебе вы ставите своему ребенку? Как добиваетесь их выполнения?
10) Ваша работа с дневником ученика.
11) В чем состоит ваша связь со школой?
12) Есть ли у вашего ребенка качества, необходимые для успешной учебы: воля, прилежание, аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость. Как вы их вырабатываете?
13) Правдивы ли ваши дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках?
14) Какие вопросы воспитания детей вас волнуют? О чем бы вы хотели послушать на родительском собрании?
15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании?
И т. д.
Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».
Памятка № 2
Правила умственного труда
1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.
2) Не занимайтесь более 1,5–2 часов подряд.
3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
4) Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.
5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.
6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).
7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.
8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).
Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке».
Памятка № 3
Как слушать учителя на уроке
1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.
2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.
3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.
4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.
5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Полезны для учащихся памятки по НОТ.
Памятка № 4
Как работать с книгой
При чтении текста нужно решить 4 задачи.
1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.
2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.
3) Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.
4) Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?
Все эти памятки желательно дать всем родителям, чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет обеспечиваться единство требований семьи и школы.
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Памятка № 1
Как готовить домашние задания
– Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.
– Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16–17 часов, а если во II – то с 8–9 часов).
– Готовь уроки всегда в одном и том же месте.
– Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.
– Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.
– Через 30–40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10–15 минут.
– Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.
– Пользуйся словарями и справочниками.
– После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.
– Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.
– Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.
– После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.
Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т. д.
Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала.
После лекции учителя на этом собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого классный руководитель может использовать следующие вопросы:
1) Как вы оборудовали ученику рабочее место?
2) Есть ли там «Режим дня» вашего ребенка? Как вы следите за его выполнением?
3) Проверяете ли вы выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время?
4) Делает ли уроки ребенок сам или только в вашем присутствии? В чем состоит ваша помощь?
5) Как вы поощряете (наказываете) ребенка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности?
6) Посещают ли ваши дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это дает вашему ребенку?
7) Как вы следите за внеклассным чтением ученика?
8) Ваш контроль за просмотром телепередач, за играми на компьютере.
9) Какие задачи в учебе вы ставите своему ребенку? Как добиваетесь их выполнения?
10) Ваша работа с дневником ученика.
11) В чем состоит ваша связь со школой?
12) Есть ли у вашего ребенка качества, необходимые для успешной учебы: воля, прилежание, аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость. Как вы их вырабатываете?
13) Правдивы ли ваши дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках?
14) Какие вопросы воспитания детей вас волнуют? О чем бы вы хотели послушать на родительском собрании?
15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании?
И т. д.
Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».
Памятка № 2
Правила умственного труда
1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.
2) Не занимайтесь более 1,5–2 часов подряд.
3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
4) Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.
5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.
6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).
7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.
8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).
Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке».
Памятка № 3
Как слушать учителя на уроке
1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.
2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.
3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.
4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.
5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Полезны для учащихся памятки по НОТ.
Памятка № 4
Как работать с книгой
При чтении текста нужно решить 4 задачи.
1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.
2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.
3) Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.
4) Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?
Все эти памятки желательно дать всем родителям, чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет обеспечиваться единство требований семьи и школы.