Информация для педагогов
Работа социального педагога в ДОУ подразумевает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
В этом разделе вы найдете методическую систему работы социального педагога в ДОУ, а также материалы, используемые мною в моей повседневной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая система работы социального педагога
Цели социально-педагогической службы:
- Социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
- Создание благоприятного социально-педагогического климата, как основного условия развития, саморазвития и социализации личности воспитанников.
Система работы социального педагога в дошкольном учреждении включает следующие направления:
№ п/п | Направления | Содержание работы социального педагога | Формы и методы работы |
1. | Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем | Проведение социальной паспортизации групп детского сада, микрорайона; создание банка данных семей по категориям; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников; социально-педагогическая диагностика. | Анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями; наблюдение за деятельностью воспитанника в процессе непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), анализ документов. |
2. | Социально-педагогическая защита прав ребенка | Выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве, выявление и сопровождение семей, нуждаю-щихся в социальной поддержке, защита прав и интересов воспитанников в различных инстанциях (Совет профилактики, КДН, ПДН, суд и т.д.) | Экспертная оценка педагогов социального благополучия ребенка в семье, анкетирование воспитанников, их родителей, индивидуальная беседа с воспитанником, выборочное наблюдение за воспитанниками в процессе НОД, обследование условий жизни воспитанника, профилактические беседы с родителями и т.д. |
3. | Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности воспитанника | Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП); пропаганда здорового образа жизни в семье, педагогическое просвещение родителей; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; Взаимодействие с социальными институтами города, организация и проведение мероприятий для детей и их родителей. | Анкетирование педагогов, родителей, воспитанников; индивидуальная беседа с воспитанником; выборочное наблюдение за воспитанником в процессе НОД, обследование условий жизни воспитанника, профилактические беседы с родителями, наглядно-педагогическая агитация, индивидуальные и групповые консультации для родителей. |
4. | Социально-педагогическая профилактика, коррекция | Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения воспитанников; обеспечение профилактической и коррек-ционной работы с семьями, состоящими на внутриведом-ственном учете; пропаганда здорового образа жизни. | Индивидуальные беседы с воспитанниками, индивидуальные занятия с детьми, имеющими отклонения в поведении; организация работы клуба для родителей «Берегиня»; посещение семей; анкетирование родителей, воспитанников и т.д. |
5. | Правовое просвещение | Работа кружка «Имею право»; правовое просвещение родителей, мониторинг уровня правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста. | Беседы с воспитанниками, интервью; создание проблемной ситуации; групповые игры; наглядно–педагогическая агитация; беседы с родителями; групповые консультации для родителей и т.д. |
6. | Организационно-методическая деятельность социального педагога | Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; деятельность в экспериментальной площадке; участие в заседаниях методических (профессиональ-ных) объединений; накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. | Доклад, сообщение; презентация с использованием мультимедиа; деловая игра; организация и проведение семинаров для педагогов. |
В процессе работы по данным направлениям мною была изучена следующая учебная и методическая литература:
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012;
- Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011;
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование.-2009.-№16.-[электронный ресурс];
- Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт. сост. А. Н. Свиридов, - Волгоград : Учитель, 2015;
- Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод.пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера. 2013;
- Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная. А.О. Поддубный. – Ростов н/Д : Феникс, 2015;
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013;
- Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003,
- Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие/ С.А. Беличева, А.Б. Белинская – Ростов н/Д: Феникс, 2013;
- Справочник социального педагога/ авт. сост. О.С. Гришанова. – Изд..2-е, перераб. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014;
- Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов «Жестокое обращение с детьми в семье»
Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье; выяснить, насколько компетентны педагоги в вопросах профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является:
а) традицией, которая имеет многовековые корни;
б) практика воспитания детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей.
2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, б) нет, в) не знаю.
3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.
4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать:
а) исполнительный орган власти,
б) образовательное учреждение.
5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий?
а) да, б) нет, в) не знаю.
6. Является ли речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? а) да, б) нет, в) не знаю.
7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, б) нет, в) не знаю.
8. Может ли привести психологическое насилие над ребенком к его полной или частичной асоциализации? а) да, б) нет, в) не знаю.
9. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.
10. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то:
а) вы сообщите в орган опеки о случившемся;
б) проведете беседу с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми.
11. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия.__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Анкета для педагогов «Жестокое обращение с детьми в семье»
Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье; выяснить, насколько компетентны педагоги в вопросах профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является:
а) традицией, которая имеет многовековые корни;
б) практика воспитания детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей.
2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, б) нет, в) не знаю.
3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.
4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать:
а) исполнительный орган власти,
б) образовательное учреждение.
5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий?
а) да, б) нет, в) не знаю.
6. Является ли речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? а) да, б) нет, в) не знаю.
7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, б) нет, в) не знаю.
8. Может ли привести психологическое насилие над ребенком к его полной или частичной асоциализации? а) да, б) нет, в) не знаю.
9. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.
10. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то:
а) вы сообщите в орган опеки о случившемся;
б) проведете беседу с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми.
11. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия.__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если Вы не в состоянии решить проблему сами, Вам необходимо обратиться за помощью к руководителю образовательной организации, медику, психологу, социальному педагогу.
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
- реагировать нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
- оградить ребенка от реакции других детей;
- уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска
Действия
воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком
(памятка)
Десногорск
2015
Предварительный просмотр:
Телефоны доверия
Телефон доверия
по Смоленской области
(+74812) 65-28-85
(+74812) 38-00-81
Уполномоченный
по правам ребенка
по Смоленской области
(+74812) 65-28-85
Телефон доверия
г. Десногорск
(+748153)7-09-30
Телефон доверия
Центра социальной помощи семье и детям «Солнышко»
(+748153)3-15-33
(+748153)7-14-03
Правовые документы, защищающие права ребёнка от жестокого обращения.
Конвенция ООН определяет меры защиты, а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его личную честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения
(ст. 39).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 106-136).
МБДОУ «Детский сад «Чебурашка»
г. Десногорска
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПРАВА ДЕТЕЙ
2015
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческимиценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств, как ЛЮБОВЬ к родным и близким, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ к окружающим, СПОСОБНОСТЬ К СОПЕРЕ-ЖИВАНИЮ. И эту работу нужно проводить с деть-ми уже в раннем возрасте.
МЫ - ПРОТИВ!
- физического, сексуального, психологического насилия в отношении детей,
- жестокого обращения с детьми,
- пренебрежительного отношения к детям;
- лишения детей любви и ласки.
МЫ – ЗА!
- любовь к детям,
- заботу о детях,
- защиту детей от жестокого обращения
- качественное питание для детей,
- доступное бесплатное образование для детей,
- комфортное жилье,
- бесплатное медицинское обслуживание,
- за сохранение индивидуальности каждого ребенка.