3.5. Участие в проектах и программах в области образования
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса по обществознанию «Я сдам ОГЭ» составлена на основе программы учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ОГЭ» автор О.А.Котова, Т.Е.Лискова для 9 класса.
Данная программа предусматривает повышение эффективности изучения курса обществознания в 9 классе и рассчитана на 34 часа.
Курс предназначен подготовить учащихся предпрофильных классов к восприятию государственной оценки положения страны через призму социально-философских, экономических, правовых знаний.
Одной из важнейших функций изучения обществознания является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации.
В данной программе автор отдает приоритет общечеловеческим ценностям при анализе исторических событий, роли личности в обществе.
Программа курса приглашает ученика к дискуссии по наиболее актуальным проблемам взаимодействия личности с обществом и государством в целом. Вопросы рассчитаны на дискуссионный характер урочной работы и не предполагают единственно «правильного» ответа.
Цель курса:повысить эффективность изучения курса и качественно подготовиться к сдаче экзамена. Также данный элективный курс поможет учащимся в выборе профиля.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.
Задачи курса:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование информационной культуры;
- формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся;
- воспитание гражданской ответственности, патриотизма, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему своего государства, других народов;
- пробуждение интереса к предмету, к поисково-исследовательской деятельности.
Данная рабочая программа должна быть реализована в 2017-2018 гг.
На элективном курсе используются традиционные формы и методы обучения, такие как беседа, урок-лекция с использованием презентаций, диспут, урок-игра, доклад, реферат, сообщение, и современные технологии, такие как:
- Информационные технологии – создание слайдовых презентаций.
- технологии личностно-ориентированного обучения - обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества
- технологии критического мышления - инсерт (Используется на уроках при работе учащихся с государственными документами), бортовой журнал (Используется при работе с текстом учебника, при работе в группах)
- технологии учебно-игровой деятельности.
- Практикум и диагностика.
Выбранный учебно-методический комплект полностью соответствует рабочей программе.
Тематическое планирование
№ | Название | Кол-во часов |
Раздел 1. Человек и общество | 4 | |
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
2 | Биологическое и социальное в человеке | 1 |
3 | Деятельность и ее основные формы | 1 |
4 | Итоговое повторение по теме «Человек и общество» | 1 |
Раздел 2. Сфера духовной культуры | 6 | |
5 | Сфера духовной культуры и ее особенности | 1 |
6 | Наука в жизни современного общества | 1 |
7 | Образование и его значимость в условиях информационного общества | 1 |
8 | Религия | 1 |
9 | Мораль. Гуманизм.гражданственность | 1 |
10 | Итоговое повторение по теме 2 | 1 |
Раздел 3. Экономика | 5 | |
11 | Экономика, ее роль в жизни общества | 1 |
12 | Экономические системы и собственность | 1 |
13 | Фирма в экономике | 1 |
14 | Экономические цели и функции государства | 1 |
15 | Итоговое повторение по теме 3 | 1 |
Раздел 4. Социальная сфера | 5 | |
16 | Социальная структура общества | 1 |
17 | Семья как малая группа | 1 |
18 | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение | 1 |
19 | Социальный конфликт и его пути решения | 1 |
20 | Итоговое повторение по теме 4 | 1 |
Раздел 5. Сфера политики и социального управления | 5 | |
21 | Роль политики в жизни общества | 1 |
22 | Понятие и признаки государства. Формы государства. | 1 |
23 | Политические режимы. Политические партии. | 1 |
24 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
25 | Итоговое повторение по теме 5 | 1 |
Раздел 6. Конституция Российской Федерации. | 5 | |
26 | Конституция РФ | 1 |
27 | Права и свободы человека и гражданина | 1 |
28 | Федеративное устройство РФ | 1 |
29 | Судебная власть и прокуратура | 1 |
30 | Итоговое повторение по теме 6 | 1 |
Раздел 7. Право | 4 | |
31 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
32 | Правоотношения. Виды правоотношений. Правоспособность и дееспособность | 1 |
33 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 |
34 | Итоговое повторение по теме «Право» | 1 |
Всего часов | 34 |
Содержание курса:
Раздел I Человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Биологическое и социальное в человеке
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.Социализация индивида. Деятельность. Познание мира. Общество как форма жизнедеятельности людей. Потребности человека. Понятия биологическое и социальное. Виды деятельности. Формы познания мира. Взаимодействие с другими науками.
Раздел II. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества.Религия. Мораль. Гуманизм. Гражданственность.
Раздел III. Экономика.
Что изучает экономика. Виды экономических систем. Понятие спроса и предложения. Проявление конкуренции и ее основные виды. Роль экономических процессов. Инфляция и ее проявление. Яркие примеры инфляции в истории государства.
Раздел IV. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Семья – как социальный институт. Виды семьи. Основные функции семьи. Социальный контроль. Социальный конфликт. Пути решения конфликта. Ее виды.Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.
Раздел V. Сфера политики и социального управления.
Политическая система общества. Формы государства. Политические режимы. Политический процесс. Политические партии, их деятельность. Политическая элита и лидерство. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства.Участие граждан в политической жизни.
Раздел VI. Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы граждан и человека. Федеративное устройство. Судебная власть и прокуратура
Раздел VII. Право.
Понятие права и его роль в жизни общества. Субъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные отношения. Семейное право. Трудовое право. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы, их виды, взаимодействие с гражданами. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процесса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь:
- находить, систематизировать и анализировать информацию;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к ценностям в обществе.
- -излагать оценки событий деятельности правоохранительных органов;
- – уметь пользоваться нормативными актами;
- -использовать данные приводимые в таблицах;
- -характеризовать позиции, взгляды автора источника;
- -сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Знать:
- основные понятия и термины;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«Я сдам ОГЭ» в 9 классе
№ п.п. | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Формы и приемы обучения | ||
план | факт | |||||
Раздел 1. Человек и общество | 4 | |||||
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | 4.09 | дискуссия | ||
2 | Биологическое и социальное в человеке | 1 | 11.09 | Знакомство с заданиями ОГЭ | ||
3 | Деятельность и ее основные формы | 1 | 18.09 | Самост. работа | ||
4 | Итоговое повторение по теме «Человек и общество» | 1 | 25.09 | практикум | ||
Раздел 2. Сфера духовной культуры | 6 | |||||
5 | Сфера духовной культуры и ее особенности | 1 | 2.10 | Сост. табл. | ||
6 | Наука в жизни современного общества | 1 | 9.10 | Самост. работа, выполнение заданий ОГЭ | ||
7 | Образование и его значимость в условиях информационного общества | 1 | 16.10 | лекция | ||
8 | Религия | 1 | 23.10 | лекция | ||
9 | Мораль. Гуманизм. Гражданственность | 1 | 6.11 | выполнение заданий ОГЭ | ||
10 | Итоговое повторение по теме 2 | 1 | 13.11 | Лекция, дискуссия, практикум | ||
Раздел 3. Экономика | 5 | |||||
11 | Экономика, ее роль в жизни общества | 1 | 20.11 | выполнение заданий ОГЭ | ||
12 | Экономические системы и собственность | 1 | 27.11 | лекция | ||
13 | Фирма в экономике | 1 | 4.12 | Самост. работа | ||
14 | Экономические цели и функции государства | 1 | 11.12 | Сам. раб., практикум | ||
15 | Итоговое повторение по теме 3 | 1 | 18.12 | Практикум | ||
Раздел 4. Социальная сфера | 5 | |||||
16 | Социальная структура общества | 1 | 25.12 | Лекция | ||
17 | Семья как малая группа | 1 | 15.01 | Сост. табл., работа с документами | ||
18 | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение | 1 | 22.01 | Сост. табл работа с документами выполнение заданий ОГЭ | ||
19 | Социальный конфликт и его пути решения | 1 | 29.01 | Сост. табл работа с документами выполнение заданий ОГЭ | ||
20 | Итоговое повторение по теме 4 | 1 | 5.02 | выполнение заданий ОГЭ | ||
Раздел 5. Сфера политики и социального управления | 5 | |||||
21 | Роль политики в жизни общества | 1 | 12.02 | Сост. табл работа с документами | ||
22 | Понятие и признаки государства. Формы государства. | 1 | 19.02 | Лекция, работа с документами | ||
23 | Политические режимы. Политические партии. | 1 | 26.02 | Лекция, работа с документами | ||
24 | Участие граждан в политической жизни | 1 | 5.03 | выполнение заданий ОГЭ | ||
25 | Итоговое повторение по теме 5 | 1 | 12.03 | практикум | ||
Раздел 6. Конституция Российской Федерации. | 5 | |||||
26 | Конституция РФ | 1 | 26.03 | выполнение заданий ОГЭ | ||
27 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 2.04 | выполнение заданий ОГЭ | ||
28 | Федеративное устройство РФ | 1 | 9.04 | Лекция | ||
29 | Судебная власть и прокуратура | 1 | 16.04 | Лекция | ||
30 | Итоговое повторение по теме 6 | 1 | 23.04 | Практикум, сост. Табл. | ||
Раздел 7. Право | 4 | Лекция | ||||
31 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | 30.04 | Практикум | ||
32 | Правоотношения. Виды правоотношений. Правоспособность и дееспособность | 1 | 7.05 | Лекция | ||
33 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | 14.05 | Практикум | ||
34 | Итоговое повторение по теме «Право» | 1 | 21.05 | Практикум |
Список литературы:
- ЕГЭ 2014. История. Тематические тестовые задания / Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев, Д.А. Фадеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 190 с.
- ЕГЭ 2014. История. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 103 с.
- Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.
- Российская история: Научно - популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008. – 416 с. (Современная школьная энциклопедия) .