Географическое общество: "Полярная звезда"
Программа географического общества: "Полярная звезда"
План работы географического общества
Требования к подготовки реферат, доклада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_obshchestvo._polyarnaya_zvezda.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании методического объединения классных руководителей Протокол от 25.08.2015 №1 Руководитель __________/Г.И. Манычева/ | Утверждаю Директор МБОУ Петровской СОШ ___________А.В.Буланова Приказ от 26 . 08.2015г. № 115 |
Программа
Автор-составитель:
Тицкая Людмила Ильинична
Учитель географии
МБОУ Петровская СОШ
х.Нижнепетровский, Милютинский район
e-mail:tli_140262@mail.ru
2015 год
Пояснительная записка
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, с первого класса формирующим навыки самообразования и самовоспитания. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.
Этот процесс нужно организовывать и моделировать так, чтобы обучающиеся научились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.
Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
Цель программы — создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи программы
- Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
- Организовывать консультации с учителями по работе над проектами и исследовательскими работами.
- Проводить обучающие семинары для учащихся старших классов по выполнению проектно-исследовательской работы.
- Мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени с 5—11 классы.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- В основной школе (5—9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
- Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
- Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
- Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение.
Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)
№ п/п этапа | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога, руководителя проекта |
1. Инициирующий | Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. | Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. | Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает. Ставит цели и задачи обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта. |
2. Основополагающий | Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. | Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Формирует необходимые специфические умения и навыки. |
3. Прагматический | Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. | Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности. | Наблюдает, консультирует, контролирует. Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом. |
4. Заключительный | Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. |
5. Итоговый | Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллектив- ном анализе и оценке результатов. |
Этапы работы над проектом
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||||
ИНИЦИИРУЮЩИЙ ЭТАП | 7 | ||||
Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность. | 1 | ||||
Стендовая информация о проектной работе. | 1 | ||||
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.). | 1 | ||||
Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов. | 1 | ||||
Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы. | 1 | ||||
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации. | 1 | ||||
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов. | 1 | ||||
Результат | Обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно - материального ресурсного обеспечения. | ||||
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП | 12 | ||||
Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта, подбор иллюстраций. | 3 | ||||
Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов. | 3 | ||||
Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. | 3 | ||||
Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов | 3 | ||||
Результат | Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата. | ||||
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ЭТАП | 10 | ||||
Оформление результатов проектной деятельности. | 2 | ||||
Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта. | 1 | ||||
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. | 2 | ||||
Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов. | 1 | ||||
Подготовка к публичной защите проектов: • Определение даты и места; • Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию); • Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-,видеосъемка и пр.); • Определение списка гостей, приглашаемых на защиту; • Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты; • Оформление пригласительных билетов; • Подготовка аудитории; • Приглашение гостей; • Стендовая информация о мероприятии; • Подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ. | 2 | ||||
Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия. | 1 | ||||
Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов. | 1 | ||||
Результат | Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов доклада, приложений. | ||||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | 2 | ||||
Публичная защита проектов. | 1 | ||||
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. | 1 | ||||
Результат | Презентация проектов. | ||||
ИТОГОВЫЙ ЭТАП | 3 | ||||
Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов). | 1 | ||||
Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов. | 1 | ||||
Подведение итогов работы за год | 1 | ||||
Результат | Рефлексия выполненной работы. | ||||
ИТОГО: | 34 часа |