План самообразования

Петрова Ольга Ивановна

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий при формировании навыков выразительного чтения у детей с ОНР».

Актуальность: Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольных учреждениях стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы. Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем. При помощи здоровьесберегающих технологий можно научить ребёнка использовать средства выразительности, так как выразительность речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевого общения с окружающими, способствуя тем самым результативности взаимодействия. Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на собеседника эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями рассказчика, нужна тщательная работа.

Именно в возрасте пяти - семи лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка, дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Задача педагога – удовлетворяя эту потребность, способствовать развитию у ребенка выразительной речи путем присвоения им средств выразительности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития учителя-логопеда

Петровой Ольги Ивановны

Сроки реализации: 2015-2019 г.г.

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий при формировании навыков выразительного чтения у детей с ОНР».

Актуальность: Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольных учреждениях стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы. Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем. При помощи здоровьесберегающих технологий можно научить ребёнка использовать средства выразительности, так как выразительность речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевого общения с окружающими, способствуя тем самым результативности взаимодействия. Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на собеседника эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями рассказчика, нужна тщательная работа.

Именно в возрасте пяти - семи лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка, дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Задача педагога – удовлетворяя эту потребность, способствовать развитию у ребенка выразительной речи путем присвоения им средств выразительности.

 

1. Цели профессионального развития

Цель:

  • осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных методов.
  • создание технологии (системы) работы по использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда в специальном (коррекционном) детском саду.
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и выразительности речи;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • изучение методических приёмов по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
  • внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной и письменной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
  • разработка методических и дидактических материалов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
  • разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • принять участие в семинарах, методических объединениях;
  • привлечь родителей к пополнению нетрадиционного материала и к подготовке детей на конкурсы чтецов;
  • разработать консультации для родителей по использованию нетрадиционных материалов, по формированию выразительности речи детей;
  • подготовить мастер-классы для родителей и педагогов ДОУ;
  • усовершенствование предметно-развивающей среды;
  • создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, каждое занятие должно быть результативным;
  • творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение координации и точность движений руки и глаза, мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. 

2. Формы и содержание профессионального развития

2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами внедрения нетрадиционных методов работы в ДОУ.

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования
литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет

о выполнении работы

2015-2019

О.И.Азова. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». – Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2009.

О.В.Бурлакина. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

А.А.Гуськова. Развитие речедвигательной координации детей. – Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2014.

О.А.Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2013.

Е.М.Косинова. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи. – Москва, «Махаон», 2015.

Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – Москва, Издательство ГНОМ, 2015.

Е.Н.Новикова. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Москва, 2010.

Е.Н.Новикова. Логопедическая азбука. Книга первая: от буквы к слову. – Москва, 2011.

Н.Э.Теремкова. Я учусь пересказывать. Части 1,2,3,4. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2015.

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – Москва, «Дрофа», 2009.

А.В.Никитина «Покажи стихи руками». – Москва, «Каро», 2009.

Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. «Расскажи стихи руками. Тренировка мелкой моторики. Пальчиковые игры. Речевое дыхание» - Москва, изд-во «Карапуз», 2016.

Сделать подборку сюжетных картинок для обследования связной речи дошкольников.

Подобрать дыхательные упражнения.

Подобрать упражнения для комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Сделать подборку нестандартного оборудования для работы с детьми.

Сравнить буквари Косиновой и Новиковой, подобрать приемлемый учебник.

Подбор конспектов для перспективного планирования.

Подбор текстов для пересказывания.

Подобрать диагностический материал для обследования лексико-грамматических конструкций.

Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Аннотации к прочитанным книгам;

Лэпбук «Развитие речи дошкольников путем использования нестандартного оборудования»

Презентация «Речь на кончиках пальцев»;

Мастер-класс для родителей «Массаж язычка»

Выступление детей на конкурсах.

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2016г.

КМО учителей-логопедов г.Нижнекамска и Нижнекамского района, 2017г.

Региональный семинар-практикум, 2018г.

Республиканские и региональные конференции

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Изучить и внедрить в воспитательно-образовательную работу ФГОС ДО

2017

Консультация

«ФГОС ДО»

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2017г.

Изучить содержание образовательных областей ФГОС ДО и их взаимодействие

2018

Презентация «Интеграция образовательных областей на логопедических занятиях в ДОУ»

Выступление на семинарах, конференциях, 2018г.

Статья «Аспекты работы логопеда в условиях ФГОС»

Оснащение логопедического кабинета

2018-2019

Презентация

Педагогический час МАДОУ № 41, 2019г.

2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Комплексно-тематическое планирование

2015-2016

Презентация

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2016г.

Календарно-тематическое планирование

2016-2019

Презентация

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2018г.

Подбор диагностических материалов

2015-2017

Протоколы обследования

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2016г.

Разработка конспектов занятий с использованием нестандартного оборудования

 

2015-2019

Публикация конспектов

Показ открытых занятий

Участие в конкурсах сценариев и конспектов ООД

Мастер-классы

В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по вопросам развития речи дошкольников, 2017г.;

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.;

День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2020г.

Дидактические пособия:

«Всё о спорте»

Массажная дорожка «Камешки»

Коврик для массажа рук «Цветная полянка»

Игра «Ветерок, Ветер, Ветрище»

2016

2017

2018

2019

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Педагогический час МАДОУ № 41, 2016г.

Педагогический час МАДОУ № 41, 2017г.

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2018г.

Педагогический час МАДОУ № 41, 2019г.

Использование нестандартного оборудования

2016-2017

Мастер-класс

Родительское собрание МАДОУ № 41, 2017г.

Комплексы пальчиковой гимнастики

2017-2018

Выступление

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.

Комплексы дыхательных упражнений

2018-2019

Выступление

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2019г.

Оформление стенда ко дню рождения Г. Тукая

2016

Фотоколлаж,

рисунки детей

Родительское собрание МАДОУ № 41, 2016г.

Фестиваль детского творчества

2016-2019

Участие в организации и проведении

УДО г. Нижнекамск, 2016-2019 гг.

Консультации для родителей:

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», «Рекомендации для прохождения ПМПК», «Пока мама дома», «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей», «Речь на кончиках пальцев»

2015-2019

Папки-передвижки,

мастер-классы

Педагогические советы МАДОУ № 41, 2015-2020гг.

Консультации для воспитателей:

«Играем с прищепками», «Ходим по камешкам», «Развитие правильного речевого дыхания»

2017-2019

Сообщения

Педагогические советы МАДОУ № 41, 2017-2019гг.

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытая ООД

2015-2019г.г.

1 раз в квартал

Показ занятий,

мастер-классы

Для педагогов МАДОУ № 41, учителей начальных классов СОШ № 20, родителей в 2015-2020 уч.г.г.

Участие в городских, региональных семинарах, конференциях

ежегодно

Выступления, презентации

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2015-2020г.г.

Распространение опыта в СМИ

2015-2019

Публикации

«Чтоб красиво рисовать, чтоб учиться и писать – будем руки развивать» - Сборник материалов конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы», стр. 199, КИУ им. В.Г.Тимирясова, 2015г.

«В гостях у осени» - Сборник материалов семинара-практикума «Проектная деятельность в детском саду» стр. 267 на базе ДОУ №13, г. Нижнекамск, 2015г.

Консультации для родителей:

«Пока мама дома» 2015г.;

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2016г.

Сайт Электронное образование в РТ https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou41/page991712.htm

«Аспекты работы логопеда в условиях ФГОС» - Журнал «Практика управления ДОУ» № 3, стр.40, для руководителей ДОУ, старших воспитателей, методистов, г. Москва, 2016г.

Мастер-классы:

«Формирование мелкой моторики с использованием нетрадиционных предметов» 2015г.;

«В гостях у гномов» 2018г.

Сайт Электронное образование в РТ https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou41/page991712.htm

Статья «Влияние нетрадиционных методов работы на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста», научно-практическая конференция, 2018г.

Публикация сценария квест-викторины «Филипок идёт в школу» - в сборнике материала педагогического опыта творческой деятельности «По страницам детских книг», 2018г.

«Выразительность речи – гарантия красивой речи» - VI Международная научно-образовательная конференция

«Актуальные проблемы современной педагогической науки», 2018г.

 

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Курсы повышения квалификации «Логопедические формы и технологии в условиях инноваций в образовании»

ИУЭП г. Нижнекамск

очная

2015-2016г.г.

Проект, удостоверение

Обучение на курсах по проблеме «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства «Воспитатель года»: содержание, методика, критерии»

«Институт развития образования РТ»

г. Казань

очная

2016г.

Удостоверение, отчет, презентация

Курсы повышения квалификации «Современные технологии коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях модернизации образования»

Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова

очная

2018г.

Удостоверение

2.6. Оценка результатов профессионального развития

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт

о профессиональном развитии

Аналитический отчёт о деятельности учителя-логопеда МАДОУ № 41 за 2015-2016 учебный год

Май 2016

Презентация, выступление

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2016г.

Аналитический отчёт о деятельности учителя-логопеда МАДОУ № 41 за 2016-2017 учебный год

Май 2017

Презентация

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2017г.

Аналитический отчёт о деятельности учителя-логопеда МАДОУ № 41 за 2017-2018 учебный год

Май 2018

Презентация

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2018г.

Аналитический отчёт о деятельности учителя-логопеда МАДОУ № 41 за 2018-2019 учебный год

Май 2019

Презентация

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2019г.

Аналитический отчёт о деятельности учителя-логопеда МАДОУ № 41 за 2019-2020 учебный год

Май 2020

Презентация, выступление

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2020г.