Эссе
"Учитель и ученик растут вместе" (Конфуций)
Наверняка, каждый из нас задумывался: а с какого возраста я помню себя? Кто-то - с трёх-четырёх лет: свечи, которые задувал на торте, первая в жизни трагедия: «Не хочу, чтобы мне было четыре годика, хорошо, когда три!» Мои же все детские воспоминания связаны с учением. О том, как в шесть лет научилась читать, спрашивая у мамы: «Это какая буква? А эта?» Потом в памяти всплывает картина, как младший брат и лучшие подруги (старше меня и младше) сидят за импровизированными партами, а я, семилетняя, раздаю им листочки и ручки, стою у боковой нелакированной спинки шкафа и мелом что-то пишу на «доске». Затем мне лет восемь-девять. Закончились уроки. Моя первая учительница Алла Петровна не отпускает нас с одноклассницами домой и поручает мне придумать к какому-то празднику движения для танца «Кадриль» под мелодию пластинки, которую запускала снова и снова на небольшом школьном проигрывателе.
Росла я. А вместе с этим росло моё желание связать свою жизнь именно с учением.
Мне тринадцать лет. Классный руководитель и по совместительству мой учитель русского языка доверяет мне заполнить в журнале список учеников. (Замечает, что почерк у нас очень похож. А ведь я подражала осознанно написанию отдельных букв, даже подпись себе придумала, похожую на подпись Татьяны Ивановны!) А вот ещё воспоминание того времени… Доверяет мне проверить в контрольных тетрадях по русскому языку диктант у всех одноклассников. Разрешила исправлять ошибки простым карандашом, но не ставить оценки. Потом перепроверила, не нашла пропущенных ошибок и похвалила.
Мне четырнадцать лет. С трудом дома разобралась с темой по физике. На перемене решила помочь однокласснице, объяснив «своим языком» всё, что сама поняла. «Ира, вот бы так на уроке нам объясняли!» - услышала слова благодарности в ответ на оказанную помощь.
И вот наконец-то я закончила школу! Долгожданный педагогический колледж! Да, тяжело было противостоять уговорам классного руководителя остаться после восьмого класса в школе, ведь шла на золотую медаль! Но мне не терпелось побыстрей научиться тому, к чему я шла всю свою осознанную жизнь, - стать учителем! Научить детей всему, чему научилась сама у своих педагогов! Ведь я выбрала для себя самую лучшую в мире профессию – учитель начальных классов!
Долгожданная педагогическая практика в школе! Первый класс при детском саде. Моя родная школа. Правда, попала не к своему первому учителю (она уже, как директор, не набирала класс), а первому учителю моего младшего брата, Анастасии Михайловне. Как готовлюсь к урокам! Использую все дефицитные в то время печатные методички. Но вот проходит урок, другой, закончился первый учебный день. Жду с нетерпением, что же мне скажет мой опытный наставник. А она говорит так осторожно, в качестве рекомендации: «Ирочка, я обычно начинаю урок математики со счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Потом через один, через два. И так каждый день, пока не доведу до автоматизма». Тут я думаю: «Да почему же об этом не пишут в методичках? Это же занимает немного времени и так эффективно?» Приходит первое осознание того, что опыт каждого педагога уникален и бесценен. И по-настоящему ты только сейчас начинаешь учиться. Вроде бы пришла учить, но учишься ещё сама.
А что же дети? С первого дня встречи с ними поняла, что они дарят тебе свою любовь уже просто за то, что ты молодая учительница, которая, к тому же, ещё и «играет» с ними на уроках, а потом интересно проводит время на переменах. Но открылась и другая сторона профессии: дети в школе не только учатся, они «проживают» там свои маленькие жизни. Со своими страхами, неудачами, огорчениями, переживаниями. И вот ты начала задумываться: а что в такие моменты важнее для ребёнка – знания, которые ты можешь ему дать, или любовь, с которой отнесёшься к проблеме малыша, как к своей собственной?
Сразу всплывает в памяти шестилетний Денис, который никак не мог запомнить буквы. Вроде бы все дети читают, научила, а он неплохо считает, списывает, но читать – ну никак не получается, буквы не может запомнить! Переживаю, думаю, как научить? Это сейчас можно задать вопрос в Интернете, и тут же найдёшь несколько хороших советов, которые тебе помогут. А в то время трудно с этим было, да ещё самой хотелось добиться результата. И вот придумала же! Дай, попробую-ка я задействовать его другие виды памяти. Всех детей уложила спать (в первом классе у шестилеток тогда был обязательный дневной сон), а с Денисом сидим на его кровати и лепим крупные буквы, заставляю его долго прощупывать каждую букву день за днём. И результат не заставил себя долго ждать! Денис зачитал, да ещё перегнал в скорости чтения своих одноклассников! Ученик вырос в глазах детей, родителей! А вместе с ним чуть-чуть и я выросла, только как учитель. Приятно. Не раз позже пользовалась этим приёмом и делилась с коллегами.
Много таких находок пришлось «пережить», помогая ученикам расти. Но вспоминается и горький опыт. Всем известно, что больше других учителям запоминаются не только успешные ученики, но и самые трудные. Был и у меня такой. Избалованный своей бабушкой, которая всегда оправдывала его плохое поведение, он стал откровенно срывать мне уроки, а я ему, естественно, ставить «двойки» за поведение. Ну, и получила от директора свой первый в жизни серьёзный урок, что «двойками» не научишь. Понимала, что попала в тупик. Что делать? Никогда не ставить «двойки»? Так ведь тоже не бывает. Но нашла для себя компромисс. Ставить, но стараться исправить их вместе с учеником.
Думаю, эта неприятная история помогла мне вырасти как учителю даже больше, чем когда добилась успехов с Денисом.
Наверное, всякий раз, когда в классе снова есть такой ученик, я вспоминаю эту давнюю историю и стараюсь разглядеть в этом ребёнке то, за что его любит собственная мама, а потом уже постепенно, шаг за шагом, прививаю ему потребность учиться.
У меня часто спрашивают: «Ирина Фёдоровна, Вы проработали в школе много лет. Отличаются ли современные дети от тех, что были более двадцати лет назад?» Думаю, люди, задававшие этот вопрос, хотели услышать что-то вроде: «Изменились. Помешаны на гаджетах. Стали невоспитанными». А мне почему-то всегда на ум приходит следующее: «Дети всё те же. Они по-прежнему остаются детьми со своими ссорами, переживаниями, радостями от похвалы учителя или родителя. Всё так же просят рассудить их, пожалеть, выслушать, радуются, когда учитель их обнимет в нужный момент, даже поцелует, пожелает удачи, похвалит, приободрит, подарит улыбку, поможет, выкажет доверие».
В общем, так происходит, собственно, обучение и воспитание моих подопечных. И истинное удовольствие получаю в последние годы даже не от количества «пятёрок» и «четвёрок» учеников по очередной контрольной, а за радость отдельного ребёнка от преодоления ещё одной трудности. И не важно, какого рода трудность – научился вдевать нитку в иголку или помирился с одноклассником – горжусь его достижениями, как своими. А уж дети, как никто другой, чувствуют искренность учителя. И доверяют. Для меня это очень ценно.
Долгое время я училась вместе со своими учениками. Каждый новый выпуск, конечно, придавал уверенности в том, что становишься опытнее, лучше знаешь своё ремесло. Но всякий раз, когда набирала новый класс, как будто снова и снова начинала с нуля. Не приходило ощущение того, что ты уже стала хорошим учителем, ты всё умеешь. Всякий раз задумываюсь: почему? Наверное, потому, что каждый день с учениками ставим новые и новые цели. А достигаем их вместе. Получается, что от меня зависит, достигнут мои ученики поставленных целей или нет. И вот так каждый день вместе учимся, вместе растём.
По знаку зодиака я козерог. Всегда добиваюсь того, что задумаю. И многое получается. Но кому, как не учителю, ставить цели, достичь которые можно было бы вместе с учеником? А ещё если твои конкуренты – это опытные педагоги в твоей школе и в городе, в котором работаешь всю жизнь.
Несколько лет назад заметила способности своей ученицы к русскому языку. Вела её с первого класса к тому, что в выпускном четвёртом классе будет муниципальная очная олимпиада по русскому языку, где она обязательно должна будет участвовать! Поддерживая в ней живой интерес к предмету, давала задания, выходящие за рамки школьной программы, даже фразеологический словарь с иллюстрациями приобрели с мамой и читали как интересную художественную книгу. А сколько увлекательных сочинений написали с Олей, чтобы разбудить её фантазию! И вот наша общая победа! Второе место в олимпиаде!
Любой учитель начальных классов знает, что есть не так много возможностей, где наши ученики могли бы проявить себя на высоком уровне. Но в Батайске с прошлого года стали проводить муниципальную серию олимпиад в рамках конкурса «Ученик года». Мой подопечный Сергей становится два года подряд абсолютным победителем этого конкурса среди лучших учеников города в своей параллели! Это ли не рост ученика и учителя? Горжусь своими учениками, но никогда не позволяю ни им, ни себе останавливаться на достигнутом!
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - утверждал Конфуций. Вот уже и многое умею как педагог, и с удовольствием делюсь опытом с молодыми коллегами, но профессиональная рефлексия не даёт покоя, заставляя снова и снова отвечать на вопросы: что я знаю и чего ещё не знаю, что умею, а чему ещё могу научиться.
Мои ученики точно знают, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Не боюсь ошибаться и сама. Даже «пятёрку» ставлю всегда тому, кто исправит ошибку учителя! (Конечно, иногда использую это как педагогический приём!) Но ведь так приятно преодолевать вместе трудности в обучении! И вот так мы растём рука об руку. Мы с детьми учимся друг у друга. Они нужны мне, педагогу, не меньше, чем я им, так как в процессе постоянного общения я тоже развиваюсь. Мне кажется, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь.
Недаром А.П. Чехов говорил: «Если б вы знали, как России необходим хороший учитель…» Думаю, и сейчас, спустя 100 лет его слова остаются актуальными. Ведь так хочется быть хорошим учителем для детей. Хочется, чтобы ученики у всех учителей были хорошими!