Методические рекомендации

Акинина Лариса Николаевна

На протяжении ряда лет работала по технологиям ОС "Школа 2100". Их методические рекомендации продуктивно использую и в настоящее время.  Педагогам в их работе могут помочь памятки по подготовке проблемно-диалогического урока и урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_podgotovke_uroka_s_pch.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_podgotovki_uroka_pdt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности)

(разработана, прежде всего, для НЕ художественных текстов, подробнее см. Сборник «Образовательные технологии»)

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.) 

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

- фактуальную (то, что говорится напрямую)

- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.

- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)

3. Определите роль данного текста на уроке:

- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?

- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:

- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.

Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.

Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)

- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов

- краткие реплики, которые позволяют включить  механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста) 

- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз.  Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.

+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.

+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:

- вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)

- или проверка выполнения продуктивного задания к тексту …



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПОДГОТОВКИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

(наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия)

1.Определить какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть изучено на этом уроке

Правило.

Алгоритм

Закономерность.

Понятие.

Своя оценка

Пример: Знаки препинания в сложном предложении

Пример: Порядок сложения дробей

Пример: Причины выхода растений на сушу

Пример: понятие экосистемы

Пример: мое отношение к действиям Петра I

2.    Продумать          ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫ урока.

С затруднением

  • Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих у учеников)
  • Не получается выполнить?
  • В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)
  • Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

С удивлением

  • Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски)
  • Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски)
  • Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или предположение и факт – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление)
  • Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)

Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса)

3.Спланировать (по необходимости):

(Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя)

3.1.Выдвижение ВЕРСИЙ: (…)

3.2. Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

Что мы уже знаем по этой проблеме?

- диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу

3.3. Составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

4.Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.

1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут придти сами. (Примечания: а) вывод может отличаться от учебника, б) на уроке ученики могут придти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)

2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание:

Например, материал для наблюдения в учебниках русского языка – увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику.

Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести - признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

Например, тексты учебников истории, где закономерности не перечислены, а даны в подтексте.

3. Простроить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста

Подводящий

Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

Побуждающий

Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

4. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5. Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Например, вопрос: «так как же мы решили проблему?»

6.Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Задания, требующие от ученика применить новое знания – алгоритм, правило, понятие, закономерность - в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.д. и т.п.)