Открытый урок на тему "Ткачество на станке " с презентацией.

Открытый урок на тему "Ткачество на станке с узором".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Ткачество на станке. Браслет с орнаментом».

ФИО: Лунёва Лариса Семёновна  

Место работы:  МКОУ ДОД ЦДО «Спектр»

Должность: педагог дополнительного образования

 Объединение: «Бисероплетение»

 Группа:  2 группа,  1 год обучения.

Тема и номер урока в теме:   «Ткачество на станке. Браслет с орнаментом» .

Тип урока:  закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.                                                                                                                

Вид  урока: урок - творчества

Формы работы учащихся: коллективные, работа в парах, индивидуальные (просмотр, слушание, анализирование, рассуждение).

Базовый учебник:  дополнительная общеобразовательная программа.

Цель урока:  

 -дать исторические  сведения об оберегах;

- познакомить со знаками и символами русской вышивки;

-воспитывать аккуратность и самоконтроль.

Задачи:

1 Образовательные:

- объяснить этапы изготовления браслета;

-учить создавать из простых элементов более сложные.

2. развивающие:

-развивать умение работать в коллективе;

-развивать гибкость и лаконичность мышления:

3. воспитательные;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.  

  Методы и приёмы:                                                                                              наглядные: показ способов плетения , схемы;                                                   словесные: рассказ , беседа , вопросы , напоминания , поощрение , практические и игровые приёмы;                                                                           практические: самостоятельное изготовление браслета.                      Словарная работа; активизировать в речи детей термины – бисероплетение, ткачество, знаки и символы народной вышивки.    

 Предварительная работа: подготовка схем, изготовление наглядного пособия, подготовка станков.                                                    

Оборудование: станки, нити, иголка, бисер, ножницы, схемы.

Ход занятия;

  1. Вводная часть:

 -организационный момент 

2.Подготовка к занятию.

3.Инструктвж по технике безопасности.

  • Иглу вкалывать и хранить в игольнице;
  •  Ножницы класть сомкнутыми лезвиями  направленными от себя;
  •  По окончании работы убрать рабочее место.  

Вопросы для повторения:

-Что такое орнамент? (последовательное повторение отдельных узоров)

-Что такое раппорт? (один или несколько узоров, повторяющихся в орнаменте.)

Содержание занятий.

Сведения о знаках и символах.    

    Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал  создавать несложные узоры, условные знаки - символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии был понятен ему, они служили одним из средств общения.    

    Многие знаки – символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

        Цвет всегда оставался неким знаком – символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, черный считался символом земли , покоя, отрешения и траура , красный – символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти.

      Орнамент возникал из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Например, солнце почиталось в народе как источник жизни. Наши предки обращались к солнцу с молитвами о плодородии.  

       Поэтому не случайно в любом орнаменте традиционной русской  вышивки встречаются солнечные символы: в виде круга с множеством лучей, многогранника, ромба. Ромб воспринимался не только знаком солнца, но и земли. Земля наделялась человеческими чертами. Русские крестьяне  обращались к ней «кормилица – мать», изображали часто на полотенцах в виде женской фигуры с птицами в руках. Птица считалась символом мира, любви и добра в доме. Соединение женской фигуры и дерева называлось в народе «роженица» и вывешивалась на свободных полотенцах, что символизировало продолжение рода. Также вывешивали двух птиц, что означало согласие между супругами.  

В узорах часто присутствовали: сказочная жарптица-символ огня, солнца; олень-символ добра, веселья, счастья, богатства ; конь – хранитель  дома; древо жизни – символ благополучия и продолжения рода.

Мастерицы, создавая узоры - обереги, искренне верили в их силу.   Один из традиционных рисунков – состоит из двух птиц и дерева. С давних времен дерево является распространенным  образом и встречается практически в фольклоре любого народа. С Древом связано и много различных поверий, в основе которых лежат представления о тесной связи между человеком и деревом.

Отсюда запрет рубить определенные породы деревьев, поскольку дерево, как и человек, должно умереть само: «Топором рябину нельзя сечь – пока не засохнет сама своей смертью». Дерево (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол – это туловище, ветки – руки (или «дети»), сок – кровь .Есть «мужские» и «женские»  деревья. При рождение ребенка для него  сажают дерево, веря, что ребенок будет расти так же, как развивается дерево; соответственно высохшие деревья предвещают человеку смерть.                                                                      

 Обрядов, связанных с деревом, тоже было очень много. К категории почитаемых и священных относились деревья (особенно старые), одиноко стоящие в поле или вблизи целебных источников. К этим деревьям приходили люди, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Они приносили дары и жертвы, вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты, молились, прикасались к деревьям. Через дупло и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни. Невозможно рассказать обо всех поверьях и обрядах, связанных с деревом. Его изображение часто использовали наши предки в декоративно – прикладном искусстве.

Эта традиция продолжает жить и в наше время в произведениях современных мастеров.                                                                

Цветовые сочетания.

       В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух – и трехцветные, а также много - цветные. Хорошо сочетаются:

Красный  – с черным, желтым, серым, коричневым, оранжевым, синим, белым;

Синий – с серым, голубым,  бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;

Желтый – с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;

Зеленый – с темно – желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым , черным, кремовым;

Фиолетовый – с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черный.

        Практическая часть.

Перед началом работы вспомним о правилах техники безопасности.

Плетение браслета на станке с помощью схемы.                                          

 Внимательно рассмотрим схему браслета.                                    

Считаем сколько бисеринок белого и красного цвета (схема прилагается)

  Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник,                                                                             Теперь его переверни вершиной вниз.                                                          

И вновь глазами по периметру веди.                                                          

Рисуй восьмёрку вертикально.                                                                    

И головою не крути,

 а лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.                                                                                                                      И на бочок её клади.                                                                                        Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.                      Зажмурься крепко, не ленись.                                                                    

  Глаза мы открываем, наконец, зарядка окончилась и каждый из вас молодец!                                                                                                          

 (дети представляют внешний вид геометрических фигур)

                           

  В процессе занятия идет рассмотрение схем.                                            

 В ходе процесса работы индивидуальная помощь, показ, словесное объяснение.    

                                                                                   

Физкультминутка «Шеей крутим осторожно»   

 Шеей крутим осторожно – голова кружиться может.                                    Влево смотрим – раз, два, три.                                                                       (вращение головой вправо и влево)                                                                            Вверх потянемся, пройдемся,                                                                                     (потягивание – руки вверх, ходьба на месте)                                              

  И за парты вновь вернемся.                                                                                (дети садятся за парты)

(В ходе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь. После окончания работы подводим итог занятия).

Итог занятия.

  • Мини – выставка.                                                            
  • Молодцы, вы справились с поставленной задачей.                                        
  • Предлагаю вспомнить, о чем говорили на сегодняшнем занятии.    
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Были ли трудности в изготовлении браслета?