Открытый урок на тему "Ткачество на станке " с презентацией.
Открытый урок на тему "Ткачество на станке с узором".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ткачество на станке браслета с узором | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ткачество на станке. Браслет с орнаментом».
ФИО: Лунёва Лариса Семёновна
Место работы: МКОУ ДОД ЦДО «Спектр»
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Бисероплетение»
Группа: 2 группа, 1 год обучения.
Тема и номер урока в теме: «Ткачество на станке. Браслет с орнаментом» .
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок - творчества
Формы работы учащихся: коллективные, работа в парах, индивидуальные (просмотр, слушание, анализирование, рассуждение).
Базовый учебник: дополнительная общеобразовательная программа.
Цель урока:
-дать исторические сведения об оберегах;
- познакомить со знаками и символами русской вышивки;
-воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Задачи:
1 Образовательные:
- объяснить этапы изготовления браслета;
-учить создавать из простых элементов более сложные.
2. развивающие:
-развивать умение работать в коллективе;
-развивать гибкость и лаконичность мышления:
3. воспитательные;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Методы и приёмы: наглядные: показ способов плетения , схемы; словесные: рассказ , беседа , вопросы , напоминания , поощрение , практические и игровые приёмы; практические: самостоятельное изготовление браслета. Словарная работа; активизировать в речи детей термины – бисероплетение, ткачество, знаки и символы народной вышивки.
Предварительная работа: подготовка схем, изготовление наглядного пособия, подготовка станков.
Оборудование: станки, нити, иголка, бисер, ножницы, схемы.
Ход занятия;
- Вводная часть:
-организационный момент
2.Подготовка к занятию.
3.Инструктвж по технике безопасности.
- Иглу вкалывать и хранить в игольнице;
- Ножницы класть сомкнутыми лезвиями направленными от себя;
- По окончании работы убрать рабочее место.
Вопросы для повторения:
-Что такое орнамент? (последовательное повторение отдельных узоров)
-Что такое раппорт? (один или несколько узоров, повторяющихся в орнаменте.)
Содержание занятий.
Сведения о знаках и символах.
Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки - символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии был понятен ему, они служили одним из средств общения.
Многие знаки – символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.
Цвет всегда оставался неким знаком – символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, черный считался символом земли , покоя, отрешения и траура , красный – символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти.
Орнамент возникал из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Например, солнце почиталось в народе как источник жизни. Наши предки обращались к солнцу с молитвами о плодородии.
Поэтому не случайно в любом орнаменте традиционной русской вышивки встречаются солнечные символы: в виде круга с множеством лучей, многогранника, ромба. Ромб воспринимался не только знаком солнца, но и земли. Земля наделялась человеческими чертами. Русские крестьяне обращались к ней «кормилица – мать», изображали часто на полотенцах в виде женской фигуры с птицами в руках. Птица считалась символом мира, любви и добра в доме. Соединение женской фигуры и дерева называлось в народе «роженица» и вывешивалась на свободных полотенцах, что символизировало продолжение рода. Также вывешивали двух птиц, что означало согласие между супругами.
В узорах часто присутствовали: сказочная жарптица-символ огня, солнца; олень-символ добра, веселья, счастья, богатства ; конь – хранитель дома; древо жизни – символ благополучия и продолжения рода.
Мастерицы, создавая узоры - обереги, искренне верили в их силу. Один из традиционных рисунков – состоит из двух птиц и дерева. С давних времен дерево является распространенным образом и встречается практически в фольклоре любого народа. С Древом связано и много различных поверий, в основе которых лежат представления о тесной связи между человеком и деревом.
Отсюда запрет рубить определенные породы деревьев, поскольку дерево, как и человек, должно умереть само: «Топором рябину нельзя сечь – пока не засохнет сама своей смертью». Дерево (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол – это туловище, ветки – руки (или «дети»), сок – кровь .Есть «мужские» и «женские» деревья. При рождение ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти так же, как развивается дерево; соответственно высохшие деревья предвещают человеку смерть.
Обрядов, связанных с деревом, тоже было очень много. К категории почитаемых и священных относились деревья (особенно старые), одиноко стоящие в поле или вблизи целебных источников. К этим деревьям приходили люди, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Они приносили дары и жертвы, вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты, молились, прикасались к деревьям. Через дупло и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни. Невозможно рассказать обо всех поверьях и обрядах, связанных с деревом. Его изображение часто использовали наши предки в декоративно – прикладном искусстве.
Эта традиция продолжает жить и в наше время в произведениях современных мастеров.
Цветовые сочетания.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух – и трехцветные, а также много - цветные. Хорошо сочетаются:
Красный – с черным, желтым, серым, коричневым, оранжевым, синим, белым;
Синий – с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый – с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
Зеленый – с темно – желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым , черным, кремовым;
Фиолетовый – с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черный.
Практическая часть.
Перед началом работы вспомним о правилах техники безопасности.
Плетение браслета на станке с помощью схемы.
Внимательно рассмотрим схему браслета.
Считаем сколько бисеринок белого и красного цвета (схема прилагается)
Физкультминутка.
Рисуй глазами треугольник, Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
И головою не крути,
а лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза мы открываем, наконец, зарядка окончилась и каждый из вас молодец!
(дети представляют внешний вид геометрических фигур)
В процессе занятия идет рассмотрение схем.
В ходе процесса работы индивидуальная помощь, показ, словесное объяснение.
Физкультминутка «Шеей крутим осторожно»
Шеей крутим осторожно – голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. (вращение головой вправо и влево) Вверх потянемся, пройдемся, (потягивание – руки вверх, ходьба на месте)
И за парты вновь вернемся. (дети садятся за парты)
(В ходе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь. После окончания работы подводим итог занятия).
Итог занятия.
- Мини – выставка.
- Молодцы, вы справились с поставленной задачей.
- Предлагаю вспомнить, о чем говорили на сегодняшнем занятии.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Были ли трудности в изготовлении браслета?