Инновационная деятельность на базе КФУ
Инновационная работа в рамках РИП "Региональная образовательная программа дошкольного образования. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения квалификации"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование календарного плана
образовательной работы с детьми дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС ДО и с учетом регионального компонента
Республики Татарстан.
Методические рекомендации
для воспитателей и старших воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
Автор-составитель:
Елена Евгеньевна Воробьева
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального
района Республики Татарстан
высшая квалификационная категория
Рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, региональной программы и УМК по обучению детей татарскому языку. Основная задача - помочь педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документаций современного детского сада. Материал представлен в виде таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет читателям составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике дошкольной организации.
В данной брошюре представлены образцы проектирования документации педагога дошкольного учреждения:
- комплексно—тематический план
- план воспитательно—образовательной работы
- оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Комплексно—тематический план
Комплексно—тематический план группы разрабатывается на основе общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе ФГОС ДО на переходный период.
Комплексно—тематический план направлен на реализацию пяти образовательных областей и определяет организацию воспитательно - образовательного процесса в учреждении. План дополняется национально-региональными особенностями, которые обогащают, углубляют и конкретизируют содержание задач федерального компонента. В ДОУ в соответствии с нормативно – правовыми документами МО и Н РТ реализуется «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой и Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» З.М.Зариповой.
Комплексно—тематический план состоит из 4 частей, отражает основную часть ООП и вариативную (НРК + компонент ОО):
1 часть - Перспективное планирование образовательной деятельности
2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников
4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
1 часть включает в себя описание образовательной деятельности, которая построена на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделён на темы, которые рассчитаны на одну неделю. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения обучения позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, а также компонент ОО.
2 часть решает программные образовательные задачи при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
3 часть содержит плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания по работе с семьями воспитанников, и тематические мероприятия по реализации темы недели.
4 часть раскрывает содержание ППРС группы (пособия, материалы, оборудование) с описанием её функционального назначения, условий расположения. Описывает виды и содержание деятельности детей.
Комплексно—тематический план охватывает следующие определенные направления развития и образования детей
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с миром природы.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие речи.
Художественная литература.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкально-художественная деятельность.
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Образовательные области национально-регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в ОД и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Национально-региональный компонент в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» реализуется через обогащение представлений о жителях города, района, республики, истории города, района, республики, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, города, района, республики; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Национально-региональный компонент реализуется через «Региональную программу дошкольного образования» Р.К.Шаеховой.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Национально-региональный компонент реализуется через внедрение в практику работы ДОУ УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (под ред. З. М. Зариповой). Форма обучения: специально организованные занятия, начиная со средней группы, на основе современных образовательных технологий. Средства обучения: игра, игровые упражнения, демонстрационные и раздаточные материалы, анимационные сюжеты, сказки, мультфильмы, комплекты аудио- и видео пособия; техническое оборудование. В процессе специально организованного обучения на занятиях и индивидуальной работе у воспитанников должны сформироваться первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме. Дошкольники должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух в пределах изученных тем; задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности.
Знакомство с книжной культурой реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Татарстан, их художественными произведениями.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Национально-региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в Республике Татарстан и городе, спортивными традициями и праздниками.
Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Национально-региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Республики Татарстан, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам татарского народного искусства, включает в себя ознакомление с народными музыкальными инструментами; ознакомление с музыкальными произведениями о городе и республике.
Схема комплексно—тематического плана
Утверждено и введено….
Комплексно—тематический план _________ группы
Принят на педсовете…... |
Содержание 1 часть - Перспективное планирование ОД: ОО«Познавательное развитие» ОО«Социально – коммуникативное развитие» ОО«Речевое развитие» ОО«Физическое развитие» ОО«Художественно – эстетическое развитие» 2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей 3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников 4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы |
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с миром природы. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи. Художественная литература. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность. Рисование. Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность. Лепка/аппликация Литература Кол-во часов
|
Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура Литература Кол-во часов
|
Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра). Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование основ безопасности. Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое РАЗВИТИЕ» Художественная литература Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ» Конструктивно – модельная деятельность Литература Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ» Музыкально-художественная деятельность (план досуговой деятельности ). Цель
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое РАЗВИТИЕ» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Литература Цель
|
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
на _________ учебный год
Основная часть | Вариативная часть | ||||||
Плановые мероприятия разнообразной направленности | Тематические мероприятия (итоговые мероприятия по теме недели с детьми и родителями) | НРК | Компонент ДОУ | ||||
Дата | Направление, | Форма | Дата | Тема | Форма проведения | ||
Сентябрь 1 неделя Тема недели “…..” | |||||||
Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;
· Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;
· Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Основная часть | Вариативная часть | |
содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) | НРК | компонент ДОУ (приоритетное направление) |
В такой последовательности заполняются все таблицы. Материал распечатывается, хранится в скоросшивателе.
Рассматривается и утверждается на педсовете.
В течение учебного года педагог может корректировать и дополнять план.
План воспитательно—образовательной работы
(календарное планирование)
План воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных педагога, т. е планирование должно быть совместным и основываться на календарно – тематическом плане.
Как же педагогам, реализующим ООП, грамотно построить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом УМК по обучению двум государственным языкам РТ, с учетом регионального компонента, при этом ничего не упустить, не забыть, не перегрузить педагогический процесс?
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Модель календарного плана разработана с учетом профессиональных затруднений и проблем, возникающих у педагогов при планирования работы, апробирована и проработана воспитателями в течении 2014 – 2015 г.г. на базе МБДОУ «Детский сад № 4».
При разработке модели календарного плана, были учтены систематически повторяющиеся недостатки, которые были выявлены в ходе контроля:
- нерегулярность чередования направлений программы и видов деятельности в рамках совместной и индивидуальной работы в режимные моменты;
- однообразие работы по развитию движений на прогулке;
- частично прослеживается работа в режимные моменты по словотворчеству, театрализованной деятельности, обучению татарскому языку в рамках УМК;
- не отражается проектная деятельность;
- единично прослеживается работа в рамках экспериментально-поисковой деятельности, коллекционирование;
- перегруженность (недогруженность) планов;
- календарные планы представлены в виде перспективных.
Воспитателю необходимо помнить, что некоторые формы работы с детьми необходимо планировать каждый день. Это:
- индивидуальный диалог с каждым ребенком;
- совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
- чтение или рассказывание;
- дидактические упражнения, развивающие игры;
- творческие игры;
- наблюдения (в группе, на воздухе);
- труд (различные виды);
- художественно-продуктивная деятельность;
- музыка;
- ритуалы.
В плане учтены режимные моменты: утро; день; вечер; прогулка (утренняя, вечерняя), отражается основная часть программы и вариативная часть, через реализацию национально – регионального компонента и компонента ДОУ. Предусмотрено чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. План пишется на неделю. Работа с родителями прописывается в одном из дней плана на неделю. Данный план позволяет охватить все темообразующие факторы.
Такой план позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Рабочая ценность такого плана заключается в том, что здесь четко продуманы и включены все виды деятельности с детьми в течении недели.
План состоит из пяти бланков-схем на каждый день недели. Один двухсторонний бланк включает содержание работы на один день. Так же возможна корректировка видов деятельности.
Технологические особенности модели календарного плана
- В плане учтены режимные моменты: утро, день, вечер, прогулка (утренняя, вечерняя)
- Оформление плана соответствует эстетическим требованиям, так как это визитная карточка воспитателя группы (педагог может писать план от руки и печатать в электронном варианте)
- Учтено соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
- Включены все виды деятельности по направлениям программы.
- Включены региональный компонент и УМК по обучению двум государственным языкам РТ.
- Предусмотрено чередование организованной и самостоятельной деятельности детей.
- Учтена очень важная особенность – те занятия, которые вынесены в режимные моменты за счет занятий по татарскому языку, включены во вторую половину дня в форме творческой мастерской – рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
- Работа с родителями включена в один из дней плана и содержит разнообразные формы работы.
Вариативность плана.
Жёстких требований к ведению этого документа нет, поэтому он может существовать в любой удобной для педагога форме: можно заполнять от руки или печатать в электронном варианте.
План разработан для старшей группы с условием, что его можно упростить для средней и младшей и усложнить для подготовительной. Занятия, представленные в плане – примерные, т.е. каждый педагог в электронном варианте включает свои занятия в соответствии своего расписания.
Модель календарного плана будет полезна:
- опытным педагогам обогатить содержание образовательного процесса, вариативно использовать данную модель плана, сэкономить время при написании плана, своевременно вносить изменения и дополнения;
- молодым педагогам быстро сориентироваться и овладеть практическим опытом написания календарного плана при этом ничего не упустить, не забыть и не перегрузить педагогический процесс;
- старшим воспитателям, заведующим, в рамках контроля позволит быстро проанализировать содержание плана по всем видам, формам, направлениям образовательной работы.
Предварительный просмотр:
ДАТА__________________________________ ПОНЕДЕЛЬНИК
ТЕМА « ________________________________________________________________________»
Прием детей, инд/работа по экологии _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Рассм/картины______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
В мире предметов____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Воспитание к/г навыков______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Говорим по-татарски: д/игра__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1
МУЗЫКА Тема____________________________________________________________________________________
Пение_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
м/р движения________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
муз/игры ____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 2
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК Тема__________________________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________________________________________________
Активный словарь: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ПРОГУЛКА
Наблюдение за живой природой_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Безопасность в природе______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Труд в природе ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С/ролевая___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(прыжки)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Познавательная минутка_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подъем, пробуждающая гимнастика, закаливание, умывание, самообслуживание, воспитание культуры еды Игра на разв/мелкой моторики _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Коллекционирование _______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по изо____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Чтение х/литературы ________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
О/п труд____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
НРК: просмотр и обсуждение мультфильма____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ
РИСОВАНИЕ Тема_______________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА.
Наблюдение за погодой ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Безопасность в природе______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра на ориентировку_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(ходьба)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
НРК: хороводная игра ______________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ДАТА__________________________________ ВТОРНИК
ТЕМА « ________________________________________________________________________»
Прием детей, инд/работа по ФЭМП___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Развивающая игра__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Словотворчество ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Труд в природе______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Формирование ЗОЖ_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Говорим по-татарски: слушание сказки________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1
ФЭМП Тема______________________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 2
ФИЗКУЛЬТУРА Тема_________________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 часть______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ОРУ: _______________________________________________________________________________________________
ОВД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
Заключительная часть_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Материал:___________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ПРОГУЛКА
Наблюдение за неживой природой_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
О/п труд ___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
П/игра_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра с прир/материалом_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Спортивная игра____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(лазание, подлезание)_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Исследование_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подъем, пробуждающая гимнастика, закаливание, умывание, самообслуживание, воспитание культуры еды
С/р игра____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Игра м/подвижности ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Проектная деятельность _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НРК: родной город и край____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая мастерская (конструирование)____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА.
Наблюдение за растениями ___________________________________________________________________________
Труд взрослых______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Речевая игра________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(катание)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Безопасность жизни__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ ________
Самостоятельная деятельность детей _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ДАТА__________________________________ СРЕДА
ТЕМА « ________________________________________________________________________»
Прием детей, инд/работа по ПДД______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Н/печатная игра______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Образ Я_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Проблемная ситуация _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самообслуживание___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Говорим по-татарски: интерактивная игра________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК Тема___________________________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________________________________________________
Активный словарь: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 2
_______________________ Тема____________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ПРОГУЛКА
Наблюдение за транспортом____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Безопасность на дорогах_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Труд в природе______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С-р игра____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(бросание, ловля)___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Художественное творчество____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подъем, пробуждающая гимнастика, закаливание, умывание, самообслуживание, воспитание культуры еды Муз/дид.игра_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Заучивание стих. _____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
В мире архитектуры___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра-драматизация ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
НРК: искусство_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ
МУЗЫКА Тема____________________________________________________________________________________
Пение_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
м/р движения________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
муз/игры ____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА.
Наблюдение за проезжей частью _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра по ПДД________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(равновесие)_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ДАТА__________________________________ ЧЕТВЕРГ
ТЕМА « ________________________________________________________________________»
Прием детей, инд/работа по р.речи _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Безопасность жизни___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивающая игра____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Слушание и обсуждение ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитание к/повед___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Говорим по-татарски: диалоговая игра___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1
ПОЗНАНИЕ Тема_____________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Материал:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 2
ФИЗКУЛЬТУРА Тема_________________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 часть______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ОРУ: _______________________________________________________________________________________________
ОВД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
Заключительная часть_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Материал:___________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ПРОГУЛКА
Наблюдение за живым объектом________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
О/п труд ____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра-эксперимент____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра с природ/материалом_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(метание)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Проектная деятельность _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подъем, пробуждающая гимнастика, закаливание, умывание, самообслуживание, воспитание культуры еды Показ театра _________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С-р игра ___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Словотворчество _____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
НРК: просмотр и обсуждение __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
В мире предметов____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ №
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема_____________________________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические приемы: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Материал:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ДАТА__________________________________ ПЯТНИЦА
ТЕМА « ________________________________________________________________________»
Прием детей, инд/работа по изо ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Речевая игра_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Муз-дид игра________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Безопасность в природе_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Воспитание дружеских отношений______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Говорим по-татарски: слушание и пение песен____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК Тема___________________________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________________________________________________
Активный словарь: ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 2
ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ Тема_____________________________________________________
Учить_______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Развивать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закреплять______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитывать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 часть______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ОРУ: _______________________________________________________________________________________________
Игровые упражнения__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
Заключительная часть_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Материал:___________________________________________________________________________________________
Литература__________________________________________________________________________________________
ПРОГУЛКА
Наблюдение за трудом взрослых_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Труд в природе ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
П/игра______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Игра-забава__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С/ролевая игра_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(ходьба, бег)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Конструктивная деятельность__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Подъем, пробуждающая гимнастика, закаливание, умывание, самообслуживание, воспитание культуры еды
Театр. игра __________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Строительная игра ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа «Говорим по татарски»______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Знакомство с писателем, поэтом, художником_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
НРК: народный фольклор_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прикладное творчество______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА.
Наблюдение за осадками ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Речевая игра_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Инд/работа по разв/движений(подлезание)_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ _______
Самостоятельная деятельность детей ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Тематическая беседа_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная консультация_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Библиотека (аудио/видеотека)_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Стендовая информация______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Советы и рекомендации______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Выставка___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Совместная деятельность_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родительское собрание______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Воробьёва Е.Е.
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
СРЕДЫ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В РАМКАХ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Главная цель педагогического коллектива дошкольного учреждения - формирование творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Передача уникального этнокультурного наследия, общечеловеческих, эстетических и культурных ценностей детям осуществляется в логичной последовательности: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов с помощью доступных детскому пониманию средств, форм и методов и технологий.
Дошкольное учреждение идёт в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт педагогической работы. А значит, здесь формируется та атмосфера, в которой ребёнок может полноценно развиваться духовно, физически и культурно.
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ООП ОУ часть, формируемая участниками образовательных отношений, составлена в соответствие со спецификой национально-культурных и демографических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, так как в ней представлены:
- Региональная программа дошкольного образования Р.К. Шаеховой;
- Программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку в детском саду - З.М. Зарипова, Р.С. Исаева, Р.Г. Кидрячева, А.И. Камалова, Р.М. Алексеева.
Программы позволяют заложить в ребенке тот культурный базис, который он пополнит в школе и потом пронесёт через всю жизнь.
Социальное партнерство детского сада с социокультурными институтами, представляет собой совместную деятельность его участников по достижению общих целей, имеет большой потенциал в решении задач воспитания, развития, этнокультурного образования детей дошкольного возраста, а также огромные возможности в эффективном использовании и расширении культурно-образовательного пространства дошкольного учреждения на основе развивающегося взаимодействия.
Первым таким социальным институтом является семья. Позитивное отношение родительской общественности к ДОУ выражается в конструктивной совместной деятельности. Наши педагоги пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее: системность и последовательность работы; индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Приобщение к национальной культуре, выстраивается от близкого к далёкому: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, до любви к родной стране. Корни каждого - в истории и традициях семьи. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке праздников, играют роли, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Знатоки национальной культуры», «В мире стихов Г. Тукая», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Эффективной формой по созданию языковой среды в домашних условиях является педагогическая библиотека для родителей, где книги и диски с песнями, сказками и мультфильмами на татарском языке им выдаются на дом. Воспитатели по обучению татарскому языку в начале учебного года на родительских собраниях в средних группах проводят консультации по работе в тетрадях по обучению детей татарскому языку. В подготовительных к школе группах приглашают родителей поучаствовать в образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку. Только тесное сотрудничество воспитателей по обучению татарскому языку, воспитателей групп и родителей может обеспечить овладение детьми вторым государственным языком РТ.
Многоаспектное взаимодействие с муниципальным ресурсным центром «Чишме» направлено на освоение современных педагогических технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для реализации этнокультурной региональной составляющей и УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ. Педагоги принимают активное участие в муниципальных семинарах, мастер-классах, смотрах национальных уголков, различных конкурсах, представляют свои проекты по данному направлению и авторские дидактические пособия. Наши воспитанники и родители так же являются активными участниками муниципального центра, где участвуют в конкурсах рисунков, творческих выставках, фестивалях театрализованных представлений на татарском языке.
Многолетним партнером в социокультурном пространстве является центральная детская библиотека. Ежегодно организуются совместные мероприятия, направленные на приобщение детей к чтению, привлечение детей к литературным и культурным ценностям татарской, российской и мировой культуры: конкурс чтецов «Большой России малый городок»; «По страницам детских книг», «Ее Величество, Книга»; концертная программа «Чистопольские чтения», посвященная Всероссийскому дню библиотек, праздничная программа, посвященная творчеству Г. Тукаю. В 2016 году стартовал Республиканский конкурс «В сказке вера в дружбу и мир живет», организованный Государственной Республиканской детской библиотекой. Воспитатель совместно с семьей воспитанника МБДОУ № 4, стали победителями Гран-при муниципального этапа, а 13 октября были приглашены в финал, где выступили с чувашкой сказкой «Лиса-плясунья» на сцене театра кукол «Экият» и стали лауреатами Республиканского конкурса.
Особенностью МБДОУ № 4 является то, что он расположен в уникальном микрорайоне, где образовательное пространство обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия со всеми социокультурными объектами: Дом-музей Б.Пастернака, Детская музыкальная школа, Дом творчества детей и молодежи, а так же главными культурными достопримечательностями – Скарятинский сад, сквер татарской национальной культуры «Хэзинэ», сквер русской культуры «Умиление». Нашими педагогами разработан авторский экскурсионный проект, в рамках которого с воспитанниками организуются экскурсии в парки, скверы, музеи и другие культурные центры. Такая плановая и системная работа значительно обогащает знания дошкольников о родном городе, формирует у них нравственные качества, которые раскрывают связь родного города с Родиной в целом. Наши воспитанники и педагоги – активные участники всех мероприятий, организованных в нашем микрорайоне.
Педагогическим коллективом проведена ответственная и трудоёмкая работа по подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
В соответствии с разработанном планом работы по изучению и внедрению УМК «Говорим по-татарски» работа велась по следующим направлениям: создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, с учётом УМК для русскоязычных детей; работа с детьми по обучению татарскому языку; повышение квалификации педагогов; педагогическое просвещение родителей.
Организация языковой среды в группах была определена в качестве основного условия реализации обучения второму языку. Педагогами целенаправленно создаётся положительная мотивация от общения на татарском языке, организуются ситуации, вызывающие потребность, в общении используя разнообразные методы и приёмы: игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые, творческие задания и так далее. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребёнка и способствуют реализации его творческого потенциала.
Ведётся совместная работа с родителями, их активное вовлечение в процесс обучения дошкольников. Показываем родителям, как помочь своему ребёнку в усвоении лексики татарского языка. С родителями проводятся различных формы работы: консультации по изучению УМК «Говорим по-татарски», участие в утренниках, театрализованных представлениях проводимых как на татарском, так и на русском языках; анкетирования, просмотры занятий с использованием УМК, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков по татарским литературным произведениям, решение кроссвордов и т.д.
Во всех группах созданы интересные дидактические игры в соответствии с требованиями УМК «Говорим по-татарски». Весь материал созданный педагогами ДОУ активно используются в работе с детьми для обучения и закрепления программного материала по обучению татарскому языку.
Атмосфера, созданная педагогами ДОУ и родителями, позволяет наполнить повседневную жизнь детей интересными событиями, делами, встречами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует приобретению не только знаний, но и опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Создаёт благоприятные предпосылки для успешного освоения русскоязычными детьми татарского языка.
Список использованных источников:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс», 2004
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998
7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
8. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
9.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005
10.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003
12. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007
13.Педагогический словарь: учебное пособие/ [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.- М.:Издательский Центр « Академия», 2008
14.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание.-2003. №6,с.45-49
Предварительный просмотр:
Проектирование конспекта современного НОД, в целях обеспечения качества образовательного процесса и в рамках квалификационных испытаний педагогов.
Е.Е. Воробьева старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4»
Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности педагога, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов в профессиональной деятельности. Разработанная модель профессионального стандарта включает совокупность шести компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности. На этих шести компетентностях строится экспертиза педагогической деятельности педагогов претендующих на квалификационные категории и экспертиза на соответствие педагога занимаемой должности, где педагог сдает квалификационный экзамен в виде составления конспекта занятия. При составлении и оформлении конспекта НОД педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, даже самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы. Конспект должен быть развернутым, в котором описывается деятельность педагога и детей с прямой речью и предполагаемыми ответами детей. Надо помнить, что педагог должен говорить 25 – 30 %, а остальное время говорят дети.
Современное занятие – это занимательное дело, а значит, системообразующим элементом является деятельность ребёнка. Если каждый ребёнок занимается делом, значит, будет какой-то продукт (рисунок, фраза, песня, эмоция и т.п.), который для педагогов выступает как планируемый образовательный результат. Получается, что если каждый ребёнок на занятии что-то сделал, сказал, открыл, исследовал, то - это показатель или своеобразный индикатор деятельности, который поможет определить педагогу, что занятие было построено в форме занимательного дела и была реализована относительно каждого ребенка та или иная приоритетная образовательная область.
Структура современного НОД, соответствующего ФГОС ДО:
1. Тема «________________»
2. Цель (конечный результат, то к чему стремиться)
3. Программные задачи: образовательные; развивающие; воспитательные
4. Возраст детей:
5. Название образовательной программы (в том числе парциальной в рамках которой
проводится занятие,)
6. Методы и приемы, используемые на НОД + (словарная работа или
активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход)
+ участие родителей на НОД (если имеет место)
7. Технологии, используемые на занятии (здоровьесберегающае, ТРИЗ (РТВ),
исследовательская и т.д).
6. Образовательная область:
7. Интеграция образовательных областей:
8.Формы образовательной деятельности: игровая, проблемно-поисковая, продуктивная..
9. Предварительная работа: (если проводилась)
10.Оборудование и материалы: (оборудование, реквизит, используемые материалы)
11.Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
12. Итог (подведение итогов, рефлексия)
В рамках новых требований ФГОС педагог должен владеть компетентностью – в области постановки целей и задач и уметь сформулировать цели занятия для детей. Целепологание необходимо для того, чтобы научить детей (старшего дошкольного возраста) самостоятельно ставить цели. Дети должны понимать и видеть на протяжении всего НОД, что и как они будут делать. Это два обязательных элемента на всех этапах занятия. Лишь тогда в конце занятия они скажут: Что? Как? Для чего они делали? Какими этапами и способами шли к результату.
Цель вводной части конспекта НОД – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия. Для успешного вхождения в тему, и для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей, даже не своей группы, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, заворожить детей.
Учитывая положение Л.С. Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие, педагог должен строить занятие таким образом, чтобы достичь поставленные образовательные цели в «зоне ближайшего развития».
«Зона ближайшего развития» - это ситуация, когда ребёнок «хочет, но не знает ещё пока, как и что надо сделать». Это очень важный момент в проведении занятия, поскольку иногда педагоги строят весь образовательный процесс в «зоне актуального развития», когда дети могут уже и без педагога справиться с освоением предложенной им деятельности. Это ситуация, когда «хочу и уже могу это сделать», «хочу и знаю как», допустима при организации самостоятельной деятельности детей.
А Образовательный процесс состоит в том, чтобы развитие ребёнка сначала осуществлялось в совместной деятельности педагога с детьми т.е. в «зоне ближайшего развития», а затем в самостоятельной деятельности детей с учётом «зоны актуального развития» детей.
Основная часть НОД состоит из трех частей –
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог должен лишь дополнять знания новой информацией. Наблюдения показывают, что в использовании элементов проблемности имеются недоработки. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Владение педагогом компетенцией в области мотивирования поможет создать условия, в которых каждый ребенок смотивирован на деятельность;
- мотивация – это заинтересованность, а какими же способами её достичь? Это продуманность хода занятия, использование оценки и самооценки, элементов соревнования, похвала, вопросы наводящие детей на размышление: «За счёт чего это получилось?»).
Педагог должен быть уверен, что каждый ребенок понял правильность решения задачи, усвоил материал на занятии.
В большинстве конспектов не обозначен индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей. Мы за последнее время говорим о том, что работа в дошкольном учреждении строится на личностно-ориентированном подходе к детям. В индивидуально-дифференцированном подходе как раз есть большая возможность реализовать личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать психологические и физические особенности каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию.
В заключительной части занятия должно быть отражено содержание, направленное : на закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети, на оценку результатов занятия, привлечению детей к взаимооценке и самооценке –. Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
Конспект занятия должен так же содержать различные варианты ответов и действий воспитанников. Педагог прописывает разные варианты развития занятия в зависимости от ответов и действий воспитанник
- «Что нового вы узнали?»,
- «Где можно применить новое знание?»,
- «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?»,
- «Зачем мы отправились в путешествие?»,
- «Зачем мы искали истину?»,
- «Для чего мы проводили эксперименты?»,
- «Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?»,
- «Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии?»
Мы работаем в современных дошкольных учреждениях, где имеется мультимедийная техника познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ТСО, ИКТ, Мы не должны забывать, что информационная компетентность педагога, должна прослеживаться и оцениваться при проведении занятия и при составлении конспекта.
Предварительный просмотр:
Воробьева Елена Евгеньевна
старший воспитатель
высшая квалификационная категория
Чистопольский муниципальный район
МБДОУ «Детский сад № 4»
«Знатоки национальной культуры»
сценарий интерактивной игры с педагогами и родителями.
Цель: активизация взаимодействия родителей и педагогов по вопросам национального образования.
Предварительная работа: консультация, беседы с родителями.
Материалы и оборудование: листы с заданиями по количеству команд, презентация с элементами татарского и русского орнаментов, ИКТ — проектор, компьютер, экран.
Ведущая: Добрый день уважаемые родители и педагоги!
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. И важным условием конечно является установление доверительного контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному и сегодня мы представляем вашему вниманию - интерактивную игру, в которой примут участие родители и педагоги.
В игре участвуют две команды. Каждая команда состоит из 6 человек, в которой - 3 педагога и 3 родителя.
Компетентное жюри оценивает - 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание № 1
(Команды придумывают свое название и небольшое приветствие на русском и татарском языках.)
Ведущая: Пока команды выполняют первое задание, я хочу вам сказать несколько напутственных слов. Каждый любит землю, на которой он родился, вырос. Из поколения в поколение люди как самую большую драгоценность проносят легенды, сказания, песни, которые ярко и точно рассказывают о «делах давно минувших дней». Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе “Об образовании” (закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности. И то же время это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых - родителей и педагогов.
Ведущая: Итак, давайте познакомимся с нашими командами!!! (приветствие)
Задание № 2 «Солнце».
Ведущая: Перед вами лист, в центре изображен солнечный круг на котором написано – «национальная культура». Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от солнца. Над каждым лучом записывается слово или словосочетание, которое входит в совокупность компонентов национальной культуры.
(музыка и народные инструменты, устное народное творчество, праздники, язык, традиции, обряды, игры и игрушки, декоративно-прикладное искусство, вероисповедание, национальный костюм, национальные блюда.)
Ведущая: Пока команды выполняют задание, я хочу напомнить вам маленькие секреты общения педагога с родителями. Педагогу, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов», чтобы расположить к себе собеседника
нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные - это (показ слайда)
улыбка, имя собеседника и комплимент. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя ,доброжелательная улыбка! Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом ,языке. В общении с родителями наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: его ребенка, Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Игра «Волшебная тюбетейка». У меня есть волшебная тюбетейка, которую мы будем передавать друг другу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему рядом, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент, должен принять его и сказать ответный комплимент Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Задание № 3
Знаете ли вы о религии и народных обычаях русского и татарского народов? Поочерёдно каждой команде будут задаваться вопросы.
1 команда | 2 команда |
Как называется главная книга? Мусульман – Каран Христиан – Библия | Назовите священный день. Мусульман – пятница Христиан – воскресенье |
Национальный головной убор женский Татар – калфак Русский – кокошник | Национальная обувь Татар – ичиги Русских – лапти |
Перечислите национальную женскую одежду Татар – платье, фартук, камзул. | Перечислите национальную женскую одежду Русских – сарафан, душогрей (телогрей) |
Назовите основателя мировой Религии Ислама – Мухамед, Христиан – Христос. | Свадебный религиозный обряд Татар – Никах Христиан – Венчание |
Религиозный обряд, связанный с ограничением приёма пищи Мусульман – Ураза Христиан – Пост | Какие религиозные праздники отмечаются в Республике Татарстан и считаются не рабочими У мусульман – Курбан байрам У христиан – Рождество |
Задание № 4
Пока жюри подсчитывает баллы мы переходим к следующему заданию. Давайте вспомним и назовем элементы русского и татарского орнамента На слайде поочередно появляются элементы узоров, команды по очереди называют, а жюри оценивает
Задание № 5
Ведущая: попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
Времени у вас 3 минуты.
Если:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Ведущая: Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?”
“Это было …, -
Ведущая: Что ответило Знание»?
“Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».
Ведущая: Над чем заставила вас задуматься эта притча?
Жюри подводит итоги.
Ведущая: Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Спасибо всем участникам за полезное общение.