Инновационная деятельность

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Проект инновационной деятельности  "Робототехника в современном ДОУ - первый шаг приобщения дошкольников к техническому творчеству".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс

научно-образовательных проектов

«Великим педагогам посвящается»

Номинация: «Проект инновационной деятельности          образовательного учреждения»

Название проекта: «Робототехника в современном ДОУ – первый     шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

ст. Старовеличковская

2017г.

Название проекта:  «Робототехника в современном ДОУ – первый     шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Авторы проекта: Марченко О.А., учитель-логопед

                                 Ярошенко Л.П., музыкальный руководитель

                                Максимова Л.Г., воспитатель

Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное – учреждение детский сад комбинированного вида №3 станицы Старовеличковской

Контактный телефон:8(86163) 26363

Адрес электронной почты: detskiy.sad.2015@mail.ru

Аннотация:  проект направлен на развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники, обучение основам конструирования и элементарного авиамоделирования.

Проект долгосрочный:  с сентября  2016 г. по  август 2019 г.

Данный проект реализовывается в вариативной части ООП в режиме студийно-кружковой деятельности.

Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ и во взаимодействии с авиамодельным кружком Детского Дома творчества.

Содержание

1. Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

2 Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

3. Цель. Задачи.

4.Теоретические и методологические основания проекта (научно педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основ упроекта).

5. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

6. Обоснование новизны инновационной деятельности.

7.Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.

8. Проектируемые результаты и инновационные продукты.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации(проекта)

10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

1.Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

        Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Актуальность проблемы проекта обусловлена тем, что
сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д. Одной из сегодняшних проблем в России является:  недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования, поэтому президент России В. В. Путин отметил необходимость введения популяризации профессии инженера.
Востребованность данных профессий актуальна как для Краснодарского края, так и для нашего Калининского района.  Кроме того, в  соответствие с региональной моделью выявления, поддержки и развития одарённых детей в России, на Кубани существует  необходимость формирования инновационной системы, которая коренным образом изменит интеллектуальность, креативность, а также образованность людей. Для этого необходимы условия и средства, способствующие развитию одарённого ребёнка уже в дошкольном возрасте.

Опыт педагогов МБДОУ- д/с №3 ст. Старовеличковской может быть использован педагогическими работниками Краснодарского края при реализации в образовательный процесс форм и методов, позволяющих пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ. Обеспечению работы в рамках ФГОС.

2. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности.

        В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

        Проведя анкетирование среди родителей и проанализировав результаты анкет, педагоги нашего детского образовательного учреждения смогли выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия  между:

- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами,  а  также отсутствием  организации  целенаправленной систематической  образовательной  деятельности  с  использованием Лего-конструкторов и первороботов LegoWeDO.

- необходимостью  создания  в  ДОУ  инновационной  предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

- возрастающими  требованиями  к  качеству  работы  педагога  и недостаточным пониманием педагогами влияния  конструкторских технологий на развитие личности дошкольников;

Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта.

3. Цель. Задачи.

Цель:

развить научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.

Задачи:

познавательная: развивать познавательный  интерес к робототехнике, авиамоделированию и азам таких предметов, как информатика, физика.

образовательная: формировать умение и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.

развивающая: развивать творческие способности, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях; развить внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое,  творческое); развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

воспитательная: воспитывать ответственность, дисциплину, умение доводить начатое дело до конца.

4. Теоретические и методологические основания проекта (научно педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

Изучив научную педагогическую литературу, пришли к выводу:

- разработки педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»;

- исследования головного мозга и психического развития детей (Лурия. А.Р., Рубенштейн С.Л., др.) доказывают связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом.

  • психолого-педагогические исследования (Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству – практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в  процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

5. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея проекта: поддерживать инициативу в области технического образования;  определять основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста; в   реализации   более широкого  и глубокого  содержания   образовательной деятельности  в ДОО с использованием  конструкторов LEGO и робототехники.

При реализации данного инновационного проекта будет:

- развиваться материальная база МБДОУ;

- повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;

- участие педагогов в конкурсах различных уровней;

- совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);

- расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;

-организация дополнительных платных образовательных услуг  в  МБДОУ;

 - повысится уровень  всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;

- формирование имиджа ДОУ;

 - удовлетворённость  родителей в образовательных услугах;

- участию воспитанников  в конкурсах, фестивалях по  робототехнике.

6. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Инновационность проекта.

       Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ и во взаимодействии с авиамодельным кружком Детского Дома творчества.

      В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой  вид деятельности, как  Лего – конструирование и образовательная робототехника. В Калининском районе еще нет ни одного ДОУ, реализующего Лего-технологии. Не достаточно опыта работы и разработанных методических материалов по теме.

Предполагаемый конечный результат инновационной деятельности – практическое воплощение в виде: нового содержания, методов, форм организации          образовательного процесса ДОУ, нового подхода к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, новых форм дошкольного образования.

7. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.

Сроки и этапы реализации проекта    

Проект долгосрочный:  с сентября  2016 г. по  по май 2019 г.

Данный проект реализовывается в вариативной части ООП в режиме студийно-кружковой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. этап  (подготовительный:   с сентября 2016 г. по август  2017 г.) – изучение  возможностей внедрения современных видов конструкторов, как первая ступень робототехники в образовательный         процесс         ДОУ, анализ имеющихся условий,  разработка и защита инновационного         проекта, повышение квалификации педагогов, организация         начального материально-технического обеспечения– центра конструирования, разработка совместного плана с Детским Домом творчества.

2 этап  (внедренческий: с сентябрь 2017г. по август 2018 г.) – практическое осуществление экспериментальной деятельности:  организация работы   центра конструирования «Юные техники», решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей  центра в образовательном процессе с дошкольниками:         реализация         детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами; походы и совместные занятия с педагогом и детьми ДДТ, выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем;

3этап (обобщающий:с  сентября  2018г. по май 2019г.) – осуществление  распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА 2016 – 2019 г.г.

Работа по внедрению проекта

Предполагаемые результаты в работе по реализации проекта

I этап  подготовительный (с сентября 2016 г. по август 2017 г.)

Разработка нормативно-правовой базы сопровождения проекта.

Создание творческой группы по реализации проекта

Приказ, положение о творческой группе, определение функциональных обязанностей членов творческой группы

Организация деятельности рабочей группы

План работы, протоколы заседаний, сбор практического и методического материала

Создание материально-технических условий

Центр конструирования «Юные техники»

Анализ методической литературы, наглядно–дидактических пособий, ресурсов сети интернет по – конструированию и робототехнике

Создание банка методических, наглядно – дидактических пособий, подбор литературы

Приобретение методической литературы конструкторов

Игровое оборудование. Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса – конструирования и робототехники в ДОУ.

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через конструирование и робототехнику.

Приказы, планы методических мероприятий, курсы повышения квалификации для педагогов: «Конструирование и робототехника в условиях введения ФГОС».

Анализ состояния конструктивной,

развивающей предметно-пространственной

среды в учреждении.

Аналитическая справка, составление

плана обновления и обогащение

предметно-пространственной среды и

методического обеспечения по

конструктивной деятельности и

техническому творчеству дошкольников.

Разработать план мероприятий на 2

практический этап.

План мероприятий

II этап внедренческий (с сентября 2017г. по август 2018 г.)

Подготовить отчёт о реализации 1подготовительного этапа.

Отчет о реализации 1 этапа проекта.

Разработка методических материалов (планов проведения семинаров, круглых столов, консультаций, практических занятий, мастер–классов) для работы с педагогами

Разработка серии методических материалов по теме проекта, накопление практического материала.

Изучение и внедрение в работу педагоговдетского сада системы работы по конструированию в самостоятельной и совместной с педагогом ДДТ деятельности в группе старшего возраста (проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер – классы и т.д.)

Перспективное планирование, планывоспитательно – образовательной работы. Практический и методический материал, планы проведения.

Создание мультимедийных презентаций по темам

Банк мультимедийных презентаций

Разработка технологических карт по конструированию для группы старшего возраста.

Технологические карты по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп)

Разработка сценариев и проведение мероприятий (развлечения, соревнования) по конструированию и робототехнике.

Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.

Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.

План, образовательные проекты,

сценарии совместных мероприятий,

фото- и видеоматериал.

Организация сетевого взаимодействия с Домом Детского творчества.

Проведение совместных мероприятий, видео и фото материалы.

Разработать план мероприятий на 3 этап

План мероприятий

III этап  Обобщающий (с  сентября  2018г. по май 2019г.)

Подготовить отчёт о реализации 2практического этапа.

Отчет

Подведение итогов работы по внедрению конструирования и робототехники в ДОУ.

Итоговые отчеты, сбор папок «Из опыта  работы».

Оформление передового опыта работы учреждения по проекту.

Оформление опыта работы, размещение на сайте МБДОУ.

Информирование общественности через СМИ, сайт учреждения о ходе, результатах работы учреждения по проекту.

Видео и фото, репортажи в местных СМИ, сайт учреждения.

Итоговый педагогический совет по теме: «Подведение результатов работы учреждения по проекту».

План подготовки и проведения, практический и методический материал, протокол.

Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение опыта работы по проекту.

Презентация опыта по реализации проекта.

Создание информационного банка методического материала собранного в ходе работы учреждения по проекту.

Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.

Диссеминация опыта работы учреждения по проекту конструирование и робототехника в ДОУ – «Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» через различные формы методической деятельности: форумы, конференции, конкурсы, практические семинары, круглые столы и т.д.

Написание публичного отчета. Анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.

Публичный отчет.

8. Проектируемые результаты и инновационные продукты.

Ожидаемые результаты, полученные воспитанниками в ходе реализации проекта:

- сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализироватьпредмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением

- развито умение применять свои знания при проектировании и сборкемоделей

- развита познавательная активность детей, воображение, фантазия творческая инициатива

- совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей

- сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу

- имеются представления:

  • о деталях конструктора и способах их соединении;
  • устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее     отдельных элементов;
  • о связи между формой модели и ее функциями.

Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется выявить  на  основе  самоанализа  результатов  педагогической деятельности. В результате  успешной реализации проекта планируется достижение   следующих результатов:

-  создание  в ДОУ новых  условия обучения и развития дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием   Лего-конструирования и первороботовLegoWEDO ,   в рамках реализации  основной части  образовательной  программы детского сада.

- выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству.

         В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений:

1. Методическая разработка по конструированию с использованием Lego- конструкторов и LegoWEDO (с приложениями перспективного тематического планирования  и ряда конспектов  занятий);

2.  Модель  Lego- центра (с методическими рекомендациями по организации работы в Lego центре: правила работы в Lego центре, схема-алгоритм работы с конструкторами  Lego,  технологические карты сборки конструкторских моделей);

 3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта)

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как  способствует:

  • обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • удовлетворённости  родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;
  • участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • повысится уровень  всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
  • участию воспитанников ДОУ в конкурсах и фестивалях по робототехнике.
  •  развиваться материальная база МБДОУ;
  • расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
  • организация дополнительных платных образовательных услуг  в  МБДОУ;

В результате обобщения предполагается  диссеминация  результатов:

  • освещение опыта в СМИ
  • принятие участия в конкурсах различного уровня  организационно-   методической  направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ  
  • принятие участия в конкурсах  и фестивалях по  робототехнике и техническому творчеству.

10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

Фактическое обеспечение:

- в реализации проекта задействованы все участники образовательного процесса: воспитанники; педагоги МБДОУ; родители воспитанников.

Нормативно-правовое обеспечение:

-разработана нормативно-правовая база сопровождения и поддержки реализации инновационного проекта.

Материально-техническое обеспечение:

- организация предметно-пространственной развивающей среды группового помещения и центра конструирования «Юные техники», оборудованного конструкторами нового поколения, развивающими играми:

1.Наличие необходимой мебели (столы, стулья, стеллажи)

2.Обеспечение группового помещения и центра «Юные техники» конструкторами LEGO нового поколения;

3.Закупка программного обеспечения-smart-стола;

Кадровое обеспечение:

В проекте задействованы специалисты:

-воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Всем педагогам необходимо пройти курсы повышение квалификации по организации продуктивной деятельности детей по LEGO-конструированию. Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам развития детей, организации работы по LEGO-конструированию и робототехнике.

Методическое обеспечение

1.Тематическое планирование по лего-конструированию, наличие планов работы с, детьми и ДДТ, родителями;

2.Цикл консультативного и практического материала для родителей по использованию  LEGO-конструирования для развития конструктивных,интеллектуальных и творческих способностей;

3.Система мониторинга личностного развития детей и результатов деятельности педагогов;

11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

На данный момент готовится к печати сборник Армавирского государственного педагогического университета, в который вошла методическая разработка «Инженерная книга – Фермерское хозяйство».

Получена рецензия на методическую разработку педагога ДОУ с использованием конструкторов Lego и LegoWEDO «Сборник конспектов к проекту по лего-конструированию«Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству».

Список используемой литературы

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  5. Емельянова, И.Е., Максаева  Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  7. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
  8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего

обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

  1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с.
  2. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  3. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  5. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  6. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-
  7. ПервороботLegoWeDo  – Электронные данные. – LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  8. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  4. «НС–портал»http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
  5. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
  6. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html

Приложение №1_

Результаты диагностики уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике

Ф.И.ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Сентябрь-май

Сентябрь-май

1.Швед Данил

С

С

2. Григорович Диана

Н

С

3.Терюшкова Лиза

Н

С

4.Михалев Семен

С

С

5.Магмедова Карина

Н

Н

6.Струков Миша

Н

С

7.Шкитер Денис

С

С

8.Лысенко Ксюша

Н

Н

9. Алиев Алимурад

Н

Н

10.Будко Диана

С

С

11.Денисова Лиза

Н

Н

12.Марченко Вова

С

С

ИТОГО

Н- 58%

С- 42%

Н – 33%

С - 67%

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

у детей 5-7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)


Приложение №2_

Диагностика уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей 5-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 5-6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 6 -7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.


        

        


Приложение №3

Тематическое планирование (старше-подготовительная  группа)

Тема

Цели

Оборудование

Кол-во занятий

Предполагаемый результат/место проведения

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с конструктором  Лего»

Введение. (Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности).

Разные виды конструкторы Lego.

1

Дети знакомятся с новым для них видом деятельности / ДОУ

«Путешествие в страну Разноцветное Лего»

Развивать способности детей к наглядному моделированию Лего-конструктор.

Конструктор Lego. Серия «Розовая мечта. Мой огород»

1

Знать и понимать схему

Работа  с моделями конструктора / ДОУ

ОКТЯБРЬ

«Фермерское хозяйство»

Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности

КонструкторLego. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа  с моделями конструктора/ ДОУ

«Чудо ферма»

Показать новые детали схемы.  Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

КонструкторLego. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.Работа  с моделями конструктора. Уметь собирать  модели  по выбору / ДОУ

«Урожай»

Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности. Учить доводить дело до конца. Развивать терпение, усидчивость.

Конструктор Lego.Схемы.Серия «Машины. Машина для уборки и перевозки урожая»

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа  с моделями конструктора / ДОУ

«Грузовые машины»

Показать новые детали схемы.  Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

Конструктор Lego.Схемы.

1

Знать и понимать схему

Работа  с набором ав/м /ДДТ

НОЯБРЬ

«Поможем Крошу вывезти урожай»

Учить детей передавать реальное сходство с грузовой машиной с помощью деталей конструктора по типу ЛЕГО; продолжаем учить анализировать образец машины и подбирать соответствующие детали.

Конструктор Lego.Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа  с набором ав/м /ДДТ

«Город маленьких человечков»

Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.

Конструктор Lego.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Поможем Незнайке построить Солнечный город»

 Упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора ЛЕГО, конструированию по фотографии; развивающие – активизировать и развивать индивидуальные склонности и возможности воспитанников в самостоятельной деятельности; совершенствовать конструкторские способности.

Конструктор Lego.

1

Знать и понимать схему

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Дом для наших друзей»

Учить строить дом по схеме, анализировать образец постройки, различать и называть строительные детали (кубик, призма, цилиндр, кирпичик, полукуб). Способствовать проявлению творчества, самостоятельности.

КонструкторLego. Схемы

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

ДЕКАБРЬ

«Терем-теремок»

Продолжать учить работать с конструктором , учитывая в процессе конструирования свойства и выразительные возможности деталей конструктора.Учить конструировать крышу .Развивать умение анализировать конструкцию.Закреплять умение конструировать по образцу.Дать понятие о том, какое здание называют «терем», какую часть здания называют «карниз».

Набор для моделирования. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать  модели по выбору и замыслу.

Работа  с набором ав/м /ДДТ

«Дом для оленя»

Продолжать  работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость.

Конструктор Lego. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Легенда о большом красном цыпленке»

Учить детей объединять конструкции единым сюжетом, закрепляя представление о Lego- деталях, развивая творческое воображение. Развивать у детей интерес к Lego- конструированию, проблемным игровым ситуациям. Воспитывать у детей доброжелательность, взаимопомощь, чувство коллективизма.

Конструктор Lego. Схемы. Серия “Городская серия. Мегаполис»

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Подарок Карлсону от ребят»

Упражнять в  отборе деталей, из которых могут быть построены части машины.Закреплять умения детей классифицировать транспорт по назначению: пассажирский, грузовой.Активизировать в речи обобщающие понятия «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт».

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

ЯНВАРЬ

«Спортивная площадка»

Учить детей конструировать по образцу, формирование представлений о здоровом образе жизни, о различных видах спорта.

Набор для моделирования. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать  модели по выбору и замыслу.

Работа  с набором ав/м /ДДТ

«Стадион»

Учить детей конструировать по образцу. Расширять представления детей о спортивной жизни города (спортивных сооружениях, различных видах спорта, профессиях, связанных с физическим воспитанием, продолжать работу по освоению конструктора лего.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

1

Умеет собирать  модели по выбору и замыслу.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Наш аквариум»

Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

1

Умеет собирать  модели по выбору и замыслу.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Пожарная часть»

Продолжать формировать умение работать с деталями конструктора. Закреплять умение выполнять самостоятельную работу. Формировать умение анализировать свою работу, развивать речь детей. Развивать самоконтроль, четкость движения рук, глазомер. Воспитывать желание доставлять людям радость, желание доводить начатое дело до конца; аккуратность, ответственность.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

1

Умеет строить разные модели , уметь работать в команде, владеет навыками конструирования. / ДОУ

ФЕВРАЛЬ

«Танк»

Учить детей конструировать по образцу, закреплять умение собирать по конструктивному решению модели, расширять знания детей об армии и видах войск,расширять словарный запас детей (военно-воздушные силы, военно-морской флот, сухопутные войска);

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

    1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«Самолет»

Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки.   Воспитывать творческие способности.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

  1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

«День Защитника отечества»

Мастер-класс. Строительство простейших моделей кораблей

Продолжать  работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость.

Набор для ав/м.

Технические модели. Схемы.

    1

Умеет строить разные модели самолетов, умеет работать в команде, владеет навыками конструирования./ ДДТ

«Путешествие на остров»

Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие способности.Учить доводить дело до конца. Развивать терпение

Конструктор LegoWEDO. Серия «Городская серия»

Схемы.

     1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа с моделями конструктора / ДОУ

МАРТ

«Коляска для малыша»

 Учить детей конструировать по образцу, закреплять знания детей о возрасте человека,расширять словарный запас детей и умение давать развернутый ответ,упражнять в разгадывании загадок об овощах.

Разные серии конструкторов.LegoWEDO. Схемы.

   1

Уметь собирать  модели по выбору и замыслу. /ДОУ

 «Сова-совушка, мудрая головушка»

Продолжать  работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость.

Конструктор LegoWEDO. Схемы. Серия «Городская серия»

   1

Знать и понимать особенности схемы. /ДОУ

«Сказка для Дюймовочки»

Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

1

Знать и понимать особенности схемы.

Работа  с моделями конструктора. /ДОУ

«Друзья спешат на помощь»

Развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию, развивать фантазию, развивать навыки произвольного поведения : внимательность , терпение , усердие.

Набор для ав/м.

Технические модели. Схемы

    1

Знать и понимать особенности схемы. /ДДТ

АПРЕЛЬ

«Космос»

Учить детей конструировать по образцу, продолжать учить детей создавать космические аппараты, строения жителей-роботов космического города.

КонструкторLegoWEDO. Схемы. Серия «Городская серия. Транспорт». Технические модели.

1

Умеет строить разные модели самолетов, умеет работать в команде, владеет навыками конструирования./ДОУ

«Путешествие робота на планету Земля»

Упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; закрепить название деталей строительного материала; развивать внимание, воображение, сообразительность.

Набор для ав/м.

Технические модели. Схемы

1

Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать  модели по выбору и замыслу. /ДДТ

«Летающая тарелка с инопланетянами»

Обустройство планеты путём постройки жилища для её обитателей из конструктора ЛЕГО.Учить строить сооружения из конструктора ЛЕГО на предложенную тему по условиям, которым должна удовлетворять постройка. Развивать фантазию, конструктивное воображение

Конструктор LegoWEDO. Схемы Серия «Городская серия. Авиация». Технические модели.

1

Имеет элементарные представления о блоках лампочек, сигнальных устройствах. Проявляет творческую инициативу и самостоятельность./ДОУ

"Жизнь на другой планете"

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

    1

Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать  модели по выбору и замыслу./ДОУ

МАЙ

«Праздник 9 мая. День победы»

Развивать навыки конструирования, развивать мелкую моторику рук.

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

   1

Знать и понимать особенности схемы./ДДТ

«Мы будем строить корабли»

Закреплять полученные навыки. Научить  детей самостоятельности в выборе модели.  Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности

Конструктор LegoWEDO. Схемы.

   1

Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать  модели по выбору и замыслу. /ДОУ

«Московский Кремль»

Учить строить забор и башни разной величины из кирпичиков 3х4 и 1х4, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков.

Разные виды конструкторов.

   1

Уметь собирать  модели по выбору и замыслу./ДОУ




Предварительный просмотр:

Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством образовательной робототехники на основе конструктора LEGO WeDo

2 слайд:

Цель: Совершенствование педагогического опыта и повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в вопросах использования образовательной робототехники на основе конструктора LEGO WeDo при организации образовательного процесса в ДОО.

3 слайд

Задачи:

  • оказание методической помощи педагогам ДОУ по использованию образовательного конструктора LEGO WeDo на занятиях по легоконструированию и робототехнике с детьми дошкольного возраста;
  • формирование информационно-коммуникационных и технических компетенций педагогов;
  • создание условий для профессионального общения, роста, самореализации и творческого потенциала слушателей.

Вступление: Добрый день, уважаемые коллеги и присутствующие! Разрешите вас поприветствовать и пригласить на мой мастер-класс, который я проведу в форме семинара – практикума.

4 слайд 

Сейчас как никогда возрос спрос на инженерные кадры, которые способны проектировать, создавать, управлять и модернизировать высокотехнические и робототехнические устройства. В России разработана схема развития личности в инженерно-техническом направлении, ветка развития идет с дошкольного возраста и вплоть до окончания ВУЗа. Такова установка нашего правительства. 

5 слайд 

Именно поэтому тема нашего семинара - практикума: «Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством образовательной робототехники на основе конструктора LEGO WeDo».
Считаю, что наш разговор целесообразно начать с обсуждения понятия «Инженерное мышление».
6 слайд

«Инженерное мышление – вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. 

Но, к сожалению, на сегодняшний день возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества используются недостаточно. Одним из средств обучения и развития в этом направлении является образовательный конструктор ПервоРобот LEGO WeDo, который позволит детям ощутить себя в качестве инженеров и программистов. Т.к. на занятиях дети разрабатывают, конструируют, программируют роботов. 

7 слайд

Что же из себя представляет этот образовательный конструктор. 

8 слайд

В набор входят программное обеспечение, 

9 слайд

158 элементов, 

10 слайд

Включая USB ЛЕГО – коммутатор (элемент, который соединяет модель и ноутбук), мотор (элемент приводящий в движение модель), датчик наклона (сообщает о направлении наклона) и датчик расстояния (реагирующий на приближение объектов), эти элементы позволяют сделать модель более маневренной и «умной». 

В ряду новых возможностей, которые предоставляет нам сеть, компьютеры и другие способы связи и технические новинки, Lego Education выделяется тем, что позволяет организовать получение новой информации из поведения реальных объектов, при этом объекты можно изменять, конструировать по-новому и вновь экспериментировать.

Перед тем, как работать с конструкцией - ее надо собрать, увидеть и понять “изнутри” способы ее работы.

Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компьютера. Т.е. выводят работу детей на современный уровень проведения научных экспериментов. Это касается и программирования роботов и использования блока регистрации и анализа данных.

Слайд 11

Методика с ПервоРоботами LEGO Wedo. ПервоРоботов LEGO используют в привычном порядке, как мы это делаем с любой новой темой. Последовательность работы выстраивается следующим образом:

1. Объяснение новой темы;
2. Сбор, программирование и исследование принципиальных моделей, выяснение принципов работы механизма;
3. Постановка задачи для выполнения мини-проекта;
4. Постановка творческой задачи: на основе изученной темы собрать новую конструкцию с заданными свойствами, запрограммировать ее;
5. Защита выполненной творческой работы.

Такой метод организации занятия дает возможность работы с ПервоРоботами LEGO сразу со всей подгруппой, в таком режиме работы мы получим великолепное разнообразие творческих воплощений одного и того же задания.

А для того чтобы вы непосредственно смогли ощутить себя в роли инженеров и программистов, повысить свои компетенции в данном направлении и передать полученный опыт детям, предлагаю приступить к практической части нашего мероприятия. Для этого я приглашаю 6 педагогов.

Так как конструирование способствует не только познавательному развитию но и развивает умение работать в команде предлагаю вам групповую форму работы. Прошу занять рабочее место.

12 слайд

И так приступим к работе. На рабочем столе ваших ноутбуков найдите ярлык программного обеспечения LEGO WeDo, кликнув дважды запустите программу.

13 слайд

Перед вами рабочее поле, в нижней части - палитра с блоками, которые помогут создать вам программу. Так же программное обеспечение включает в себя комплект заданий. Для того, чтобы открыть Комплект Заданий в окне программного обеспечения в левом верхнем углу щелкните на вкладке Содержание, 

14 слайд

а затем на голову легочеловека. 

15 слайд

Обратите внимание перед вами 12 моделей, которые разделены на четыре раздела:

  • «Забавные механизмы»;
  • «Звери»;
  • «Футбол»;
  • «Приключения».

16 слайд
Сегодня я вам предлагаю окунуться в наш ЛЕГО-мир и раствориться в атмосфере футбола.
(вопрос к залу) - А назвать участников футбольного матча, мне помогут слушатели. Назовите участников футбольного матча. (ответы).

17 слайд

Как вы думаете кого из участников матча мы будем сегодня конструировать?

И так обратите внимание, на рабочем столе каждого лежит бланк с изображением той модели, которую вы будете конструировать. Пожалуйста из комплекта заданий выберите именно ту модель, которую вам нужно сконструировать.(Включить фильм футбол)
После выбора модели автоматически транслируется фильм, чтобы заинтересовать детей к деятельности.

18 - 25 слайд

Следующий этап пошаговая схема. Предлагаю приступить к конструированию. В процессе сборки прошу не забывайте о том, что вы работаете в парах.

27 слайд

Пока участники выполняют задание, слушателям я предлагаю виртуально сконструировать модель футболиста. Эта работа проводиться следующим образом: я зачитываю текст, а вы заполняете пропуски названием деталей. Слайд на экране будет для вас подсказкой. Будьте внимательны.

Для создания ног футболиста используйте две красные с 15 – ю отверстиями ____. Подвижная балка закреплена на ____, которая связана с ______. Для того чтобы привести футболиста в движение соедините ________ с ноутбуком, а затем запустите _______.
Следующий этап работы программирование. Обратите внимание на рабочем поле каждого, в верхней части алгоритм составления программы. Выбрав нужный блок с помощью компьютерной мыши, вытяните его на рабочее поле. Предлагаю приступить к работе.
(Включить фильм «Робототехника»)
Слушателям предлагаю посмотреть фильм.
И так участники готовы? Проверим, правильно ли вы составили программу, для этого кликните на блок начало. Все отлично справились с заданием.

Перейдем к заключительной части работы. Для этого всем парам нужно объединиться в одну команду создать игровую ситуацию из готовых моделей и обыграть ее. Также, если для обыгрывания вам необходимы дополнительные атрибуты вы можете создать их из бросового материала, который лежит на столе.

Следует отметить, что особенность и уникальность LEGO состоит в том, что эти конструкторы дают широкое поле для реализации более сложных инженерных проектов в сотворчестве воспитанника и воспитателя. «Использование конструкторов ориентирует на моделирование "инженерной" проектной деятельности. В данном случае понятие "проект" используется в том же контексте, что и в технических вузах - задание открытого типа, требующее генерирования идей по способу достижения цели. Именно таким образом мы можем подготовить разработчиков новых технологий, а не только их потребителей (по крайней мере, именно так обстоит дело в нашей стране сейчас). И нам нужны способы выхода из этой ситуации...» (Брыксина О.Ф.).

28 слайд

Участники готовы защитить свою творческую работу? (защита творческой работы).

В процессе сегодняшнего семинара – практикума вы смогли убедиться что работа с образовательными конструкторами очень трудоемкая т.к.задействует не только движение рук но и мыслительные процессы ребенка кроме того она интересная и занимательная т.к. вовлекает детей в процесс игры. От уровня конструирования к уровню программирования робототехники.

29 слайд

  Вы успешно справились с заданием. Я благодарю вас за активную работу. Надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в работе.

30 слайд Рефлексия.

    Прошу оценить мой мастер-класс следующим образом.

     Перед вами – детали ЛЕГО-конструктора 4 цветов. На экране вы можете познакомиться с значением каждого цвета. Я прошу участников выбрать какой либо цвет и построить башню Профессионального роста.

  1. Красный – башня познания.
  2. Желтый - башня затруднений.
  3. Зеленый – башня сомнений.
  4. Синий - Башня равнодушия.