Главные вкладки
Головина Валентина Григорьевна
Руководство по рисованию на тему пейзажной живописи.
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с 4лет,
Нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.
Программа ставит задачу развития поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведениях искусства.
Одной из форм работы по эстетическому воспитанию является занятия сюжетно тематическим рисованием, основная цель которых- развитие умственной активности творческого воображения детей.
Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное, т.е.
известное содержание в новой трактовке. Без помощи взрослого дети
часто затрудняются определить художественные средства, которые поэт использует при описании природы, что ,в свою очередь, ведет к невыразительности образов..
К основным методам, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества относятся:
1Наблюдение явлений объектов природы, описанных в поэтических произведениях.
2Беседы о поэтических образах.
3Рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе
4.Показ некоторых приемов изображения.
5.Анализ рисунков.
Специфика методов.
Наблюдения проводятся с целью сопастовления пейзажей, описанных в поэтическом произведении ,с существующем в природе. Методика проведения наблюдений усложняется от опыта детей и задач. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки .и.т.д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесную активность детей на основе знания произведения. Дети должны отыскать объекты описанные в нем, потрогать рассмотреть их, прочитать строчки стиха. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к описанию пейзажей.
Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы. Если произведение небольшое по объему, содержит описании одного образа или несложной картины природы и беседа о нем занимает немного времени. Если рисование проводится на основе стихотворения, состоящего из нескольких четверостиший, отражающих различные картины природы, то целесообразнее познакомить детей в свободное время или на занятии по развитию речи.
Прочитав произведение выразительно, воспитатель задает вопросы, помогающие представить содержание рисунка. Они должны стимулировать живой обмен впечатлениями, способствовать пониманию выразительных черт образов природы, описанных в стихотворении.
Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассматривать картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т.е.обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия.
Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы.
Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступно применение таких изобразительных материалов, как угольный карандаш ,восковые мелки ,пастель.
Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка. можно рекомендовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивание краски, размыва и .т.д.Педагог учит разводить акварельные краски водой, получая нужные оттенки.
Рисование по сырому фону акварелью уместно проводить при изображении осеннего или весеннего .пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать для рисования цветов, листьев.
Важным приемом обучения является также анализ детских рисунков. он может проходить по- разному.
Дети читают одну или несколько строк из произведения и отмечают, как этот эпизод отображен в рисунке. Или в результате анализа рисунков дети создают книжку-ширму, раскрывающую последовательно поэтические строки. Можно проводить специальные занятия по рассматриванию детских рисунков на темы стихов о природе, где дети вспоминают, какому произведению они соответствуют, читают это стихотворение или вспоминают отрывки. В дальнейшем из детских рисунков можно составить тематические альбомы «Зима(весна, лето, осень) в рисунках детей»;периодически их рассматривать ,помещать в уголки для родителей, дарить малышам
Благодаря анализу работ детям становится понятнее поэтический образ, развивается аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие поэтического текста.
В результате таких занятий дети чаще начинают говорить друг другу о том, как красиво вокруг, их словарь обогащается поэтическими выражениями Стихи, по их мнению, помогают создавать «разноцветные рисунки»Дети уже не теряются в поисках сюжета для изображения, им «понятно»,о чем рисовать.